Папки-передвижки

Продуктивная деятельность, как средство развития детей младшего дошкольного возраста

Яна Федоровых
Продуктивная деятельность, как средство развития детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Ранний возраст ребенка – это чрезвычайно ответственный период в развитии человека, когда происходит закладка фундамента его личности. Рисование, лепка, аппликация, конструирование- одни из самых больших удовольствий для ребенка. Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. Рисуя, ребенок отражает не только то что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. В младшем дошкольном возрасте конструирование, лепка, рисование и аппликация тесно переплетаются с игрой. Они, как и игра, имеют моделирующий характер. Продуктивная деятельность, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении.

Публикация «Продуктивная деятельность, как средство развития детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Продуктивная деятельность в детском саду - это вид культурной практики, где происходит успешное формирование и реализация способностей воспитанников, и который можно организовать в форме совместной деятельности взрослого с детьми.

Своей целью считаю:

Создание ситуации, стимулирующей активность детей, побуждающей их к развитию продуктивной деятельности и творческих способностей.

Ставлю перед собой следующие задачи:

- Создать эмоционально-положительное настроение;

- Развить интерес к занятиям по продуктивной деятельности;

- Знакомить с сенсорными эталонами;

- Развитить мелкую моторику рук;

- Активизировать словарь;

- Развить умения по продуктивной деятельности;

- Воспитать у детей умение выполнять совместную деятельность;

- Не давить на ребенка, а помочь ему в развитии.

К продуктивной деятельности относится лепка, аппликация, рисование, конструирование, вышивание, собирание мозаик, создание различных поделок. (показать схему) От игры эти виды деятельности отличаются тем, что связаны с созданием какого либо конечного продукта.

В изобразительной деятельности, рисование - одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребятам доступно использование выразительных средств рисунка. Так цвет применяется для передачи сходства с реальным предметом, для выражения отношения рисующего к объекту изображения и в декоративном плане. Овладевая приемами композиций, дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах. В совместной работе с детьми по рисованию, я использую в основном цветные карандаши, восковые мелки, акварельные и гуашевые краски, обладающие разными изобразительными возможностями.

Своеобразие лепки как одного из видов продуктивной деятельности заключается в объемном способе изображения. Дошкольникам в детском саду доступно овладение приемами работы с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию рук - глиной и пластилином. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка. Передача пространственных соотношений предметов в лепке также упрощается - объекты, как и в реальной жизни, расставляются друг за другом, ближе или дальше от от центра композиции. Вопросы перспективы в лепке попросту снимаются.

В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета.

Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, центре и т. д) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям. Ребенок учится владеть ножницами, правильно вырезывать формы, поварачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от другая. Так же учится и правильному наклеиванию деталий, используя клей и кисточку.

Конструирование из различных материалов больше других видов изобразительной деятельности связано с игрой. Игра часто сопровождает процесс конструирования, а выполненные детьми поделки обычно используются в играх. Основные виды конструирования, это строительный материал, набор конструкторов, бумаги, природного и других материалов. Основопологающим моментом в конструировании выступает аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предметов. Она дает возможность установить структуру объекта и его частей, учесть логику их соединения. На основе аналитико-синтетической деятельности ребенок планирует ход конструирования, создаёт замысел. Успешность реализации замысла во многом определяетс умением детей планировать и контролировать его ход.

Хочу так же отметить, что продуктивная деятельность - это специфическое образное познание действительности и как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умтвенного воспитания детей. Для того что бы нарисовать, слепить, сделать аппликацию или конструкцию, предварительно надо хорошо познакомиться с изображаемым предметом, запомнить его форму, величину, конструкцию, расположение частей, цвет. Так же расширяются знания о многообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира, разных величинах, многообразии оттенков цветов. Идет постоянное обогощения словаря, потому что в процессе анализа своих работ, в конце совместной деятельности, дети рассказывают о своих рисунках, лепке, высказывают суждения о работах других ребят.

При проведении занятий я всегда создаю благоприятные условия для формирования таких качеств, как пытливость, инициатива, умственная активность и самостоятельность. Поощеряю творческую и индивидуальную активность, фантазию каждого ребенка.

В процессе продуктивной деятельности сочитаются в моей совместной деятельности с детьми, как умственная так и физическая активность. Для создания конечного продукта необходимо применить усилия, осуществляемые трудовыми действиями, овладением определенных умений. У детей развивается мелкая моторика рук, мускулатура пальцев при работе с ножницами.

Кроме того, сама продуктивная деятельность оказывает позитивное влияние на эмоционально-личностное становление ребенка, дает возможность для творчества, формирует умение предвидеть будующий результат, развивает пространственно-образное мышление, даёт толчок мотивации к аккуратности.

Развитие продуктивной деятельности детей определяется наличием у ребенка умения добиваться нужного результата, как позаданному образцу, так и при создании и последовательном воплащении собственного замысла. Маленьких детей привлекает не столько результат, сколько сам процесс деятельности, однако под влиянием и воспитания постепенно формируется направленность на получение результата. Продукты детской деятельности в значительной мере отражают представления ребёнка об окружающем и его эмоциональное отношение к миру.

В силу возрастных особенностей интерес к продуктивной деятельности у детей младшего дошкольного возраста не устойчив. Замысел управляется изображением и меняется по ходу работы, происходит овладения изображением формы предметов. Работы схематичны, детали отсутствуют, трудно догадаться, что изобразил ребенок. Для того что бы у детей младшего возраста возникло желание выполнять учебное задание и вызывать желание рисовать, лепить, вырезать, наклеивать и т. д. В этом решающую роль играет пример взрослого. Я всегда рисую, леплю, выполняю аппликацию на глазах у детей. Для изображения я подбираю наиболее привлекательные окружающие предметы, которые вызывают желание у малышей эмоциональный отклик. Процесс создания сопровождается словестным пояснением, обращением к детям, выразительными жестами и движениями. Всегда стремлюсь научить ребенка действовать, помогаю на начальном этапе, а затем направляю его активность. После того, как основные навыки сформулированы и у детей появляется больше возможностей для самостоятельной работы, можно дать им определенную свободу выбора вариантов в рисовании или при изготовлении поделки. Такой подход позволяет развивать воображение детей, их творческое начало. Любят дети такого возраста, под руководством взрослого изготавливать книжки-малышки.

Особенно хочется отметить свою изюменку в работе в Непосредственно Образовательной Деятельности (НОД, где я использую наглядный материал, который мы изготавливаем сами с ребятами. Что повышает уровень интереса к самим занятиям и умению получать больше знаний и заинтересованность в обучении.

Дети любят новизну, им интересно разнообразие материалов, методов и в результате дети получают успешный продукт деятельности. В этом и кроется секрет нетрадиционных способов художественно-эстетической деятельности, которая даёт огромную возможность для детей думать,пробывать, искать, экспериментировать, выражать свои мысли в продуктивной деятельности. В нетрадиционной технике с младшими дошкольками, я использую: рисование пальчиками, ладошками, ватными палочками, пластилином; рисование по сырому листу; для поделок использую, природный материал,ватные диски, макаронные изделия и прочее.

Работая в нетрадиционной технике могу отметить, что дети более активно влючаются в работу, задают вопросы, интересуются. Применяя данную технику художественно-продуктивной деятельности, вместо готового образца показываю способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами, это даёт толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности. Хочу отметить, что ценность тут заключается не в качестве продуктивной деятельности детей, а в том, что они получают радость от самого процесса, у них стимулируется положительная мотивация, они не утомляются. Появляется ситуация свободного выбора, которая так необходима в художественно-продуктивной деятельности.

Не маловажным фактором в продуктивной деятельности, как средство развития детей, является работа с родителями.

В уголке информации помещаю различные консультации, из которых родители могут подчерпнуть для себя необходимые им знания (особенности изобразительной деятельности младшего дошкольного возраста, разнообразие художественных материалов, различные техники рисования, консультирования, ручной труд и прочее). Консультации обнавляются по мере возможностей. Так же провожу мастер-классы, которые увлекают и самих родителей. Не будем забывать о том, что совместная деятельность с детьми всегда сближает их со взрослыми.

Так же нашими родителями была создана группа в интернете, "Цветочная полянка", где они высталяют свои совместные работы с детьми, поделки, делают интересные фотографии и делятся опытом друг с другом, что непосредственно повышает интерес и уровень мастерства среди родителей.

Так же в нашей группе в детском саду, организовываются выставки, совместных работ детей на различную тематику, как " Осенние фантазии", "Новый год у ворот", "Весна пришла". Так же предлагаю родителям посещать и участвовать в наших творческих выставках, которые проводятся в нашем ДОУ, где можно открыть мир прекрасного ребёнку, созданного непосредственно при взаимодействии всей семьи.

В заключении мне бы хотелось процитировать слова В. А Сухомлинского " Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок"

Творите и созидайте с вашими детьми. Творческих успехов!

Публикации по теме:

«Лего-конструирование как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста». (Из опыта работы) Тема: «Лего – конструирование как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста». Ребёнок – прирождённый, изобретатель.

Опыт работы «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» 1. ВведениеОдним из показателей хорошего физического и нервно - психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных.

Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста Могучим средством воспитания детей младшего дошкольного возраста является дидактическая игра и упражнения. Недаром этот возраст называют.

Дидактическая игра как средство развития словаря детей младшего дошкольного возраста Месяц Тема образовательной деятельности Дидактическая игра Сентябрь Мониторинг Мониторинг Октябрь Осень. Явления природы. Звери. Игра с.

Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста Работая с детьми, проводя изучение особенностей развития детей, я отметила, что активность детей на занятиях, в повседневной жизни часто.

Нетрадиционная продуктивная деятельность как средство развития речи младших дошкольников В нашем обществе работа по развитию речи становится все более актуальной. Снижающийся уровень бытовой культуры, агрессивно-примитивная речь,.

Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей младшего дошкольного возраста. Игра занимает ведущую роль в развитии ребенка. Именно в игре ребенок может принять на себя много ролей, познать окружающий мир, его законы,.

Продуктивная деятельность как средство социально-коммуникативного развития дошкольников Продуктивная деятельность как средство социально – коммуникативного развития дошкольников. Социальный опыт приобретается ребенком в общении.

Сенсомоторная деятельность, как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста.Сенсомоторная деятельность, как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, к педагогичеким условиям реализации образовательной программы.

Театрализованная деятельность как средство обучение детей младшего дошкольного возраста Театрализованные игры –занятия это универсальное средство воспитания и инструмент обучения детей в дошкольных учреждениях. Ведь дети любят.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Продуктивная деятельность, как средство развития детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 16 апреля 2017 в 08:09
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Продуктивная деятельность, как средство развития детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Яна Федоровых (УИ 239423) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД