Проект «Детское экспериментирование, как способ познавательной активности старших дошкольников в соответствии с ФГОС»

Наталья Хрулева
Проект «Детское экспериментирование, как способ познавательной активности старших дошкольников в соответствии с ФГОС»

Теоретическое обоснование детского экспериментирования, как способа познавательной активности старших дошкольников в соответствии с ФГОС.

На основании Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Стандарт включает в себя требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему. Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования.

Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира и т. д.

Организация образовательного пространства образовательной области

«Познавательное развитие»должны обеспечивать:

- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой) и т. д.

«Детское экспериментирование - одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой» (Н. Н. Поддьяков). Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы. Ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Н. Н. Поддъяков выделяет два основных вида ориентировочно- исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников. Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребёнка. Он выступает как полноценный субъект,самостоятельно строящий свою деятельность: ставит её цели, ищет пути и способы их достижения и т. д. В этом случае ребёнок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю. Второй вид ориентировочно-исследовательской деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребёнка определённому алгоритму действий. Ребёнок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым.

Эти два вида тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде. Собственная активность детей, так или иначе, связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребёнка, так как он воспринимает и принимает их как собственные.

И мы воспитатели, и родители хотим видеть своих детей любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникшие проблемы, самостоятельными. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Модель организации экспериментирования

Этапы проекта:

• Организационный (1 этап) – август

Организация предметно – развивающей среды.

Разработка перспективного планирования.

Подборка опытов с описанием проведения.

• Содержательный (2 этап) – сентябрь - апрель

Реализация перспективного планирования через: НОД, опыты, эксперименты, индивидуальную работу с детьми, самостоятельную экспериментальную деятельность, дидактические игры, труд в природе и в уголке природы, чтение художественной литературы, беседы, просмотр презентаций, видеороликов.

• Результативный (3этап) – май

Анализ, результативность, перспективность проекта.

Целевые ориентиры:

Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, интересуется причинно – следственными связями (как? почему? зачем, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живет. Знаком с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.

Тип проекта: долгосрочный

Сроки проведения: 09.2013 г. - 05.2014 г.

Для достижения поставленных целей и задач необходима реализация следующих действий:

1. Создание центра экспериментально-поисковой деятельности.

2. Организация образовательного экспериментально-поискового пространства в группе.

3. Обучение воспитанников навыкам исследовательской деятельности.

4. Создание у воспитанников и их родителей устойчивого интереса к экспериментальной деятельности.

Для реализации проекта рекомендуется использовать следующие формы работы по поисково-экспериментальной деятельности:

1. Совместная деятельность воспитателя с ребенком.

2. Самостоятельная деятельность детей.

3. Фронтальные занятия.

4. КВН, развлечения.

5. Наблюдения в природе.

6. Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий.

7. Беседы по теме эксперимента.

8. Целевая прогулка.

9. Экскурсия.

Структура проведения игры-экспериментирования:

1. Постановка, формулирование проблемы;

2. Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;

3. Проверка гипотезы;

4. Подведение итогов, вывод;

5. Фиксация результатов;

6. Вопросы детей.

Для положительной мотивации деятельности дошкольниковиспользуются различные стимулы:

1. внешние стимулы (новизна, необычность объекта);

2. тайна, сюрприз;

3. мотив помощи;

4. познавательный мотив (почему так)

5. ситуация выбора.

Механизм реализации проекта.

Перспективное планирование познавательно-исследовательской деятельности детей в старшей группе:

Сентябрь

Тема: «Вещество. Камни».

НОД «Камни – цветы земли».

Цель: Познакомить детей с разнообразием камней в природе, их свойствами (песок и соль).

Октябрь

Тема: «Вещество. Вода и ее свойства».

НОД «Вода в природе и в быту».

Цель: Уточнить знания детей о местонахождении воды в природе и быту.Закрепить знания свойств воды: прозрачность, текучесть, способность растворять.

Ноябрь

Тема: «Человек».

НОД «Наши руки».

Цель: Дать понятия о важности человеческой руки. Рука как орган познания, осязания, ощупывает, совершает действия.

Опыты: «Слушай во все уши», «Как мы чувствуем запахи?», «Что можно почувствовать кожей?».

Декабрь

Тема: «Магнит и его свойства».

НОД «Магнит - фокусник».

Цель: Познакомить детей с магнитом. Выявить его свойства, взаимодействия магнита с разными материалами.

Опыты: «Магнитные силы», «Мы - фокусники», «Притягиваются - не притягиваются».

Январь

Тема: «Песок и глина».

НОД «Песок и глина».

Цель: Показать разнообразие объектов неживой природы. Сравнение песчинок по форме, цвету, размеру. В процессе исследовательской деятельности формировать у детей знания о свойствах глины.

Опыт: «Сравнение свойств песка и глины».

Февраль

Тема: «Воздух и его свойства».

НОД «Воздух - невидимка».

Цель: Продолжить знакомство детей со свойствами воздуха, и ролью в жизни человека, растений, животных. Опытническим путем закрепить знания детей о воздухе.

Март

Тема: «Космос. Солнечная система и планеты».

НОД «Солнце, Земля и другие планеты».

Цель: Дать детям первоначальные представления о строении Солнечной Системы о том, что Земля уникальная планета. Расширять представления о профессии космонавта.

Апрель

Тема: «В мире электричества».

НОД «Электроприборы».

Цель: Совершенствовать опыт безопасного использования электрических приборов. Формировать представление о материалах, проводящих электрический ток (металлы, вода) и изоляторах - материалах не проводящих электричество (дерево, стекло и др.).

Май

Тема: «Свет и цвет».

НОД «Откуда радуга берется?».

Цель: Познакомить детей с солнечной энергией и особенностями ее проявления. Воспитывать интерес к познанию закономерностей, существующих в неживой природе.

Ресурсное обеспечение проекта.

Для успешного воспитательно-образовательного процесса по данному направлению в группе преобразована предметно-развивающая среда и создан центр экспериментально-поисковой деятельности.

Оборудование и материалы: набор с микроскопом и специальным оборудованием «Юный исследователь» для изучения растений, лупы по количеству детей, пинцеты, пипетки, большие и маленькие пробирки, воронки, чашки «Петри», песочные часы.

Для рассматривания насекомых специальные контейнеры с прозрачными стенками и объективом с увеличительным стеклом для наблюдений.

Природные материалы: учебная коллекция камней, профессиональная коллекция «Камни и минералы», детские коллекции камней и ракушек, мини – музей «Музей камня» с экспозициями: «От горы до песчинки», «Превращения соли», «Рукотворные камни», «Разнообразие камней», «Гора самоцветов» с коллекцией натуральных полудрагоценных камней и минералов, профессиональная коллекция насекомых, панно «Доисторический мир» и т. д.

Сделана подборка художественной и детской научно –популярной литературы: Гурина И. «Как появляется бабочка», «Как появляется лягушка», Пимон М. «Животные», Руссо М. «Дикие животные», Баттерфилд М. «Цветок», Васильева С. «Цветы и деревья», Атлас «Минералы. Сокровища земли», Яхнин Л. «Маленьким детям – обо всем на свете», Балдин В. «Страна динозаврия», Маккорд А. «Доисторическая жизнь» и т. д.

Ожидаемые результаты

• Расширить представления детей о физических свойствах окружающего мира.

• Развить умение наблюдать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по признакам.

• Воспитать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру и к природе родного края.

• Воспитать творческую, самостоятельную личность.

• Сформировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Прохорова, Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. [Текст]/ Л. Н. Прохорова. -М. ; 2008 г.

2. Бондаренко,Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. [Текст] /Т. М. Бондаренко. - Воронеж; 2004 г.

3. Козлова, С. А. Мой организм. [Текст] /С. А. Козлова. -М. ; 2000 г.

Публикации по теме:

Новое типовое положение о ДОУ (не введено в действие, но уже опубликовано) Коллеги, предлагаю познакомиться с новым типовым положением о ДОУ. Обращаю Ваше внимание, что оно пока НЕ ВВЕДЕНО В ДЕЙСТВИЕ! Приказ.

Уважаемые коллеги! Вышли ФГТ к условиям. Приказ от 20 июля 2011 г. №2151 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНОБРНАУКИ РОССИИ) П Р И К А З «20» июля 2011 г. № 2151 Об утверждении.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Проект «Детское экспериментирование, как способ познавательной активности старших дошкольников в соответствии с ФГОС»
Опубликовано: 9 января 2015 в 15:49
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 октября. День хвойных деревьев на МААМ

«Зимой и летом одним цветом» — отгадке на эту загадку посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы расширить представления детей о хвойных деревьях...

20 октября. Международный день повара

Повар – это специалист, способный из набора даже самых простых продуктов приготовить вкусное блюдо. И может делать это изо дня в день. Людям этой важной профессии посвящён международный праздник 20...

Мастер-класс по конструированию из бумаги «Жираф для зарядки» У жирафа пятна, пятна
У жирафа пятна пятнышки - песня, которую Екатерина Железнова придумала не просто для развлечения самых маленьких слушателей. Эту песенку с множеством...
Мастер класс по объемной аппликации «Веточка ели с шишкой» ко Дню хвойных деревьев на...
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию объемную аппликацию «Веточка ели с шишкой». Такую работу можно выполнить совместно с детьми младшего дошкольного...
Мастер-класс поделки из природного материала «Колючая семейка»
Осень каждый год нас одаривает изобилием природного материала, поэтому не случайно именно осенью проводятся выставки поделок из природного материала. В нашей...