Проект «Чудо росток»

Лидия Алексеевна Габышева
Проект «Чудо росток»

Проект «Чудо – росток», разработан на основе Программы воспитания и обучения Васильевой М. А., с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования России (Приказ № 1155 от 17.10.2013г., «Концепции развития дополнительного образования детей в Российской Федерации» (Приказ № 1726-р. от 4 сентября 2014 г., Образовательной программы ДОУ, Рабочей программы подготовительной к школе группы.

Актуальность.

Мир постоянно меняется, каким он будет – во многом зависит от нас и тех основ, которые мы заложим в сознание детей – будущих созидателей новой жизни. Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Без трудовой деятельности это проблема не решается. Работа по привитию трудовых навыков начинается в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.

Одной из главных задач трудового воспитания является воспитание положительного отношения к труду и желание трудиться, решение которой выразится в гармоничном сочетании практического и духовного опыта взаимодействия человека с природой, человека с человеком, что обеспечит его развитие. Эта задача полностью согласуется с идеалом воспитания всесторонне развитой личности, способной жить в гармонии с окружающим миром.

В ходе реализации данного проекта мы предполагаем, что дети не только могут научиться способам посадки и ухода за цветами и овощами, но и узнают названия растений и их внешний вид, особенности. Обучая трудовым навыкам, мы познакомим детей с разными растениями, особенностями их жизнедеятельности, условиями их роста.

Дети узнают много новых слов, названий и понятий. В процессе работы естественным образом будет происходить развитие познавательных процессов, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.

Особую значимость будут играть коммуникативные навыки, направленные не только на бесконфликтное общение детей друг с другом, но и на бережное отношение к природе в целом.

Целью проекта является создание условий для воспитания целостного отношения к собственному труду и труду других людей, уважительного отношения к результатам труда.

Интеграция проектас образовательными областями и программные задачи:

«Трудовое развитие»:

Привлекать детей к посеву семян цветов и овощей (огурцов и помидоров);

прививать навыки ухода за посадками (полив, рыхление, пересадка, прореживание);

формировать осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам;

воспитывать бережное отношение к результатам труда.

«Познавательное развитие»:

Уточнить знания детей о том, что растения выращивают из семян;

уточнить представление о садовых цветах, овощах и их семян;

закрепить знания об условиях роста семян (земля, вода, свет, тепло);

формировать умения устанавливать следственные связи между природными явлениями (сезон-растительность-труд).

«Социально-коммуникативное развитие»:

Расширять представления детей о многообразии окружающего мира;

развивать игровую деятельность детей, умение взаимодействовать в общей работе;

формировать желание действовать с разнообразными материалами труда.

«Речевое развитие»:

Формировать умения внимательно и заинтересованно слушать стихотворения, запоминать загадки;

обогащать речь детей существительными, глаголами, прилагательными, наречиями.

Описание проекта

Для реализации проекта были разработаны по этапные подпроекты начиная со средней группы до подготовительной к школе группы,с учетом интересов и возраста детей с применением разных видов деятельности: игровая, экспериментальная, творческая.

1 этап – наблюдение. Средняя группа.

Цель: Развивать желание ухаживать за цветами; приобщать детей к работе по выращиванию корнеплодов; формировать стремление помогать взрослому.

Время года Работа над проектом Задачи:

Осень Сбор семян цветов;

наблюдение за созданием букетов из цветов;

помощь сборке урожая в грядках детского сада и дома. Воспитание стремление трудиться;

обучение умению различать зрелые и незрелые семена;

обучение умению работать сообща;

воспитывать трудолюбие, желание помочь старшим.

Зима Труд в уголке природы

рассказы о овощах, цветах;

рассматривание и посадка корнеплодов.

Учить детей поливать растения;

учить наблюдать за растениями в уголке природы;

учить наблюдать за ростом растений и фиксировать наблюдение в Дневнике наблюдений;

активизация активного и пассивного словаря ребенка.

Весна Наблюдение за посевом семян;

наблюдение за ростом семян и уход за ними.

Закрепление умения поливать растения;

приобщать детей к работе по выращиванию рассады;

учить устанавливать последовательность роста семян используя зарисовки событий в «Дневнике наблюдений»;

воспитывать трудолюбие, желание помочь старшим;

вызывать желание трудиться в коллективе;

приучать к чистоте и порядку;

воспитывать трудолюбие.

Лето Помощь взрослым в посадке цветов на клумбе.

Воспитание стремления к труду;

закрепление навыков работы на цветнике и огороде;

формировать стремление приводить в порядок используемое в трудовой деятельности оборудование (очищать, просушивать, относить в отведенное место).

2 этап – опытно - экспериментальная. Старшая группа.

Цель: Продолжать учить детей работать в коллективе, воспитывать стремление к совместной трудовой деятельности; формировать умение устанавливать опытный путем причинно –следственные связи: растения - земля, растения - вода, растения – солнце, растения - человек.

Время года Труд Задачи

Осень Сбор семян цветов, сортировка семян;

сбор урожая в грядках детского сада и дома;

срезка цветов, создание букетов;

уборка цветников и грядок. Воспитание стремления к труду;

учить различать опытным путем зрелые и незрелые семена;

вызывать желание трудиться в коллективе.

Зима Труд в уголке природы Закреплять умение выполнять различные поручения, выполнять обязанности дежурного в уголке природы (поливать комнатные растения, рыхлить почву итд);

Весна Посадка семян;

уход и наблюдение за ростом растений.

Опытно-экспериментальная работа Учить устанавливать связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек. Учить фиксировать результаты в рисунках.

Лето Посадка с взрослыми рассады цветов на клумбе.

Воспитание стремления к труду;

закрепление навыков работы на цветнике и огороде;

формировать стремление приводить в порядок используемое в трудовой деятельности оборудование (очищать, просушивать, относить в отведенное место).

3 этап – практическая. Подготовительная группа.

Цель: Приучать детей старательно, аккуратно выполнять поручения по посадке и уходу за растениями, воспитывать желание радоваться результатам коллективного труда.

Время года Труд Задачи

Осень Сбор семян цветов, сортировка семян.

Сбор урожая в грядках детского сада и дома.

Срезка цветов, создание букетов.

Уборка цветников и грядок. Воспитание стремления к труду;

вызывать желание трудиться в коллективе.

Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности.

Зима Труд в уголке природы Закреплять умение выполнять различные поручения, выполнять обязанности дежурного в уголке природы (поливать комнатные растения, рыхлить почву итд);

Весна Подготовка почвы к посадке.

Подготовка таблиц-указателей с названием цветов.

Посадка семян.

Уход за рассадой.

Фиксирование результата всходов в «Дневнике наблюдений».

Подготовка клумб для посадки цветов.

Посадка рассады цветов и овощей.

Уход, прореживание, рыхление и полив. Воспитание трудолюбия, наблюдательности, бережного отношения к результату своего труда и труда сверстника;

Закрепление навыков работы на цветнике и огороде;

Закреплять умение самостоятельно и ответственно выполнять обязанности дежурного в уголке природы: поливать цветы и рассаду, рыхлить почву.

Привлекать детей к перекапыванию земли на огороде и цветнике.

Лето Уход, прореживание, рыхление и полив.

Уборка сорняков. Привлекать к участию в рыхлении, прополке, и окучиванию, поливе грядок и клумб.

Воспитание желания радоваться результатам коллективного труда.

План реализации проекта

Этап наблюдения (средняя группа)

Мероприятие Срок Ответственные

Сбор семян цветов в клумбах детского сада Сентябрь – октябрь Воспитатели, младшие воспитатели

Помощь сборке урожая в грядках детского сада и дома. Сентябрь – октябрь Воспитатели, родители

Выставка «Вальс цветов» Сентябрь Родители

Чтение художественной литературы: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки про овощи, экологические сказки. Проведение дидактических игр «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?». В течении года Воспитатели

«Веселый огород» посадка корнеплодов, гороха. Март- апрель Воспитатели

Наблюдение за посадкой рассады цветов и овощей на участке детского сада. Май – июнь Воспитатели, родители

Подведение итогов этапа наблюдения Май Воспитатели

Опытно – экспериментальный этап (старшая группа)

Беседы о том, как выращивают овощи на огороде.

Сентябрь Воспитатели, дети

Опыт «Живые не живые» - отбор семян зрелые и незрелые. Октябрь Воспитатели, дети

Краткосрочная исследовательская деятельность «Растение и земля».Цель: выявить свойства земли. Январь Воспитатели, дети

Краткосрочная исследовательская деятельность «Растение и вода».Цель: выявить необходимость воды для роста растений. Февраль Воспитатели, дети

Краткосрочная исследовательская деятельность «Растение и солнце».Цель: определить роль солнца в жизни растений. Март Воспитатели, дети

Краткосрочная исследовательская деятельность «Растение и человек».Цель: выявить насколько растения нуждаются в уходе человека. Апрель Воспитатели, дети

Разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок о растениях.

Рассматривание иллюстраций, картин с изображением овощей (сравнить их по цвету, форме, размеру, вкусу) В течении года Воспитатели, дети

Поведение итогов опытно-экспериментального этапа Май Воспитатели, родители, дети

Практический этап (подготовительная к школе группа)

Выставка урожая «Самый, самый» Сентябрь Коллектив детского сада, родители

Выставка работ по ручному труду «Осенняя фантазия» Октябрь Родители

Приобретение необходимого оборудования (контейнеры, земля, удобрения, семена) Январь (1 половина) Воспитатели, начальник хозяйственной части

Рассматривание семян (укропа, огурцов, томата, редиса, базилика, перца, бархатцев, посадка семян и рассады. Январь (2 половина) Воспитатели, дети

Изготовление табличек – указателей с названиями растений. Февраль Воспитатели, дети

Замачивание, посадка семян помидоров, перцев, цветов Март Воспитатели, дети

Наблюдение и уход за растениями Апрель Воспитатели, дети

Прореживание, пересадка Апрель Воспитатели, дети

Уборка и подготовка клумб для посадки цветов Май Воспитатели, рабочий по обслуживанию здания, дворник, дети

Уборка, перекопка земли на грядках Май Воспитатели, рабочий по обслуживанию здания, дворник, дети

Посадка рассады овощей и семян корнеплодов на грядках Июнь Коллектив детского сада, дети

Посадка рассады цветов на клумбах «Парка мира» Июнь Коллектив детского сада, дети

Презентация проекта «Чудо – росток» Сентябрь Воспитатели

Планируемые результаты проекта

Группа Трудовое воспитание Познавательное развитие Социально – коммуникативное развитие Речевое развитие

Средняя группа Выражает желание помогать воспитателю поливе и уходе за комнатными растениями.

Интересуется посадкой семян, знает, что из семян растут растения. Самостоятельно убирает рабочее место по окончании работы. Умеет внимательно рассматривать растения и наблюдать за изменениями природы. В труде взаимодействует со сверстниками и взрослым. Может прочитать наизусть стихотворение о цветах, природе.

Рассматривает иллюстрации (фотографии) природы, проявляет интерес к ним.

Старшая группа Выполняет поручения по уходу за растениями в уголке природы.

Самостоятельно сажает семена под наблюдением взрослого. Умеет со взрослым и сверстниками ухаживать за рассадой, цветами в клумбах. Проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности.

Умеет устанавливать последовательность событий, способен рассуждать и давать адекватные причинные объяснения. Умеет объяснять правила ухода за рассадой, цветами. Умеет договорится со сверстниками о порядке труда. Может участвовать беседе.

Умеет аргументированно и доброжелательно оценивать работу сверстника. Знает стихотворения, рассказы о природе.

Подготовительная к школе группа Ответственно выполняет обязанности дежурного в уголке природы.

Проявляет трудолюбие в работе на участке детского сада. Умеет самостоятельно поливать, рыхлить рассаду, цветы. Выражает желание помогать при пересадке рассады в цветник.

Может планировать свою трудовую деятельность, отбирать материалы для работы. Знает характерные признаки времен года и соотносит с каждым сезоном особенности растений. Устанавливает элементарные причинно – следственные связи между природными явлениями и развития растений. Умеет договаривается со сверстниками о ходе работы по уходе за растениями, цветами в клумбах. Умеет внимательно наблюдать за изменениями растений и объяснять, что требуется растению. Выразительно читает стихотворение о явлениях природы, растениях, пересказывает отрывки рассказа, сказки.

Заключение

Участие детей в проекте «Чудо – росток» позволило сформировать у них ценностные отношение к собственному труду и труду сверстника, взрослого, бережное отношение к природному и рукотворному миру; расширить познавательный интерес детей, расширение представлений о природе и о цветах; развивать желание участвовать в практических делах по улучшению окружающей среды (посадка, уход за цветами).

Приобщение родителей воспитанников к совместной деятельности с детьми в рамках реализации проекта создало атмосферу тепла и доверия между родителями и педагогическим персоналом, расширило знания о правилах подбора растений для цветочной клумбы.

Публикации по теме:

Исследовательский проект в подготовительной группе «Чудо-соль»Исследовательский проект в подготовительной группе «Чудо-соль» Наш проект ребята представили на районной научно-практической конференции и получили Диплом первой степени среди детских садов района.

Педагогический проект «Что за чудо эти сказки»Педагогический проект «Что за чудо эти сказки» Проблема: С развитием информационных технологий, загруженности родителей на работе, снизилась возможность чтения детям сказок, художественной.

Педагогический проект «Чудо-огород» Актуальность проекта Ранний возраст - самое благоприятное время для знакомства детей с окружающим миром. В этот период закладывается позитивное.

Познавательно-исследовательский проект «Чудо-огород на окне» Проект направлен на расширение кругозора детей, воспитание у детей любви к природе, развитие интереса к исследовательской деятельности.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Народные промыслы
  • Овощи
Автор публикации:
Проект «Чудо росток»
Опубликовано: 28 ноября 2020 в 08:50
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 января. День детских изобретений

Очередной тематический день посвящен маленьким гениям, чьи изобретения мы применяем в повседневной жизни. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы увлечь ребенка изобретательством и вдохновить на...

17 января. День зимней одежды на МААМ

В период наступающих крещенских морозов особенно важно тепло одеваться и приучать к этому детей. На занятиях очередного тематического дня говорим с ребятами о том, во что одеваться, чтобы не простыть на...

Стенгазета «15 января — день зимующих птиц России»
Мой предыдущий рассказ был о том, как мы с детьми готовили угощение для птиц в честь их «праздника». Но это было не единственное мероприятие в рамках...
Консультация для родителей «Одеваем ребёнка на прогулку»
Консультация для родителей «Одеваем ребёнка на прогулку» Прогулки в детском саду по режиму должны быть ежедневные. Они положительно сказываются на...
Фотоотчет о проведении акции «Сохраним зеленую елочку»
Ель – это прекрасное и удивительное растение. Именно оно встречает нас, когда мы входим в лес. Как свободно дышится в еловом лесу. Сколько пользы оно...