Влияние дидактических игр по развитию речи на расширение и активизацию словарного запаса детей с нарушенным слухом

Ольга Харламова
Влияние дидактических игр по развитию речи на расширение и активизацию словарного запаса детей с нарушенным слухом

«Влияние дидактических игр, используемых на занятиях по развитию речи, на расширение, закрепление и активизацию словарного запаса детей с нарушенным слухом»

I.

Язык - важнейшее средство человеческого общения. Только с помощью языка, в постоянном общении со взрослым ребенку передается опыт, знания, умения, накопленные человечеством. Поэтому речевое развитие является наиважнейшей задачей воспитания и обучения детей.

Чем богаче речевая практика ребенка, тем лучше и быстрее развивается его собственная речь. В результате многократного повторения одного и того же слова и соотнесения этого с определенным предметом в сознании ребенка формируется ассоциативная связь между словом и названным предметом.

Совершенно иную картину мы наблюдаем в том случае, когда ребенок рождается глухим или теряет слух на самых ранних этапах речевого развития. В первые месяцы жизни не так легко отличить ребенка с недостатками слуха от слышащего. Как и слышащий он издает звуки, живо реагирует на попавшие в поле зрения яркие игрушки, но он не слышит речи окружающих, не понимает, что ему говорят, не может подражать речи, у него не образуются ассоциативные связи между словом и предметом. В старшем возрасте можно заметить, что ребенок с нарушенным слухом не реагирует на речь, не фиксирует внимание на предмете при произнесении слова, вопроса.

Но особенно заметно различие между неслышащим и слышащим ребенком примерно после года, когда у слышащего начинает развиваться активная речь. Ребенок постоянно хочет что-то спросить, получить. Эти потребности и обуславливают появление активной речи. Воспринимая с помощью слуха речь окружающих, и подражая ей, слышащий ребенок сам начинает говорить. Он постепенно овладевает звуковым составлением' языка. Быстро идет накопление словарного запаса.

Как видно из вышеизложенного, речевое развитие слышащего ребенка идет на основе слуха, на основе богатой речевой практики.

Совершенно по иному идет речевое развитие ребенка с недостатками слуха. Он не слышит речи окружающих, не может ей подражать и поэтому не может научиться говорить сам.

Но потребность что-то спросить, выразить свои мысли, желания у него не меньше, чем у слышащего. Отсутствие речи, ограниченность и бедность речевой практики лишают его возможности перенимать опыт взрослых, усваивать новые понятия. Все это откладывает отпечаток на общее развитие ребенка в целом. Но это может быть компенсировано в значительной мере, если создать специальные условия обучения.

II.

Психическое развитие детей с нарушенным слухом протекает по тем же законам, и проходит тот же путь развития, что и у нормально слышащих детей. Необходимо учитывать ведущую деятельность при обучении детей. Как известно из работы Д. Б. Эльконина «К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте» ведущей деятельностью дошкольников является игра, во всех своих видах. Поэтому я широко использую дидактические игры на занятиях по развитию речи. Дидактические игры помогают мне решать основные задачи речевого развития в занимательной для детей форме:

- планомерное развитие значений слов и целых высказываний;

- развитие разных видов речевой деятельности (говорения, слушания, чтения, письма, дактилирования, слухо-зрительного восприятия);

- отработка речевого материала первично предъявленного в различных условиях практической деятельности и конкретных ситуациях общения.

Из исследований Л. С. Выгетского, С. А. Зыкова, Леонтьева мы знаем, что знания, поданные в готовом виде, не связанные с жизненными интересами дошкольников, плохо ими усваиваются и не развивают их. Игра–личностно значима, доступна и интересна детям. Эмоциональный фон, присущий игре, делает процесс усвоения речевого материала более продуктивным по сравнению с другими видами деятельности. Она является с одной стороны стимулом побуждающим к говорению, с другой стороны способствует усвоению значения слова в разных связях, формированию смыслового и системного строения родного языка в мотивированных условиях.

III.

В данной работе я хочу остановиться на значении дидактических игр, используемых на занятиях по развитию речи, в расширении, закреплении и активизации словарного запаса детей с недостатками слуха в подготовительной к школе группе.

Речевое развитие детей с нарушениями слуха происходит на иной

сенсорной основе чем у слышащих детей. У слышащих первичным образом

слова является слуховой, у неслышащих детей - зрительный,

подкрепляемый двигательными ощущениями (артикуляцией,

дактилированием или письмом). Поэтому одной из целей моей работы считаю развитие сенсорной базы речи, то есть развитие восприятия (зрительного) и ощущений (тактильных и двигательных).

1.

Зрительное восприятие главный источник представлений об окружающем мире и канал обеспечивающий возможность общения с другими людьми.

Для развития осмысленного зрительного восприятия и одновременно для запоминания названий предметов я использую дидактические игры: «Узнай и назови». Так как у детей с нарушенным слухом возникают затруднения при восприятии зашумленных, частично скрытых другими объектами, контурных фигур, предметных изображений в перевернутом виде, то я показываю их детям. Это учит осмысленно рассматривать изображения. Так же для развития осмысленного восприятия я провожу игру «Найди и скажи». На листе изображены несколько контурных предметов, относящихся к одной группе, например: чайник, ложка, кастрюля. Причем изображения наложены друг на друга. Дети учатся выделять изображение предмета из общей массы и называют его.

Развитие зрительного восприятия важно еще и потому, что оно лежит в основе восприятия обращенной к ребенку речи, восприятия мимики говорящего, его движений губ, лица, положения пальцев при дактилировании. Я стараюсь развивать в дидактических играх все виды речевой деятельности, поэтому задания и материал даю в разных видах: на табличках - дети учатся прочитывать задания, вникать в смысл; чтение с руки; устно - для развития умения считывать с лица.

2.

Развитие ощущений, так же влияет на развитие речи. Я провожу такие игры как «Угадай на ощупь», «Что в мешочке?». Предлагаю закрыть одному ребенку глаза, другой ребенок по письменной инструкции берет один из лежащих на столе предметов и передает его первому. Тот должен хорошо обследовать предмет. Затем предмет возвращают на стол, а первый ребенок открывает глаза и называет, что он держал в руках. Остальные дети оценивают правильность ответа. Смысл игры «Что в мешочке?» тот же. Но только дети по очереди опускают руки в мешочек и не вынимая предмета, говорят, что они взяли, затем предмет достается и ответ так же оценивается.

Ощупывая предмет, дети воспроизводят в уме его зрительный образ, на ощупь определяют форму, величину, структуру поверхности (гладкая, твердая, мягкая, выделяют части. И самое важное, что эти ощущения, этот образ связываются со словесным обозначением.

3.

Богатый словарный запас - это одно из основных условий формирования речи. Поэтому часто на занятиях я беру игры направленные на накопление и закрепление словаря детей. Такие игры как «Назови правильно», «Что взяли», «Запомни и назови» и др. способствуют активизации предметного словаря. Чем чаще используется в речи слово, тем быстрее и лучше оно запоминается. К тому же в этих играх я даю детям (без объяснений) правильные грамматические формы слов, в разных типах высказываний. Например:

- Это корова. Нет коровы. Я взял корову.

- Красное яблоко. Красный кубик. Красную машину.

Для формирования словаря провожу игры «Какой по цвету?», «Какой по форме?», «На что похоже», «Что тут красное, синее, желтое, зеленое», «Летает - плавает - ходит - прыгает - ползает», «Сидит - стоит - лежит - бежит» и другие. В них у детей закрепляются умения выделять в предмете отличительные признаки и свойства.

По мере проведения этих игр происходит накопление словарного запаса, уточнение значений слов. Я начинаю учить детей сравнивать 2 объекта.

Сравнение - этот процесс установления сходства и различия-заставляет ребенка внимательно приглядываться, задумываться, самостоятельно делать выводы.

Затем сравнения становились более сложными. Дети сначала по наводящим вопросам, с опорой на таблички устанавливали сходства и различия.

Эти сравнения происходят с опорой на реальные предметы или изображения.

Так же я использую игры-загадки. Тексты загадок написаны на таблице и содержат в себе основные характерные признаки предмета. Дети должны прочитать текст загадки, установить логические взаимосвязи между ее частями и назвать загаданный объект. Это дается детям с трудом. Отгадывание загадок приучает детей внимательно читать тексты, вникать в их содержание. С помощью игр-загадок развивается словесно-логическое мышление.

Как один из вариантов игры-загадки я провожу угадывание предмета по вопросам: «Угадай, что в сундучке». В сундучок прячется предмет. Я предлагаю детям угадать что спрятано. Для этого дети должны задавать мне вопросы. Вопросы, написанные на табличках, я выставляю в наборном полотне, и дети в устно-дактильной форме с опорой на таблички спрашивают меня о признаках и свойствах объекта:

- Где растет? - Где живет?

- Какой по цвету? - Что ест?

- Какой по величине? - Какую пользу приносит человеку?

- Какой по форме?

- Какой по вкусу?

На эти вопросы я даю краткие ответы устно-дактильно и выставляю таблички в наборное полотно. Дети по полученному описанию угадывают спрятанный предмет или его изображение.

4.

Когда дети уже знакомы с правилами игры я выбираю «маленького учителя». Игра с «маленьким учителем» очень активизирует самого «учителя» и его «учеников». Они стараются говорить лучше, внятнее. В этой игре дети учатся смотреть друг на друга в момент говорения, они чувствуют необходимость более внятного, четкого произнесения слов для того, чтобы быть понятым.

Еще ценность этой игры я вижу в том, что дети учатся задавать вопросы взрослому и друг другу. Неслышащие дети не задают вопросов без специального обучения. А в этой игре данная задача речевого развития решается в мотивированных условиях. Другими словами, у детей в игре возникает естественное желание, естественная потребность в общении со взрослым или другими детьми. Ему хочется высказать свою точку зрения, спросит, угадать.

В игре «Назови слово» я так же в роли ведущего, «маленького учителя» ставлю ребенка. «Маленький учитель» бросает по очереди мяч детям и называет или обобщающее понятие, или предмет из какой-либо группы. Например: «Мебель», «Посуда» или «Мяч», «Лиса» и др. Ребенок, которому бросили мяч, должен или назвать предмет из группы, или обобщающее понятие. Эта игра так же повышает активность детей, ответственность друг перед другом в момент речевых высказываний.

5.

Одной из главных задач речевого развития детей с нарушенным слухом является накопление словаря, формирование обобщающих понятий, а так же формирование умения оперировать этими понятиями.

Для решения этих задач я так же прибегаю к помощи дидактических игр. Такие игры как «Назови одним словом», «Вертолина», «Четвертый лишний», «Покажите», «Назови, какую ты знаешь мебель (посуду, одежду., «Что где растет?», «Кто где живет?», круги Эйлера и многие другие учат детей объединять предметы в группы, называть обобщающее понятие. И наоборот, опираясь на обобщающее понятие дети учатся называть предметы входящие в данную группу. Например в игре «Назови одним словом» дети сначала раскладывают по группам предметы, их изображения или написанные на табличках названия, проговаривают их, а затем подкладывают таблички с обобщающими понятиями. Предметы, картинки или таблички я раздаю каждому ребенку (по несколько штук, потом показываю табличку с обобщающим понятием. Ребята ищут у себя подходящий предмет, показывают мне и называют. За правильные и быстрые ответы я даю фишку. Побеждает тот, кто наберет больше фишек.

Так же, следуя программе V года обучения, я подразделяю некоторые обобщающие понятия на более конкретные. Так в понятии «Посуда» выделяю кухонную, столовую, чайную, а в понятии «Одежда» - зимнюю, летнюю, весеннюю и осеннюю (вместе). Игры использую те же. Хороший результат дает разгадывание кроссвордов. Дети всегда активны, их речь так же активизируется.

Хорошо помогают усвоить обобщающие понятия круги Эйлера. Для этой игры я заготовила большие круги с написанными на них обобщающими понятиями и маленькие круги с наклеенными картинками. Дети размещают маленькие круги внутри больших.

Эта игра основана на пространственном моделировании

классификационных отношений, как известно использование

моделирования как средства опосредованного познания является

эффективным методом развития познавательной деятельности, а

следовательно и словесной речи. '

С помощью этих кругов я провожу игры: «Кто где живет?», «Что где растет?», «Кто где работает?».

Интересна для детей игра «Четвертый лишний». В ней ребята учатся выделять лишний предмет из 4-х имеющихся. Я стремлюсь, чтобы дети не только называли его, но и объясняли свою точку зрения. В этой игре мотивированно закрепляется вопрос «Почему?», а так же вводится в речь фраза начинающаяся словами «Потому что».

Очень нравится детям игра «Вертолина». Она имеет, практически, неограниченное количество вариантов. Из картона я зырезалА круг, по середине круга закрепила вращающуюся стрелку. В секции круга я раскладываю таблички с обобщающими понятиями. Вращаем стрелку и называем предметы, которые относятся к понятию, на которое она указала. Это один из вариантов. Либо дети подкладывают к этому обобщающему понятию картинки, разложенные вокруг игры на столе. Или картинки находятся в наборном полотне, ребята называют нужные предметы. Тот, кто назвал первым и правильно получает эту картинку. Ещё вариант- в секции раскладываю по одному изображению из разных групп предметов. Дети называют предмет, говорят к какому обобщающему понятию он относится. Я предлагаю назвать ещё несколько предметов этой группы. За каждый правильный ответ дети получают фишку.

Эта игра помогает мне так же развивать у детей навык осознанного чтения. В секции «Вертолины» я располагаю таблички с написанными на них поручениями. И судя по тому, выполняет ли ребенок его, я вижу, что он понял или не понял в поручении. И здесь же в игре дети учатся давать отчет о выполнении поручения.

Точно так же дети учатся отвечать на вопросы, разложенные на табличках в вертолине:

Как тебя зовут?

Сколько тебе лет?

Где ты живешь?

Какое время года? и т. д.

В исследованиях Т. С. Зыковой отмечается, что действия детей с нарушенным слухом на основе словесных инструкций, обеспечивает лучшее освоение слов входящих в эти инструкции, чем без этих действий.

6.

Приобретение достаточного запаса слов на основе конкретных представлений и умение пользоваться им в своей речи позволяет в дальнейшем работать над связной речью. Эта самая главная задача развития речи. Она включает в себя умение составлять предложение по картинке, сообщать о своих действиях, составлять связный рассказ по сюжетной картинке. Решать эту задачу мне так же помогают дидактические игры. Например я закрепляла с детьми название частей суток и уточняла у них что дети делают утром, днем, вечером и ночью. Я использовала сюжетные картинки, на которых изображены дети (дети гуляют, едят, спят, играют, умываются, занимаются, поют, танцуют и др.). Вместе с детьми составлялось предложение и картинка подкладывалась ко времени суток. Ещё я использую игру «Кто быстрее составит предложение». У детей на столе лежат таблички с написанными словами: существительные, глаголы, определения, дополнения. Я показываю картинку со знакомым детям действием и предлагаю составить предложение. Кто составляет первым, получает фишку. Дети учатся быстро оценивать сюжет картинки, находить нужные слова и ставить их в определенной последовательности.

Игра «Когда это бывает?» так же способствует развитию связной речи. Дети раскладывают сезонные картинки к карточкам с изображениями времен года, или к табличкам

ЗИМА. ВЕСНА. ЛЕТО. ОСЕНЬ.

И объясняют почему они положили картинку именно сюда.

Ещё я использую серийные картинки. Игра «Что сначала, что потом?». Дети раскладывают картинки в правильной последовательности и объясняют с моей помощью, что было сначала, что произошло затем. Эта игра активизирует так же мышление детей, заставляет их устанавливать и понимать причинно-следственные связи, и, что самое важное оформлять свои мысли в речи.

Интересна детям игра «Небылицы». Я провожу ее в двух вариантах. В первом - показываю детям картинку составленную на фланелеграфе. Например, по теме зима. На картине изображены деревья в снегу, дома в снегу, дети катаются на коньках, на санках, на лыжах, лепят снежную бабу, медведь, спящий в берлоге и летающие бабочки и т. д. Дети ищут эти ошибки, они понимают нелепость ситуации и эмоционально на нее реагируют. Моя задача помочь детям выразить словами ошибку и исправить ее.

Во втором варианте я использую написанный текст с заведомо допущенной ошибкой. Например:

Зима. На улице мороз. Много снега. Дети катаются на санках, собирают грибы.

Лето. На улице жарко. Ярко светит солнце Ребята купаются, лепят снежную бабу, и другие варианты текстов. Дети прочитывают рассказ и находят ошибку. Иногда не умея выразить словами, они используют жесты, чтобы объяснить неточность. Я прихожу им на помощь. Но использование жестов позволяет увидеть мне, что дети поняли смысл рассказа, что все эти фразы и слова имеются у них в пассивном словаре. И моя задача перевести их в активный словарь.

Дидактические игры хороши тем, что по содержанию они направлены на повторение и закрепление изучаемого речевого материала. Но в процессе игры оказываются необходимыми сопутствующие игре обращения, сообщения, оценки, например: покажи (те, назови (те, убери (те, угадай (те, выиграл (а, кто первый, у кого, найди (те) ошибку, угадал (а, спроси (те, правильно, неправильно и т. д. Эти слова и выражения так же обогащают словарь детей и расширяют их речевую практику.

IV.

Используя дидактические игры на занятиях по развитию речи я решаю задачу развития всех видов речевой деятельности: говорения, чтения, дактилирования, слухо-зрительного восприятия, слушания и письма. Игра позволяет решать эти задачи, благодаря своему разнообразию, своей вариативности. Практически любая дидактическая игра из описанных в моей работе, используется мной в 3-х видах. Дети действуют с предметами, с их изображениями, с печатными табличками, воспринимают материал на слухо-зрительной основе.

Использование разных вариантов игры для обработки одного и того же материала способствует повышению интереса детей и, следовательно, лучшему, более прочному освоению этого речевого материала. Кроме этого, при проведении разных игр один и тот же материал оказывается использованным в разных ситуациях. А это расширяет значение употребляемого речевого материала и в то же время активизирует его. Дети усваивают новые слова, непосредственно связанные с организацией игр. Многократные повторения во время игр помогают детям усвоить речевой материал более быстро и прочно.

Таким образом, дидактические игры, используемые мной на занятиях по развитию речи помогают решать все основные задачи речевого развития детей с недостатками слуха. Играя, дети осваивают новые знания, учатся словесному общению друг с другом, в практической*, форме овладевают навыками грамматики (с моей помощью). Речевое общение в игре наиболее мотивированно. Игры обеспечивают и тренировку в восприятии и говорении, и полноценные условия для языка. Слова и фразы используются многократно в различных вариантах, в разных типах речевых высказываний: вопрос, побуждение, сообщение, отрицание. Благодаря этому значения слов уточняются и расширяются. По мере овладения языком слов происходит овладение речевым мышлением. В результате этого качественно меняется весь ход психического развития детей с нарушенным слухом, все в большей мере приближая их к норме. Уровень владения речью, темпы усвоения речевых высказываний и успешность их применения во многом определяют развитие языковых способностей и тем самым структуру личности. Следовательно, через дидактическую игру происходит всестороннее развитие личности ребенка с нарушенным слухом.

Литература:

1. Богданова Т. Г. Сурдопсихология: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. завед. М.,: Издательский центр «Академия» - 2002г.

2. Вопросы обучения и воспитания глухих дошкольников (из опыта работы педагогов дошкольного отделения УВК 1838) Выпуск 2, 4 М, 2001г.

3. Выготский Л. С. Мышление и речь // Собрание сочинений в 6 т. М., 1982 -Т2

4. Головчиц Л. А. Дошкольная сурдопедагогика: воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М. ,: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС - 2001г.

5. Зыков С. А. Методика обучения глухих детей языку. Учебное пособие для студентов дефектол. фак. пед. институтов. М. ,: Просвещение - 1977г.

6. Игра дошкольника / Под редакцией С. Л. Новоселовой М. ,: Просвещение - 1989г.

7. Программа для специальных дошкольных учреждений. Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста. М. ,: 1991г.

10.Pay Ф. Ф. Устная речь глухих. М. ,: Педагогика - 1973г.

11. Речицкая Е. Г., Пархалина Е. В. Готовность слабослышащих дошкольников к обучению в школе. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М. ,: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС - 2000г.

Публикации по теме:

Игры на активизацию словаря у детей 4–5 лет. (2 часть) Игра «Начни с буквы…» Начни с буквы «к» 1. Столовая для зимующих птиц. 2. Дом для лошадей. 3. Прическа из длинных волос у девочки. 4. Площадка.

Из опыта работы «Формирование словарного запаса у детей с речевыми нарушениями посредством физической культуры» Проблема формирования словарного запаса у детей с речевыми нарушениями, в частности с ОНР, остается актуальной. Поэтому комплексный подход.

Конспект открытого занятия на МО воспитателей по созданию макета «Экологической тропы» в группе детей с нарушенным слухомКонспект открытого занятия на МО воспитателей по созданию макета «Экологической тропы» в группе детей с нарушенным слухом Цель: Создание экологической тропы, обеспечивающей у детей дошкольного возраста формирование экологической культуры и любви к природе.

Консультация для воспитателей «Как важно вовремя начать работу по развитию словарного запаса у детей» Консультация для воспитателей «Как важно вовремя начать работу по развитию словарного запаса у детей» Уважаемые коллеги! Хочу предоставить.

Методическая разработка развития словарного запаса детей с особыми образовательными потребностями МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА развития словарного запаса детей с особыми образовательными потребностямиИщенко И. Н. Енакиевская СОШИ № 30 МОН.

Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста Закономерности развития словарного запаса старших дошкольников в онтогенезе Дошкольный возраст - период активного усвоения всех структур.

Проект по обогащению словарного запаса Тип: обучающий Цель: Обогащение словарного запаса; Формирование грамматического строя речи; Развитие.

Рекомендации логопеда по обогащению, закреплению словарного запаса в летний период Консультация для родителей воспитанников подготовительной к школе группы Вот и наступило лето – лучшее время для отдыха, которого ребёнок.

Влияние дидактических игр на развитие речи детей младшего дошкольного возраста Развитие речи ребенка закономерно связано с таким важным компонентом воспитательно-образовательного процесса, как дидактическая игра. Игра.

Конспект занятия «Звук [Я] и буква Я. Развитие словарного запаса в речи детей» Тема; "Звук и буква Я» печатание её. Развитие словарного запаса в речи детей". Воспитатель: Чмыщенко Светлана Леонидовна. МАДОУ№30 «Дружба».

Библиотека изображений:
  • Птицы
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Влияние дидактических игр по развитию речи на расширение и активизацию словарного запаса детей с нарушенным слухом
Опубликовано: 23 декабря 2016 в 15:13
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт «Наши зимние поделки»
Фотоотчёт "Наши зимние поделки" Ирина Баринова Здравствуйте уважаемые педагоги, коллеги и друзья. Сегодня вашему вниманию хочу предложить фотоотчёт , как мы...
Дидактическая игра по звуко-буквенному анализу «Волшебный коврик»
Как эффективно подготовить ребенка к школе? Умение детей слушать воспитателя и выделять звуки в слове, определять их порядок и последовательность...
Дидактическая игра своими руками «Кто где живёт?», «Кто что ест?» по принципу Кругов...
Цель игры: дать ребенку представление об особенностях жилья разных животных, расширять знания о среде их обитания; развивать мышление, память, речь;...
Фотоотчет о спонтанной акции «Помоги птицам зимой»
Доброе время суток всем, кто нашел минуточку и заглянул в гости. Сегодня я расскажу об акции, которая произошла спонтанно после организованной...
«Твои помощники — руки». Конспект занятия по образовательной области «Ребенок и...
Конспект занятия по образовательной области «Ребенок и общество» ( образовательные компоненты «Здоровье и личная гигиена», «Безопасность жизнедеятельности»)...