Приложение МААМ

Процесс адаптации детей к детскому саду

Татьяна Федорович
Процесс адаптации детей к детскому саду
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольное учреждение вводит ребенка в мир общественных отношений. Выходя за рамки семьи, дошкольник приобретает бесценный опыт взаимодействия с взрослыми и сверстниками, овладевает новыми социальными ролями, расширяет представления об окружающем. Детский сад помогает ребенку приобрести определенные знания и навыки, а также подготовиться к школе.

Дошкольное учреждение:

- создает условия для развития самостоятельности детей, формирования необходимых социальных и культурных навыков;

- обеспечивает познавательное и физическое развитие, создает условия для развития игры;

- формирует навыки общения в коллективе;

Публикация «Процесс адаптации детей к детскому саду» размещена в разделах

- развивает децентрации (эмоциональную и интеллектуальную).

Таким образом, дошкольное учреждение можно рассматривать как один из важнейших институтов социализации, в рамках которого происходит социальное и личностное развитие детей.

Большую роль в процессе адаптации ребенка к детскому саду играют новые требования, к которым следует приспособиться. Их можно условно разделить на две группы:

1. Общие требования, обусловленные структурой дошкольного образовательного учреждения (определенный режим дня, фиксированное время занятий, коллективный характер мероприятий и т. д.).

2. Имплицитные требования, характерные для данного учреждения (количество детей в группе и их возраст, особенности обучающихся программ и т. д.).

В большинстве дошкольных учреждений выстроен четкий распорядок дня, определена продолжительность занятий. Выполнение единых требований обязательно для всех детей, но вновь поступившим ребятам в течение определенного времени создаются щадящие условия. Тем не менее в связи с поступлением в детский сад ребенок должен просыпаться в определенное время, владеть необходимыми культурно гигиеническими навыками и навыками самообслуживания, знать элементарные правила поведения в обществе взрослых и сверстников, привыкать к новой пищи. Для многих дошкольников серьезной проблемой становиться дневной сон, поскольку нужно ложиться в чужую кровать на глазах у других детей и без привычных ритуалов. Резкая смена привычного распорядка дня, режима питания и отдыха может вызвать стресс и нарушить процесс адаптации ребенка к детскому саду.

В раннем и младшем дошкольном возрасте нормы и правила выступают для ребенка как требования взрослого. В зависимости от того как ребенок относиться к взрослому, он склонен выполнять или нарушать его требования.

Ребенку, поступившему в детский сад, необходимо привыкнуть к большому количеству сверстников, незнакомым взрослым, овладеть игровыми и элементарными учебными навыками. Однако одной из самых важных проблем для большинства детей является временная разлука с родными. В течение первых дней пребывание ребенка в детском саду главной причиной психологического дискомфорта становиться переживаемая ребенком чувства одиночества из за отсутствия родителей. Приспособление к детскому саду может осложниться так же из-за отсутствия любимой игрушки. Взаимоотношения с педагогом тоже играют немало важную роль в процессе адаптации ребенка к детскому саду. Несмотря на то что психологическая дистанция между взрослыми и детьми в дошкольном учреждении намного меньше, чем в школе, воспитатель становиться одной из первых фигур «общественного взрослого», определяющих социально-нравственное развитие ребенка дошкольного возраста. От того, как сложатся взаимоотношения с педагогом, зависят успешность привыкания и отношения дошкольника к детскому саду.

В каждой семье складывается определенный стиль отношений межу родителями и детьми, отличается и позиция ребенка в этих отношениях. Непродуктивные стили семейного воспитания (гипер и гипо опека, кумир семьи и др.) могут так же осложнять адаптацию ребенка к детскому саду. Успешность социально-психологической адаптации ребенка к новой педагогической среде определяется степенью соответствия его поведения принятым в детском саду нормам, качествам общения со сверстниками, уровнем осознания своего места в изменившейся системе социальных отношений.

Свидетельством психологической адаптации ребенка к детскому саду являются состояние психологического комфорта, отсутствия напряженности в общении, принятия сверстниками и хорошее взаимоотношение с воспитателями. Совместная работа педагогического коллектива и родителей в процессе приспособления ребенка к условиям ДОУ обеспечивает становление индивидуального стиля деятельности и общения, формирование активной и творческой жизненной позиции ребенка.

Рациональная организация режима дня, гибкий график посещения ДОУ, возможность пребывания в группе в течение нескольких часов с мамой, учет некоторых привычек ребенка, его предпочтение в еде и деятельности помогают преодолеть неизбежные трудности привыкания к новым условиям. Как показывает практика, продолжительность адаптационного периода индивидуальна и зависит от возраста ребенка его психофизиологической готовности к изменениям, состояния здоровья, уровня психического и социального развития, особенностей семейного воспитания и от многих других факторов. В среднем длительность адаптационного периода составляет 1-2 месяца. В некоторых случаях она может увеличиваться до года.

Результаты первичной адаптации ребенка к детскому саду оцениваются в конце первого месяца его пребывания в детском саду. Большинство детей за это время привыкают к новым требованиям, начинают легче переносить разлуку с матерью, реже болеют, и их эмоциональное самочувствие улучшается. Однако у некоторых ребят позитивного изменения не наблюдается, и возникают различные отклонения в поведении, общении и личностном развитии.

Основными проявлениями трудностей адаптации ребенка к детскому саду являются :

1. Нарушение эмоционального состояния.

2. Нарушение сна и аппетита.

3. Неодекватная реакция на уход/появление матери.

4. Снижение познавательной и речевой активности.

5. Рост заболеваемости.

Можно выделить ряд критериев адаптации ребенка к детскому саду

Критерий адаптации Основные проявления

Физиологический Снижение заболеваемости в течение первых месяце пребывания в детском саду, отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей состояния здоровья. Хорошее самочувствие; умеренная утомляемость; привыкание к новому режиму дня; нормализация сна и аппетита.

Когнитивный Овладение навыками игровой и учебной деятельности; познавательная активность; соответствие уровня познавательного развития возрастной норме.

Личностный Отсутствие эмоционального дискомфорта; адекватность самооценки; умеренная тревожность

Социальный Принятие в группе сверстников; хорошее эмоциональное самочувствие в процессе общения; владение навыками общения; формирование доброжелательного общения к сверстникам.

Поведенческий Усвоение правил поведения на занятиях в процессе общения; овладение культурными нормами; отсутствие агрессивных тенденций.

Совокупность данных признаков характеризует степень адаптированности ребенка к детскому саду, в то время как отсутствие какого либо из этих признаков свидетельствует о нарушениях приспособления и риске дезадаптации.

3. Планирование работы в адаптационный период

Работу с детьми в адаптационный период ни в коем случае нельзя пускать на самотек. Ее необходимо планировать. И подходить к этому нужно ответственно, профессионально и творчески. Правильно спланированная работа поможет воспитателю умело переключить внимание плачущего малыша на интересное дело.

План пишется в форме таблицы. За единицу планирования выбрана неделя. В плане отмечаются дни недели, число и месяц. Планирование ведется по четырем направлениям:

1. Игровое взаимодействие

2. Играем и строим

3. Формируем эмоциональную отзывчивость

4. Развиваем движения

В таблицу заносятся формы и методы работы с детьми. В адаптационный период фронтальные занятия с малышами не проводятся, предпочтение отдается индивидуальным формам работы. Возможна работа с небольшими подгруппами детей 3-4 малыша. Не стоит планировать на день много приемов работы с детьми. Достаточно по каждому направлению организовать одну две формы работы. Не забывайте, что вы отдельный вид деятельности будете организовывать с каждым ребенком в течении дня.

Планируя игровое взаимодействие, воспитатель подбирает разнообразные виды игр:

1. Сюжетные

2. Игры с водой

3. Игры с песком

4. пальчиковые игры

5. Игры с дидактическими игрушками

6. Игры забавы

В направлении «играем и строим» отражается деятельность детей с пластмассовыми и деревянными конструкторами, а также конструирование из мягких модулей. В раздел «формируем эмоциональную отзывчивость» можно включать:

1. Чтение стишков

2. Расказывание сказок

3. Пение песенок

4. Слушание музыки

5. Рассматривание игрушек, книжек, картинок

6. Наблюдение за объектом природы

7. Рисование картинок для детей

Планируя раздел «развитие ребенка» педагог подбирает:

1. игровые упражнения

2. Подвижные игры

3. Музыкальные игры

Публикации по теме:

«Сказка о детской кроватке» для адаптации ребенка к детскому саду Жила-была детская кроватка. Она жила в детском саду, который называется «Антошка» в группе под названием «Мишки-торопыжки» и стояла она.

Фотоотчет «Адаптация детей к детскому саду»Фотоотчет «Адаптация детей к детскому саду» "Адаптация детей к детскому саду" Адаптация-это приспособление к новым условиям окружающей среды,в нашем случае это привыкание детей к детскому.

Фотоотчёт об адаптации детей к детскому садуФотоотчёт об адаптации детей к детскому саду Зачем водить ребенка в детский сад – понимают практически все родители. Именно в детском саду малыш получает бесценный опыт общения со сверстниками,.

Игры с детьми в период адаптации ребенка к детскому садуИгры с детьми в период адаптации ребенка к детскому саду Изменения, которые обрушиваются на ребенка с поступлением в детский сад, создают для него стрессовую ситуацию. А лучшее лекарство от стресса.

Конспект занятия «Использование социально-ориентированных игр в период адаптации детей к детскому саду» (первая младшая) Оксана Шелкопляс КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ИГР В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДЕТСКОМУ САДУ»(первая младшая.

Конспект занятия «Солнышко» по формированию у детей 2–3 лет навыков общения в период адаптации к детскому саду Задачи: Познакомить детей с потешкой «Солнышко», способствовать ее запоминанию, проговариванию, закрепить название цвета «желтый», названия.

Консультация для педагогов «Значение игры в период адаптации ребенка к детскому саду»Консультация для педагогов «Значение игры в период адаптации ребенка к детскому саду» С самых ранних лет необходимо ставить ребенка в такие условия, чтобы он жил, играл, работал, делил свои радости и горести с другими детьми.

Консультация для родителей «Адаптация детей 1,5–3 лет к детскому саду»Консультация для родителей «Адаптация детей 1,5–3 лет к детскому саду» Раннее детство – особый период в жизни ребенка. В это время происходит стремительное психическое и физическое развитие – основа и потенциал.

Опыт работы «Взаимодействие с семьей в период адаптации ребенка к детскому саду»Опыт работы «Взаимодействие с семьей в период адаптации ребенка к детскому саду» Одной из целевых установок ФГОС ДО является создание условий для позитивной социализации ребенка. В процессе адаптации ребенок берет на.

Создание условий для успешной адаптации детей к детскому садуСоздание условий для успешной адаптации детей к детскому саду Создание условий для успешной адаптации детей к детскому саду. Для успешной социализации детей нужно и то, чтобы дети адаптировались к.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Процесс адаптации детей к детскому саду
Опубликовано: 30 августа 2021 в 19:12
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Процесс адаптации детей к детскому саду» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Федорович (УИ 169328) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД