МААМ-картинки

Семинар «Формирование экологической культуры у дошкольников через реализацию экологических проектов»

Татьяна Самсонкина
Семинар «Формирование экологической культуры у дошкольников через реализацию экологических проектов»

Все хорошее в людях из детства.

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб Земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

Разминка

Текст выступления старшего воспитателя:

Люди часто ассоциируют себя и окружающих с природными явлениями, животными. Есть такие выражения: цветет как роза, работает как лошадь, устал как собака. Но всегда ли самооценка соответствует тому, как окружающие воспринимают нас? Давайте проверим.

Публикация «Семинар „Формирование экологической культуры у дошкольников через реализацию экологических проектов“» размещена в разделах

Игра «Ассоциация».

Педагоги по очереди подбирают ассоциации к коллегам, не называя имен.

Они характеризуют внешность, характер, манеру поведения и сравнивают друг друга:

- со стихией (огонь, воздух, вода, земля);

- природным явлением (ураган, гром и молния, радуга);

- животным (зверь, птица, насекомое);

- растением (дерево, кустарник, цветок);

- минералом (янтарь, алмаз, золото, серебро, платина, медь, графит).

Участники игры должны догадаться, о ком идет речь. Затем педагог, которого описали, комментирует высказывания коллег: соглашается или нет, дополняет. (Игра активизирует участников и настраивает на общение).

Текст выступления старшего воспитателя:

Чтобы говорить об экологическом воспитании, нужно уточнить, что такое экология.

Так что же такое Экология, как вы думаете?

Экология – это наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Слово «экология» древнегреческое: «эко» – жилище, «логос» – понятие, наука.

Современная трактовка понятия «экология» намного шире.

В настоящее время экологическое образование является приоритетным направлением системы общего образования, в том числе дошкольников. Именно в этот период начинается формирование экологической культуры человека.

Как вы считаете, что входит в понятие «экологической культуры»?

Понятие «экологическая культура» многогранно. Оно включает, в частности,

-наличие у человека экологического сознания,

-экологического мышления.

Ни то, ни другое у дошкольников сформировано быть не может. Поэтому можно говорить лишь о начале формирования экологической культуры.

Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности.

К таким формам взаимодействия можно отнести экскурсии, прогулки, экспериментирование, наблюдения (главный метод в познании природы).

Назовите мне пожалуйста, какие методы экологического воспитания можно выделить:

- проблемные ситуации,

- загадки,

- проблемные вопросы - почему птицу зовут клест, почему они такой окраски, почему птицы не все улетают на юг?

- игры-викторины, эвристические рассказы и экологические сказки, деловые экологические игры.

- детское экспериментирование;

- продуктивная деятельность (поделки из природного материала, рисунки и т. д.);

- проектная деятельность.

Особо хочется выделить метод проектной деятельности. В настоящее время проектная деятельность, в том числе и экологической направленности, получила широкое распространение.

Экологические проекты – это совместная деятельность педагога и детей, в рамках которой дети осуществляют большей частью известные виды продуктивной деятельности (рисуют животных, экологические ситуации, конструируют птичьи домики и т. д., исследовательской. Собственно же проектированием занимаются взрослые – педагоги, родители.

Как вы думаете на что могут быть направлены экологические проекты?

Проекты могут быть направлены на благоустройство участка, помощь зимующим птицам, разработку Красной книги природы родного края, создание игрушек из бросовых материалов и др.

Названия акций и проектов могут быть следующие — «Зеленый город»; — «Мы в ответе за тех, кого приручили»; — «Братья наши меньшие»; — «Покормите птиц зимой»; — «Полезные ископаемые нашего края»; — «Водоемы нашего края», «Отходы в доходы».

Разработанный проект включает 3 этапа : мотивационный, проблемно- деятельностный, творческий.

Мотивационный (подготовительный) этап В ходе подготовки проекта определяется его тема, оценивается доступность исследования этой темы, определяется так называемый полигон – территория с природными объектами, участвующими в наблюдении и эксперименте. Далее определяется цель проекта, выделяются задачи, производится подбор методов проведения исследования. Одновременно проводится разъяснительная и организаторская работа с родителями и самими детьми. Он может начинаться с проблемно-игровой ситуации, которая способствует возникновению у детей интереса к проблеме, изучению темы проекта (формулирование проблемы, пути решения ее, что для этого нужно).

Проблемно-деятельностный (исследовательский) этап. Обогащение представлений по теме проекта. Процесс исследования производится согласно разработанному плану. В плане расписывается последовательность исследовательских событий и обсуждение их результатов на занятиях в группах. Все совершающиеся мероприятия проекта должны отражаться наглядно: в рисунках, поделках, чтении и обсуждении тематических рассказов, составлении рассказов и размещении их в стенгазете или иной форме.

Как вы считаете, если например мы возьмем проект «Покормите птиц зимой», как будет реализовывать данный этап?

Чтение, рассказы педагога, исследовательская деятельность, подключение родителей в совместную образовательную деятельность. Для дошкольников характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Это обязывает педагога строить процесс обучения таким образом, чтобы необходимые сведения дети усваивали при помощи наглядных методов.

На третьем творческом (завершающий) этапе планируется обобщение и оформление коллективного продукта детской деятельности, обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций для практических работников.

По вашему мнению как можно подвести итоги проекта по экологии, что можно назвать результатом:

— создание стенгазет с рассказами о любимых питомцах;

— составление рассказов о животных и растениях, рекомендаций по уходу за животными и растениями;

— разработка презентаций,

- создание фоторепортажей, фотовыставок,

- изготовление поделок и др.

Какие формы работы с родителями по экологическому воспитанию вы знаете:

Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности. Беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме, консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка, календарь интересных дат, совместные досуги, праздники, КВНы, викторины, участие в выставках, смотрах-конкурсах и т. д.

- привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы.

- использование научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания, выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок- передвижек.

По продолжительности экологические проекты разделяются на :

Краткосрочные – период их реализации может длиться от трех дней до нескольких недель.

Среднесрочные - рассчитанные на срок от одного месяца до трех.

Долгосрочные - укладывающиеся по продолжительности в один учебный год. С воспитанниками младших групп можно реализовать лишь краткосрочные проекты, которые решают задачу, доступную для их уровня понимания (1-3 недели). Наиболее эффективно работают проектные исследования с воспитанниками старших и подготовительных групп.

С чего начать?

1. первый этап - определение темы проекта. Здесь определяются цель и задачи проекта, актуальность темы выбранного проекта, сроки реализации проекта и описываются этапы реализации проекта.

педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;

вовлекает дошкольников в решение проблемы;

намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);

обсуждает план с семьями на родительском собрании;

обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;

вместе с детьми и родителями составляет план - схему проведения проекта;

собирает информацию, материал;

2. Второй этап – Реализация проекта.

Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Задача воспитателя на данном этапе - создать в группе условия для осуществления детских замыслов.

Последовательность работы педагога на данном этапе:

проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта,

даёт домашние задания родителям и детям;

поощряет творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);

3. Третий этап – Презентация проекта.

Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта.

Последовательность работы педагога над проектом на данном этапе :

организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг, составляет книгу, альбом совместно с детьми;

подводит итоги (обобщает опыт работы).

4. Четвёртый этап – Рефлексия.

Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно, по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности, от обучающей и организующей на первых этапах, к направляющей и координирующей к окончанию проекта.

Практическая часть.

1. Предлагаю вам небольшой блиц - конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду». Я напоминаю вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку.

- Паук усиленно плетет паутину – (к сухой погоде).

- Уж на дороге греется – (перед дождем).

- Стрижи, ласточки низко летают – (дождь предвещают).

- Мыши выходят из-под подстилки на снег – (за сутки до оттепели).

- Собака катается по земле, мало ест и много спит – (к вьюге).

- Когда цветет черемуха – (к холоду, заморозкам).

- Если утром трава сухая – (к вечеру ожидай дождя).

- С утра мокрица распустилась и осталась раскрытой весь день – (к хорошей погоде).

- Цветы перед дождем – (пахнут сильнее).

- Кошка свернулась клубочком – (к похолоданию).

- Лягушки квакают – (к дождю).

- Около луны звезда народилась – (к потеплению).

Может кто-нибудь из вас напомнит другие приметы?

2. На занятиях вы задаете детям вопросы, чтобы уточнить их знания. Предлагаю и вам уточнить свои знания с помощью игры «Быстрый ответ».

Игра «Быстрый ответ». Выберете по одному участнику от каждой команды. Вам предстоит ответить на вопросы. Отвечать нужно быстро, не задумываясь. Начинаем.

Вопросы:

- Зачем белке длинный пушистый хвост? ( Ответ: для «полетов» с дерева на дерево.)

- Какие камни находятся в реке? ( Ответ: мокрые.)

- Полезны ли лягушки и жабы? ( Ответ: жабы поедают вредителей садов и огородов.)

- Зачем рыбам нужен хвост? ( Ответ: чтобы плавать.)

- Какая птица не высиживает яиц? ( Ответ: кукушка.)

- Кого считают предком собаки? ( Ответ: предками домашней собаки считают волка или обыкновенного шакала.)

- Назовите животных, впадающих в спячку зимой? ( Ответ: еж, медведь, барсук, бурундук, ехидна.)

- Что в огне не горит, в воде не тонет? ( Ответ: лед.)

- Какой спортивный инвентарь нужен для катания на льду? ( Ответ: коньки.)

- Как называется игра со снегом? ( Ответ: снежки.)

- Как называется отпечаток ноги на снегу? ( Ответ: след.)

- Как зовут девочку из снега – героиню русской сказки? ( Ответ: Снегурочка.)

- Сильный ветер со снегом – это? ( Ответ: метель.)

- Как называется самый короткий месяц? ( Ответ: февраль.)

- Как называется дубовый лес? ( Ответ: дубрава.)

- Что делает ветер? ( Ответ: воет, дует, срывает листья.)

Подводя итоги семинара можем сделать вывод о том что в условиях современных ДОО есть широкие возможности для экологического образования - системного и интегрированного, научно обоснованного и наглядно представленного. В детском саду есть возможность неоднократно возвращаться к теме в течение дня, в разных вариантах - в виде игры, наблюдений, индивидуальной работы и прочее.

И в конце нашего семинара хотелось бы услышать ответ на вопрос: «Почему, на ваш взгляд, нужно заниматься экологическим воспитанием с дошкольного возраста?» (Потому что именно в дошкольном детстве закладываются основы правильного отношения к окружающему миру и ценностные ориентации в нём.)

Литература:

1. Васильев В. Проектно-исследовательская технология : развитие мотивации//Народное образование, 2000. – № 9.

2. Вестник УДО администрации МО “Город Сыктывкар”, 2005. – № 1.

3. Данюкова А. А вы любите проекты?//Обруч, 2001. – № 4.

4. Дыбина О. В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2005.

5. Кагаров Е. Г. Метод проектов в трудовой школе. – М. : Учпедгиз, 1926.

6. Кильпатрик В. Метод проектов : применение целевой установки в педагогическом процессе. – М. : Учпедгиз, 1925.

7. Колпачникова О. В. Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников//Воспитатель ДОУ, 2009. – № 3

8. Левчук Л. В. Проектное обучение и российская школа//Экологическое образование, 2002. – № 3.

9. Мир природы и ребенок. Учебное пособие. /под ред. Л. Н. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. – С-Пб. : Акцидент, 1998.

10. Рыжова Н. А. Экологический проект “Здравствуй, дерево”//Дошкольное образование, 2002. – № 3.

11. Чечель И. Метод проектов, или Попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула//Директор школы, 1998. – № 3.

12. Экологическое воспитание дошкольников/под ред. Л. Н. Прохоровой. – М. : Аркти, 2003.

13. Белолуцкая Ф. К. Организация детской проектной деятельности в детском саду // Мозаика Синтез. – М., 2009.

14. Варенцова Н. С. Опыт творческой проектной деятельности // Мозаика Синтез. – М., 2009.

15. Журавлёва В. Н. Проектная деятельность старших дошкольников // Учитель. – Волгоград. ,2009.

16. Киреева Л. Г. Формирование экологической культуры дошкольников // Учитель. – Волгоград, 2008.

17. Масленникова О. М. Экологические проекты в детском саду //Учитель. – Волгоград, 2009.

18. Мельникова В. Е. Метод проектов в преподавании образовательной области //НРЦРО. – Великий Новгород, 1999.

19. Николаева С. Н. Юный эколог : Программа экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева – М. : Мозаика-Синтез, 2002. – 128 с.

20. Николаева С. Н. Эколог в детском саду : Программа повышения квалификации дошкольных работников. / С. Н. Николаева – М. : Мозаика-Синтез, 2002. – 120 с.

21. Экологическое воспитание дошкольников : Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С. Н. – М. : ООО “Фирма “Издательство АСТ” – 1998

Публикации по теме:

Использование метода проектов в формировании экологической культуры у младших дошкольников «Использование метода проектов в формировании экологической культуры у младших дошкольников» ФГОС дошкольного образования предполагает.

Формирование у дошкольников экологической культуры, культуры природолюбия и бережного отношения к окружающей среде Формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры, культуры природолюбия и бережного отношения к окруж. среде Дерево, трава,.

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через театрализованную деятельностьФормирование экологической культуры детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность Сценарий театрализованного представления «Экологическая сказка о мусоре "Как звери Лису учили» по мотивам русской народной сказки «Заюшкина.

Формирование экологической культуры у старших дошкольников .

Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников через реализацию проектов о родном городе Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников через реализацию проектов о родном городе Патриотизм проявляется к любви к родным местам,.

Консультация для педагогов «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры» Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры В последнее время резко возрос интерес к экологии.

Консультация музыкального руководителя «Формирование экологической культуры дошкольников через музыкальное воспитание» В начале хочется познакомить вас с высказыванием весликого педагога В. А. Сухомлинского: " Красота музыки имеет своим источником красоту окружающего.

Формирование основ экологической культуры у дошкольников Наш девиз: «Природу любим, познаем, вместе дружно бережем!» Одна из основных задач дошкольного воспитания - формирование основ экологической.

План работы по самообразованию «Формирование экологической культуры дошкольников через реализацию проекта «Красная книга» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №39 посёлка городского типа Ильского муниципального.

Протокол педсовета «Создание оздоровительного климата в учреждении через реализацию спортивно-физкультурных проектов» Протокол №2 заседания педагогического совета с. Семьяны 29.11.2017г. Присутствовали 9 человек: Новоселова О. П., Серова Е. С., Кузнецова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар «Формирование экологической культуры у дошкольников через реализацию экологических проектов»
Опубликовано: 27 ноября 2018 в 09:01
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД