МААМ-картинки

Психокоррекционная работа педагога-психолога с детьми ОВЗ

Ольга Андреевская
Психокоррекционная работа педагога-психолога с детьми ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Психо-коррекционная работа педагога психолога с детьми ОВЗ

«Каждый ребёнок имеет возможность быть

психологически готовым к школьному обучению на своём уровне,

соответственно своим личностным особенностям»

Коррекционная работа в соответствии с ФГОС ДО направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении образовательной программы.

Публикация «Психокоррекционная работа педагога-психолога с детьми ОВЗ» размещена в разделах

Работа с детьми с ОВЗ предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Психологическое сопровождение дошкольников с ОВЗ направленно на создание максимально благоприятных условий для интеграции детей с ОВЗ в социум и устремлено на овладение дошкольниками специальными компетенциями, обеспечивающими постепенное формирование у них системы социальных навыков поведения, продуктивных форм общения с взрослыми и сверстниками.

Основными направлениями психо-коррекционной работы с детьми с ОВЗ можно выделить следующие:

диагностическая работа,

коррекционно-развивающая работа,

профилактическая и консультативная работа с родителями.

Диагностическое направление

Диагностическое направление включает в себя первичное обследование, а также систематические этапные наблюдения за динамикой развития ребёнка в процессе психо-коррекционной работы.

В процессе коррекционно-развивающей работы выполняются задачи по определению актуального уровня развития ребёнка и зоны ближайшего развития, выявлению особенностей эмоционально-волевой сферы, личностных характеристик ребёнка, особенностей его межличностных взаимодействий со сверстниками, родителями и другими взрослыми.

В соответствии с особенностями развития ребёнка и решением психолого-медико-педагогического консилиума дошкольной организации (ПМПк ДОО) определяются направления и средства коррекционно-развивающей работы, периодичность и продолжительность цикла специальных занятий.

Одной из важных задач является разработка индивидуально-ориентированных программ психологической помощи, индивидуальной траектории развития или использование уже имеющихся разработок в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями ребёнка или подгруппы детей в целом.

Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-медико-педагогической диагностике, позволяющей:

своевременно выявить детей с ОВЗ;

выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка с ОВЗ;

определить оптимальную траекторию развития (индивидуальный маршрут развития ребенка);

обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребёнка с ОВЗ в дошкольной организации;

спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;

оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;

определить условия воспитания и обучения ребёнка;

определить направления консультативно-просветительской работы с родителями ребёнка.

В качестве источников диагностического инструментария используются научно-практические разработки С. Д. Забрамной, И. Ю. Левченко, Е. А. Стребелёвой, М. М. Семаго и др.

Качественный анализ предполагает оценку особенностей процесса выполнения ребёнком заданий и допускаемых ошибок на основе системы качественных показателей, характеризующих эмоциональную сферу и поведение ребё нка:

особенности контакта ребёнка;

эмоциональная реакция на ситуацию обследования;

реакция на одобрение;

реакция на неудачи;

эмоциональное состояние во время выполнения заданий;

эмоциональная подвижность;

особенности общения;

реакция на результат.

Качественные показатели, характеризующие особенности познавательной сферы и моторной функции ребё нка:

особенности внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи;

особенности моторной функции.

Коррекционно-развивающее направление

Структура коррекционно-развивающего занятия

Приветствие - ритуал (создание положительного настроя на совместную деятельность, общение).

Кинезиологические упражнения или Мозговой штурм (стимуляция интеллектуального развития).

Игры, дидактические упражнения и игровые задания, направленные на коррекцию и развитие познавательных процессов, подобраны с учетом лексических тем и связаны сюжетной линией (развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, моторики).

Психогимнастика и этюды (развитие мимики и пантомимики).

Релаксационные упражнения (развитие умения расслабляться и распределять свои силы).

Психо-коррекция познавательных процессов

Коррекционно-развивающая работа в данном направлении ведется посредством дидактических игр, наглядных пособий.

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные.

В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для детей с интеллектуальными нарушениями, у которых опыт действий с предметами значительно обеднен.

При отборе дидактических игр большое значение уделяется коррекционным задачам, учитываются особенности развития детей с интеллектуальной недостаточностью и следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий.

Примером могут быть следующие игры, которые используются на занятиях: «Игра сказка», «Игра-поручение», «Игры загадки».

Формирование пространственных и временных представлений об окружающем

освоение пространства собственного тела

уточнение и обогащение представлений о внешнем пространстве,

определение пространственных направлений по отношению к себе

определение ориентации предметов по отношению друг к другу, конструирование,

пространственная ориентация на листе бумаги.

Формирование математических представлений

Учитывая низкий уровень развития мышления детей с ограниченными

возможностями здоровья, в занятия включены специальные дидактические игры и упражнения, развивающие его три основные формы (наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое).

элементарные логические игры, задачи,

упражнения на классификацию,

задачи на поиск признака отличия одной группы фигур от другой,

дидактические игры, направленные на развитие пространственных

представлений, построение сериационных рядов.

Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы

В развитии и коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы используются следующие методики: сказкотерапия, игротерапия, цветотерапия, релаксотерапия; тактильно-сенсорные панели и игры, куклотерапия и др.

Сказкотерапия

С помощью сказкотерапии ребенок может побороть свои страхи, негативные черты личности, скорректировать поведение.

Для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью занятия проходят в игровой форме.

Куклотерапия

В качестве основного приёма коррекционного воздействия в куклотерапии используется кукла, как промежуточный объект взаимодействия ребёнка и взрослого.

Игротерапия

Это набор игровых методик, средств, форм, ситуаций. Являясь уникальным средством реабилитации, игротерапия может выполнять функции социализации, коррекции и развития, воспитания, адаптации, релаксации.

Развитие игровой деятельности

У детей с ограниченными возможностями здоровья игра развивается медленно и, без специального обучения, она ограничивается однообразными манипуляциями с игрушками, не имеющими игрового содержания, что обусловлено задержкой сенсомоторного и интеллектуального развития.

При подборе игр для детей с ОВЗ учитываются следующие условия:

игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования к деятельности;

соответствие игры возрасту ребенка или его актуальному уровню развития;

учет структуры дефекта;

подбор игрового материала с постепенным усложнением;

связь содержания игры с системой знаний ребенка;

соответствие коррекционной цели занятия;

учет принципа смены видов деятельности;

Развитие мелкой моторики

• гимнастика в стихах,

• игры с палочками,

• игры с шариками,

• самомассаж пальчиков,

• массаж пальчиков массажером.

• штриховка,

работа с трафаретами.

• контур предмета (обведи рисунок, соедини по точкам);

• дорисовка;

• волшебные узоры.

Состояние детей с ОВЗ, их индивидуальные особенности развития различны, в связи с этим, программы психологического сопровождения индивидуальны для каждого ребенка.

Консультативно - просветительское и профилактическое направление

Работа по данному направлению обеспечивает оказание родителям помощи в воспитании и обучении ребёнка с ОВЗ.

Разрабатываются рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, проводятся мероприятия, способствующие включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.

На индивидуальных консультациях с родителями проводится совместное обсуждение хода и результатов коррекционной работы. Анализируются факторы положительной динамики развития ребёнка, вырабатываются рекомендации по преодолению возможных проблем.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Работа педагога-психолога в темной сенсорной комнате»Фотоотчет «Работа педагога-психолога в темной сенсорной комнате» В нашем детском саду существует темная сенсорная комната. Мы, конечно, ее так не называем. Это "волшебная комната". Темная сенсорная комната.

Мастер-класс «Психокоррекционная работа с родителями детей с ОВЗ» .

Мастер-класс «Работа педагога психолога дошкольного учреждения с детьми с аутистическим спектром» В настоящее время слово «аутизм» часто можно слышать из уст родителей и учителей. Впервые в России об аутизме заговорили в конце 1980-х.

Перспективное планирование образовательной деятельности педагога-психолога с детьми подготовительной группы Перспективно-тематический план индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительной группы Образовательная деятельность.

Работа педагога-психолога с психосоматическими проявлениями у детей и взрослых Мы живем с вами в эпоху кризисов и социальных перемен. Тем не менее, в одних и тех же обстоятельствах мы ведем и чувствуем себя по-разному.

Работа педагога-психолога с родителями. Сценарий праздничной встречи Родительского клуба, посвященной Дню Матери Цель: Развитие добрых доверительных отношений между родителями и детьми. Задачи: - создание комфортной атмосферы, активизация участников.

Работа педагога-психолога в ДОО Здравствуйте уважаемые родители! Меня зовут Котлова Анастасия Андреевна, я работаю педагогом-психологом в нашем детском саду. Основной целью.

Рекомендации педагога-психолога «Упражнения для занятий с гиперактивными детьми» Упражнения на развитие произвольной регуляции деятельности "Послушай тишину" Сесть на пол. Закрыть глаза и послушать звуки на улице за.

Совместное занятие педагога-психолога с родителями и детьми 2–3 лет «Сказка «Колобок» Задачи: 1. Сплочение группы, развитие эмпатии, обучение детей навыкам сотрудничества. 2. Снятие страхов перед сказочными героями. 3. Развитие.

Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда в работе с детьми дошкольного возраста Уважаемые коллеги, современная жизнь не стоит на месте, многое изменяется, появляются новые технологии. Вот и наша Российская система образования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психокоррекционная работа педагога-психолога с детьми ОВЗ
Опубликовано: 26 февраля 2017 в 17:17
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психокоррекционная работа педагога-психолога с детьми ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Андреевская (УИ 12535) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД