Папки-передвижки

Проект «Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у дошкольников»

Наталья Федотова
Проект «Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное образование

Селенгинский район

МБДОУ ЦРР детский сад №13 «Радуга»

Тема проекта :

«Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у дошкольников»

Составила:

Н. И. Федотова

Учитель-логопед Iкв. категории

Февраль 2012г.

Аннотация к проекту

Публикация «Проект „Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у дошкольников“» размещена в разделах

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше. К сожалению, количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения, год от года не уменьшается, а растет.

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Бытующее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых — будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением, глубоко ошибочно. Но именно оно часто является причиной того, что развитие звуковой стороны речи, особенно в раннем возрасте, происходит самотеком, без должного внимания со стороны родителей и воспитателей, и поэтому значительное число детей дошкольного возраста имеет те или другие недочеты произношения. А поскольку сами собой эти недостатки не исправляются, ежечасно мы слышим в той или иной мере дефектную речь как детей, так и взрослых.

Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь. Компенсировать дефект может только квалифицированная помощь педагогов.

Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста - задача общественной значимости. Существует много средств устранения недостатков речи (игры, упражнения, артикуляционная гимнастика и другие). Артикуляционная гимнастика одна из них. Знакомство детей артикуляционной гимнастикой происходит с ранних лет. Благодаря артикуляционной гимнастике и упражнениям по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно. Артикуляционная гимнастика интересна своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом, восхищением пытаются подрожать педагогу, повторить его действие. Повторяя вместе с педагогом упражнения у детей развивается воображения, обогащается речь, эмоции. Упражняются органы артикуляции.

Проблема формирования звуковой стороны речи не потеряла своей актуальности и практической значимости в настоящие время.

Цель проекта : сформировать у воспитателей и родителей представление о значимости артикуляционной гимнастики и о правильности её выполнения с использованием нетрадиционных, игровых приемов и методов для развития артикуляционной моторики дошкольников.

Задачи:

1. Расширение и углубление теоретических знаний по разделу звуковая культура речи.

2. Обследование детей, выявление нарушений звукопроизношения.

3. Раскрыть значимость артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения.

4. Апробирование инновационных технологий и выработка рекомендаций по их использованию в воспитании правильного звукопроизношения.

5. Изучение, обобщение и внедрение в практику опыта коллег.

6. Развитие творческой инициативности детей, родителей и педагогов.

Гипотеза: Если в системе педагогической работы направленной на формирование звукопроизношения детей дошкольного возраста, активно использовать артикуляционную гимнастику в игровых и нетрадиционных методах и приемах, то это более эффективно скажется на воспитание правильного звукопроизношения, повысит эмоциональный настрой к занятиям и другим формам работы.

Ожидаемый результат:

1. Использование нетрадиционных и игровых приемов для развития артикуляционной моторики будет способствовать формированию правильного звукопроизношения дошкольников.

2. Повышение квалификации, профессионального и педагогического мастерства педагогов.

3. Повышение рейтинга МДОУ.

Этапы реализации :

1. Подготовительный этап.

2. Основной этап.

3. Заключительный этап.

Стратегия осуществления проекта :

1 этап: подготовительный.

Обследование детей, выявление нарушений звукопроизношения.

Подбор информации о значимости артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения.

Подготовка дидактических пособий и презентаций.

2 этап: основной.

Проведение артикуляционной гимнастики - включает подготовку речедвигательного аппарата, его моторики, речевого слуха, речевого дыхания. Правильное произношение звуков зависит от деятельности органов артикуляции, от подвижности и от деятельности гибкости, от координации артикуляционных движений, их силы и точности.

Беседы с воспитателями и родителями.

1. Работа с воспитателями – беседа о значимости артикуляционной гимнастики, рекомендациях по ее выполнению и проведению.

Цель: сформировать у воспитателей представление о значимости артикуляционной гимнастики и о правильности её выполнения.

- Использовать в работе по подготовке речедвигательного аппарата традиционные и нетрадиционные средства развития в коррекционно-развивающей деятельности: Веселые истории для аритикуляционной гимнастики; сопряженная гимнастика или театр пальчиков и языка; авторские сказки; адаптированные сказки.

- Участие в районных и городских конкурсах по данной теме.

Цель: апробирование инновационных технологий и выработка рекомендаций по использованию артикуляционной гимнастики в воспитании правильного звукопроизношения. (Приложение №1)

2. Работа с родителями:

– консультации о значимости артикуляционной гимнастики для выработки правильного звукопроизношения;

- выступление на родительских собраниях «Что такое и для чего нужна артикуляционная гимнастика»;

- создание комплексов упражнений с учетом нарушенного звукопроизношения (индивидуально, вклеивается в тетрадь для домашних заданий);

- создание презентаций.

Цель: сформировать у родителей представление о значимости артикуляционной гимнастики.

Подготовка презентаций артикуляционной гимнастики «Веселый язычок», для детей.

3 этап: заключительный.

Создание презентаций детьми совместно с родителями:

1. Работа с детьми – слайды по сказкам про весёлого Язычка.

Цель: выработка правильных артикуляционных поз, развитие подвижности органов артикуляции.

2. Задания родителям и детям – сочинение своих сказок про весёлого Язычка с использованием любимых артикуляционных упражнений;

3. Создание презентаций по сочинённым сказкам.

Цель: закрепление полученных навыков.

Итоговая диагностика артикуляционных навыков детей дошкольного возраста.

Родительское собрание «Подведение итогов по реализации проекта».

Обобщение опыта работы по проекту и представление его на итоговом Педагогическом совете, городском методическом объединении воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

Публикации по теме:

Презентация «Артикуляционная гимнастика» учителя-логопеда Каждый ребёнок, всем на диво, должен говорить красиво. И тогда язык родной должен понимать его любой! Артикуляционная гимнастика – это.

Сам себе логопед (тренинг с родителями) Эти трудные звуки При работе над формированием правильного звукопроизношения очень важна совместная работа родителями. Ведь требуется многократные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у дошкольников»
Опубликовано: 23 сентября 2013 в 18:17
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Федотова (УИ 133994) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД