Папки-передвижки

Конспект подгруппового занятия по обогащению словарного запаса «Домашние животные»

Ирина Ревина
Конспект подгруппового занятия по обогащению словарного запаса «Домашние животные»

Форма работы: Подгрупповое занятие.

Группа: Старшая.

Время занятия : 25 минут.

Тема: «Домашние животные».

Цель: Обогащение словаря детей.

Задачи:

коррекционно-образовательные:

- Обогащать словарный запас;

Публикация «Конспект подгруппового занятия по обогащению словарного запаса „Домашние животные“» размещена в разделах

- Закреплять знания детей о домашних животных, их образе жизни;

- Активировать словарь существительных и глагольный словарь;

- Формировать представления о сложных словах и их значениях;

- Учить употреблять существительные в винительном падеже, образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;

- Учить понимать нелепый смысл;

- Формировать умение отвечать на вопрос.

коррекционно-воспитательные:

- Воспитывать у детей инициативность и дисциплину на занятии;

- Воспитывать любовь к животным.

коррекционно-развивающие:

- Развивать мелкую и общую моторику;

- Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, мышление, пространственные представления;

- Развивать фразовую речь.

Оборудование: письмо, предметные картинки, карточки с животными и жилищами, разрезные картинки, аудиозаписи, магнитофон, доска, указка.

Речевой материал: слова, загадки, колыбельная, небылица.

План занятия :

1. Организационный момент (1 мин.)

2. Введение в тему занятия, развитие логического мышления (2 мин.)

3. Упражнение «Кто что даёт» (3 мин.)

4. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (2 мин.)

5. Физминутка (2 мин.)

6. Работа со сложными словами (2 мин.)

7. Актуализация знаний о жилищах домашних животных, развитие мелкой моторики (4 мин.)

8. Игра «Кто как кричит» (3 мин.)

9. Игра «Кто что ест» (3 мин.)

10. Итог занятия (3 мин.)

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Здравствуйте, сейчас на своё место пройдут те ребята, которые стоят рядом с (Логопед называет имя ребёнка).

Сядьте правильно, стульчики пододвиньте поближе к столикам, ножки поставьте ровненько, ручки положите на столы, спинки выпрямите. Начинаем наше занятие.

2. Введение в тему занятия, развитие логического мышления.

Ребята, сегодня утром мне пришло письмо. Послушайте, что в нём написано.

Наш хозяин Емеля выгнал нас из дома. Он сказал, что мы совершенно бесполезны, поэтому мы не нужны ему. А мы так любим нашего хозяина, куда же мы теперь пойдём жить? Помогите нам, пожалуйста.

Кто написал это письмо, вы узнаете, отгадав загадки.

1. Ест траву, жуёт, молчит…

А потом полдня мычит:

- Мне погладите бока –

Дам парного молока! (Корова)

2. «М-е-е!»- Ребяток кто зовёт?

Головою кто трясёт?

У кого витые рожки

И как ягодки глаза?

Это к деткам по дорожке

Приближается. (коза).

3. Блеет жалобно: «Б-е-е, б-е-е!»

Травку щипет во дворе,

Шубка в завитых колечках,

А зовут её … (овечка).

4. У меня большая грива,

Ушки и копытца.

Прокачу того игриво,

Кто не побоится.

Моя шёрстка гладка,

Кто же я?. (Лошадка)

5. Этот зверь живет лишь дома

С этим зверем все знакомы.

У него усы, как спицы.

Он, мурлычет на окошке.

Только мышь его боится.

Угадали? Это —. (кошка).

6. У меня есть к вам вопрос –

Кто испачкал рот и нос?

Кто в луже целый день сидит?

Хрюкая, на вас глядит.

Подскажите мне друзья –

Как зовут её?. (Свинья).

7. Проживает во дворе,

В личном доме-конуре,

И на всех, кого не знает,

То рычит она, то лает. (Собака)

Ребята, как одним словом назвать всех, кого вы видите на доске? (Домашние животные). А почему их называют домашними? (Они живут рядом с человеком, помогают человеку, он их приручил). Значит, Емеля выгнал своих домашних животных из дома. А может правильно Емеля поступил, может действительно домашние животные бесполезны? (Нет). Давайте разберёмся в этом сложном деле.

3. Упражнение «Кто что даёт».

Емеля всё время лежит на печи и не знает, какую пользу приносят человеку домашние животные. Давайте ему расскажем. Смотрите на картинки.

Что это? (Молоко). Кто даёт молоко? (Корова, коза). Ребята, лошадь тоже даёт молоко. А что делают с животными, чтобы получить молоко? (Доят). Посмотрите на следующую картинку, что это? (Мясо). От каких животных мы получаем мясо? (От коровы, козы, свиньи, овцы, лошади). Что это? (Сало). Кто даёт нам сало? (Свинья). Что это? (Шерсть). Кто даёт нам шерсть? (Овца). Что мы делаем из шерсти? (Носки, свитера, шали). Как из шерсти получают носки или свитера? (Вяжут). Ребята, но ведь домашние животные не только дают нам продукты и вещи, они ещё делают нам другое добро. Например, лошадь может нести тяжёлые вещи, пахать землю. Человек может поехать верхом на лошади туда, куда ему будет нужно. А что же для человека делает кошка? (Ловит мышей). А что делает собака? (Охраняет дом).

Вот, Емеля, сколько пользы приносят домашние животные, как ты мог назвать их бесполезными!

4. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Емеля всё понял, он зовёт животных вернуться домой. Но животные так сильно обиделись, что не хотят возвращаться к Емеле. Емеле нужно задобрить животных, знаете, что он придумал. Он сочинил стихотворение, послушайте.

Котя, котенька-коток,

Котя серенький хвосток.

Приди, котя, ночевать,

Емелю покачать.

Вот как ласково Емеля называет кота, чтобы он пришёл и помурлыкал – котя, котенька, коток, серенький хвосток. Но Емеля пока ещё не придумал ласковые стихотворения про других животных. Помогите Емеле, назовите каждого животного ласково.

Лошадь — лошадочка.

Корова — коровушка.

Овца – овечка.

Коза — козочка.

Свинья – свинка.

Собака — собачка.

Кошка — кошечка.

Животным понравилось, как ласково вы с Емелей их назвали, они согласны вернуться домой.

5. Физминутка.

А мы пойдём вместе с животными домой к Емеле, чтобы он их снова не обидел. Давайте покажем это. Повторяйте за мной движения.

Мы пришли на скотный двор, (дети идут обычным шагом)

Для животных здесь простор. (руки в стороны)

Рядом степь с густой травой (показывать руками высокую траву)

И прекрасный водопой.

Превратимся мы в коней, (идут с высоко поднятыми коленями)

Грациозных, стройных, (выпрямить спину, руки положить на пояс)

И гуляем по степям

Светлым и привольным.

На пригорках и на балках

Овцы мирно щиплют травку, (пальцами делать щепотки и «щипать»)

Наклоняются к земле, (делать наклоны вниз)

Звонко блеют они: «Бе-е-е».

Живет в свинарнике свинья, (руки приставить к бокам, показать толстую свинью)

А с нею поросята. (руками показать худеньких поросят)

«Хрю-хрю», - свинья им говорит.

В ответ визжат ребята. (поворачивать туловище вправо-влево и улыбаться)

6. Работа со сложными словами.

Ребята, а вы знаете, что такое водопой? (Дети отвечают). (На доску логопед вывешивает картинки с изображениями реки и животных на водопое около реки и объясняет, что животные пьют воду из водоёмов и, когда они все вместе собираются попить воду, это называется водопой). Ребята, это слово образовано от слов «вода», «пить», то есть пить воду.

7. Актуализация знаний о жилищах домашних животных, развитие мелкой моторики.

Ребята, вы запомнили, куда мы пришли? (На скотный двор). Скотный двор, это двор, в котором живут домашние животные, по-другому домашних животных называют скот.

А вы знаете, где во дворе живёт каждое животное? (Ответы детей).

Свинья, корова, лошадь, овца, коза – живут в хлеву, это небольшой домик, в котором у каждого животного есть своя комната. Собака живёт на улице около дома в конуре, ещё её называют будка. Кошка живёт в доме у человека.

Вот беда, пока животных не было Емеля совсем не убирался во дворе, всё покрылось грязью и пылью, животные не знают, кому куда нужно идти. Возьмите со столов карточки и проведите линию от каждого животного к его жилищу.

8. Игра «Кто как кричит».

Ребята, животные пришли в свои домики и кричат Емелю каждый своим голосом. Внимательно слушайте запись и называйте, кто так подаёт голос. (Логопед включает аудиозаписи с голосами разных животных).

Ребята, а теперь я назову животное, а вы должны ответить, как это животное подаёт голос, что оно делает. Собака? (Лает). Корова? (Мычит). Кошка? (Мяукает). Овца? (Блеет). Коза? (Блеет). Свинья? (Хрюкает). Лошадь? (Ржёт).

9. Игра «Кто что ест».

Ребята, Емеля услышал, как животные его зовут, он хочет пойти и порадовать своих животных вкусным угощением.

Но Емеля не знает, чем кормить животных, помогите ему, накормите животных. Возьмите в своих пеналах картинки, по очереди выходите к доске и отдавайте корм тому животному, которое это кушает. (Картинки с изображением сена, травы, кастрюли с кашей, мяса, косточки, молока).

10. Итог занятия.

Домашние животные очень довольны. Они простили Емелю. Теперь Емеля ухаживает за животными, помогает им, а они помогают ему. Емеля всё знает о домашних животных.

Послушайте, какую смешную историю рассказал мне Емеля.

Стучит, бренчит на улице,

Фома едет на курице,

Тимошка на кошке —

—Туда же по дорожке.

Подумайте, почему эта история смешная? (Ответы детей). (Если дети не догадываются, логопед задаёт им вопросы, приводит к самостоятельному ответу). Такое бывает, чтобы человек ехал на курице или кошке? (Нет). Какое животное может везти человека? (Лошадь).

О ком мы сегодня говорили на занятии? домашних животных). Почему их называют домашними? (Ответы детей). Какую пользу приносят домашние животные человеку? (Ответы детей).

Кроме того, что домашние животные дают человеку продукты питания, шерсть на одежду, помогают ему, они просто дарят радость человеку, ведь человек приручил животных, и животные очень любят человека. Поэтому и человек должен любить животных. Нельзя выгонять животных из дома, нельзя их обижать, ведь они наши друзья. Если вы будете относиться к животным с добром, они отплатят вам тем же.

Молодцы, ребята! Вы очень хорошо занимались. Домашние животные и Емеля благодарят вас за помощь и дарят подарки. (Разрезные картинки с изображением домашнего животного). Дома соберите эти картинки и узнаете, от какого животного этот подарок. Спасибо! Наше занятие закончено.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Домашние животные» Цель: - познакомить с характерными особенностями внешнего вида, поведения, образа жизни домашних животных; - познакомить с обобщающим понятием.

Влияние дидактических игр по развитию речи на расширение и активизацию словарного запаса детей с нарушенным слухом «Влияние дидактических игр, используемых на занятиях по развитию речи, на расширение, закрепление и активизацию словарного запаса детей.

Конспект занятия «Домашние животные»Конспект занятия «Домашние животные» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 «Калинка» Лэпбук «Домашние животные» для первой младшей группы Авчук.

Формирование словарного запаса детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром Словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому.

Игры, направленные на развитие словарного запаса детей дошкольного возрастаИгры, направленные на развитие словарного запаса детей дошкольного возраста Данная тема является очень актуальной, потому что овладение богатым словарным запасом дает возможность ребенку: •общаться со сверстниками.

Конспект подгруппового логопедического занятия на тему «Домашние животные» Тема: «Домашние животные» Коррекционно-развивающие задачи: 1. Систематизировать знания детей о домашних животных и их детенышах. 2. Развитие.

Конспект подгруппового занятия по коррекции лексико-грамматических нарушений на тему «Домашние животные» Цель: формировать лексико-грамматический строй речи. Задачи: Коррекционно-образовательные: -закрепить представления детей о домашних животных;.

Конспект подгруппового занятия «Домашние животные». Средняя группа Тип НОД: занятие по закреплению знаний, умений и навыков. Вид НОД: тематическое. Тема НОД: «Домашние животные». Средняя группа. Цель: актуализация.

Методическая разработка развития словарного запаса детей с особыми образовательными потребностями МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА развития словарного запаса детей с особыми образовательными потребностямиИщенко И. Н. Енакиевская СОШИ № 30 МОН.

Конспект занятия «Звук [Я] и буква Я. Развитие словарного запаса в речи детей» Тема; "Звук и буква Я» печатание её. Развитие словарного запаса в речи детей". Воспитатель: Чмыщенко Светлана Леонидовна. МАДОУ№30 «Дружба».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект подгруппового занятия по обогащению словарного запаса «Домашние животные»
Опубликовано: 23 марта 2017 в 17:38
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД