Получи документы

Проблемы отражения событий Великой Отечественной войны в современном дошкольном образовании

Северинова Людмила
Проблемы отражения событий Великой Отечественной войны в современном дошкольном образовании

Проблемы отражения событий Великой Отечественной войны в современном дошкольном образовании

Северинова Л. В. ,

воспитатель, МДОУ «Детский сад №5»,

Ракитянский район, Белгородская область

В соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование было признано уровнем общего образования [7]. А одним из приоритетных направлений системы современных образовательных организаций, в том числе и дошкольных, является патриотическое воспитание, содержанием которого являются события Великой Отечественной войны.

Публикация «Проблемы отражения событий Великой Отечественной войны в современном дошкольном образовании» размещена в разделах

Актуальность проблемы подчеркивается в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». В ней указано: «Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально-значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов» [6].

В современной дошкольной психолого-педагогической науке вопросы патриотического воспитания дошкольников рассматриваются в работах многих ученых и практиков: Н. Г. Зеленовой, О. Л. Князевой, Д. С. Лихачева, Д. М. Махневой, Л. Е. Осиповой, О. А. Понамаревой, Г. А. Урунтаевой и др. В них подчеркивается, что патриотическое воспитание – это не эпизод, не разовая акция, но целенаправленный, систематический процесс [3].

Д. С. Лихачев подчеркивал, что «любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране – к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству и человеческой культуре» [2].

В дошкольной педагогике (А. Г. Гогоберидзе, С. А. Козлова, Н. А. Микляева и др.) много внимания уделяется содержанию образования в области формирования у дошкольников представлений о семье, доме, народной культуре, ремеслах [5]. Но вопросам ознакомления с историческими событиями, в том числе и военными, уделяется недостаточное внимание. Не полностью раскрыто содержание образовательной деятельности в этом направлении, не указаны наиболее эффективные средства и методы обучения и воспитания, а также формы организации образовательной деятельности.

Таким образом, решение проблемы отражения событий Великой Отечественной войны в современном дошкольном образовании требует не только теоретической проработки, но и соответствующего методического обеспечения. Кроме того, нужны практические подходы и рекомендации по организации патриотического воспитания дошкольников для того, чтобы сделать этот процесс наиболее эффективным. Рассмотрим некоторые из них.

В силу возрастных и психологических особенностей восприятие дошкольниками исторических событий отличается отсутствием объективности и системности. Дошкольники не могут соотносить исторические события с определенными историческими датами; им трудно воспринимать исторические временные отрезки и исторические личности в них; объективно воспринимать обобщенные понятия «война», «битва», «герои», «ветераны» и др.

В этом направлении образовательной деятельности особый интерес представляют исследования Н. А. Коротковой об использовании авторских технологий «путешествие по карте» и «путешествие по реке времени». Их использование позволяет сформировать у детей элементарные представления об исторических временных отрезках. При этом Н. А. Короткова указывает, что исследования - путешествия не следует смешивать с сюжетной игрой, так как они хотя и протекают в условном плане, но их основная цель – узнавать, сравнивать, различать и соединять факты и явления в пространстве и времени [4, 133 с. ].

Детская художественная литература среди средств дошкольного образования занимает особое место. Но произведений о Великой Отечественной войне для детей дошкольного возраста недостаточно. В Белгородской области в детском чтении могут использоваться стихотворения и рассказы авторов: Б. И. Осыкова, В. М. Шаповалова, Л. Т. Кузубова и др. Произведения этих авторов широко представлены в массовой периодической печати.

Среди методов и приемов в патриотическом воспитании дошкольников выделяются словесные (рассказы, беседы, встречи с интересными людьми). Но в настоящее время все меньше остается ветеранов, непосредственных участников тех героических событий, о которых они могут рассказать. Поэтому даже для большинства школьников Великая Отечественная война становится событием, память о котором носит весьма абстрактный характер и формируется не столько на основе общения с носителями личных воспоминаний, сколько при помощи компьютерных игр, видеохроник и фильмов, далеко не всегда высокого качества [1].

В вопросе знакомства дошкольников с событиями Великой Отечественной войны особая роль, на наш взгляд, принадлежит музейной педагогике. Экскурсии в музеи, в то числе и виртуальные, к памятникам и памятным местам позволяют не только дать детям элементарные знания и представления, но и формировать положительный эмоциональный настрой и познавательную мотивацию. При этом в организации многих мероприятий важна преемственность в работе музейных работников и педагогов дошкольных организаций, более знакомых с особенностями образовательной деятельности с дошкольниками. А сценарии экскурсий должны опираться на ведущий вид детской деятельности в дошкольном возрасте – игру, что позволит поддерживать интерес к теме экскурсии более длительное время.

В настоящее время музеи стали более открытой системой, поэтому в их стенах проводятся викторины, праздники, вечера досуга, но часто они не рассчитаны на участие детей дошкольного возраста.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что с каждым годом все сложнее сохранять память о Великой Отечественной войне. И только объединение сил работников культуры, образования и науки и сочетание традиционных и нетрадиционных форм работы (форумы, возможности электронной информационной среды, акции, проекты) принесут свои плоды.

Список использованной литературы

1. Великая Отечественная война : История и историческая память в России и мире. – Тула: Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2015.– 184 с.

2. Енишерлов, В. Д. С. Лихачёв Память преодолевает время. [Электронный ресурс]. URL : https://www.nasledie-rus.ru/podshivka/10801.php

3. Зеленова, Н. Г., Осипова, Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. – М. : Скрипторий 2003, 2008. – 112 с.

4. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. -208 с.

5. Педагогика периода дошкольного детства : Учебное пособие / Е. В. Гончарова, Т. А. Дергунова, Н. Л. Жмакина и др. ; Под общ. ред. Е. В. Гончаровой. – Нижневартовск: Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008. – 227 с.

6. Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 N 1493 (ред. от 30.03.2020) «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы». [Электронный ресурс]. URL : https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_192149/

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 (в редакции от 7 мая 2013 г.). [Электронный ресурс]. URL : https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

Публикации по теме:

70-летию Великой Победы посвящается! Рассказ о моих родных, которые воевали в годы Великой Отечественной войны70-летию Великой Победы посвящается! Рассказ о моих родных, которые воевали в годы Великой Отечественной войны Великая Отечественная война 1941-1945 г. оставила страшный след в истории нашей Родины!Буквально из каждой семьи на фронт уходили мужья,сыновья.

Аппликация «Открытка для ветерана Великой Отечественной войны»Аппликация «Открытка для ветерана Великой Отечественной войны» Аппликация «Открытка для ветерана Великой Отечественной войны» В преддверии праздника Победы, мы с ребятами изготовили открытки ветеранам.

Фотоотчет о посещении ветерана Великой Отечественной войныФотоотчет о посещении ветерана Великой Отечественной войны В преддверии Дня Победы воспитанники подготовительной к школе группы «Калинка» из детского сада №1 «Колокольчик» посетили ветерана Великой.

Я горжусь своим дедушкой — Ветераном Великой Отечественной войны!Я горжусь своим дедушкой — Ветераном Великой Отечественной войны! Мой дедушка, - Меньков Сергей Иванович. Родился он в Вологодской области Грязовецком районе Лежском сельсовете деревне Зимняк 6 октября.

Конспект НОД беседа «Встреча с ветераном Великой Отечественной войны»Конспект НОД беседа «Встреча с ветераном Великой Отечественной войны» Конспект НОД беседа «Встреча с Ветераном Великой Отечественной войны». Цель: воспитывать чувство гордости за народ Победитель, уважения.

Квест-игра «По дорогам Великой Отечественной войны» к 75-летию Великой Победы Квест -игра «По дорогам Великой Отечественной войны»Цель: формирование у воспитанников знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. ,.

«Помним, любим». Встреча с ветераном Великой Отечественной Войны«Помним, любим». Встреча с ветераном Великой Отечественной Войны 5 февраля мы праздновали День Освобождения нашего города Старый Оскол, от фашистских захватчиков. 72 года прошло с того смутного времени.

Ветеранам Великой Отечественной войны посвящается. Авторские стихи.Ветеранам Великой Отечественной войны посвящается. Авторские стихи. Давно уже закончилась война И, постарели наши ветераны, А, всё же, Помнить будет вся страна Ваш подвиг, русские солдаты! У обелиска,.

Встреча с ветеранами Великой Отечественной войныВстреча с ветеранами Великой Отечественной войны Великою победу одержал наш народ в великой отечественной войне 1941-1945 году. Нелегко досталось стране эта победа. Сегодня к нам в детский.

Встреча с ветераном Великой Отечественной войныВстреча с ветераном Великой Отечественной войны В рамках реализации мероприятий посвящённых 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной Войне 1941-1945 г. г. в Воронежской.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Проблемы отражения событий Великой Отечественной войны в современном дошкольном образовании
Опубликовано: 1 ноября 2020 в 16:07
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД