Продуктивное освоение социокультурных практик через реализацию коллективных проектов в о внеурочной деятельности

Ольга Карпушева
Продуктивное освоение социокультурных практик через реализацию коллективных проектов в о внеурочной деятельности

Продуктивное освоение социокультурных практик через реализацию коллективных проектов в о внеурочной деятельности

Любая деятельность учителя должна быть направлена на решение главных задач современной школы, которые ставит перед нами государство – раскрытие способностей каждого обучающегося, воспитание порядочного и патриотического человека, личности готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Одной из форм продуктивного освоения социально-культурной практики является метод проектов. Под проектной деятельностью понимается совокупность действий, ведущих к открытию учащимися новых фактов и способов деятельности: видеть проблему, которую необходимо разрешить, предлагать возможные варианты её решения, проверять её и на основе полученных данных делать выводы.

В начальной школе проектная деятельность начинается с реализации проектных задач. Проектная задача – задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка («продукта», и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача принципиально имеет групповой характер.

Итогом решения проектной задачи может являться:

реальный продукт (текст, схема, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, графиков и т. д., созданный детьми;

• нематериальный продукт (качественные изменения самого ребёнка или группы детей).

Хотелось бы представить опыт работы через занятия внеурочной деятельности по курсу социального, гражданско-патриотического направления «Маленькая страна».

В возрасте 6-10 лет вопрос осознания учащимися себя как гражданина Российской Федерации становится актуальным. Через систему проектных задач, прекрасно раскрываются детям главные принципы государственной системы, а так же это способствует становлению активной гражданской позиции ученика. Именно на это и направлена программа внеурочной деятельности «Маленькая страна».

По сути, эта программа является одной большой социально-культурной практикой.

Основной целью программы является формирование гражданской ответственности учащихся, определение которой включает в себя компоненты: воспитание гражданского отношения к себе, к своей семье, к окружающим людям, к Родине (Малой Родине, к Планете. Достижение основной цели проходит в решении поставленных перед коллективом класса учебно-воспитательных проектных задач.

Работа рассчитана на четыре года обучения учащихся (1 – 4 класс). И начинается она с формирования системы самоуправления, в основу которой положена «модель маленького государства». В качестве примера рассмотрим реализованную в 2016 учебном году проектную задачу «Яркий мир».

Цель проектной задачи: «Определение символики собственного государства».

Первый этап работы - определение названия собственного маленького государства. Путём открытого голосования было решено, что наш коллектив будет называться «Яркий мир».

На втором этапе работы мы назначили «администрацию класса». Проходили настоящие выборы в командиры. На традиционном собрании класса, на специальных «бланках-бюллетенях» каждый ребёнок писал имя того одноклассника, который, по его мнению, может занимать такую ответственную должность, быть командиром. Затем проходил подсчёт голосов, и тут же был объявлен командир класса, который ушёл домой с первым должностным поручением – назначить двух своих заместителей. Администрация назначается на четверть, а в начале следующей опять проводится голосование. Баллотироваться на второй срок нельзя. Делается это для того, чтобы большинство учащихся попробовали себя на этом ответственном посту.

Третий этап работы был посвящён созданию основного продукта «Яркого мира» - Конституции класса. Одной из форм проведения занятий по курсу «Маленькая страна», является «общее собрание». На них учащиеся вспоминали символику Российской Федерации и Республики Хакасия. Постепенно дети поняли, что правила поведения в обществе, стране в целом прописаны в главном своде законов, в Конституции РФ. Был поставлен проблемный вопрос: «А можно ли создать собственный свод законов для класса?» Было решено, что такая «Конституция Яркого мира» нам просто необходима. Каждый ребёнок написал на листочках несколько главных правил поведения в классе. Затем учащиеся принесли свои варианты к доске, где учитель их прикрепил к большому листу, повторяющиеся «законы» крепились друг на друга. Таким образом, учащиеся наглядно увидели результат своих трудов. Из самых часто повторяющихся правил была создана «Конституция Яркого мира». А нарушать собственные правила никому не хотелось.

Продуктом проекта второго года реализации программы стали:

- «Конституция Яркого мира», которая размещена в классном уголке и имеется у каждого дома (через которую родители могут отследить, за что именно в дневнике выставлены пункты благодарностей и нарушений);

- «Кодекс нарушений и благодарностей» (для записи нарушений и объявления благодарностей по пунктам Конституции Яркого мира).

Эффективным средством реализации социокультурной практики является проведение дискуссий. В 2017 году прошло очередное заседание дискуссионного клуба «Отцы и дети. Единство мнений». В студию был приглашен уполномоченный по правам ребёнка в РХ. Участниками заседания стали представители двух поколений – дети (учащиеся 2 и 6 классов, родители и учителя. Учащиеся младших классов представили театрализованную постановку, в которой проиграли ситуацию нарушения прав человека, часто встречающуюся в школьной жизни.

И в заключение, перефразируя слова Шарля Луи Монтескье, можно сказать – Каждый народ достоин своего государства. И у нас, учителей, есть возможность воспитать будущее поколение, в котором мы будем проводить свою старость, социально активным, ответственным, неравнодушным.

Список литературы

1. Богомаз, М. В. Педагогические условия формирования гражданской позиции учащихся / М. В. Богомаз // Методический портал «Гражданином быть обязан» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.smolpedagog.ru (дата обращения 27.02.2018)

2. Асмолов, А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения / А. Г. Асмолов // Педагогика. - 2009. - № 4. - С. 18 - 22.

Публикации по теме:

Психологическое раскрепощение ребёнка через освоение собственного телаПсихологическое раскрепощение ребёнка через освоение собственного тела (выступления на ГМО музыкальных руководителей) Музыкальное развитие ребёнка – дошкольника оказывает ничем не заменимое воздействие на обогащение.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников через реализацию проекта «Русская изба» Добрый день!Меня зовут Тюкаева Ю. Ю. Я воспитатель группы общеразвивающей направленности детского сада № 452 «Родничок». Очень часто за.

Консультация для родителей «Развитие сенсорной культуры через освоение исследовательских действий дошкольников» Многие способности, таланты человека имеют ярко выраженную сенсорную основу: таятся в кончиках пальцев, в умении тонко чувствовать запах,.

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через реализацию проекта «С чего начинается Родина» Актуальность проекта: Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому.

Организация коллективных работ по изобразительной деятельности с дошкольниками Как научить детей общению и взаимодействию со сверстниками, сформировать у них доброжелательные отношения друг к другу? Одним из способов.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Еда, продукты питания
  • Еда, продукты питания
Автор публикации:
Продуктивное освоение социокультурных практик через реализацию коллективных проектов в о внеурочной деятельности
Опубликовано: 20 марта 2019 в 07:20
+52Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День Белого короля на МААМ

Многие шахматисты, получив небольшой перевес, с энтузиазмом бросаются в атаку и нередко не только не достигают победы, но и оказываются побеждены сами. Но не такой манерой игры отличается Анатолий Карпов....

23 мая. Всемирный день черепахи

В Древнем Китае их почитали как священных животных. Черепахи считались символами мудрости и божественного покровительства. Люди верили, что они могут принести своим владельцам удачу, богатство и...

Использование поделок из каштанов в качестве настольного театра к стихотворению К....
23 мая. Всемирный день черепахи Назначение: поделки для настольного театра, игры. Цель: учить детей конструировать из природного материала с...
Перспективное планирование по аппликации для первой младшей группы на третий квартал...
Перспективное планирование по аппликации для первой младшей группы на третий квартал «Весна» Обычна занятия аппликации начинаются с детьми от 3 лет, но я по...
Советы родителям «Полезный завтрак — хорошее начало дня»
Утро обязательно должно начинаться со вкусного и здорового завтрака. Каким должен быть полезный и здоровый завтрак? Завтрак должен быть достаточно...