МААМ-картинки

Статья: Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ

Инна Семёнова
Статья: Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ

Статья :Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ

Семенова И. В. ГБДОУ д/с№80 Пероградского района

Дети раннего возраста деятельные, любопытные, искренние. От маленьких детей к взрослому идут волны умиротворения и доброжелательности. Но и ребенок вправе рассчитывать на бескорыстную любовь и ласку. Когда ребенку хорошо и спокойно, он быстро развивается. Что для этого нужно? Прежде всего- обеспечение внутреннего эмоционального благополучия малыша.

Публикация «Статья: Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» размещена в разделах

Детский сад- новый период в жизни ребенка. Это первый опыт коллективного общения, новых людей, новой обстановки. Не все это дети принимают без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие перед входом в группу начинают капризничать и плакать, а вечером не хотят идти домой. каждый малыш реагирует индивидуально.

Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое развитие. Резкое изменение жизни малыша, новое помещение, игрушки, правила жизни- это эмоциональный, и информационный стресс.

В нашем ГБДОУ №80 функционируют 7 групп, 3 из которых-группы раннего возраста детей с 2-3 лет, поэтому вопрос адаптации к ДОУ для нас особенно актуален. В нашем детском саду разработана целая система мероприятий по предупреждению дезадаптации детей при приеме в ДОУ. Важнейшим составляющей это системы является психологическое обеспечение адаптационного процесса.

Вся работа проводиться в три этапа:

1. Первичная диагностика проходит по трем направлениям:-характеристика родителями состояния своих детей в семье (анкеты для родителей)

оценка воспитателями состояния детей в период адаптации к условиям детского сада (карта наблюдений)

оценка психоэмоционального состояния детей (индивидуальный лист адаптации)

По результатам проведенного анкетирования родителей обозначаем для себя семьи воспитанников с повышенной тревожностью. В дальнейшем данные анкетирования позволяют грамотно построить профилактическую и консульватируемаю работу с родителями. Основная задача здесь-не просто проинформировать об особенностях протекания адаптации у ребенка, но и дать рекомендации,как общаться с ним в этот период.

2. Второй этап включает в себя психопрофелактическую и коррекционно-развивающию работу, направленную на снятия проблем,возникающих в начальном периоде адаптации детей к условиям образовательного учреждения.

3. На третьем этапе проходит контрольная диагностика (повторная)-по окончанию периода адаптации и повторное анкетирование родителей.

На основании первичной диагностики составляется заключение, в котором дается предварительная оценка адаптационного периода каждого ребенка.

По итогам заключения и по наблюдению воспитателей определяется круг детей, нуждающихся в помощи при прохождении адаптации. Самым эффективным, а иногда и единственным методом коррекционной работы с детьми раннего возраста является игровая терапия. В процессе игры они приобретают новые знания и навыки,познают окружающий мир, учатся общаться. Поэтому акцент в выборе игр для детей раннего возраста мы делаем на сенсорные и моторные игры.

Важной задачей дошкольных образовательных организаций является создание предметно-пространственной среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребенка, позволяющей ему проявить собственную индивидуальность и активность, чтобы наиболее успешно адаптироваться к детскому саду и максимально реализовать себя. Образовательное пространство призвано стимулировать моторную, сенсорную, познавательную и творческую активность ребенка, способствовать коммуникативному развитию и накоплению социального опыта. Оно является местом, которое ребенок с первых дней пребывания воспринимает как комфортное, стабильное, дружелюбное, интересное для познания и практического освоения. Для сенсорной адаптации ребенка к детскому саду должно быть обеспечено накопление разнообразных зрительных, слуховых, осязательных, вкусовых впечатлений в процессе специальных игр-занятий и в повседневной жизни. Ребенок знакомится с пространством детского сада и «обживает» его: приносит в детский сад любимую домашнюю игрушку; сам выбирает картинки для маркировки своего шкафчика, кроватки и полотенца; наполняет новое пространство результатами своего художественного творчества (рисунками, раскрасками, пластилиновыми фигурками и др.). Мы помогаем ребенку найти яркие зрительные ориентиры для более быстрой ориентировки в новом окружении. Это могут быть народные игрушки (и другие предметы декоративно-прикладного искусства, картины, аранжировки, шторы, мобили (подвесные конструкции) и другие красивые предметы, местонахождение которых не меняется в период адаптации. Для ребенка эти запоминающиеся предметы выступают не только зрительными ориентирами, но и своеобразными «островками стабильности». Мы вовлекаем ребенка в активный выбор этих предметов среди ряда других (например, в мини-музее детского сада, в коробке с игрушками) и поиск для них подходящего места в обживаемом пространстве. Это помогает педагогу на следующий день в момент прихода малыша в детский сад вовлечь его в совместную «проверку окружения» и тем самым смягчить момент расставания с родными. Воспитатель приглашает ребенка пойти и вместе проверить, на месте ли находится петушок, «проснулась» ли лошадка, «не улетела» ли бабочка и т. д. В пространстве группы можно обустроить «заветные места», где ребенок будет обнаруживать сам себя, например, оформить полочку или маленький стендик (достаточно фоторамки) с использованием фото ребенка. Здесь же размещаются и работы ребенка, которые он выполнял совместно с воспитателем или другими детьми в течение дня. Для успешной адаптации ребенка к окружающему пространству важно, чтобы в начальный период посещения детского сада пространство было стабильным, иначе ребенку сложно будет к нему привыкнуть и начать ориентироваться. В последующем педагог вовлекает детей в преобразование бытового и образовательного пространства (новый способ расстановки стульев, ширм, образовательных и игровых центров; иной вариант конструкции из напольного строительного материала). Такой подход, с одной стороны, отвечает заявленным принципам, а с другой — соответствует творческому стилю адаптации. Отсутствие родных и близких людей. Мы советуем родителям принести в детский сад семейный альбом для его размещения в шкафчике ребенка. Если ребенку будет грустно, педагог утешит его напоминанием о том, что мама (папа, бабушка и другие родственники) любят малыша, днем они работают и вечером за ним придут, вот их фотографии. В первые недели адаптации все творческие работы детей передаются родителям (или другим взрослым, законным представителям родителей). Тем самым «память» о новом пространстве приносится домой для установления незримого контакта «детский сад — семья». Возводится своеобразный мостик: дома ребенок, глядя на свои творения, начинает вспоминать о детском саде, а в детском саду он всегда может посмотреть фотографии любимых людей, полистать свою домашнюю книжку с картинками, поиграть с куклой или даже положить ее под подушку. Для упрочения такого мостика можно предложить родителям создать в сотворчестве с ребенком какую-то интересную работу (аппликацию, коллаж из природного материала, чтобы он мог ее рассматривать, находясь в детском саду. Яркое доказательство постоянного (хоть и неощутимого в данный момент) присутствия мамы в жизни ребенка — силуэт ее ладошки, к которой он в любой момент может прикоснуться — положить на «мамину руку» свою ручку. Педагог — новый взрослый, который из «чужого» постепенно становится «близким». В первые недели адаптации педагог организует деятельность с детьми по преимуществу в форме доверительного общения, сотрудничества, сотворчества. Он вызывает интерес к себе как к носителю новой для детей информации, увлекательного содержания, позитивного стиля общения. Здоровый ребенок готов к расширению контактов, открыт для общения с миром. Яркие краски, гармоничные формы и звуки, ритм орнаментов и мелодий, литературные герои и сюжеты привлекают ребенка своей красотой. И он охотно обращается к педагогу с просьбой еще порисовать, полепить, послушать, почитать… Чрезвычайно важен стиль общения педагога с детьми. Уважение к личности ребенка, искреннее внимание к его вопросам и интересам, готовность прийти на помощь и поддержать, ласковый и вместе с тем уверенный тон, общий мажорный настрой убеждают как детей, так и родителей лучше всяких слов о любви и заботе.

По окончанию второго этапа работы проводится заключительная диагностика степени адаптации детей раннего возраста, а также сравнительный анализ показателей первичной и заключительной диагностики.

Анализ работы ДОУ показывает, что процесс привыкания детей проходит успешно. Степень адаптации в основном легкая и средняя. Положительным является и то, что дети раннего возраста привыкают к детскому саду безболезненно. Эти данные позволяют судить о правильно построенной работе педагогического коллектива по организации и проведению адаптации к условиям детского сада.

Литература:

1. Печера К. Л. Дети раннего возраста в дошкольных учереждениях 2006 г.

2. Теплюк С. Улыбка малыша в период адаптации/ Дошкольное воспитание 2006г/

3. Самарина Л. В. Открой новый мир. Программа адаптации детей раннего возраста к детскому саду 2003г.

4. Лыкова И. А., Файзуллаева Е. Д., Шершун С. Е. Значение художественной деятельности для адаптации ребенка к детскому саду// Детский сад: теория и практика. 2013.

Публикации по теме:

Родительское собрание «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада» В настоящее время многие родители очень рано отдают детей в группу раннего возраста, не понимая как трудно для некоторых малышей проходить.

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ Уважаемые коллеги! 1 СЛАЙД Я, Антонова Евгения Александровна представляю Вашему вниманию проект «Адаптация детей раннего возраста к условиям.

Адаптация детей раннего возраста к ДОУ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД №51 <<ЁЛОЧКА>> Московская.

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ Семинар-практикум для воспитателей. «Адаптация ребенка раннего возраста к ДОУ». Цель: Содействовать воспитателям в эффективности методов.

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУАдаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ Дети раннего возраста - очаровательные существа. Они деятельны, любопытны, искренни, забавны. От маленьких детей к взрослым идут волны умиротворения.

Презентация «Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ» В этом году я выпустила группу. 27 деток пошли в школу. Так жалко было расставаться. Но что поделать-такова участь воспитателя: за несколько.

Доклад «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения» Адаптация (от лат. Adaptare – приспособлять) – в широком смысле – приспособление к окружающим условиям. Традиционно под адаптацией понимается.

Консультация для родителей «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» Детсадовская дезадаптация встречается чаще, чем школьная, но на нее реже обращают внимание родители, считая чуть ли не нормой ежеутренний.

Педагогический проект. Адаптация детей раннего возраста к ДОУ Вид проекта краткосрочный Тип проекта педагогический. Участники проекта: воспитатели, педагог психолог, муз. руководитель, методист, заведующая,.

Протокол родительского собрания «Возрастные особенности детей раннего возраста. Адаптация детей к ДОУ» ПРОТОКОЛ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ №1 от 29.09.2016 Тема: Возрастные особенности детей раннего возраста. Адаптация детей к ДОУ. Цель: сообщить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Статья: Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ
Опубликовано: 5 октября 2017 в 19:06
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД