МААМ-картинки

Проект «Чудный мир воды»

Макарова Вера Анатольевна
Проект «Чудный мир воды»

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

детский сад «Солнышко»

Проект

«Чудесный мир воды»

Выполнила: Макарова В. А

П. Светлый 2022 уч.

Актуальность

Известно, что существенной стороной подготовки ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях, проявляющихся в познавательном интересе. Дошкольный возраст является тем самоценным этапом развития познавательной активности ребенка, под которым понимается поиск знаний, приобретение этих знаний самостоятельно или совместно со взрослым.

Публикация «Проект „Чудный мир воды“» размещена в разделах

Каждый дошкольник – маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя мир. Он стремится к активной деятельности.

Как поощрять детскую любознательность, утолять жажду познания маленьких «почемучек»? Это можно сделать в детском саду, создав комфортные условия для детского экспериментирования. Детское экспериментирование – это познание свойств и связей объектов разными способами действий, что способствует развитию мышления и других сторон личности ребенка.

В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходства и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания

самостоятельно. Об этом упоминают в своих трудах Г. М. Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панько и др. По мнению академика Н. Н. Поддьякова, «…в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения».

Не менее важным является вопрос о содержании экспериментирования, т. е. что может и должен увидеть ребенок, с какими объектами и явлениями он должен познакомиться.

Реализация данного проекта «Чудесный мир воды» осуществляется в процессе организации совместной деятельности взрослого и детей во второй половине дня по перспективному планированию. Во время занятия проводятся эксперименты в зависимости от сложности в форме игры – экспериментирования. Организация опытно – экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умению принять решение, пробовать делать что – то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности.

Цели и задачи

Цель. Развитие познавательной активности дошкольников путем формирования естественнонаучных представлений в процессе опытно - экспериментальной деятельности. Обобщение и расширение знаний и представлений детей о неживой природе – о воде.

Задачи:

образовательные:

• познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть);

• учить различать состояния воды : вода - лед - пар - снег;

• расширить представления о свойствах воды;

развивающие:

• развивать умение сравнивать и анализировать, обобщать полученные знания;

• развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность, усидчивость;

воспитательные:

• Воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратности при проведении опытов.

Характеристика проекта

• Тема проекта : «Чудесный мир воды».

• Вид проекта : опытно - экспериментальный, краткосрочный.

• 3. По характеру контактов: внутри детского сада.

• 4. По количеству участников: групповой.

• 5. Участники проекта : педагог, родители и воспитанники.

• 6. Продолжительность проекта : 2 недели.

• 7. Срок реализации: февраль.

План деятельности по достижению цели

• Подбор и изучение методической литературы по теме проекта.

• Подбор художественной литературы по теме, энциклопедий, карт, схем.

• Составление картотек загадок, ребусов, стихов, поговорок.

• Составление картотеки опытов с водой.

• Подготовка оборудования для опытов с водой.

• Разработать перспективный план занятий познавательного цикла.

Подготовка информации для родителей по темам: «Экспериментируем дома», «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников», «Почему воду нужно беречь?», «Проведение презентации «Чудный мир воды».

Предполагаемый результат

В ходе реализации проекта у детей сформируется бережное отношение к объектам окружающего мира, представления о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях.

Обогатится словарь, повысится наблюдательность, любознательность, интерес к познавательной деятельности.

Ребенок научится ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнером, уважать мнение собеседника.

Появится стимул работать и познавать с удовольствием, с желанием, формируется у детей опытно – исследовательский навыков.

Взаимодействие с родителями.

Взаимодействуя с родителями, делясь опытом педагог пополнит знания родителей в познавательной опытно - экспериментальной деятельности. У них появится интерес к практическим занятиям с ребенком. Это послужит становлению партнерских отношений педагога и родителей.

Взаимодействие с педагогами.

Подготовить методические рекомендации по теме.

Консультация по теме «Опытно – экспериментальная деятельность дошкольников».

Повысится профессиональный уровень в опытно – исследовательской деятельности.

Содержание проекта

Этапы реализации

Подготовительный этап.

• Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта

• Пополнить развивающую среду

• Подбор художественной литературы по теме

• Подбор энциклопедий, карт, схем

• Составление картотек загадок, ребусов, стихов, поговорок

• Составление картотеки опытов с водой

• Подготовка оборудования для опытов с водой.

• Составление схемы «Круговорот воды в природе».

• Подбор подвижных и речевых игр;

• Разработать перспективный план занятий познавательного цикла.

Подготовить информацию для родителей по темам:

«Экспериментируем дома», «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников», «Почему воду нужно беречь?»

Основной этап.

• Чтение художественной литературы о природе, энциклопедий, рассказ бесед на заданную тему.

• Рассматривания иллюстраций с изображением реки, озера, моря; предметных картинок с сюжетами использования воды.

• Разгадывание кроссвордов, ребусов, отгадывание загадок.

• Наблюдение за природными явлениями, связанными с водой (метель, снегопад, сосульки, узоры на стеклах, т. д.). Проведение для детей игры – эксперименты, игры – опыты, подвижные игры, дидактические игры, моделирование «Круговорот воды в природе».

• Составление конспектов тематических занятий по разным разделам

• Заключительный этап.

• Подведение итогов работы над проектом.

• Проведение презентации «Чудесная водица».

• Создания лепбука о воде.

• Организация выставки работ «Вода вокруг нас».

Совместная деятельность

Совместная деятельность с детьми

• Чтение художественной литературы о природе, стихи, экологические рассказы, сказки.

• Использование фольклорных материалов;

• Рассматривание энциклопедии, карт, схем;

• Беседы по данной теме.

• Рассматривание иллюстраций с изображением реки, озера, моря; предметных картинок с сюжетами использования воды.

• Составление кроссвордов, ребусов.

• Отгадывание загадок.

• Наблюдения за природными явлениями, связанными с водой (метель, снегопад, сосульки, узоры на стеклах, т. д.)

• Просмотр фильмов о природе.

• Игры – эксперименты, игры – опыты.

• Подвижные игры, дидактические игры

• Моделирование «Круговорот воды в природе»

• Создания лепбука о воде.

Совместная деятельность с родителями

• Создание выставки рисунков «Мир воды».

• Консультации.

Совместная деятельность с педагогами

• Методические рекомендации по данной теме.

• Подбор методической литературы

Социально-коммуникативное развитие

Беседы «Кому в природе нужна вода», «Зачем вода нужна человеку, просмотр и обсуждение видео «Как нужно беречь воду?», мультфильм «В порту»

Формирование представлений детей о воде и её роли на Земле.

Воспитывать осознанное бережливое отношение к расходу воды.

Речевое развитие

Чтение художественной литературы о природе: сказка «Про дельфиненка», стихи А. С. Пушкина «О море», Н. А. Рыжова Не просто сказки…Экологические рассказы, сказки», К. Чуковский «Мойдодыр»

Формировать эмоциональное восприятие и интерес к сказкам, рассказам и стихам; умение отвечать на вопросы по его содержанию.

Физическое развитие

П/и «Рыбки», п/и «Караси и щуки», п/и «Море и берег», дыхательная гимнастика «Снежинки», пальчиковая гимнастика «Ручеек».

Учить выполнять правила в подвижных играх, развивать активность детей в процессе двигательной деятельности, развивать мелкую моторику рук.

Художественно-эстетическое развитие

Конструирование из бумаги «Лягушка», рисование «Синий кит».

Организация досуга. Развитие и коррекция познавательной деятельности детей. Воспитание интереса к продуктивным видам деятельности.

Познавательное развитие

Дидактические игры: «Кто живет в воде?».

Опыты: «У воды нет вкуса. Вода – растворитель», «Цветы лотоса», «Яйцо утонет или всплывет»,

Наблюдение в живом уголке за влажностью растения.

Уточнить и закрепить имеющиеся знания детей о воде и её свойствах (вкус, цвет, запах, текучесть, растворимость). Уточнить значение её для всего живого.

Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная. Воспитывать бережное отношение к воде.

Разгадывание загадок, ребусов, чтение поговорок;

Проведение опытов с водой проращивание лука и семян.

С/р. игра «Моряки».

Формировать игровые умения, обеспечивающие самостоятельную сюжетную игру детей. Воспитывать дружеские взаимоотношения, чувство коллективизма.

Сформировать понятие значения воды для роста и развития растений.

Развивать мышление, логику, учить правильно разгадывать загадки и ребусы.

Художественно-эстетическое развитие

Моделирование «Круговорот воды в природе», конструирование «Кораблик»;

Составления лепбука «Всё о воде»

Дать первоначальное представление о круговороте воды в природе. Развивать познавательные способности, воображение, креативность, приобщать к элементарной поисковой деятельности.

Физическое развитие

П/и «На болоте», «Море волнуется», «Мы – капельки»,

«Ходят капельки по кругу»,

физкультминутка «Капелька».

Учить детей копировать движения живущих на болоте обитателей. Расширять содержание игры, развивать воображение, творчество, пластичность движений.

Познавательное развитие

Экспериментирование создание ледяных построек на площадке, «Ходит капелька по кругу»;

Беседы «Круговорот воды в природе», «Эта волшебница водица»;

Наблюдения: «Вода вокруг нас»;

Настольно – печатные игры,

Конспект занятия «Удивительные свойства воды»

Систематизировать знания детей о свойствах и состояниях воды, дать первоначальное представление о круговороте воды в природе.

Развивать интерес к экспериментальной деятельности.

Познакомить с особенностями пресной и морской воды.

Познакомить детей со свойствами льда, дать понятие, что это одно из состояний воды.

Речевое развитие

Чтение рассказа «Как люди речку обидели»;

Сказка «Жила – была река»,

«Приключения сосульки»

Учить детей внимательно слушать литературное произведение.

Работа с родителями

1. Была создана выставка рисунков «Мир воды», родители активно готовили работы совместно с детьми.

2. С родителями проводились консультации по темам: «Экспериментируем дома», «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников», «Почему воду нужно беречь?».

Результаты реализации проекта

В результате реализации данного проекта у воспитанников сформировалось бережное и экономное отношение к водным ресурсам, дети овладели несложными способами экспериментирования с водой, получили знания о простейших свойствах воды и о том, как их можно применить в повседневной жизни. В ходе экспериментально-познавательной деятельности ребенок научился разрешать ситуации посредством проведения опыта и, анализируя, делать вывод.

Улучшилось эмоциональное развитие в целом, ребенок научился умению логически мыслить, самостоятельно делать обобщения. Обогатился словарь, стали более развиты наблюдательность, любознательность, появился интерес к познавательной деятельности, ассоциативному мышлению.

У ребенка появился стимул для работы и познания с удовольствием, с желанием; у детей сформировалось умение опытно-исследовательских навыков.

Выводы по проекту

В реализации проекта я поняла, что дети могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения. В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Однако такое познание осуществляется детьми в основном в наглядно - образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами. В ходе экспериментально-познавательной деятельности создаются такие ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении.

Я старалась, добиться результата, чтобы дети осмысленно, со знанием проблемы дефицита чистой воды, не пройдут мимо включенного крана. Не смогут бросить и пройти мимо мусора возле водоема и в сам водоем. Не сорвут растения, растущие в воде и вокруг водоемов. Будут бережно относиться к родникам. Вырастут экологически грамотными людьми.

Надеюсь, что дети и дальше будут расширять и углублять свои представления об окружающем мире, развивать свои познавательные умения через экспериментальную деятельность, ведь дети так любят эксперименты. Помимо всего накапливают опыт гуманного отношения к растениям и живым существам. Возможно, это в будущем и решит глобальную проблему человечества. Ведь прежде чем изменить мир, начни изменять себя.

Список используемой литературы

1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Мю: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 336 С.

2. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» : Методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2011.

3. А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» : Пособие для работников дошкольных учреждений. – М. : ТЦ Сфера, 2003.

4. Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2004.

5. Дыбина О. В., Поддъяков Н. Н., Рахманова Н. П., «Ребенок в мире поиска»6 Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О, В. Дыбиной. – М. : ТЦ Сфера, 2009.

6. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы. – М. : ВАКО, 2008.

7. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом» : Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М. : ТЦ Сфера, 2011.

8. Барышникова Г. Б. «Наша зеленая планета». Познавательные игры, конкурсы и праздники для начальной школы. /Г. Б. Барышникова; худож. С. В. Павлычева – Ярославль: Академия развития, 2007.

9. Скорлупова О. А. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Вода». – М., ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005.

10. Шорыгина Т. А. «Беседы о воде в природе» Методические рекомендации. – М., ТЦ Сфера, 2013.

11. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Москва «Просвещение», 2005.

12. Журнал «Дошкольное воспитание» № 7 2004, №7 2005

13. Журнал «Ребенок в детском саду» №3 2006

14. Н. Н. Авдеева, Г. Б. Степанова «Жизнь вокруг нас» Ярославль. – 2003.

15. Виноградова Н. Ф. «Рассказы – загадки о природе: книга для детей 5- 6 лет / Н. Ф. Виноградова. – 2-е изд. дораб. – М. : Вентана – Граф, 2012.

Публикации по теме:

Коллективная аппликация «Зимний чудный лес». Мастер-классКоллективная аппликация «Зимний чудный лес». Мастер-класс Коллективная аппликация "Зимний чудный лес". Мастер-класс. Под Новый год, как в сказке, Полным-полно чудес! Скорее заходите к нам В.

Конспект НОД по лепке «Чудный поросенок»Конспект НОД по лепке «Чудный поросенок» Цель: учить лепить поросенка, передавая характерные особенности строения и окраски; закрепить и расширить представления детей о домашних.

Наш чудный домик!Наш чудный домик! Здравствуйте дорогие коллеги. Хочу показать какой у меня получился домик из конструктора "Лего" Недавно мне в группу принесли большую коробку.

Педагогический проект «Волшебная капелька воды» во второй младшей группеПедагогический проект «Волшебная капелька воды» во второй младшей группе Что такое вода?Что такое вода? Малышам интересно! И зачем нам вода? Призадумались вместе. А вода - это друг, Без воды не прожить! И.

Проект организации поисково-исследовательской деятельности в старшей группе «Вода. Лед — особое состояние воды»Проект организации поисково-исследовательской деятельности в старшей группе «Вода. Лед — особое состояние воды» Цель: Формирование представлений о свойствах воды. Задачи проекта: Активизация творческого мышления детей. Выявление свойств воды. Выявить.

Проект по познавательному развитию с детьми раннего возраста «В поисках воды»Проект по познавательному развитию с детьми раннего возраста «В поисках воды» Проект «В поисках воды»Автор: воспитатель: Савельева Н. В. Вид проекта: познавательно-экспериментальный. Продолжительность проекта: три недели.

Проект по экологическому воспитанию «Волшебство воды» для младшей группыПроект по экологическому воспитанию «Волшебство воды» для младшей группы Актуальность проекта: В дошкольном возрасте закладываются основы, в том числе отношение к природе. Детский сад проводит непрерывное экологическое.

Проект «Великие тайны воды»Проект «Великие тайны воды» Воспитатели : Федорова О. М. Малахова А. П. Вид проекта: исследовательско – творческий Продолжительность: долгосрочный Участники проекта:.

Стенгазета к Всемирному Дню воды «День воды»Стенгазета к Всемирному Дню воды «День воды» Ещё один весенний праздник - Всемирный день воды отмечается каждый год 22 марта, он был создан в 1993 году. В нашей стране праздник "Всемирный.

Вечер развлечения «Есть на свете чудный терем» . Интегрированное развлечение старшей и подготовительной группы. Под веселую музыку дети входят в зал. Ведущая: Ребята, я хочу пригласить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Чудный мир воды»
Опубликовано: 9 февраля 2022 в 12:01
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД