Наталья Маршилова
Проект «Чудо-вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Чудо-вода»
Республика Карелия
Администрация Петрозаводского городского округа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по физическому развитию детей № 2 «Солнышко»
(МДОУ Детский сад № 2)
Проект
Тема: «Чудо - вода»
И в озере и в лужице
Она снежинкой над нами
кружится,
Она и в чайнике у нас кипит.
Она и в реченьке у нас журчит.
Автор проекта : воспитатель
Маршилова Наталья Вячеславовна
Публикация «Проект „Чудо-вода“» размещена в разделах
г. Петрозаводск, 2019г.
Продолжительность проекта : краткосрочный, 2 недели
Тип проекта : познавательно – исследовательский
Вид проекта : групповой, игровой, комплексный
Участники проекта : дети первой группы раннего возраста «Птенчики», родители воспитанников, педагоги.
Актуальность темы проекта :
Мир вокруг нас удивителен и разнообразен. Дети получают каждый день новые представления о живой и неживой природе. Задача взрослых – расширить кругозор детей, развивать их познавательную активность. Первое вещество, с которым знакомиться ребенок, это вода. Игры с водой один из самых приятных способов обучения. Но такие игры проводятся не каждый день.
Наблюдая за играми детей, а так же во время умывания, закаливающих процедур, убедились в интересе их к играм с водой, но у них нет представлений о свойстве воды, дети плохо представляют, для чего нужна вода, что вода может менять цвет. Поэтому возникла потребность в получении детьми элементарных представлений о свойствах воды. Было решено провести цикл игр - экспериментов, чтобы у детей появились новые знания.
Проблема: у воспитанников отсутствуют представления о воде в силу возраста.
Цель проекта :
Ознакомление детей со свойствами воды; формирование наблюдательности у детей раннего возраста через игры и экспериментирования с водой путем создания благоприятной обстановки.
Задачи проекта :
1. Подвести детей к пониманию: вода может находиться в жидком и твердом состояниях: при замерзании вода превращается в лед, лед в тепле тает (превращается в воду, летом идет дождь, зимой – снег, снег в тепле тает (превращается в воду).
2. Закрепить представления детей: вода бывает холодная, теплая, горячая;
вода течет, журчит, разливается, ее можно пить, наливать, переливать.
3. Учить детей выполнять простейшие опыты, последовательно выполняя указания педагога.
Планируемый результат.
Расширение знаний детей о свойствах воды, обогащение активного и пассивного словаря детей за счет слов: «вода, водичка, прозрачная, без цвета, без вкуса, без запаха, и т. д.»; развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности.
Продукты проекта :
Картотека «Опыты и эксперименты»
Выставка рисунков «Такая разная вода»
Методы работы:
Игровые: дидактические игры, подвижные игры, игры - забавы.
Словесные: чтение и рассказывание стихов, сказок, потешек.
Практические: выполнение поручений, совместные действия воспитателя и ребенка.
Наглядные: показ игрушек, рассматривание иллюстраций.
Формы работы:
- Опытно – исследовательская деятельность;
- игровая деятельность (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры).
- НОД – познание, коммуникация, художественная литература.
- Продуктивные виды деятельности - рисование.
Этапы реализации проекта :
I этап - подготовительный (накопление знаний).
II этап – основной (совместная деятельность детей и сотрудников детского сада)
III этап – заключительный (результат).
I этап Подготовительный
Деятельность воспитателя:
1. Беседы о воде. 2. Подбор художественной литературы по теме: А. Барто «Девочка чумазая», А. Босев «Дождь», З. Александрова «Купание», К. И. Чуковский «Мойдодыр», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо». Потешки: «Дождик, дождик, пуще», «Водичка – водичка», «Ай лады, лады, лады!», «Буль, буль, буль, журчит водица.», «Кран, откройся, нос, умойся.», «Аккуратные зайчата.».Рассказ В. Бианки «Купание медвежат». Заклички: «Дождик – дождик поливай…», «Дождик дождик…».3. Подбор экспериментов с водой. 3. Подбор подвижных игр.
II этап Основной
Деятельность воспитателя:
1. Физическое развитие
Утренняя зарядка: «Надо чисто умываться по утрам и вечерам!»
Физкультминутки: «Речка», «А над морем мы с тобою», «Тихо плещется вода».
Пальчиковая гимнастика: «Водичка - вода», «Рыбки».
2. Речевое развитие
Чтение художественной литературы:
К. И. Чуковский «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая».
Заучивание потешек про воду.
3. Познавательное развитие
Организованная образовательная деятельность по поисково-исследовательской деятельности:
«Какая ты водичка»
Цель: знакомить детей со свойствами воды (текучесть, прозрачность и т. д.); развивать навыки проведения опытов; развивать познавательную активность в процессе самостоятельного выполнения опытов; поощрять детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам эксперимента; активизировать и обогащать словарь детей (водичка, льется, прозрачная, чистая); развивать любознательность, стремление исследовать, воспитывать наблюдательность.
Рассматривание картин и иллюстраций на тему: «Вода в природе».
Серия игр - экспериментов по ознакомлению со свойствами воды.
Опыты.
4. Художественно- эстетическое развитие
Рисование: «Капельки воды»
Цели занятия:
Расширение знания детей о воде, ее свойствах и значении для жизни и здоровья.
Познакомить детей с понятием «круговорот воды в природе», способах очистки воды, с умением воды работать на благо человека.
Развивающие задачи:
Развивать у детей цветовосприятие, умение создавать коллективную работу.
Развивать у детей зрительно - двигательную координацию и мелкую моторику рук.
Расширять и активизировать словарный запас детей (осьминожки, щупальца).
Воспитательные задачи: Воспитывать у детей аккуратность вовремя.
Обучающие задачи: Познакомить детей с обитателями водного мира.
Музыка: Слушанье: шум прибоя, шуршание ручья, шум дождя.
5. Социально – коммуникативное развитие
Сюжетно - ролевые игры: «Кукла Катя».
Ход игры. Подготовка к игре начинается с рассматривания картины «Игра с куклой». Дети
сидят за двумя-тремя сдвинутыми в линию столами, лицом к воспитателю. Рассматривают
картину, называют то, что видят («Купают куклу», «Девочка купает», «Смывает с куколки
мыло», «Мальчик держит полотенце, чтобы вытереть куклу»). После этого воспитатель обращается к детям: «Перед вами картинки (лежат изображением вниз, переверните их.
Посмотрите на свои картинки и скажите, у кого ванночка, у кого мыло? у кого колготки?» Ребенок, нашедший нужную картинку, кладет ее около большой картины. Вот и помогли мы девочке в белом фартуке. Все приготовили для того, чтобы выкупать куклу». Педагог предлагает вниманию детей рассказ по этой картине: «Решили дети выкупать куклу. Принесли табуретку, поставили на нее ванночку, налили в ванночку теплой воды. Рядом, на красную скамеечку, положилизеленую губку и мыло. Раздели куклу. Одежду ее аккуратно разложили на большом стуле, а малюсенькие синие ботиночки поставили под стул. «Сейчас, сейчас, потерпи еще немножко, - уговаривает куклу девочка в белом фартуке. - Смою с тебя мыло, а потом сухо-насухо вытру. Видишь, Илюша рядом стоит, большое белое полотенце в руках держит.
III этап Заключительный. Результат.
Для малышей игры с водой позволяют справляться с эмоциональным состоянием, что крайне актуально для детей младшего дошкольного возраста. Вовлекают детей в интереснейший процесс познания окружающей среды. В данном проекте объектом изучения стали свойства воды.
Например, какая вода бывает? Горячая, холодная, теплая, прозрачная, разноцветная.
Вода не имеет запаха и вкуса. Нашли ответы на вопросы: Откуда вода берется? Как используется в природе? Для чего нужна людям и т. д.? Параллельно знакомили детей с русским фольклором, а именно потешками.
При планировании работы учитывался принцип интеграции образовательных областей. Так как дети малы, значительное место в планировании заняла совместная деятельность детей с воспитателем. Воспитатель направлял детей, удивлял, создавал атмосферу интриги и поиска решения задач. В результате деятельности у детей обогатился словарный запас, усовершенствовалась диалогическая речь, активизировался словарь. Дети приобрели навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Выводы: мы считаем, что работа над проектом развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие качества личности дошкольника. Проектный метод относится к развивающим т. к. дети получают знания и навыки в процессе выполнения системы заранее спланированных заданий для достижения поставленной цели.
Использованные материалы:
1. «От рождения до школы»Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2012.
2. Рыжова Н. В. «Волшебница вода». Журнал «Дошкольное образование» № 11, 2004г.
3. Винникова Г. И. «Занятия с детьми 2-3 лет: социальное развитие, окружающий мир» М. : Творческий центр, 2010г.
4. Павлова Л. Н. «Знакомим малыша с окружающим миром» М: Просвещение1987г.
5. https://www.ivalex.vistcom.ru/ (Все для детского сада).
6. Зворыгина Е. В. «Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста» М. Просвещение 1985г.
7. «Хрестоматия для маленьких» Елисеева Л. Н. М Просвещение 1988г.