Лучший педагог года

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Брянский лес»

Петрович Светлана Александровна
Проект для детей старшего дошкольного возраста «Брянский лес»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №3 п. Навля комбинированного вида»

Проект

«Животные и растения Брянского леса»

для детей старшего дошкольного возраста

“Я сорвал цветок – и он увял. Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем”.

Павол Орсаг - Гвездослав

Актуальность:

Публикация «Проект для детей старшего дошкольного возраста „Брянский лес“» размещена в разделах

Экологическое образование должно сопровождать человека на протяжении всей жизни: в раннем детстве - формировать чувство эмоциональной близости с миром живой природы; в школьные годы – способствовать пониманию целостной картины мира; в периоды взросления и зрелости - развивать экологическое мировоззрение, воспитывать чувство ответственности за состояние природы, помогать осознанию необходимости

личного участия в экологической деятельности.

Первым звеном в системе экологического воспитания является дошкольное детство. Его эмоциональность, особая восприимчивость и огромный интерес к миру природы являются основополагающими факторами для успешного экологического воспитания в ДОУ. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Гипотеза:

Мир животных необычайно разнообразен и привлекателен для детей. Различные ситуации общения с животными пробуждают интерес и любознательность ребёнка, развивают познавательный интерес к природе, мышление, связную речь, способствуют обогащению словарного запаса. Восприятие животного мира помогает развивать такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, внимательное отношение ко всему живому.

В течение первых семи лет жизни происходит становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, начинает осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире и вычленять его ценности.

Осознанно-правильное отношение детей к окружающему миру строится на чувственном его восприятии, эмоциональном отношении к этому миру и не последнюю роль в этом играет общение с животными наблюдение за ними. Такое общение развивает наглядно-образное, наглядно-действенное и понятийное мышление, воспитывает познавательное отношение к окружающему миру, способствует накоплению морально-ценностного опыта, воспитанию любви, бережного и заботливого отношения ко всему живому, а также развивает эстетическую сферу ребёнка.

Ребёнок усваивает разнообразные законы жизни животных и растений, своеобразие приспособления живых существ к условиям среды, особенности их взаимодействия с человеком. Правильно организованные наблюдения учат не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать. Именно на их основе рождаются самостоятельные суждения, умение обобщать, замечать изменения, что приводит к постепенному накоплению и углублению знаний. У ребёнка формируется привычка замечать не только необычное, удивительное, но и в обыденном, привычном он учится находить интересное. Наблюдая за животными и растениями, у детей пробуждается живой интерес и любознательность, что способствует развитию их эмоциональной сферы, познавательных способностей и мышления.

Таким образом, непосредственное наблюдение в природе имеет огромное значение для ребенка и является важным условием накопления разнообразных представлений о животном мире.

Цель проекта :

Уточнить и расширить, имеющиеся представления детей о Брянском лесе и его обитателях. Показать взаимосвязь и взаимодействие живых организмов леса; формировать представление об условиях среды, к которым приспособились животные и растения. Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателей; а также память, связную речь, умение делать выводы, воспитать эстетический вкус, бережное отношение к природе.

Задачи проекта :

1. Дать представление о многообразии животного и растительного мира Брянского леса.

2. Познакомить ребёнка с характерными особенностями внешнего вида, поведения, питания, образа жизни животных и растений.

3. Обогащение словарного запаса именами существительными (егерь, берлога, спячка, зубр и др.); прилагательными (лисьи, заячьи, медвежьи, волчьи и подобные); глаголами (прятаться, охотиться, притаиться, выглядывать и др.)

4. Знакомство с редкими исчезающими видами животных и растений, с научным понятием «Красная Книга».

5. Воспитывать бережное отношение к животным и растениям.

6. Развивать связную речь через составление описательного рассказа о животных и растениях.

7. Развивать творческую активность, внимание, воображение, память.

8. Стимулировать стремление ребёнка отражать полученные знания в своей художественно-продуктивной деятельности (рисунки животных и растений, изготовление поделок).

9. Развивать любознательность и стремление изучать природу и окружающий мир.

Предполагаемые результаты:

- Осознанное правильное отношение детей к природе.

- Развитие у детей устойчивого интереса к представителям животного и растительного мира.

- Развитие познавательной активности детей.

- Интеллектуально – личностное развитие детей.

- Усвоение детьми необходимых знаний о жизни животных и растений в дикой природе.

- Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ.

Сроки и этапы реализации проекта : проект долгосрочный (сентябрь-май)

Организационный этап:

-определение цели и задач проекта, составление плана мероприятий;

- предварительная работа по сбору информации;

Основной этап:

- познакомить детей с многообразием животного и растительного мира Брянского леса, с редкими исчезающими видами животных и растений, с научным понятием «Красная Книга».

- познавательная, исследовательская, продуктивная деятельность

Заключительный этап:

- анализ проведенной деятельности, издание книжки-малышки «Моё любимое дикое животное», «Растение Брянского леса», макета «Брянский лес».

Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители, работники социума.

Тип проекта : по доминирующему методу (информационно - ориентированный, творческий, по количеству участников (групповой, продолжительности (долгосрочный).

Реализация основного этапа проекта :

1 этап – «Этот удивительный мир животных»

Тема Сроки проведения: сентябрь - ноябрь

Лесные жители Брянского леса :

- Накапливать конкретные представления о диких животных Брянской области.

- Систематизировать и обобщать знания о животных.

- Формировать представление о зверях (это животные, имеющие четыре ноги, тело которых покрыто кожей, шерстью или иголками, есть пасть с зубами; звери рождают детенышей).

- Формировать представления о существенных признаках животных: (питаются, передвигаются, дышат, растут). Основные потребности всех животных в воде, пище, воздухе, тепле, жилище.

- Расширять знания детей об особенностях поведения животных в конкретной среде обитания, удовлетворение основных потребностей в связи с сезонными

изменениями (питание, способы

передвижения, защита от врагов, устройство жилища, размножение).

- Развивать интерес к жизни животных, бережное отношение к ним.

- Развивать познавательное отношение к живым существам, связную речь при описании

животных.

- Воспитывать интерес к художественной литературе, обеспечить усвоение содержания

произведений и эмоциональную отзывчивость на него.

- Во время продуктивных занятий развивать у детей определенные навыки рисования и лепки.

- Развивать творчество и воображение.

- Учить детей отражать результаты

наблюдений за животными в рисунках и

лепке.

Беседы:

- «Дикие животные Брянского леса».

- «Хищники – травоядные»

- «Волк и лиса - лесные хищники».

- «Бурый медведь».

- «Заяц - беляк».

- «Ёжик».

- «Лиса».

- «Барсук»».

- «Лось» и другие.

- «Как звери зиму встречают».

- Просмотр презентации «Животные Брянского леса».

- Д/И «Разрезные картинки».

- Д/И «Отгадай мой домик».

- Д/И «Узнай по описанию».

- Д/И «Чья шубка».

- Д/И «По следам пойдёшь – животного найдёшь».

- Д/И «Хищники – травоядные».

- Д/И «Чей дом».

- П/И «У медведя во бору».

- П/И «Бездомный заяц».

- П/И «Хитрая лиса» и другие.

- Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк».

- Экологическая квест – игра «По неведомым дорожкам».

- Рассматривание иллюстраций.

- Чтение стихотворений и рассказов о животных.

- Заучивание стишков про животных.

- Отгадывание загадок по теме.

- Конкурс рисунков на асфальте «Моё любимое животное».

- Квест – прогулка «Загадки - природы волшебницы».

- Квест – прогулка «Путешествие в мир осени».

- Художественное творчество:

- Работа с флористической губкой «Ёжик».

- Аппликация нетрадиционным

способом (ватой) – «Зайчик – беляк)».

- Лепка «Медведь».

- Аппликация «Медведь».

- Аппликация природным материалом «Ёжь».

- Рисование «Встреча в лесу».

2 этап - «Какие тайны скрывают растения Брянского леса»

Тема Сроки проведения декабрь - февраль

Растения родного края

(цветы, деревья) :

- Накапливать представления детей о растениях Брянского леса.

- Учить различать и отмечать характерные признаки деревьев (корень, ствол, ветки, листья). Характерные признаки цветов (корень, стебель, цветок, листья).

- Сформировать у детей представление о приспособлении растений к среде обитания и сезону. - Закрепить представление детей о

том, что растениям необходимо тепло, свет, вода, земля.

- Закреплять умение различать и показывать части растений.

- Познакомить детей с лекарственными растениями Брянского леса, их пользой в природе и жизни человека.

- Развивать словарь и связную речь при ознакомлении с растениями.

- Учить детей вести доказательную беседу.

- Воспитывать интерес к художественной литературе, обеспечить усвоение содержания

произведений и эмоциональную отзывчивость на него.

Во время продуктивных занятий развивать у детей определенные навыки рисования и аппликации.

- Развивать творчество и воображение.

Беседы:

- «Растение, как живое существо».

- «Сравнение дерева и кустарника».

- «Люблю березку русскую».

- «Хвойные деревья Брянского леса».

- «Колокольчик», «Подснежник».

- «Кувшинка» и др.

- «Знакомство с лекарственными растениями Брянского леса».

- «Как растения готовятся к зиме».

- Зимнее квест – путешествие «Двенадцать месяцев».

- Просмотр презентации «Растения Брянского леса».

- Чтение стихотворений и рассказов, загадывание загадок по теме.

- Просмотр мультфильма «Дудочка и кувшинчик».

- Сбор листьев на участке для

составления гербария.

- Д/И «Найди лист, какой покажу».

- Д/И «Третий лишний».

- Д/И «От какого дерева лист».

- Д/И «Как узнать растение».

Художественное творчество:

- Аппликация «Ветка рябины»

- Рисование пластилином «Берёза».

- Рисование «Лесной букет».

- Экологическая квест – игра «Лесная аптечка».

3 этап «Стань природе другом»

Мероприятия Сроки проведения март - май

- Познакомить детей с государственным природным биосферным заповедником «Брянский лес».

- Сформировать у детей понятие юный эколог (ребенок, любящий природу, всегда и везде заботящийся о ней).

- Знакомство с научным понятием «Красная книга».

- Перечислить основные причины

вымирания некоторых животных. Назвать охраняемых, объяснить, почему нужно охранять животных и растительный мир.

- Развивать способность детей выявлять и моделировать отношения человека к природе на основе представлений об ответственности за окружающее.

- На литературных примерах учить понимать добрые и плохие поступки по отношению

к природе.

- Воспитывать любовь и бережное

отношение к природе.

- Активизировать и обогащать

словарь.

- Объяснить детям взаимосвязь человека и природы (человек – воздух, человек - вода, условия выживания человека.

Беседы:

- «Берегите родную природу».

- «Ценность леса».

- «Лес - кладовая природы».

- «Как вести себя в лесу, чтобы не причинить вреда его обитателям».

- «Защитник леса – егерь».

Животные и растения Брянского леса, занесё нные в Красную книгу:

- «Венерин башмачок».

- «Пыльцеголовник красный».

- «Зубр».

-«Русская выхухоль» и другие.

- Квест – путешествие «Красная книга Брянского леса».

- Оформление родительских уголков на экологические темы:

- «Значение природы в жизни людей».

- «Как прививать детям любовь к природе?».

- «Влияние окружающей природы на развитие детей».

- Оформление альбома «Правила поведения в природе».

- Консультация для родителей

«Учите детей любить природу».

- Беседа «Десять способов привить ребёнку любовь к природе».

- Родительское собрание «Воспитание детей через природу».

- Квест – игра для родителей «Мы природе не враги, ты природу береги».

- Принятие участия в областном конкурсе творческих работ «Заповедная Россия».

- Экологическая сказка «Разве озеро свалка?»

- Экологическая квест – игра «Оживи лес».

- Выставка рисунков «Природа родного края».

- Создание макета «Брянский лес».

- Издание книжки-малышки «Моё любимое дикое животное»,

«Растение Брянского леса».

- Интерактивная квест – прогулка «Лесное царство».

Публикации по теме:

Краткосрочный проект «Почта» для детей старшего дошкольного возрастаКраткосрочный проект «Почта» для детей старшего дошкольного возраста Краткосрочный проект «Почта»Разработчик проекта: Голудина Алла Александровна, воспитатель. Руководитель: Земляк Екатери на Анатольевна,.

Проект «Безопасная дорога» для детей старшего дошкольного возрастаПроект «Безопасная дорога» для детей старшего дошкольного возраста Тип проекта: творческий, долгосрочный (сентябрь – май). Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатели,.

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Лук от семи недуг»Проект для детей старшего дошкольного возраста «Лук от семи недуг» Цель проекта: Создать в группе детского дома огород на подоконнике. Проблема проекта: Как можно вырастить зелёный лук на подоконнике?.

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Путь к звёздам»Проект для детей старшего дошкольного возраста «Путь к звёздам» Вид проекта: иследовательско-познавательный Продолжительность:неделя Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели,.

Проект «Корзины Осени» для детей старшего дошкольного возраста Хочу поделиться содержанием проекта "Осенние корзины". Ранее я публиковала сценарий праздника "Корзины Осени", как итог этого проекта..

Проект «Экономика и дошколята» для детей старшего дошкольного возрастаПроект «Экономика и дошколята» для детей старшего дошкольного возраста Автор проекта: Пьянкова З. П. Вид проекта: среднесрочный, социально-значимый, информационно-познавательный, групповой, Участники проекта:.

Проект «Это загадочный космос» для детей старшего дошкольного возрастаПроект «Это загадочный космос» для детей старшего дошкольного возраста Автор: Мажова Светлана Александровна – воспитатель старшей (4-7 лет) разновозрастной группы. Срок реализации проекта: март-апрель 2022.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект для детей старшего дошкольного возраста «Брянский лес»
Опубликовано: 13 ноября 2023 в 15:44
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД