Приложение МААМ

Проблемы организации игровой деятельности в современном детском саду

Дедух Галина
Проблемы организации игровой деятельности в современном детском саду
▼ Скачать + Заказать документы

Дедух Галина Викторовна

воспитатель МБДОУ «Центр развития ребёнка – Детский сад №37

Владивосток,Россия

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы организации игровой деятельности в современных детских садах. Акцентировано внимание на том, что игровая деятельность является главной в образовательном процессе.

Ключевые слова: Игровая деятельность, самостоятельность, произвольность, творческая инициатива, преемственность, связь детских поколений.

Проблемы организации игровой деятельности детей в современном детском саду

Публикация «Проблемы организации игровой деятельности в современном детском саду» размещена в разделах

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта [2, c1].

Игра – это подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальной для дошкольной педагогики является проблема использования игры в целях всестороннего воспитания, и в первую очередь формирования нравственной стороны личности[2, с 4]

Психолог А. Н. Леонтьев считал ведущей деятельностью такую деятельность, которая оказывает в данный возрастной период особое воздействие на развитие ребенка. Для детей раннего возраста ведущей является предметная деятельность, для детей младшего и старшего дошкольного возраста ведущей деятельностью становится игра. Поэтому организация игровой деятельности детей всегда привлекает к себе внимание исследователей: педагогов, психологов, философов, социологов, этнографов, биологов.

У дошкольников познание мира происходит через игру. Преимущество игры перед другими видами деятельности состоит в том, что, играя, дошкольник развивается так, как ему и положено по возрасту; формирует навыки, которые помогут ему учиться. Отечественная теория говорит, что ребенок в игре осознаёт некоторые функции своей психики, которые без игры ему недоступны. Лучший способ сформировать у ребёнка произвольность – это игры с правилами. Также в это время у него развивается воображение и мышление. Игры в жизни ребенка должно быть много: она должна постепенно усложняться и плавно переходить в другой вид деятельности. В дальнейшем детям, у которых было много игры, будет интересно учиться, то есть ставить себе задачу, придумывать способ решения и таким образом развиваться.

Самое существенное изменение, которое отмечают психологи и большинство опытных дошкольных педагогов, состоит в том, что игра уходит из детского сада, перестаёт быть центром построения воспитательно-образовательного процесса.

Сюжетным и творческим играм уделяется мало времени, а их содержание очень часто не соответствует особенностям субкультуры современного ребенка. В детском саду руководство играми дошкольников несёт на себе отпечаток дидактизма и осуществляется по типу проведения учебных занятий. Это приводит к необратимым потерям в развитии психики дошкольника, так как именно игровая деятельность является источником самореализации внутренних сил ребёнка.

Современный ребёнок всё реже включён в отношения сотрудничества, взаимовыручки, партнёрства.

В последние годы увеличивается время, отводимое для обучающих занятий. Возникает вопрос, почему воспитатели спокойно жертвуют временем, отведённым для игры, но строго сохраняют время для организованных занятий?

Выполняя заказ родителей, современный воспитатель в своей деятельности делает упор на развитие учебных навыков (чтение, счёт, письмо). Это становится возможным потому, что у воспитателей нет внутренней убеждённости в том, что как раз игра обеспечивает полноценное и своевременное развитие дошкольника.

Время, которое отводится для самостоятельной деятельности детей, заполняется совсем иными делами - подготовкой к праздникам, конкурсам, дополнительным образованием, медицинскими осмотрами и т. п. В итоге, дошкольники не успевают полноценно поиграть.

Но и во время, отведённое для игр, дети не могут спокойно и содержательно играть - они возятся, дерутся, толкаются - поэтому воспитатели стараются заполнить свободное время детей спокойными занятиями или прибегать к воздействиям дисциплинарного характера. По наблюдениям педагогов дошкольники не умеют и не хотят играть.

Нередко можно наблюдать картину, когда дошкольник не способен организовать свою деятельность самостоятельно, наполнить смыслом - он слоняется, перебирает, толкается и разбрасывает игрушки. В таких случаях вряд ли самостоятельность, воображение, творческая инициативность, возникнут у него сами собой в более зрелом возрасте

Игра сама собой не возникает, должна осуществляться преемственность, то есть передача знаний от одного поколения детей другому. В настоящее же время связь детских поколений прервана (разновозрастные детские сообщества – во дворе, в квартире, в семье, - встречаются лишь как исключение). Дети растут в семьях, в которых родителям некогда играть. Взрослые не умеют этого делать и не считают важным. Если они и занимаются детьми, то только их учат.

В современном детском саду для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с ними. Но в силу ограниченности своих временных возможностей воспитатель не в состоянии создать условия для того, чтобы дать детям такой объём совместной игры, который позволил бы им в ходе постепенного обобщения и накопления конкретного игрового опыта овладеть различными игровыми умениями. Воспитатель не может воспроизвести естественный механизм передачи детям игровых умений в своей деятельности.

Виной тому, что дети не умеют правильно играть, становится и сам воспитатель, то есть его низкая игровая грамотность по отношению к игровой культуре.

Обучение игре представляет собой естественную помощь воспитателя ребенку. Оно включает изучение детских возможностей и перспектив развития игры, непосредственное взаимодействие воспитателя с детьми в игре, наблюдение за игрой детей.

Воспитатель должен стать для ребенка игровым партнером, который приносит в детскую игру новое содержание и новые умения.

При педагогическом руководстве игрой недопустима жесткая регламентация, которая лишает детей возможности проявлять самостоятельность и инициативу. Это ограничивает детскую самостоятельность в выборе партнёра по игре. Необходимо учитывать общие интересы и цели, личные склонности и привязанности детей. Поэтому попытка создавать игровые объединения по своему усмотрению не оправдана.

Для того чтобы вовлечь детей в игру, педагогу необходимо научиться свободно развертывать сюжет, отталкиваясь не от конспекта, а от привлекающей малышей тематики. Взрослый должен понимать, что его проект – не закон, а лишь замысел одного из участников игры. От искусства педагога принять вовремя предложения детей в процессе игры, ввести новый персонаж (и новую роль, развернуть предложенное партнером-ребенком событие зависит успешность формирующих событий и привлекательность совместной игровой деятельности.

Для того, чтобы воспитание детей в игре проходило успешно, необходимо создать соответствующие условия; отвести играм достаточное время, организовать удобную, спокойную обстановку, подобрать игрушки

«Программа воспитания в детском саду» требует, чтобы детям была предоставлена возможность играть в разное время дня [2. с 126]. То есть, в детском саду должны быть созданы условия для разнообразных игр, обеспечивающих всестороннее развитие каждого ребёнка

Литература

1. Н. Ф. Губанова Игровая деятельность в детском саду – издательство Мозаика-Синтез. 2017

2. Д. В. Менджерицкая Воспитателю о детской игре Пособие для воспитателя детского сада / под ред. Марковой Т. А. - М. : Просвещение, 1982.-128с.

Публикации по теме:

Конспект занятия по организации свободной игровой деятельности во второй младшей группе детей с ОНР Интеграция областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие,.

Развитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возрастаРазвитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возраста Здравствуйте, дорогие коллеги, читатели моего блога! Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного года.

Развивающие игры из ничего. Фотоотчет об организации игровой деятельности на летней прогулкеРазвивающие игры из ничего. Фотоотчет об организации игровой деятельности на летней прогулке Уважаемые коллеги! Наверное каждый воспитатель очень любит наблюдать за играющими детьми. И сегодня у меня была такая возможность! Я разложила.

Игровой уголок «Парикмахерская» в детском садуИгровой уголок «Парикмахерская» в детском саду Ко дню сюжетно – ролевой игры на МААМ. «Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития».

Комплексно-тематическое планирование «Оздоровительно-игровой час» в детском саду (I часть)Комплексно-тематическое планирование «Оздоровительно-игровой час» в детском саду (I часть) Цель: создание условий для оздоровления детей посредством оптимизации двигательной активности и стабилизации эмоционального состояния.

Комплексно-тематическое планирование «Оздоровительно-игровой час» в детском саду. 2 частьКомплексно-тематическое планирование «Оздоровительно-игровой час» в детском саду. 2 часть Цель: создание условий для оздоровления детей посредством оптимизации двигательной активности и стабилизации эмоционального состояния дошкольников.

Проблемы подготовки детей к школе в детском саду Положительное отношение к школе включает в себя как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые компоненты, стремление занять новое социальное.

Проблемы подготовки детей к школе в детском садуПроблемы подготовки детей к школе в детском саду Положительное отношение к школе включает в себя как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые компоненты, стремление занять новое социальное.

Родительское собрание «Один день в детском саду. Проблемы и их решение» (средняя группа)Родительское собрание «Один день в детском саду. Проблемы и их решение» (средняя группа) Уважаемые коллеги, хочется рассказать Вам о последнем родительском собрании, проведённым на днях. Многие трудности в работе воспитателя.

Технология организации труда в детском садуТехнология организации труда в детском саду Технология организации труда в природе чаще всего включает пять этапов: 1. Теоретическое осмысление работы. Воспитатель разъ­ясняет содержание.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Проблемы организации игровой деятельности в современном детском саду
Опубликовано: 24 марта 2020 в 14:50
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проблемы организации игровой деятельности в современном детском саду» (включая файлы) размещена пользователем Дедух Галина (УИ 2259936) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД