Лучший педагог года

«Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ». Проект (4 фото)

Лариса Баранова
«Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ». Проект

ПРОЕКТ

«АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

К УСЛОВИЯМ ДОУ»

Цели и задачи проекта

Цель: создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.

Задачи:

• Создать условия, обеспечивающие ребёнку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ.

Публикация «„Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ“, Проект» размещена в разделах

• Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.

Методы:

• анализ теоретического и фактического материала (анализ листов адаптации);

• анкетирование;

• наблюдение;

• беседа.

Ожидаемые результаты:

• сформировать доброжелательное отношение детей друг к другу и воспитателю;

• становление партнерских доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников;

• социализация детей раннего возраста;

• всестороннее развитие детей;

• благоприятный адаптационный период детей 2-3 лет;

• снижение заболеваемости у детей в период адаптации в ДОУ.

Этапы работы над проектом.

1. Ознакомление с теоретическими основами адаптации детей к ДОУ.

2. Разработка плана мероприятий по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.

3. Разработка информационно-консультативного материала для родителей.

4. Пополнение предметно-развивающей среды для детей раннего возраста с учетом требований ФГОС.

5. Разработка конспектов НОД, совместных мероприятий с родителями.

6. Проведение открытых просмотров мероприятий для педагогов ДОУ и родителей.

7. Защита проекта на педсовете с использованием мультимедийной презентации.

Содержание, формы, методы работы по организации процесса адаптации ребенка к новым условиям.

Для того чтобы ребенок мог по возможности быстро и безболезненно адаптироваться к условиям общественного воспитания, в семье необходимо готовить его к поступлению в детский сад.

Многие родители стремятся правильно воспитывать детей, но у них не всегда хватает на это знаний и опыта.

В период адаптации ребенка к новым условиям жизни происходит своеобразная ломка, переделка сформированных ранее динамических стереотипов, касающихся определенного режима: укладывание, кормление и т. д., а также стереотипов общения.

Принципами работы по адаптации детей в ДОУ являются :

-тщательный подбор педагогов в формирующихся группах;

-предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ;

-постепенное заполнение групп;

-гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей;

-сохранение в первые 2-3 недели имеющихся у малышей привычек;

-информирование родителей об особенности адаптации каждого ребенка на основе адаптационных карт.

В процессе адаптации ребенка в ДОУ также используют такие формы и способы адаптации детей как :

• элементы телесной терапии (обнять, погладить). В детском возрасте необходимо развивать координацию, гибкость и выносливость;

• комплекс специальных упражнений поможет ребенку выработать силу воли, увеличить чувствительность и узнать много нового о своем теле.

Занятия укрепят и сделают более эластичными мышцы, разработают суставы, а движения станут более красивыми и пластичными. Кроме этого, с помощью телесно-ориентированной терапии оздоравливаются внутренние органы и улучшается самочувствие.

Комплекс заканчивается упражнениями на релаксацию, потому что расслабление в такой же степени необходимо для развития мышц, как и тренировка. Нервная система получает полноценный отдых, кровообращение приходит в абсолютное равновесие.

Исполнение колыбельных песен перед сном - колыбельные - первые уроки родного языка для ребенка. Песни помогают малышу запоминать слова, их значения, порядок слов в предложении. Чтение ребенку поэзии оказывает такой же эффект. В отличие от обычной речи, стихи обладают ритмом, о благотворном влиянии которого на растущий организм уже говорилось. Сопровождайте чтение стихов ритмическим похлопыванием животика, и, если стихи понравятся малышу, вы заметите ответное ритмичное постукивание вашего разумного крохи.

Колыбельные песни снимают тревожность, возбуждение, действуют на ребенка успокаивающе. Этому способствуют плавная мелодия, ритмическое сочетание слова и движения (легкое покачивание, но не тряска).

Релаксационные игры (песок, вода) - релаксация - это снятие напряжения, расслабление, отдых. За основу упражнений по релаксации можно взять приемы по дыхательной гимнастике, мышечному и эмоциональному расслаблению.

Упражнения по релаксации являются методом предотвращения стрессов у детей и оказывают положительное влияние на их здоровье. Они учат детей снимать напряжение, не замыкаться на своих проблемах и через сюжетно-ролевые игры уметь находить причины этого состояния. Упражнения должны быть в доступной игровой форме.

Музыкальные занятия и развитие движений - музыка рано начинает привлекать внимание детей и вызывает у большинства из них постоянный интерес. Они ищут источник звучания, ждут звуки музыки при виде металлофона, триоды или других музыкальных инструментов. Песни разного характера вызывают у детей различный эмоциональный отклик. У некоторых это эмоциональное состояние в связи с музыкой проявляется особенно ярко.

Игровые методы взаимодействия с ребенком. В конце первого года ребёнок приобретет стремление к самостоятельности и независимости. На втором году жизни взрослый становится для ребёнка не только источником внимания и доброжелательности, не только "поставщиком" самих предметов, но и образцом человеческих предметных действий. Общение со взрослым уже не сводится к прямой помощи или к демонстрации предметов. Теперь необходимо соучастие взрослого, выполнение одного и того же дела. В ходе такого сотрудничества ребёнок одновременно получает и внимание взрослого, и его участие в действиях ребёнка, и, главное - новые способы действия с предметами. Взрослый теперь не только даёт ребёнку в руки предметы, но вместе с предметом передаёт способ действия с ним. Общение со взрослым протекает как бы на фоне практического взаимодействия с предметами.

Сказкотерапия - это процесс воспитания внутреннего ребенка, развития души, повышение уровня осознанности событий, приобретения знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы.

Метод сказкотерапии направлен на развитие восприятия, телесных ощущений, двигательной координации детей, умения осознавать и контролировать свои переживания, понимать собственное эмоциональное состояние.

Занятия вводят ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помогают ему прожить определенное эмоциональное состояние, создать свой собственный «эмоциональный фон», с помощью которого он сможет ориентироваться в собственных чувствах и в чувствах людей, которые его окружают. Основной акцент делаем не просто на проработки эмоций на уровне их узнавания по мимике, жестам, поведению, словам людей и сказочных персонажей. В этих занятиях важно, чтобы ребенок проживал каждую эмоцию на телесном уровне, наблюдал за своими телесными ощущениями и оценивал их. Таким образом, развивается произвольное улавливание ощущений тепла, холода, напряжения и расслабления мышц тела. Все занятия - игровые, так как игра - это основная деятельность ребенка, в которой он сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает систему человеческих отношений.

Сказкотерапия – один из самых нестандартных и наиболее эффективных способов взаимодействия с ребенком дошкольником, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения.

Характеристика адаптации

к дошкольному учреждению детей 1-ой младшей группы «Подсолнушки»

Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем.

В настоящее время исследования убедительно показывают, что осознанное вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ и установление партнерских отношений с семьями воспитанников, активное участие родителей в проектной творческой деятельности детей, формирование у воспитанников положительных ассоциаций, связанных с ДОУ, уход от практики дистанцирования семьи от детского сада позволяют значительно облегчить адаптацию детей к дошкольному учреждению.

Адаптационный период можно условно разделить на несколько этапов:

I этап – подготовительный.

Этап начинается за 1-2 месяца до приема ребенка в детский сад. На этом этапе необходимо сформировать такие стереотипы в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно приобщиться к новым условиям.

Для решения этой задачи было проведено:

1. Консультация с родителями при подаче документов в дошкольное учреждение.

В приёмной группы «Подсолнушки» родители могут познакомиться со следующими материалами:

- “Адаптация ребёнка к детскому саду» - это папка-передвижка с практическими рекомендациями для родителей, чьи дети впервые поступают в детский сад;

-консультации по адаптации в виде красочно оформленных папок, а так же консультации «Искусство быть родителем», «Роль матери и отца в воспитании» и другие;

- “Приходите в гости к нам” – это альбом-путешествие, где находятся фотографии, отражающие жизнь самых маленьких воспитанников детского сада. С помощью фотографий родители могут «окунуться» в мир детского сада на целый день.

- Памятки с рекомендациями, которые родители могут взять с собой. «Подготовка ребенка к детскому саду», «Как правильно одевать ребенка», Советы медицинского работника «Готовность родителей к детскому саду». Представленный материал нравиться родителям, они охотно вступают в обсуждение вопросов по адаптации своего ребенка в детском саду.

2. В первый день посещения дошкольного учреждения проводится анкетирование родителей с целью знакомства с семьёй воспитанника и анкетирование родителей «Готов ли Ваш ребенок к поступлению в детский сад?».

На основе полученных данных был определён социальный статус родителей.

Так же на основе анкетировании родителей был составлен прогноз адаптации детей к детскому саду.

Такое анкетирование позволяет мне выявит воспитанников с повышенной тревожностью. Эти данные помогают грамотно построить профилактическую и консультативную работу с родителями. Основная задача здесь - не просто проинформировать родителей об особенностях протекания периода адаптации у их ребенка, но и дать рекомендации, как общаться с ним в этот период.

Накопленный опыт показал, что работа, которая ведется до поступления ребёнка в детский сад, позволяет в значительной степени смягчить течение адаптационного периода.

II этап – основной (адаптационный).

Вся работа в этот период строится на основе перспективного плана.

Детский сад начинается с раздевалки, поэтому большое внимание уделяю оформлению раздевалки.

Родителям рекомендую приносить с собой из дома любимую игрушку, с которой малыш может пообщаться, если загрустит.

В группах имеются центры развития:

• уголок для сюжетно-ролевых игр;

• книжный уголок;

• уголок для настольно-печатных игр;

•выставка художественно-творческой деятельности (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров и т. д.);

• уголок природы (наблюдений за природой);

• спортивный уголок;

• уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей — конструктивной, изобразительной, музыкальной и др. ;

• игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики, тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства;

• игровой уголок (с игрушками, строительным материалом).

В групповой комнате созданы условия для самостоятельной двигательной активности детей : предусмотрена площадь, свободная от мебели и игрушек.

В групповой комнате много ярких, интересных игрушек, с которыми дети играют. Ребенку хочется остаться в саду, потрогать, рассмотреть эти игрушки;

Мобилы, подвешенные к потолку помогают зрительно “снизить” его и дать почувствовать ребенку себя более комфортно и спокойно.

Я стараюсь сделать групповое помещение наиболее уютным, домашним и привлекательным для детей.

Мной используется подборка специальных игр, которые помогают детям справиться с напряженной, стрессовой ситуацией в период привыкания:

- затормаживают отрицательные эмоции монотонные движения руками или сжимание кистей рук, поэтому для детей готовятся такие игры, как нанизывание шариков на шнур, резиновые игрушки - пищалки, крупные детали конструктора “Лего” и др.

Смех -лучшее лекарство от стресса. Для того, чтобы создавать веселые ситуации, часто использую куклы из театра би-ба-бо и другие занимательные игрушки.

Также готовлю фонотеку со спокойной музыкой и веселыми детскими песнями. Дети очень любят активно двигаться под музыку.

Дети раннего возраста с удовольствием не только слушают чтение взрослого, но и сами любят «читать», рассматривать картинки.

Большое удовольствие детям раннего возраста приносит рисование. Оно нравится всем без исключения малышам.

Ребё нок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое сам создаёт, огорчается, если что-то не получается.

Изодеятельность необходима ребёнку для полноценного развития. К ней не надо принуждать, но надо поддерживать, стимулировать детей. Наряду с традиционными способами и приёмами я использую нетрадиционные. Они привлекают простотой и доступностью. Мы рисуем на бумаге разных цветов пальчиками, ладошками, ребром ладони, ватными палочками, кисточками. Очень любят ребята использовать в своем творчестве различные штампы.

Существует множество нетрадиционных техник, обучать которым детей надо с раннего возраста, постепенно усложняя их. Использование нетрадиционных техник в раннем возрасте :

— способствует снятию детских страхов;

— развивает уверенность в своих силах;

— развивает пространственное мышление;

— учит детей свободно выражать свой замысел;

— побуждает детей к творческим поискам и решениям;

— учит детей работать с разнообразным материалом;

— развивает чувство композиции, ритма, колорита, цвета — восприятия;

— чувство фактурности и объёмности;

— развивает мелкую моторику рук;

— развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии;

— во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Каждая из техник – это весёлая игра. Детям доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения работы, они готовы многократно повторять то или иное действие, и в результате получаются самые настоящие шедевры.

Малыши приходят в восторг, когда проводятся занятия, где мы рисуем пальчиками и другими предметами на манке, рассыпанной на подносиках.

Мной собрана и систематизирована большая картотека дидактических, подвижных игр, прогулки, художественного слова для использования в режимных моментах.

Сначала ребенок начинает посещать детский сад по 2-3 часа в день, затем ребенка оставляют на это же время, но с учетом приема пищи. Потом ребенок остается на сон. Следует помнить, что в процессе привыкания в первую очередь нормализуются настроение, самочувствие ребенка, аппетит, в последнюю очередь – сон.

Первые дни ребенка советую приводить после завтрак, когда у нас уже закончились основные утренние режимные моменты (завтрак, и я могу больше уделить внимание вновь поступившему малышу. Так же рекомендую приносить с собой из дома любимую игрушку, которую малыш, если загрустит смог бы прижать к себе и почувствовать себя более спокойно.

Эмоциональное состояние ребенка и его привыкание контролирую с помощью “Адаптационного листа”, где отмечаются контрольные дни 1-й, 2-й, 3-й, 4-й, 8-й, 16–й, 32-й и при необходимости 64-й. В листе отражаются: эмоциональное состояние ребенка, аппетит, сон, взаимоотношения с взрослыми и сверстниками, вид деятельности, который ребенок предпочитает.

Каждый вновь поступивший ребенок находится в центре внимании. Стараюсь спокойно, ласково и подробно объяснить ребенку все происходящее, готовлю его к каждому режимному процессу, так как непонятное и неизвестное пугает.

Для каждого ребенка устанавливается индивидуальный режим. Время пребывания увеличивается постепенно в зависимости от привыкания ребенка. Игровая терапия, проводимая как в индивидуальной, так и в групповой форме- эффективный, а иногда и единственный метод работы с детьми раннего возраста. Дети раннего возраста любят играть с игрушками, бытовыми предметами. В процессе игры они приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться. Поэтому акцент в выборе игр для детей раннего возраста делаю на сенсорные и моторные игры.

Сенсорное развитие – это фундамент умственного развития. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

В МДОУ регулярно проводится диагностика педагогического процесса (по Верещагиной Н. В.). В результате диагностики мне всегда удается выявить пробелы в своей работе. Для наиболее эффективной организации оздоровительных и профилактических мероприятий в качестве одного из основных приёмов работы используется мониторинг состояния здоровья детей.

На основе анализа медицинских карт была дана характеристика физического развития детей.

Также был проведён анализ состояния здоровья детей.

В отношении групп здоровья можно отметить, что 50% детей имеет 1 группу здоровья, и нет детей с хроническими заболеваниями. Это является хорошим показателем состояния здоровья детей.

Свою работу я построила исходя из полученных данных, организовывала систему оздоровительно-развивающей работы, включающую комплекс мероприятий: медицинских, педагогических, психологических. Одним из показателей адаптации ребёнка к условиям детского сада является его заболеваемость. Сравнительный анализ заболеваемости детей в период адаптации показал, что только 3 ребенка болели длительно или часто. У остальных детей период адаптации прошёл без заболеваний.

Таким образом, можно сказать, что период адаптации у детей группы «Подсолнушки» прошёл успешно.

3 этап – заключительный.

На третьем этапе подвожу итоги, а так же повторное анкетирование родителей.

В целом адаптация детей проходила хорошо. Оценка эмоционального состояния, деятельности детей, навыков взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, сна, речи детей позволили определить группы адаптации.

Таким образом, можно сказать, что моя работа в период адаптации детей к дошкольному учреждению дает свои устойчивые положительные результаты.

Анализ работы за несколько лет показывает, что процесс привыкания детей проходит очень успешно. Степень адаптации в основном легкая и средняя. В течение последних лет нет ни одного ребенка с тяжелой степенью адаптации. Положительным является и то, что дети раннего возраста, а особенно второго года жизни, привыкают к детскому саду безболезненно. Эти данные позволяют судить о правильно построенной работе по организации и проведению адаптации детей к условиям детского сада.

Выводы.

Семья – социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка. Современный человек постоянно вынужден приспосабливаться к изменениям окружающей среды: к новой работе, социальным изменениям в обществе, новым условиям жизни и деятельности. И порой психоэмоциональные нагрузки, связанные с адаптацией к этим изменениям, даже у взрослых вызывают тревожные состояния, стресс. Что уж говорить о маленьких детях, которые впервые в своей жизни не только попадают в совершенно новые, непривычные условия. Современные родители более образованы и активны в отношении к своим детям, но не всегда даже педагогически грамотные родители знают, как подготовить своего ребенка к посещению детского сада. В настоящее время исследования показывают, что осознанное вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ и установление партнерских отношений с семьями воспитанников, повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации, воспитания и развития детей, снижения уровня заболеваемости у детей адаптационный период позволяют значительно облегчить адаптацию детей к дошкольному учреждению.

Поэтому на сегодняшний день актуальна тема адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Проблеме адаптации особое внимание уделяли такие педагоги, как Н. Д. Ватутина, Н. Ф. Виноградова, Т. А. Куликова, С. А. Козлова, М. Л. Печора, Р. В. Тонкова-Ямпольская, В. А. Сухомлинский.

Проведение комплексных медико-педагогических мероприятий до поступления ребенка в ДОУ и в период адаптации к нему способствует более легкому привыканию к новым условиям.

Важным фактором, влияющим на характер поведения ребенка в процессе привыкания, является личность самого воспитателя, который должен любить детей, быть внимательным и отзывчивым по отношению к каждому ребенку, уметь привлечь его внимание. Воспитатель должен уметь наблюдать и анализировать уровень развития детей и учитывать его при организации педагогических воздействий, должен уметь управлять поведением детей в сложный для них период привыкания к условиям детского учреждения.

Период адаптации – тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями.

Результаты проведения исследований позволили сделать вывод, что психолого-педагогическая оптимизация успешной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения, была достигнута, задачи реализованы.

«Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ». Проект
Фото «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»
. Проект - фото
Фото №1 Адаптация детей
Публикации по теме:

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Поступление ребенка в ДОУ несомненно является большим событием.

Консультация для родителей «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» Консультация для родителей «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ». Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ – это достаточно.

Презентация «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Не все дети сразу принимают незнакомых людей, новую обстановку. Случается, что и родители, отдавшие.

Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ «Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ» С чего начинается социализация маленького ребенка? В первую очередь с семьи.

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад. В их жизни все ме-няется кардинальным образом. В.

Презентация «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ через игру» Адаптация – это процесс вхождения в новую среду и приспособление к ее условиям. Очень важно чтобы этот переход для малышей был плавным,.

Консультация для родителей «Адаптация ребенка раннего возраста к условиям ДОУ» Консультация для родителей «Адаптация ребенка раннего возраста к условиям ДОУ» Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для него это,.

Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ Участники проекта: Воспитатели младших групп Музыкальный.

Родительское собрание в группе раннего возраста «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада» Родительское собрание в группе раннего возраста на тему: «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада. Проблемы и пути их.

Семинар для воспитателей младших групп «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №6 – ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА» СЕМИНАР ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ». Проект
Опубликовано: 7 февраля 2019 в 13:37
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД