Папки-передвижки

Работа психолога по формированию межличностных отношений школьников и обучению навыкам конструктивного взаимодействия

Оксана Александрова
Работа психолога по формированию межличностных отношений школьников и обучению навыкам конструктивного взаимодействия
▼ Скачать + Заказать документы

Работа психолога по формированию межличностных отношений и обучению навыкам конструктивного взаимодействия.

(Из опыта работы психолога ППМС центра)

Педагог-психолог МБОУ ППМС ЦДиК НМР РТ

Александрова О. А.

Публикация «Работа психолога по формированию межличностных отношений школьников и обучению навыкам конструктивного взаимодействия» размещена в разделах

В настоящее время все больше возрастает число учащихся, испытывающих трудности в обучении и имеющих поведенческие проблемы. Эти явления могут стать причиной школьной дезадаптации, снижающей учебную мотивацию, привести к серьезным психологическим проблемам. Возможны существенные отклонения в развитии личности учащихся, формировании деструктивных форм поведения. Исходя, из опыта работы по направлению развития и коррекции эмоционально-волевой сферы психологи сталкиваются со следующими проблемами:

Приглашая ребенка на занятия, мы работаем с ним, корректируя те или иные особенности эмоциональной и коммуникативной сферы. Отслеживая положительную динамику, получая положительные отзывы от родителей, с течением времени узнаем, что проблемы появились вновь. Это может быть следствием того, что мы в процессе работы затрагиваем ребенка и его семью, и то в большинстве случаев, только маму или бабушку. Упуская при этом само социальное окружение ребенка, т. е. школу (его отношения с одноклассниками, учителями, его место в коллективе). Что имеет немаловажное значение в жизни ребенка и важно проводить работу именно в этом контексте.

Одной из главных причин, влияющих на возникновение неуспеваемости и поведенческих проблем являются несформированные навыки межличностного общения. Речь идет не только об отношениях ребенка с одноклассниками, а в первую очередь, о системе отношений «родитель - ребенок» и «ребенок- учитель».

Исходя из выше сказанного предлагаю вашему вниманию такое направление в работе, как коррекционно-диагностические занятия, с так называемыми «трудными» классами, которые есть в каждой школе. Сюда можно отнести классы с межличностными проблемами, классы с трудностями в обучении и т. п., также работа по заявке школы по поводу конкретного ребенка, либо работа по запросу родителей.

Что вошло в такую работу :

• Диагностика познавательной и эмоционально-волевой сфер учащихся (в зависимости от запроса школы) с целью выявления причин трудностей в работе с этим классом.

• Составление психологического портрета педагогов, работающих с этим классом.

Работа с родителями (собрания, встречи, консультации)

Работа с учителями (рекомендации по работе с этим классом)

Работа с учащимися (Проведение классных часов, коррекционно-диагностических занятий по развитию познавательной и эмоционально-волевой сфер (В зависимости от полученных результатов диагностики).

Программа работы строится на следующих принципах:

Принцип мотивационной готовности. Работа ориентирована на проблемы значимые для школьников, их учителей и родителей. Мотивационная готовность достигается путем постоянного обращения к личному опыту, демонстрации личностной значимости получаемой информации.

Принцип комплексности. При работе с трудным классом планируются мероприятия не только для учащихся, но и для учителей и родителей. В целом в работе задействованы : сам класс, учителя работающие с этим классом и родители учащихся.

Принцип учета возрастных особенностей. Использование методических средств, соответствующих возрасту учащихся, составляющих трудный класс.

Отсюда возникает необходимость комплексного подхода к решению проблемы ребенка, необходимого для того, чтобы взглянуть на проблему с разных сторон. Если причины трудностей вовремя определить и провести своевременную работу, то это будут лишь временные трудности, преодолев которые ребенок почувствует уверенность в своих силах. В большинстве случаев затруднения как ребенка, так и родителя и педагога, связаны с нарушением общения между ними. Именно поэтому и педагогам и родителям желательно освоить различные приемы и техники работы с детьми.

Проведя такую работу мы выявляем :

• Комплекс причин трудностей, которые мешают классу успешно учиться и развиваться

Психологические особенности педагогической деятельности и дать рекомендации по дальнейшей работе учителю.

• Провести работу с семьей, дать им дальнейшее направление, направить к нужным специалистам (к которым они возможно вообще не знают как обратиться и куда.).

Таким образом, проведя такую работу, мы рассматриваем ребенка в его социально значимой среде, не «вырывая» его оттуда, что будет гораздо более результативно.

Работа в данном направлении проводится более 2 лет и дает положительные результаты.

Приложение 1. Примерный план работы*

№ Направление работы Задачи Форма работы Место проведения

Встреча № 1 Знакомство Изучение запроса, сбор информации о проявлении «трудности» класса в поведении составляющих его учащихся Наблюдение, беседа Школа

Встреча № 2 Диагностика Выявление уровня развития когнитивной и личностной сферы учащихся, составление характеристики взаимодействия учащихся друг с другом, учителя с классом, определение социально-психологического климата в классе, диагностика эффективности учебной деятельности класса, Фронтальная и индивидуальная диагностика, компьютерная диагностика Школа

Встреча № 3 Работа с учителем Составление психологического портрета учителя. Ознакомление с результатами диагностики учащихся, рекомендации.

Создание условий для осознания педагогами ответственности за разрешение сложившейся ситуации и для совместного поиска путей эффективного взаимодействия с классом на основе учета его сильных и слабых сторон.

Эмоциональная поддержка педагога в работе с классом.

Создание условий для анализа собственного стиля педагогического взаимодействия с классом.

Создание условий для анализа индивидуальных особенностей каждого ученика, сильных сторон класса в целом. Компьютерная диагностика, беседа Школа

Встреча № 4 Работа с родителями Диагностика семейных отношений, ознакомление с результатами диагностики детей. Определение дальнейшего маршрута работы. Диагностика АСВ, родительское собрание, анкетирование Школа

Встреча № 5-12 Работа с родителями Выработать с родителями оптимальные требования и условия воспитания для благоприятного психологического развития ребенка.

Формировать понимание необходимости устранения у ребенка негативных эмоциональных состояний для успешной учебной деятельности.

Психологическое просвещение родителей, знакомство их с психологическими особенностями данного возраста, анализ основных трудностей возникающих в процессе обучения.

Повышение психологической культуры родителей.

Создание условий для формирования у педагогов и родителей ответственной позиции, связанной с необходимостью психологической помощи классу.

Совместный поиск способов эффективного взаимодействия с детьми по вопросам школьной жизни. Дискуссия, мини-лекции, упражнения, анкетирование Тренинговый зал

Работа с учащимися Способствовать снижению уровня проблем в межличностных отношениях учащихся класса.

Показать степень сплоченности группы, стратегию поведения каждого участника.

Коррекция мотивационной сферы.

Воспитывать способность к принятию себя, осознание своих сильных сторон.

Создать условия для сплочения коллектива. Совершенствовать умение находить выход из трудных жизненных ситуаций, управлять собой в трудной ситуации.

Создание дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия.

Обучение учащихся эффективному использованию собственного психического потенциала в учебной деятельности.

Разрядка отрицательных эмоций, связанных с учебной деятельностью.

Создание условий для повышения самооценки учащихся.

Создание условий для поддержания учебной мотивации и формирование благоприятного образа учителя Занятия

Встреча № 13 Итоговая диагностика Диагностика личностной сферы, семейных отношений, выявление динамики от проделанной работы. Повторная диагностика по итогам занятий Школа

Встреча № 14 Подведение итогов Ознакомление родителей с результатами работы, рекомендации по дальнейшему взаимодействию. Закрепление положительного эффекта от проделанной работы. Итоговое занятие Тренинговый зал

*В зависимости от выявленных трудностей для каждого конкретного класса составляется подробный план работы.

Литература:

• Микляева А. В., Румянцева П. В. «Трудный класс» : диагностическая и коррекционная работа. Спб. : Речь, 2006.

• Семаго М. М., Семаго Н. Я. Диагностико-консультативная деятельность психолога образования. Методическое пособие. - М. : Айрис-Пресс, 2004.

• Практикум по психологическим играм с детьми и подростками\Азарова Т. В., Беглова Т. В., Битянова М. Р., Королева Е. Г. Под общей редакцией Битяновой М. Р. – СПб. : ПИТЕР, 2005.

• Микляева А. В., Румянцева П. В. Школьная тревожность : диагностика, профилактика, коррекция- СПб. :Речь, 2004.

• Шарапановская Е. В. Социально-психологическая дезадаптация детей и подростков. Диагностика и коррекция. - М. : Изд-во «Ось-89», 2001.

• Шилова Т. А. Психодиагностика и коррекция детей с отклонениями в поведении – М. : Айрис-Пресс, 2004.

• Монина Г. Б., Панасюк Е. В. Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником – Спб. : Речь, 2005.

• Агеева А. И. Коррекционные техники в школе. – Спб. : Речь, 2004.

• Руководство практического психолога : психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. Под редакцией И. В. Дубровиной – М. : Академия, 2000

• Истратова О. Н., Эксакусто Т. В. Справочник психолога средней школы – Ростов н\Д. : Феникс, 2006.

• Рязанова Д. В. Тренинг с подростками. С чего начать? Пособие для психолога и педагога. – М. : Генезис, 2003.

• Смирнова Е. Е. Познаю себя и учусь управлять собой. Программа уроков психологии для подростков. – СПб. : Речь, 2007.

• Федосенко Е. В. Психологическое сопровождение подростка: система работы, диагностика, тренинги. – СПб. : Речь, 2008.

• Программа компьютерной обработки блока психологических тестов. Диагностика готовности ко второй ступени обучения и адаптация младших подростков – Спб. : Амалтея, 2007.

• Программа компьютерной обработки и тестирования. Психологический портрет учителя. – Спб. : Амалтея, 2010.

Публикации по теме:

Особенности межличностных отношений дошкольников «Особенности межличностных отношений дошкольников». Примерный план изучения темы. Понятие о личности. Понятие о группах и коллективе. Развитие.

Анкета для воспитателей «Совместная продуктивная деятельность как фактор формирования межличностных отношений детей» Анкета для воспитателей "Совместная продуктивная деятельность как фактор формирования межличностных отношений детей" Уважаемый педагог.

Исследование детских межличностных отношений Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её.

Работа учителя-логопеда по расширению словарного запаса у младших школьников [/h3]Работа учителя-логопеда по расширению словарного запаса у младших школьников Любому ребенку нужен “строительный материал” – слова,.

План по самообразованию на тему: «Сюжетно — ролевая игра как средство формирования межличностных отношений дошкольников» ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ 1. Воспитатель – Орешкина Анна Викторовна; 2. Образование: высшее; 3. Тема самообразования: «Сюжетно – ролевая игра.

План взаимодействия с семьей воспитанников по формированию основ ЗОЖ на 2016–2017 ггПлан взаимодействия с семьей воспитанников по формированию основ ЗОЖ на 2016–2017 гг Здоровье ребёнкас первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает. Детский сад и семья — вот две основные социальные.

Презентация проекта «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования межличностных отношений дошкольников» Данная тема выбрана мною не случайно, т. к. проблема межличностных отношений дошкольников является актуальной, особенно в наше время. По.

Психокоррекционная работа педагога-психолога с детьми ОВЗ Психо-коррекционная работа педагога психолога с детьми ОВЗ «Каждый ребёнок имеет возможность быть психологически готовым к школьному обучению.

Современные формы взаимодействия педагога-психолога и учителя-логопеда с родителями В последнее время уделяется большое внимание коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста, имеющими различные отклонения.

Встреча с интересным человеком как форма работы с родителями, способствующая формированию детско-родительских отношенийВстреча с интересным человеком как форма работы с родителями, способствующая формированию детско-родительских отношений Внедряя эту традицию, я поставила перед собой цель: способствовать формированию детско-родительских отношений, организовать общение родителей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Работа психолога по формированию межличностных отношений школьников и обучению навыкам конструктивного взаимодействия
Опубликовано: 8 августа 2017 в 13:10
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Работа психолога по формированию межличностных отношений школьников и обучению навыкам конструктивного взаимодействия» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Александрова (УИ 1235318) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД