Папки-передвижки

Проект «Деревья — наши друзья» для детей старше-подготовительной группы

Светлана Яхшибекян
Проект «Деревья — наши друзья» для детей старше-подготовительной группы

Дошкольное детство – важнейший период в жизни ребенка, когда закладываются

личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Основы

экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой и

педагогически грамотно организованной деятельности. Экологическое сознание ребенка

постепенно поднимается на более высокий уровень, если создается интерес, установка на

восприятие природы, занятия затрагивают чувства ребенка, вызывают сопереживания.

Ребенок стремится к активной деятельности; важно не дать этому стремлению угаснуть,

Публикация «Проект „Деревья — наши друзья“ для детей старше-подготовительной группы» размещена в разделах

способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская

деятельность, тем успешнее идет экологическое развитие ребенка.

Проблема

Деревья окружают нас постоянно. Однако дети, как правило, почти не обращают на

них внимания. Хотя деревья «живут» рядом с нами постоянно, дети не замечают их и

очень часто не считают живыми объектами природы.

Формулирование проблемы: «А нужны ли деревья в городе

Задачи проекта

1. Развивать познавательную активность дошкольников, мышление,

коммуникативные навыки.

2. Поддерживать у детей интерес к познанию природы родного края.

3. Развивать умение сравнивать и делать выводы на основе собственных наблюдений.

4. Совершенствовать изобразительные навыки дошкольников.

5. Воспитывать бережное отношение к миру природы.

Вид проекта — познавательный.

Проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста.

Подготовительный (предпроектный) этап. Срок реализации – с 1.10-30.10

Цели:

- подготовка материала для организации проекта; создание предметно-

развивающей среды.

- отбор наглядного и методического материала по теме проекта;

-изготовление дидактических игр по теме;

-подбор материала для организации совместной деятельности педагога с детьми;

-подбор материалов для творческих работ.

- Консультация для родителей «Проект в детском саду».

Основной этап

Срок реализации — с 01.10 по 16.10

Цель — реализация намеченного плана проекта.

Заключительный этап

Срок реализации — с 16.10 по 30.10

Цель — подведение итогов работы над проектом.

Оформление выставки «Берегите деревья».

Создание методических материалов для воспитателей по теме проекта.

План проекта:

Образовательная

область Формы организации Материалы и

оборудование

Понедельник

«Социально-

коммуникативное

развитие»,

«Познавательное

развитие» Дидактические игры

«Собери дерево» Настольные игры

«Художественно-

эстетическое развитие» Рисование в нетрадиционной технике «Осенний лес»,

рассматривание деревьев на

прогулке Материалы для изобрази-

тельной деятельности

«Социально-

коммуникативное

развитие»,

«Познавательное

развитие» Беседа с детьми «Для чего нужны

деревья» Демонстрационный мате-

риал

Вторник

«Познавательное

развитие» Совместная деятельность педагога

с детьми на тему «Лиственные

деревья»

«Художественно-

эстетическое развитие» Пластилинография «Дерево» Материалы для изобрази-

тельной деятельности

«Социально-

коммуникативное

развитие» Стихи и рассказы о деревьях Литературный материал

Среда

«Познавательное

развитие» Беседа «Хвойные деревья наших

лесов» Демонстрационный мате-

риал

«Социально-

коммуникативное

развитие» Составление рассказов по теме

«Деревья» с

использованием мнемотаблиц Мнемотаблицы

«Социально-

коммуникативное

развитие»,

«Художественно-

эстетическое развитие» Рассматривание картин по теме Иллюстративный материал

Четверг

«Социально-

коммуникативное

развитие» Наблюдения за лиственными

деревьями.

Как деревья готовятся к зиме

«Познавательное

развитие» Беседа «Удивительные

деревья».

Познавательные вечера

«Лекарственные деревья» Демонстрационный мате-

риал

Познавательное

развитие» (развитие

математических

представлений) Игры «Сосчитай листочки»,

«Что лишнее»,

«С какого дерева лист?» Материалы для игр

«Художественно-

эстетическое развитие» Составление коллажа «Березовая роща», сказки о деревьях. Материалы для коллажа, литературный материал.

«Социально-

коммуникативное

развитие» Загадки

Пятница

«Социально-

коммуникативное

развитие»,

«Познавательное

развитие» Викторина «Деревья — наши

друзья» Демонстрационный мате-

риал

«Социально-

коммуникативное

развитие» Наблюдение за жизнью деревьев осенью;

Дидактические игры «Составь

дерево и расскажи о нем» Материалы для игры

«Художественно-

эстетическое развитие» Составление коллажа «Веточка

хвойного

дерева» Материалы для коллажа

«Социально-

коммуникативное

развитие» Дидактическая игра «Как вести

себя в лесу» Настольные игры

Беседа «Удивительные деревья».

Задача — развивать у детей познавательный интерес ко всему живому

любознательность, наблюдательность, фантазию, желание получать новые знания.

Материалы и оборудование: изображения необычных деревьев.

Ход беседы:

Воспитатель вносит изображения необычных деревьев и раскладывает их на столе,

дети подходят, рассматривают картинки.

Воспитатель. Сегодня мы поговорим об удивительных деревьях, которые есть на

планете Земля. Ребята, вы любите шоколад? А как вы думаете, из чего делают шоколад?

Ответы детей.

Воспитатель. А вы знаете, что есть шоколадное дерево? Оно растет во влажных

тропических лесах. (Показывает изображение.)

Его плоды — какао-бобы — растирают и получают какао-порошок. Он используется для

производства шоколада.

Существует легенда о том, как появился шоколад. Жил на свете талантливый садовник.

У него был очень красивый сад. В этом саду росло дерево с горьковатыми плодами,

похожими на огурцы. Садовник сначала не знал, что с ними делать, а потом растер эти

плоды и сварил в воде. Попробовав напиток, он удивился — получилось очень

вкусно. Порошок получил название «чокоталь», и из него сейчас делают какао и

шоколад.

Обратите внимание на необычное дерево с красивыми оранжевыми плодами.

(Показывает изображение.) На какой фрукт похожи эти плоды? Конечно, на дыню! Дыни эти растут на деревьях и называются папайи.

Плод этого дерева очень сладкий и по вкусу напоминает дыню. Древесина у этого дерева

очень прочная. Из нее жители Африки делают веревки и канаты. А еще в Африке растет свечное дерево. (Показывает изображение).

Его плоды похожи на свечи. Местные жители вставляют в этот плод фитилы и зажигают

его — получается настоящая свеча, горит эта свеча потому что в плодах содержится большое

количество жира.

Ребята, посмотрите, какое интересное дерево! (Показывает изображение.)

Как красиво оно горит В темноте! Но это не иллюминация это дерево-фонарь.

Из-за большого количества фосфора в коре дерево начинает светиться в темноте.

А это — молочное дерево. (Показывает изображение.)

Смотрите сок этого дерева очень похож на молоко. Чтобы его получить, нужно

сделать несколько разрезов на коре дерева. Сок по вкусу очень напоминает коровье

молоко. Молоко тягучее и никогда не свертывается. Растет это дерево в Центральной

и Южной Америке.

Посмотрите, ребята, какое интересное дерево! (Показывает изображение.)

На нем растет земляника, поэтому дерево называется земляничным.

Растет оно на Кавказе и в Крыму. Из плодов этого дерева варят варенье, делают джемы,

компоты, мармелад.

А вот еще одно удивительное дерево — конфетное. (Показывает изображение.)

Оно растет в Китае и Японии. Плоды этого дерева используют для получения сластей.

Вот такие интересные деревья растут на Земном шаре! Расскажите, какое дерево

вам запомнилось и почему?

Ответы детей.

Беседа «Хвойные деревья»

Задачи

1. Развивать познавательную активность, мышление, коммуникативные навыки детей.

2. Развивать умение сравнивать и делать выводы на основе собственных наблюдений.

3. Воспитывать бережное отношение к деревьям.

Материалы и оборудование: изображения хвойных деревьев, лесных. обитателей,

солнца, воды, снега, ветра, деревянного корабля (лодки, деревянных изделий,

продуктов, изготовленных из плодов хвойных деревьев; шишки хвойных деревьев.

Ход беседы

Воспитатель. Сегодня я предлагаю вам поговорить об интересных, полезных и

очень красивых деревьях. Отгадайте загадку о них: «Зимой и летом одним цветом».

Почему так говорят? А что вы знаете об этих деревьях?

Ответы детей.

Воспитатель.

Листьев нет на ней, есть хвоя.

И зимой, и в летнем зное

Весела и зелена,

Шишек длинненьких полна!

О. Киселева

Ели — стройны деревья пушистыми ветками,

покрытыми хвоей. Ель — это не только красивое, но и

очень нужное важное для птиц и зверей дерево.

Давайте посмотрим на картинки и скажем, кому и зачем

нужна ель.

(Раскладывает перед детьми изображения.)

Медведь под елью делает берлогу и спит в ней до весны.

Заяц прячется за елью от лисы и волка.

Сова, сидя -ночью на ели, высматривает добычу.

Белка собирает еловые шишки. Часто под елью можно

увидеть мышей, потому что они собирают выпавшие

из шишек зерна. А еще зимой ель кормит своими

шишками клестов -еловиков.

Вот как важна ель для животных! И для человека важны хвойные деревья.

В хвойном лесу дышится очень легко. Из ели делают бумагу, пленку, картон и еще много

полезных вещей. А сейчас я предлагаю вам загадку:

Вот так дерево! Иголки подлиннее, чем у елки!

Но на елочку похоже — зелено все время тоже.

Шишки круглые торчат —

Вот забава для ребят!

(Сосна)

О каком дереве эта загадка? Правильно, о сосне. Сосна в отличие от ели —

растение светолюбивое. В сосновом лесу очень светло. Ветки у сосны растут только

на макушке. Различаются и шишки. Давайте сравним.

Дети сравнивают еловые и сосновые шишки.

Воспитатель. Лес, где много сосен, называется сосновым бором. Что нужно для

роста растения? (Показывает изображения.)

Солнце дает растениям свет и тепло.

Им также нужна влага, которую дает вода. Снег укрывает растения в морозы.

Ветер переносит пыльцу с одного дерева на другое. Сосна дружит с растениями,

которые любят свет — черникой, брусникой. На сосне любят шелушить шишки клесты,

а глухари зимой питаются хвоинками сосны. Белки предпочитают делать дупло на

сосне, а дятлы уничтожают вредных для дерева жуков-короедов. Любит сосну и лось,

он питается хвоей сосны и корой молодых деревьев в трудную зимнюю пору.

Муравьи строят из сосновых иголок свои домики — муравейники.

Сосновый воздух очень полезен людям, особенно для дыхания. Именно поэтому

многие санатории и больницы строят в сосновых борах. Сосна —- это корабельное

дерево: издавна лодки и корабли строили из сосновых бревен, потому что древесина

сосны — легкий, но очень крепкий материал. (Показывает изображение.)

И сейчас сосну используют при строительстве некоторых деталей современных судов.

Также из сосны строят дома, делают мебель.

Еще одно очень интересное хвойное дерево — кедровая сосна, или кедр. Это дерево

очень распространено в Сибири, растет оно и в Удмуртии. Я хочу рассказать вам легенду

о происхождении этого удивительного дерева. В далекие времена в саянских

горах проживало племя охотников. Тайга их исправно кормила и поила. Так продолжалось

до тех пор, пока не пришла в эти края беда: однажды во время грозы начался сильный

пожар, тайга выгорела на многие версты вокруг Звери и птицы покинули эти края.

В одну из весенних ночей, когда звезды светят ярче обычного, одна из них сорвалась

с небосклона и упала в самое сердце тайги. Это заметил один из старейших охотников.

Утром, когда взошло солнце, он разыскал это место и увидел, как на месте гари

появился зеленый росток. Старец набрал ключевой воды и полил растение. Придя на это

место через некоторое время, он увидел вместо слабого ростка молодое дерево,

усыпанное шишками. Собрав урожай вкусных орешков, старец угостил ими своих селян.

А дерево все росло и росло, набирая силу. Люди заметили, что с его появлением их жизнь

стала светлее. Они стали меньше болеть, лихие беды, голод и мор стали обходить их

стороной. С каждым годом все больше узнавали они о силе дерева, его лечебных свойствах.

За щедрость дерево прозвали «щедр». А мы его кедром зовем.

Кедр — это очень нужное и очень красивое дерево. Плоды кедра прячутся в

маленьких шишках. А разносят эти плоды животные и птицы. Посмотрите на

картинку (показывает) и скажите, что здесь изображено. Ответы, детей.

Воспитатель. Почему все эти предметы собраны вместе? Все эти вещи и

предметы изготавливают из древесины, ореха, хвои кедра. Из древесины кедра

делают музыкальные инструменты, украшают фасады домов, в старину наши

деды изготавливали сундуки, в которых моль никогда не заводилась, посуду, в

которой молоко никогда не портилось. Из кедровых орехов делают масло, из хвои

кедра лекарства. Вот сколько пользы приносит всем людям кедр!

Есть еще в наших лесах интересное дерево — пихта. Оно имеет длинные иголки и

ароматный запах. Но иголки у пихты совсем не колются. Хвоя пихты очень мягкая.

Многие люди делают из веток пихты веники и парятся ими в бане. Давайте посмотрим

на шишку пихты. Сравним ее с другими шишками. Пихта, как и другие деревья, приносит

большую пользу людям и животным. Как вы думаете, какую?

Дemu рассматривают картинки и рассказывают о пихте.

Воспитатель. А теперь я предлагаю вам познакомиться еще с одним хвойным деревом

— лиственницей.

Лиственница — это удивительное дерево: оно очень похоже на

другие хвойные деревья, но осенью иголки у лиственницы опадают, а весной

вырастают новые. Древесина лиственницы очень прочная, она используется в

строительстве. А теперь выберите любую картинку и расскажите, чем вам запомнилось

это дерево.

Дети рассказывают.

Воспитатель. А теперь я предлагаю вам сделать коллаж «Веточка хвойного дерева».

Беседа «Лиственные деревья»

Задачи:

1. Выяснить представления детей о деревьях.

2. Поддерживать у дошкольников интерес к познанию природы родного края.

3. Воспитывать бережное отношение к деревьям.

Материалы и оборудование: материалы для игр «Сложи картинку», «С какого дерева лист?»;

изображения дуба, березы, тополя, рябины, клена.

Ход беседы

Воспитатель. Ребята, я вам предлагаю поиграть в игру «Сложи картинку».

Игра «Сложи картинку»

Дети разбиваются на группы по 3—4 человека и складывают изображения деревьев из

разрезных картинок.

Воспитатель. Какое дерево вы сложили? Что вы знаете об этом дереве?

Ответы детей.

Воспитатель. Отгадайте загадку!

В лесу среди берез, осин

Растет огромный исполин.

Кудрявой кроною большой

Шумит в лесах.

Он день-деньской.

Он — царь деревьев на Руси!

(Кого угодно ты спроси)

Его обходит лесоруб —

Ведь слишком тверд

и крепок. (дуб).

Дуб — это мощное величественное дерево. Каждый год дуб увеличиваем крону на один

метр. Средний возраст дуба — 500 лет. Свои семена дуб прячет в маленьких

коробочках, которые называются желудями. Дуб — дереве светолюбивое: ветви

дуба постоянно; тянутся к солнцу. Дуб дружит с разными’ животными:

полакомиться листьями и желудями приходят кабаны, лось люб’- поглодать дубовую

кору, белка и мышь осенней порой лакомятся желудями. Гусеницам по вкусу листья дуба.

Часто на охоту к дубу приходят волки, лисы. Ночью приползают змеи и прилетают совы

— они поджидают здесь мышей.

А вот еще загадка!

Белый ствол.

Чернеют пятна —

Где такое ты встречал?

Будто кто-то аккуратно

На стволе их рисовал.

Словно косы распустила

И стоит во всей красе,

Ветками качая мило, —

Вот ее и любят все!

(Береза)

На Руси всегда любили белоствольную красавицу-березку. Ее называли деревом счастья.

Считали символом девичьей нежности и красоты. Береза — щедрое и доброе дерево.

Издавна люди плели из березы лукошки и туески для ягод и грибов, делали берестяные

ложечки. Весной береза поит зверей и птиц березовым соком.

Каждый день я вижу

Березку из окна,

И нет подружки ближе,

Милее, чем она!

(Береза)

Березу можно встретить в поле, она украшает городские парки. Цветет береза в конце

апреля — начале мая. Семена похожи на маленькие золотистые чешуйки, которые ветер

переносит на большие расстояния. Очень давно, когда люди еще не научились делать

бумагу, они писали на коре березы — бересте. Эти берестяные грамоты, пролежав в

земле несколько веков, остались невредимыми, и ученые прочитали их.

Из березы изготавливают мебель, плетут корзины, делают краски, чернила. Березовые

дрова незаменимы: они горят долго и дают много тепла. А какая русская банька

обойдется без березового веника? Все хвори и боли выгонит! Береза и кормит людей, и поит,

и лечит и обогревает и радует красотой.

Отгадайте еще одну загадку!

У него в июне с веток

Теплым снегом пух летит.

В сентябре он желтый, светлый —

Словно солнышко, блестит!

(Тополь)

Тополь — одно из самых быстрорастущих деревьев. Это дерево неприхотливое и не

требует особого ухода. Тополь — это одно из немногих деревьев, которое хорошо

впитывает пыль и копоть, выделяя в атмосферу большое количество кислорода.

Цветет тополь ранней весной, а уже. в конце мая на тополях созревают плоды — коробочки

с большим количеством мелких семян. Семена эти покрыты длинными шелковистыми

волосками — в народе их называют тополиным пухом. Коробочки лопаются, и на

город обрушивается «белая метель». Ветер переносит семена тополя. Древесина у

тополя мягкая и легкая. Из нее делают бумагу, фанеру.

А вот еще одна загадка о дереве.

Ягоды на этом дереве могут висеть всю зиму. И чем крепче прихватит их морозец, тем

слаще они будут. Как называется это дерево?

Дети. Рябина.

Воспитатель. Что вы знаете о рябине?

Ответы детей.

Воспитатель. Любят рябину звери и птицы. Медведь бродит по лесным чащобам,

собирает грибы, ягоды, желуди — нагуливает жирок к зиме. Если найдет в лесу

рябину, унизанную гроздьями ягод, то ловко наклонит гибкое дерево и с удовольствием

полакомится его плодами. Нравятся ягоды рябины и лесным великанам — лосям.

Они, дотягиваясь до самой верхушки деревца, с аппетитом поедают плоды и ветки.

Упавшие на землю ягоды подбирают мыши-полевки, ежики, бурундуки и белочки.

Вот какое доброе дерево — рябина!

Есть в Удмуртии дерево с красивыми резными листочками, которое называется

«музыкальным». Как вы думаете, о каком дереве я говорю?

Дети. О клене.

Воспитатель. Клен — очень красивое дерево с резными листьями. Плоды клена похожи

на маленькие пропеллеры. Осенью они отрываются от веток, и ветер их разносит на

большие расстояния. Клен называют «музыкальным деревом», потому что из

древесины этого дерева делают разные музыкальные инструменты.

Вот такие замечательные деревья растут в наших лесах! Скажите, нужно ли

беречь лиственные деревья? Почему вы так думаете?

Ответы детей.

Воспитатель. Я предлагаю вам сказать «спасибо» деревьям, а за что — придумайте сами.

Дети выполняют коллаж «Благодарность дереву».

Воспитатель. А сейчас давайте поиграем

Игра «С какого дерева лист?»

Детям раздаются картинки с перепутанными листьями. Дemu находят лист по

заданию взрослого и раскрашивают его.

Викторина.

• Это дерево с красивыми резными листочками. Его древесина используется - для изготовления

музыкальных инструментов. (Клен.)

• Это дерево называют белоствольной красой России. (Береза)

• Это дерево изображено на гербе города Ижевска. Зимой это дерево кормит сладкими плодами птиц.

(Рябина)

• Это дерево лучше всех очищает воздух от выхлопных газов и устраивает нам летом «белые метели».

(Тополь.)

• Это могучее и сильное дерево кормит своими плодами белок, кабанов. (Дуб)

Литература:

1. Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду.

— М., 1999.

2. Нуждина Т. Д Чудо всюду: Мир животных и растений: Энциклопедия для малышей.

— Ярославль, 1998.

3. Плешаков А. А. Зеленый дом: Методическое пособие. — М., 1997.

4. Попова Т. И. Мир вокруг нас. — М., 2002.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о тематическом проекте в области познавательно-исследовательской деятельности «Деревья — наши друзья»Фотоотчёт о тематическом проекте в области познавательно-исследовательской деятельности «Деревья — наши друзья» В нашем саду компенсирующего вида для детей с ОВЗ весной текущего учебного года проходила проектная деятельность в познавательно-исследовательской.

Интегрированное занятие в средней группе «Деревья — наши друзья» Цель: Расширять и уточнять знания детей о деревьях Задачи: Обучающие: познакомить со строением деревьев (корни,ствол,ветви) учить отличать.

Международный день птиц «Наши пернатые друзья». Художественно-творческая деятельность детей подготовительной группыМеждународный день птиц «Наши пернатые друзья». Художественно-творческая деятельность детей подготовительной группы Ежегодно 1 апреля вся планета отмечает экологический праздник-День птиц. Вся неделя была посвящена этому дню. Праздник имеет воспитательное.

Проект для детей дошкольного возраста «Птицы — наши друзья»Проект для детей дошкольного возраста «Птицы — наши друзья» Проект для детей дошкольного возраста "Птицы - наши друзья" Авторы: воспитатель ГБОУ СОШ №1159 Баширова Патимат Рабадановна, старший воспитатель.

Проект для детей второй младшей группы детского сада «Птицы — наши друзья»Проект для детей второй младшей группы детского сада «Птицы — наши друзья» Паспорт проекта. Наименование проекта: Проект «Мир птиц» второй младшей группы МОУ Центр развития ребенка №7. Сроки реализации: краткосрочный,.

Творческий проект для детей старшей группы «Наши друзья — дорожные знаки»Творческий проект для детей старшей группы «Наши друзья — дорожные знаки» Авторы: Лукьяненко И. С., Гуменюк А. В. Цель: Закрепить с детьми знания правил уличного движения и поведения на улице. Привлекать родителей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Деревья — наши друзья» для детей старше-подготовительной группы
Опубликовано: 25 января 2024 в 21:34
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД