Людмила Нахашева
Работа учителя-логопеда по расширению словарного запаса у младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
[/h3]Работа учителя-логопеда
по расширению словарного запаса у младших школьников
Любому ребенку нужен “строительный материал” – слова, из которых он будет строить свои фразы. Словарный запас соотносится со словами, которые ребенок должен знать, чтобы затем он смог эффективно общаться, слушать, говорить, читать, и писать. Словарный запас играет важную роль в обучении чтению. Как помочь ребенку узнать новые слова, достичь максимума в расширении словарного запаса?
Публикация «Работа учителя-логопеда по расширению словарного запаса у младших школьников» размещена в разделах
Главное условие - общение с ребенком и расширение собственного словарного запаса.
У ребенка сначала накапливается пассивный словарный запас – это те слова, которые ребенок знает, понимает, может различать на слух, а затем активный – те слова, которые ребенок произносит, употребляет. Только побыв какое-то время в пассивном словаре, слово перекочевывает в активный словарь.
Каждый из этих словарных запасов может быть охарактеризован по двум параметрам: количественному (объем) и качественному (семантическое содержание). Объем лексического запаса зависит от возраста ребенка, уровня развития его познавательных и мыслительных функций, условий воспитания. Например, в младшем школьном возрасте у детей преобладает наглядно-действенное мышление, что и определяет наличие в словаре ребенка предметной лексики, обозначающей окружающие предметы (игрушки, посуду, одежду и др., а также набора глаголов, обозначающих повседневные бытовые действия.
Перед началом работы с ребенком, логопед изучает уровень его словарного запаса, для этого он выясняет знание ребенком слов из следующих групп : игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, предметы домашнего обихода, домашние животные, дикие звери, растения, цветы, транспорт, школьные принадлежности и т. д. После определения количества и качества словарного запаса ребенка, начинается работа по устранению пробелов в знаниях и расширению пассивного и активного лексического словаря.
Занятия с логопедом проводят в такой последовательности:
Учимся выговаривать тихо и громко слова, подражающие звукам.
Расширяем словарный запас обозначениями новых предметов, зверей с детёнышами и т. д. При этом каждый новый предмет подробно описывается, обыгрывается - всё это помогает формированию представления о слове, обозначающем предмет.
Усваиваем прилагательные. Например, лошадь большая, а жеребёнок маленький.
Рассматриваем части тела: голова, шея, туловище, лапы, хвост, уши и т. д.
Слушаем сказки, потешки, стихи. Это способствует развитию правильной речевой грамматики.
Учимся до конца проговаривать слова, предложения.
Пересказывать рассказы.
На фронтальных занятиях я формулирую темы и отрабатываю с детьми материал по произношению, звуковому анализу, обучаю элементам грамоты, одновременно знакомлю детей с определёнными лексико-грамматическими категориями.
Работа по расширению словарного запаса проводится на каждом индивидуальном и групповом занятии.
В структуру занятия включаются лексические темы, например: «Школа», «Моя семья», «Дикие и домашние животные» и другие, так же применяются лексические темы, отражающие региональный компонент, например: «Животные и птицы Краснодарского края», «Особенности весны на Кубани», «Наша станица», «Животный мир Краснодарского края» и т. д.
Данная работа осуществляется совместно с учителем и воспитателями.
Совместная работа логопеда учителя и воспитателя осуществляется на основе рекомендаций, изложенных в тетради взаимодействия педагогов класса. Содержание работы раскрывается по трё м разделам:
1. Логопедические пятиминутки: предлагаются игры по изучаемой лексической теме, с указанием цели, направленные на развитие всех компонентов речи;
2. Игры и упражнения: подвижные игры, которые могут использоваться, как динамические паузы;
3. Индивидуальные занятия: включают общую или специальную артикуляционную гимнастику, задания на автоматизацию и дифференциацию звуков, а также задания по всем разделам программы, усваиваемым детьми с наибольшим трудом.
Так же мною проводятся консультации для учителей и воспитателей, по интересующим их вопросам, осуществляется взаимопосещение уроков и занятий.
Для достижения эффективности логопедической работы мною составлены общие рекомендации работы по лексическим темам, охватывающие некоторые разделы коррекционной работы. (Рекомендации прилагаются)
Такая совместная работа способствует положительному развитию речевой активности учащихся.