Папки-передвижки

Проект «Азбука дыхания»

Татьяна Звягина
Проект «Азбука дыхания»

Проект «Азбука дыхания»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №10 «Щелкунчик»

муниципального образования г. Саяногорск

Проект

Разработала: воспитатель Звягина Т. В.

Проект «Азбука дыхания»

(Технология А. Н. Стрельникова)

Тип проекта : по доминирующему методу (познавательно - оздоровительный, по количеству участников)

Продолжительность проекта : долгосрочный 2017-2018 учебный год

Публикация «Проект „Азбука дыхания“» размещена в разделах

Актуальность В настоящее время, проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья детей. Объём познавательной информации для дошкольников достаточно высок, растёт доля умственной нагрузки и в режиме дня. Вследствие этого нередко наблюдается переутомление детей, снижение их функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на состояние здоровья дошкольников, но и на перспективы их дальнейшего развития.

Развитие детей и создание условий, препятствующих ухудшению их здоровья в процессе обучения в дошкольном учреждении – одна из самых актуальных задач современной педагогики.

Здоровье, физическая и умственная деятельность человека во многом зависят от дыхания. Правильное дыхание есть основа основ в жизнедеятельности организма. Дыхательная функция необычайно важна для нормальной жизнедеятельности особенно детского организма, так как усиленный обмен веществ растущего организма связан с повышенным газообменом. Дыхательная система детей несовершенна, чем меньше ребёнок, тем уже все дыхательные пути, а слизистая оболочка, их выстилающая, очень нежная, легко воспаляющаяся, даже под действием частиц пыли; при этом и без того узкие ходы становятся еще уже, и ребёнку становится трудно дышать. Жизненная ёмкость лёгких тем меньше, чем меньше ребёнок, а потребность в кислороде велика, поэтому ребёнок часто и поверхностно дышит.

При нормальном дыхании человек дышит через нос. Такое дыхание имеет большое значение для организма. Холодный воздух, проходя через слизистую оболочку носа, согревается. Кроме того, задерживаются частички пыли, попадающие с воздухом. Дошкольников необходимо обучать правильному носовому дыханию. Это позволит эффективно защитить легкие от пыли, переохлаждения и адаптировать их к холодному воздуху.

Вот почему в комплекс физкультурно-оздоровительных упражнений необходимо включать дыхательную гимнастику. При занятиях дыхательной гимнастикой развивается и совершенствуется диафрагмальное дыхание. Подвижность диафрагмы увеличивается, что способствует более полному расширению грудной клетки для большего забора воздуха. Детский организм лучше насыщается кислородом, повышается тонус кровеносных сосудов. Активные дыхательные движения не только укрепляют мышцы грудной клетки, но и производят тренировку сердечной мышцы, улучшая кровообращение.

Научив ребёнка - дошкольника управлять своим дыханием, мы дадим ему возможность воздействовать на свои эмоции. Активные дыхательные движения действуют отвлекающие и способствуют снижению эмоциональной нагрузки.

Систематическое проведение дыхательной гимнастики помогает эффективно решать задачи по укреплению дыхательной мускулатуры детей с целью повышения их сопротивляемости к простудным и другим заболеваниям, а также является неотъемлемой частью работы по формированию у дошкольников здорового образа жизни.

Цель проекта : воспитание физически развитого жизнерадостного ребенка путем формирования у него осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни.

Задачи проекта :

• развитие осознанного интереса у детей и их родителей к оздоровительным технологиям, стремление научиться, ими пользоваться в дальнейшей жизни;

• поэтапное овладение детьми и их родителями (по принципу нарастающего интереса) основам «правильного» дыхания;

• овладение навыками согласовывать дыхание с выполнением упражнений, тем самым активизируя иммунные силы организма;

• создание благоприятных условий для формирования здоровой и физически развитой личности;

• мобилизация защитных и приспособительных сил организма.

Принципы проекта :

• принцип индивидуального и дифференцированного подхода (учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития);

• принцип социальной безопасности (дошкольники должны понимать, что развитие правильного дыхания это показатель, как коррекции речи, так и снижения заболеваемости);

• принцип взаимосвязи с семьей (соблюдение единых требований ДОУ и семьи в воспитании здорового ребенка и вовлечение в здоровьесберегающие и оздоровительные мероприятия и их оценка);

• принцип разностороннего развития личности (активизация мыслительной деятельности детей, создание условий, в которых ребенок сам ищет рациональный способ решения);

• принцип гуманизации (физкультурно-оздоровительная деятельность строится на основе комфортности, с учетом желаний и настроений детей);

• принцип цикличности и систематичности;

• принцип обеспечения равных возможностей при реализации проекта оздоровления детей.

Целевая группа: подготовительная логопедическая группа МБДОУ детский сад № 10 «Щелкунчик» в количестве 18 детей. дыхательной гимнастике будут проводится 1 раз в неделю во время логопедического часа.

Ожидаемый результаты:

• повышение педагогической компетентности педагогов и родителей в оздоровительной работе с детьми;

• положительная психологическая адаптация к новой оздоровительной методике участников проекта;

• снижение простудных заболеваний у воспитанников;

• формирование у участников проекта «правильных» дыхательных привычек;

• изменение отношения детей к сохранению своего здоровья;

• использование здоровьесберегающих технологий в семье;

• обобщение и распространение опыта работы по данной теме.

План проекта

I Организационно-подготовительный этап:

- обозначение проблемы и темы будущего проекта;

- постановка цели и определение основных задач проекта;

- разработка плана работы;

- мониторинг уровня заболеваемости воспитанников;

- разработка сценариев мероприятий;

- подпор необходимого материала;

- создание картотеки дыхательных упражнений;

- организация и подготовка работы с родителями воспитанников, педагогами ДОУ.

II Основной этап:

- предусматривает непосредственную реализацию проекта, проведение

запланированных мероприятий.

III Итоговый этап:

- систематизация собранного материала по теме;

- сравнительный анализ результатов анкетирования, мониторинга в начале и после реализации проекта;

- степень активности субъектов образовательного процесса в подготовке и реализации мероприятий.

Реализация основного этапа проекта.

Перспективное планирование на 2017-2018 учебный год

Месяц Вид деятельности Содержание

Октябрь

1 неделя Разучивание с детьми комплексов дыхательной гимнастики.

Упражнение № 1. Послушаем свое дыхание.

Упражнение №2. Дышим тихо, спокойно и плавно.

1. Упражнение №1 И. п. : стоя, сидя, лёжа (как удобно в данный момент). Мышцы туловища расслаблены.

В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют :

Упражнение №2 И. п. : стоя, сидя, лёжа (это зависит от предыдущей физической нагрузки). Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть.

Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнёт расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос. Повторить 5-10 раз. Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.

Октябрь

2 неделя Упражнение №3. Подыши одной ноздрей.

И. п. : сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.

1. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрёй делать тихий продолжительный вдох (последовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание).

2. Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки – через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением лёгких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалось «ямка».3-4. То же другими ноздрями. Повторить 3-6 раз.

Октябрь

3 неделя Упражнение №4. Воздушный шар (дышим животом, нижнее дыхание).

И. и. : лёжа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. Внимание сконцентрировано на движении пупка: на нём лежат обе ладони.

Выдохнуть спокойно воздух, втягивая живот к позвоночному столбу, пупок как бы опускается.

Октябрь

4 неделя Упражнение №5. Воздушный шар в грудной клетке (среднее, реберное дыхание).

И. п. : лёжа, сидя, стоя. Руки положить на нижнюю часть рёбер и сконцентрировать на них внимание.

Сделать медленный, ровный выдох, сжимая руками рёбра грудной клетки.

1. Медленно выполнять вдох через нос, руки ощущают распирание грудной клетки и медленно освобождают зажим.

2. На выдохе грудная клетка вновь медленно зажимается двумя руками в нижней части рёбер. Повторить 6-10 раз.

Ноябрь

1 неделя Упражнение №6. Воздушный шар поднимается вверх (верхнее дыхание). И. п. : лёжа, сидя, стоя. Одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах. Выполнение вдоха и выдоха со спокойным и плавным поднятием и опусканием ключиц и плечей. Повторить 4-8 раз.

Ноябрь

2 неделя Упражнение №7. Ветер (очистительное, полное дыхание).

И. п. : сидя, стоя, лёжа. Туловище расслаблено, сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку.

1. Сделать полный вдох, выпячивая живот и рёбра грудной клетки.

2. Задержать дыхание на 3-4 с.

3. Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.

Повторить 3-4 раза.

Ноябрь

3 неделя Упражнение №8. Радуга, обними меня.

И. п. : стоя или в движении.

1. Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны.

2. Задержать дыхание на 3-4 с.

3. Растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки снова направить вперёд, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи: одна рука идёт под мышку, другая на плечо.

Повторить 3-4 раза. 9. Повторить 3-5 раз упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно».

Ноябрь

4 неделя Упражнение №9. Подыши одной ноздрей. И. п. : сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.

1. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрёй делать тихий продолжительный вдох (последовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание).

2. Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки – через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением лёгких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалось «ямка».3-4. То же другими ноздрями. Повторить 3-6 раз.

Ноябрь

5 неделя Упражнение №10. Ёжик.

Поворот головы вправо-влево в темпе движения. Одновременно с каждым поворотом вдох носом: короткий, шумный (как ёжик, с напряжением мышц всей носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напрягается). Выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы. Повторить 4-8 раз.

Декабрь

1 неделя Упражнение №11. Губы «трубкой».

1. Полный выдох через нос, втягивая в себя живот и межреберные мышцы.

2. Губы сложить «трубкой», резко втянуть воздух, заполнив им все легкие до отказа.

3. Сделать глотательное движение (как бы глотаешь воздух).

4. Пауза в течение 2-3 секунд, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно. Повторить 4-6 раз.

Декабрь

2 неделя Упражнение №12. Ушки.

И. п. –встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Слегка наклонить голову вправо – правое ухо идет к правому плечу, сделать короткий шумный вдох носом. Затем слегка наклонить голову влево, левое ухо идет к левому плечу, опять сделать короткий шумный вдох носом. Внимание! При выполнении упражнений по методике Стрельниковой выдох должен совершаться после каждого вдоха самостоятельно, через рот.

Декабрь

3 неделя Упражнение №13. Пускаем мыльные пузыри.

1. При наклоне головы к груди сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки.

2. Поднять голову вверх и спокойно выдохнуть воздух через нос, как бы пуская мыльные пузыри.

3. Не опуская головы, сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки.

4. Выдох спокойный через нос с опущенной головой. Повторить 3-5 раз.

Декабрь

4 неделя Упражнение №14. Язык «трубкой».

1. Губы сложены «трубкой», как при произношении звука «о». Язык высунуть и тоже сложить «трубкой».

2. Медленно втягивая воздух через «трубку» языка, заполнить им все легкие, раздувая живот и ребра грудной клетки.

3. Закончив вдох, закрыть рот. Медленно опустить голову так, чтобы подбородок коснулся груди. Пауза -3-5 секунд.

4. Поднять голову и спокойно выдохнуть воздух через нос. Повторить 4-8 раз.

Январь

2 неделя Упражнение №15. Насос.

И. п. - стоять слегка ссутулившись; голова без напряжения слегка опушена вниз (смотреть себе в ноги) ; руки находятся перед собой к кистями к коленям, слегка согнуты в локтях и абсолютно расслаблены. на счет : «раз!» - слегка кланяемся вниз- руки, выпрямляясь, легким движением тянутся к полу, плечи расслаблены, голова опущена- вдох (в конечной точке поклона)

Январь

3 неделя Разучивание с детьми комплексов дыхательной гимнастики.

Упражнение №16. Дышим тихо, спокойно и плавно.

Повторить упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно» из комплекса № 1, но с меньшей дозировкой.

Январь

4 неделя Упражнение №17. Планета «Сат - Нам» - отзовись! (йоговское дыхание).

Исходное положение - сидя ягодицами на пятках, носки вытянуты, стопы соединены, спина выпрямлена, руки подняты над головой, пальцы рук, кроме указательных, переплетены, а указательные пальцы соединены и выпрямлены вверх, как стрела.

После слов «Планета, отзовись!» дети начинают петь «Сат - нам».Повторить 3-5 раз.

Примечание. «Сат» произносить резко, как свист, поджимая живот к позвоночному столбу -это резкий выдох. «Нам» произносить мягко, расслабляя мышцы живота - это небольшой вдох.

Цикл дыхания : выдох «сат» - пауза - вдох «нам». С произнесением «сат» напрягаются мышцы туловища: ноги, ягодицы, живот, грудь, плечи, руки, пальцы рук и ног, мышцы лица и шеи; «нам» - все расслабляется.

Упражнение выполняется в медленном темпе. После того как дети 6-8 раз произнесут «Сат-нам», взрослый говорит: «Позывные принял!»

Февраль

1 неделя Разучивание с детьми комплексов дыхательной гимнастики.

Упражнение № 21. «Узнай по запаху».

Дети по очереди нюхают, например цветы, стараясь запомнить их запах. Взрослый просит ребенка закрыть глаза и подносит ему один из цветков, предлагая определить по запаху, какой именно цветок перед ним. Ребенок должен сделать глубокий длительный вдох носом, не поднимая плеч, а затем выдох и назвать угаданный цветок. Для того, чтобы ребенок сделал глубокий диафрагмальный вдох, взрослый сначала сам показывает, как надо понюхать цветок. А затем, держа цветок перед лицом малыша, педагог просит ребенка положить обе ручки на живот и проконтролировать, таким образом, свое дыхание.

Февраль

2 неделя Упражнение № 22. «Носик и ротик поучим дышать».

Ребенок учится контролировать свой вдох и выдох, осуществляя их разными способами. Сначала ребенок выполняет вдох носом и выдох носом (2-4 раза, показывая указательным пальчиком до носа; а, вдыхая ртом, подносит ладонь ко рту, но не дотрагивается, а лишь тактильно контролирует, выходящую изо рта воздушную струю. Второй вариант. Аналогично проводятся упражнения: вдох ртом - выдох ртом (ко рту подносится ладошка) и вдох ртом - выдох носом (при вдохе ребенок открывает рот, а при выдохе закрывает и показывает на нос указательным пальчиком).

Февраль

3 неделя Упражнение № 23. «Погудим».

Взрослый демонстрирует детям, как можно подуть в пузырек, чтобы он загудел. Для этого нижняя губа должна слегка касаться края горлышка, а выдуваемая воздушная струя-“ветерок” быть достаточно сильной. Затем по очереди дети сами дуют в свои пузырьки, добиваясь возникновения гудящего звука. В заключение упражнения все дети дуют одновременно. При обыгрывании упражнения можно предложить малышам несколько вариантов, когда гудение может означать сигнал парохода, паровоза или завывание ветра. Можно использовать пузырек в качестве музыкального инструмента, заставляя его гудеть по сигналу педагога во время исполнения специально подобранной музыки.

Февраль

4 неделя Упражнение № 24. «Поиграем животиками».

В положении лежа на спине, дети кладут руки на живот, глубоко вдыхают - при этом животик надувается, затем выдыхают - животик втягивается. Чтобы упражнение стало еще интереснее, можно положить на живот какую-либо небольшую игрушку. Когда ребенок вдохнет, игрушка вместе с животом поднимется вверх, а на выдохе, наоборот, опустится вниз - как будто она качается на качелях. Второй вариант. В положении стоя дети выполняют глубокий вдох, не поднимая плеч, а затем выдох, контролируя движения живота руками.

Март

1 неделя Упражнение № 25. Листья шелестят.

Листочки из тонкой цветной бумаги прикрепленные к ветке. По сигналу «подул ветерок» ребенок плавно дует на листья так, чтобы они отклонились и зашелестели.

Март

2 неделя Упражнение № 26. Загони мяч в ворота.

Взрослый показывает детям, как нужно подуть на “мяч”, чтобы загнать его в игрушечные ворота. Дети по очереди выполняют игровое упражнение. Побеждает тот, кто сумел отправить “мяч” в ворота с одного выдоха.

Март

3 неделя Упражнение № 26. Ветряная мельница.

Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.

Март

4 неделя Упражнение №27. «Свеча».

Тренировка медленного выдоха при дутье на воображаемое или реальное пламя свечи. Внимание на живот. Медленно дуйте на “пламя”. Оно отклоняется, постарайтесь держать пламя во время выдоха в отклоненном положении.

Вместо свечи можно взять полоску бумаги шириной 2-3 см. и длиной 10 см. Положите левую ладонь между грудной клеткой и животом, в правую возьмите полоску бумаги, используя её как свечу, и дуйте на нее спокойно, медленно и равномерно. Бумажка отклонится, если выдох ровный, то она будет до конца выдоха находиться в отклоненном положении. Обратите внимание на движение диафрагмы - левая ладонь во время выдоха как бы “медленно погружается”. Повторите 2-3 раза.

Апрель

1 неделя Разучивание с детьми комплексов дыхательной гимнастики.

Упражнение №28. «Танец живота».

Верхнюю часть туловища наклоните вперед под углом 45 градусов, а руки положите на поясницу большими пальцами вперед. Смотрите перед собой, спина прямая, плечи развернуты. Исполнение - одновременно с выдохом на п-ффф втягивается живот, затем рефлекторно происходит вдох, живот выдвигается вперед. Повторите 3-5 раз.

Тренировочные упражнения для развития межреберных дыхательных мышц. Напомним, что от того, как развиты межреберные дыхательные мышцы, зависит наполнение воздухом средней части легких.

Апрель

2 неделя Упражнение №29. «Загони мяч в ворота».

Взрослый показывает детям, как нужно подуть на “мяч”, чтобы загнать его в игрушечные ворота. Дети по очереди выполняют игровое упражнение. Побеждает тот, кто сумел отправить “мяч” в ворота с одного выдоха.

Апрель

3 неделя Упражнение №30. «Ветряная мельница».

Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.

Апрель

4 неделя Упражнение №31. «Весенние листочки».

Текст произносит воспитатель (движения по тексту)

Дует легкий ветерок и качает так листок,

Дует сильный ветерок и качает так листок,

Весенние листочки на веточке сидят,

Весенние листочки детям говорят:

Осиновый – А-А-А, рябиновый – И-И-И

Березовый –О-О-О, дубовый –У-У-У.

Публикации по теме:

Логопедический совместный проект на развитие речевого дыхания в старшей группе «Послушный ветер — ветерок» Логопедический совместный проект на развитие речевого дыхания в старшей группе №12. «Послушный ветер – ветерок» Подготовила:.

Проект «Азбука здоровья» в подготовительной группе Краткосрочный проект в подготовительной к школе группе на тему «Азбука здоровья!» Авторы проекта: воспитатели подготовительной к школе.

Проект «Азбука дорожного движения» Проект «Азбука дорожного движения» Автор: Бузанова Нина Габдулловна Тема проекта: «Азбука дорожного движения» Вид проекта: познавательно-игровой.

Долгосрочный проект «Азбука дорожного движения» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №3 Проект "Азбука дорожного движения".

Проект «Азбука питания» Цель :создание условий для реализации образовательной области «Физическое развитие в части становления у детей ценностей ЗОЖ» Задачи:.

Проект «Правовая Азбука» Лишь появится ребёнок, и дышать начнёт едва Он имеет право жить, развиваться и дружить; Иметь уютный, теплый дом Видеть тихий мирный.

Проект «Азбука дорожного движения»Проект «Азбука дорожного движения» Продолжительность: краткосрочный Вид проекта: информационно - познавательный Возраст детей: старший дошкольный. Участники проекта: дети.

Проект в подготовительной группе «Азбука безопасности» Проект в подготовительной группе «Незнайка» «Азбука безопасности» Тип проекта: познавательно – творческий. Участники проекта: дети подготовительной.

Проект в средней группе «Азбука вежливости» Проект в средней группе «Азбука вежливости» Вид проекта: информационно-творческий Тип проекта: творческий Продолжительность: кратко.

Проект в средней группе «Азбука вежливости» Анна Орлова Проект в средней группе «Азбука вежливости» Проект в средней группе «Азбука вежливости» Вид проекта: информационно-творческий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Азбука дыхания»
Опубликовано: 4 апреля 2018 в 16:23
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД