Папки-передвижки

Проект «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»

Елена Баннова
Проект «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колосок»

Проект

Адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

(из опыта работы воспитателя)

Выполнила: Баннова Е. В.,

воспитатель 1 квалификационной категории

р. п. Бутурлино

2017

Участники проекта :

Публикация «Проект „Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ“» размещена в разделах

Заведующий; старший воспитатель; медицинский работник; воспитатель группы раннего возраста; музыкальный руководитель; родители детей, группа (15 детей, возраст от 1,5 до 3 лет).

Целевая группа:

Дети группы раннего дошкольного возраста и их родители.

Сроки реализации:

Июнь-сентябрь 2016 года

Цель проекта :

- создание благоприятных условий для ребенка;

- налаживание сотрудничества с семьей ребенка.

Задачи проекта :

- создать условия для организации адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

- внедрить эффективные формы и методы сотрудничества с родителями, способствующие повышению их педагогической компетентности

- привлечь внимание сотрудников дошкольного образовательного учреждения к проблеме организации адаптации детей раннего возраста через повышение профессиональной компетентности

Актуальность проекта :

С поступлением ребенка раннего возраста в детский сад в его жизни происходит множество изменений: строгий, распланированный режим дня, отсутствие родителей в течение дня несколько часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками и малознакомыми ему взрослыми, новое помещение, совершенно другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка внезапно и одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям. В этой связи реализация проекта, связанного с созданием условий для успешной адаптации ребенка к условиям детского сада является весьма актуальной.

Принципы работы по адаптации детей к ДОУ :

- предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ;

- постепенное заполнение группы;

- гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей;

- информирование родителей об особенностях адаптации каждого ребенка на основе адаптационных карт;

- осуществление систематического контроля за ребенком в группе (медицинская сестра, термометрия, кожные покровы, зев, стул);

- наблюдение за состоянием здоровья (самочувствие, аппетит, сон, физическое здоровье, медицинская сестра);

- протекание адаптации (медицинская сестра).

Ожидаемые результаты

- благоприятный адаптационный период детей 1,5до 3 лет.

- снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду.

- повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.

- привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей.

- становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.

- создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.

Этапы реализации проекта :

I. Подготовительный этап (май – июнь).

На подготовительном этапе, перед набором группы я ставила перед собой следующие задачи:

- подбор и изучение методической литературы по характеристике особенностей детей младшего дошкольного возраста

- отбор художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр;

- пополнение и оформление предметно-развивающей среды группы раннего возраста;

- составление плана работы и подбор методик работы с детьми

-проведение мероприятия «Школа молодой матери»

Результат:

Мной была тщательно изучена литература известных педагогов на тему адаптации детей к ДОО и составлен конспект основных моментов, которые помогут в моей дальнейшей работе.

Также была создана предметно-развивающая среда в группе, обновлена художественная литература и база развивающих и дидактических игр.

Был составлен план работы на адаптационный период.

Проведено мероприятие «Школа молодой матери»

II. Основной этап (июнь – сентябрь).

Задачами основного этапа стали:

- заполнение родителями «Социального паспорта»;

- ознакомление с каждым ребенком и его семьей, выявление индивидуальных особенностей малыша;

- формирование положительного настроя детей при приходе в детский сад;

- создание доверительных отношений с каждым ребенком;

- адаптационные игры на ознакомление с группой (игры с мягкими модулями; рассматривание и манипуляция с игрушками; знакомство с каждым помещением группы);

- приучение детей в игровой форме к режимным моментам;

- дидактические игры с детьми на знакомство с каждым ребенком и персоналом сада;

- исследование навыков самообслуживания детей;

- развитие умений играть на территории участка.

Результат:

В нашей группе набор детей начался с 03. 06. 2016 года. С первого же дня родителям была предложено заполнить «социальный паспорт» для знакомства с ребенком, его родителями и уточнения контактных данных. Прием детей проходил постепенно. Дети принимались по одному человеку в неделю, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. На каждого ребенка мы завели листы адаптации, где отмечали: аппетит, сон, общение со сверстниками, взрослыми, индивидуальные особенности.

К концу первого месяца группа состояла из 9 детей, причем те дети, которые первыми были приняты, полностью прошли адаптацию и уже достаточно уверенно чувствовали себя в группе.

К концу второго месяца и в начале третьего месяца группа была сформирована и состояла из 15 человек. Большинство детей уже с интересом играли в группе, были знакомы с их местом за столом, освоились с понятиями «завтрак», «обед», «ужин» и правилами поведения во время приема пищи, с энтузиазмом принимали участие в совместных занятиях и играх, хорошо знали свою игровую площадку на улице.

С детьми я проводила целый ряд дидактических игр, с постепенным вовлечением всех ребят группы и увеличением сложности. Кроме того, все режимные моменты сопровождались потешками, что позволило в игровой форме запоминать последовательность действий, без напоминаний и принуждений. Много времени отводилось чтению художественной литературы: сказки, загадки, стихов. Использовала телесное прикосновение в виде «обнималок». Очень нравились детям, организованные мною театрализованные сказки, игры; пальчиковые игры.

Летний сезон справедливо считается благоприятным периодом для оздоровления дошкольников. Можно больше находиться на воздухе, играть, закаляться, в полной мере насладиться его дарами: свежим воздухом, солнечными лучами и теплой нежной водой. Это в значительной мере помогло облегчить процесс адаптации, снизить стрессовое состояние детей.

У нас в детском саду имеется большая площадь, не задействованная под прогулочные участки. В начале первого месяца адаптации (июне) расцветает много цветущих растений, кустарников. Этот участок я использую для рассматривания и наблюдений в природе. Также провожу целевые прогулки по территории детского сада. Игры с песком и сооружение построек из него – одно из самых увлекательных занятий в летнее время.

К концу летнего сезона было выявлено:

9 воспитанников с степенью адаптации – период адаптации длился примерно 7-10 дней. У детей наблюдалось незначительное расстройство сна и аппетита, которое последующим быстро нормализовалось. Во время приема пищи и отхода ко сну дети капризничали, ели вяло с неохотой. В первые, дни были недостаточно активны, иногда плакали и звали маму. По происшествию недели у детей быстро стабилизировалось эмоциональное состояние, стали налаживаться взаимоотношения со сверстниками и воспитателем.

6 воспитанников со средней степенью адаптации – привыкание проходило от 2-х недель до 1 месяца. В это время настроение малыша неустойчиво: он часто плачет, просится домой, зовет маму, спрашивает, придет ли она за ним. Разлука с родителями сопровождается слезами, долго не может отпустить маму, плачет после ее ухода. От данных переживаний ребенка можно отвлечь, утвердительно и уверенно отвечая, что мама обязательно придет за ним и заберет домой, а затем, ободрив его, переключала внимание на игрушки. Нарушался сон и аппетит, которые восстанавливались через 2-3 недели. Снижалась речевая и общая активность, возникали простудные заболевания. В первые, дни и недели ребята были несколько пассивны и малоподвижны, в руках у ребят была игрушка принесенная из дома. Постепенно дети освоили группу, стали замечать окружающую обстановку. Включались в игру, которую я организовывала, но довольно быстро теряли интерес. Наблюдались трудности в установления контакта с другими детьми. Они часто обращались ко мне за помощью. Сидели у меня на коленях.

0% - дети с тяжелой степенью адаптации.

В течение всего периода адаптации поведение каждого ребенка во все режимные моменты фиксировалось в адаптационный лист.

Многим родителям помогли мои личные консультации, а также родительский уголок в группе, где постоянно обновлялась информация

- «Советы для облегчения адаптации детей»

- «Ваш ребенок поступает в детский сад»,

- «Режимные моменты в детском саду»,

- «Как одевать ребенка летом»,

- «Солнце. Воздух. Вода. Закаливание».

Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что в целом процесс адаптации в нашей группе проходит успешно. Дети чувствуют себя раскованно, легко идут на контакты друг с другом, взрослыми, хорошо кушают, спят, легко расстаются с родителями – все это показатели успешной адаптации.

Заключительный этап:

Родительское собрание с включением в повестку дня «Адаптация ребенка к условиям детского сада».

Итоговое совместное педагогов, родителей (законных представителей) и воспитанников мероприятие «Давайте познакомимся». Где участников образовательного процесса знакомят с педагогическим коллективом ДОУ, традициями детского сада, в сопровождение с играми, песнями.

Результат:

В ходе проектной деятельности востребованы следующие виды совместной деятельности воспитателя с детьми: чтение, слушание, обыгрывание. Учитывая, что ведущим видом деятельности дошкольников является игра, в ходе проекта были реализованы следующие формы игровой деятельности: дидактические игры, настольно-печатные, пальчиковые игры, сюжетно-ролевые, игры с элементами театра.

В проекте активно использовались следующие методы: наглядные, словестные, практические. Приё мы: рассматривание, показ воспитателя, ситуативные беседы, образец, обыгрывание, художественное слово.

Подведены итоги адаптации детей группы к детскому саду, даны советы по дальнейшей совместной работе родителей, детей и воспитателей, которые фиксируются в анализе работы ДОО. За последние несколько лет процесс привыкания детей в ДОУ проходит успешно. Степень адаптации в основном легкая и средняя. Положительным является и то, что дети раннего возраста привыкают к дошкольной организации безболезненно.

Список литературы:

1. Годовой план работы на 2016-2017 учебный год;

2. Оновная образовательная программа МБДОУ детского сад «Колосок»;

3. Основанная образовательная программа «От рождения до школы», под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155;

5. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

6. Белкина В. Н., Белкина Л. В. «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ», 2006 г. ;

7. Арнаутова Е. П. «Планируем работу ДОУ с семьей», Управление ДОУ, 2002;

8. Воспитание и обучение детей раннего возраста, под редакцией Г. М. Ляминой, 1981г. ;

9. Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста, Дошкольное воспитание, 2006г. ;

Публикации по теме:

Родительское собрание «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада» В настоящее время многие родители очень рано отдают детей в группу раннего возраста, не понимая как трудно для некоторых малышей проходить.

Адаптация детей раннего возраста к ДОУ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД №51 <<ЁЛОЧКА>> Московская.

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУАдаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ Дети раннего возраста - очаровательные существа. Они деятельны, любопытны, искренни, забавны. От маленьких детей к взрослым идут волны умиротворения.

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ Раннее детство - период интенсивного развития ребенка. Опыт, приобретенный ребенком в это время, во многом определяет его будущую взрослую.

Адаптация детей с ОВЗ к условиям ДОУ «Адаптация детей с ОВЗ к условиям ДОУ» Поступление ребёнка в дошкольное учреждение – сложный процесс как для самого ребенка, так и для.

Доклад «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения» Адаптация (от лат. Adaptare – приспособлять) – в широком смысле – приспособление к окружающим условиям. Традиционно под адаптацией понимается.

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ Начало учебного года - трудная пора для детей раннего возраста, так как это период адаптации к новым для них условиям. Малыши тяжело переносят.

Консультация для родителей «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» Детсадовская дезадаптация встречается чаще, чем школьная, но на нее реже обращают внимание родители, считая чуть ли не нормой ежеутренний.

Педагогический проект. Адаптация детей раннего возраста к ДОУ Вид проекта краткосрочный Тип проекта педагогический. Участники проекта: воспитатели, педагог психолог, муз. руководитель, методист, заведующая,.

Статья: Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ Статья:Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ Семенова И. В. ГБДОУ д/с№80 Пероградского района Дети раннего возраста деятельные,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»
Опубликовано: 25 октября 2017 в 14:21
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД