Проект «Детское экспериментирование, как способ познавательной активности старших дошкольников в соответствии с ФГОС»

Наталья Хрулева
Проект «Детское экспериментирование, как способ познавательной активности старших дошкольников в соответствии с ФГОС»

Теоретическое обоснование детского экспериментирования, как способа познавательной активности старших дошкольников в соответствии с ФГОС.

На основании Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Стандарт включает в себя требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему. Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования.

Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира и т. д.

Организация образовательного пространства образовательной области

«Познавательное развитие» должны обеспечивать:

- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой) и т. д.

«Детское экспериментирование - одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой» (Н. Н. Поддьяков). Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы. Ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Н. Н. Поддъяков выделяет два основных вида ориентировочно- исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников. Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребёнка. Он выступает как полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит её цели, ищет пути и способы их достижения и т. д. В этом случае ребёнок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю. Второй вид ориентировочно-исследовательской деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребёнка определённому алгоритму действий. Ребёнок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым.

Эти два вида тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде. Собственная активность детей, так или иначе, связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребёнка, так как он воспринимает и принимает их как собственные.

И мы воспитатели, и родители хотим видеть своих детей любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникшие проблемы, самостоятельными. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Модель организации экспериментирования

Этапы проекта:

• Организационный (1 этап) – август

Организация предметно – развивающей среды.

Разработка перспективного планирования.

Подборка опытов с описанием проведения.

• Содержательный (2 этап) – сентябрь - апрель

Реализация перспективного планирования через: НОД, опыты, эксперименты, индивидуальную работу с детьми, самостоятельную экспериментальную деятельность, дидактические игры, труд в природе и в уголке природы, чтение художественной литературы, беседы, просмотр презентаций, видеороликов.

• Результативный (3этап) – май

Анализ, результативность, перспективность проекта.

Целевые ориентиры:

Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, интересуется причинно – следственными связями (как? почему? зачем, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живет. Знаком с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.

Тип проекта: долгосрочный

Сроки проведения: 09.2013 г. - 05.2014 г.

Для достижения поставленных целей и задач необходима реализация следующих действий:

1. Создание центра экспериментально-поисковой деятельности.

2. Организация образовательного экспериментально-поискового пространства в группе.

3. Обучение воспитанников навыкам исследовательской деятельности.

4. Создание у воспитанников и их родителей устойчивого интереса к экспериментальной деятельности.

Для реализации проекта рекомендуется использовать следующие формы работы по поисково-экспериментальной деятельности:

1. Совместная деятельность воспитателя с ребенком.

2. Самостоятельная деятельность детей.

3. Фронтальные занятия.

4. КВН, развлечения.

5. Наблюдения в природе.

6. Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий.

7. Беседы по теме эксперимента.

8. Целевая прогулка.

9. Экскурсия.

Структура проведения игры-экспериментирования:

1. Постановка, формулирование проблемы;

2. Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;

3. Проверка гипотезы;

4. Подведение итогов, вывод;

5. Фиксация результатов;

6. Вопросы детей.

Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:

1. внешние стимулы (новизна, необычность объекта);

2. тайна, сюрприз;

3. мотив помощи;

4. познавательный мотив (почему так)

5. ситуация выбора.

Механизм реализации проекта.

Перспективное планирование познавательно-исследовательской деятельности детей в старшей группе:

Сентябрь

Тема: «Вещество. Камни».

НОД «Камни – цветы земли».

Цель: Познакомить детей с разнообразием камней в природе, их свойствами (песок и соль).

Октябрь

Тема: «Вещество. Вода и ее свойства».

НОД «Вода в природе и в быту».

Цель: Уточнить знания детей о местонахождении воды в природе и быту. Закрепить знания свойств воды: прозрачность, текучесть, способность растворять.

Ноябрь

Тема: «Человек».

НОД «Наши руки».

Цель: Дать понятия о важности человеческой руки. Рука как орган познания, осязания, ощупывает, совершает действия.

Опыты: «Слушай во все уши», «Как мы чувствуем запахи?», «Что можно почувствовать кожей?».

Декабрь

Тема: «Магнит и его свойства».

НОД «Магнит - фокусник».

Цель: Познакомить детей с магнитом. Выявить его свойства, взаимодействия магнита с разными материалами.

Опыты: «Магнитные силы», «Мы - фокусники», «Притягиваются - не притягиваются».

Январь

Тема: «Песок и глина».

НОД «Песок и глина».

Цель: Показать разнообразие объектов неживой природы. Сравнение песчинок по форме, цвету, размеру. В процессе исследовательской деятельности формировать у детей знания о свойствах глины.

Опыт: «Сравнение свойств песка и глины».

Февраль

Тема: «Воздух и его свойства».

НОД «Воздух - невидимка».

Цель: Продолжить знакомство детей со свойствами воздуха, и ролью в жизни человека, растений, животных. Опытническим путем закрепить знания детей о воздухе.

Март

Тема: «Космос. Солнечная система и планеты».

НОД «Солнце, Земля и другие планеты».

Цель: Дать детям первоначальные представления о строении Солнечной Системы о том, что Земля уникальная планета. Расширять представления о профессии космонавта.

Апрель

Тема: «В мире электричества».

НОД «Электроприборы».

Цель: Совершенствовать опыт безопасного использования электрических приборов. Формировать представление о материалах, проводящих электрический ток (металлы, вода) и изоляторах - материалах не проводящих электричество (дерево, стекло и др.).

Май

Тема: «Свет и цвет».

НОД «Откуда радуга берется?».

Цель: Познакомить детей с солнечной энергией и особенностями ее проявления. Воспитывать интерес к познанию закономерностей, существующих в неживой природе.

Ресурсное обеспечение проекта.

Для успешного воспитательно-образовательного процесса по данному направлению в группе преобразована предметно-развивающая среда и создан центр экспериментально-поисковой деятельности.

Оборудование и материалы: набор с микроскопом и специальным оборудованием «Юный исследователь» для изучения растений, лупы по количеству детей, пинцеты, пипетки, большие и маленькие пробирки, воронки, чашки «Петри», песочные часы.

Для рассматривания насекомых специальные контейнеры с прозрачными стенками и объективом с увеличительным стеклом для наблюдений.

Природные материалы: учебная коллекция камней, профессиональная коллекция «Камни и минералы», детские коллекции камней и ракушек, мини – музей «Музей камня» с экспозициями: «От горы до песчинки», «Превращения соли», «Рукотворные камни», «Разнообразие камней», «Гора самоцветов» с коллекцией натуральных полудрагоценных камней и минералов, профессиональная коллекция насекомых, панно «Доисторический мир» и т. д.

Сделана подборка художественной и детской научно – популярной литературы: Гурина И. «Как появляется бабочка», «Как появляется лягушка», Пимон М. «Животные», Руссо М. «Дикие животные», Баттерфилд М. «Цветок», Васильева С. «Цветы и деревья», Атлас «Минералы. Сокровища земли», Яхнин Л. «Маленьким детям – обо всем на свете», Балдин В. «Страна динозаврия», Маккорд А. «Доисторическая жизнь» и т. д.

Ожидаемые результаты

• Расширить представления детей о физических свойствах окружающего мира.

• Развить умение наблюдать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по признакам.

• Воспитать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру и к природе родного края.

• Воспитать творческую, самостоятельную личность.

• Сформировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Прохорова, Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. [Текст]/ Л. Н. Прохорова. -М. ; 2008 г.

2. Бондаренко,Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. [Текст] /Т. М. Бондаренко. - Воронеж; 2004 г.

3. Козлова, С. А. Мой организм. [Текст] /С. А. Козлова. -М. ; 2000 г.

Публикации по теме:

Новое типовое положение о ДОУ (не введено в действие, но уже опубликовано) Коллеги, предлагаю познакомиться с новым типовым положением о ДОУ. Обращаю Ваше внимание, что оно пока НЕ ВВЕДЕНО В ДЕЙСТВИЕ! Приказ.

Уважаемые коллеги! Вышли ФГТ к условиям. Приказ от 20 июля 2011 г. №2151 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНОБРНАУКИ РОССИИ) П Р И К А З «20» июля 2011 г. № 2151 Об утверждении.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Проект «Детское экспериментирование, как способ познавательной активности старших дошкольников в соответствии с ФГОС»
Опубликовано: 9 января 2015 в 15:49
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 августа. День рождения картофельных чипсов

Картофельные чипсы любят практически все – и взрослые, и дети. Многие – даже больше, чем шоколад и мороженое. Если бы ещё производители не сдабривали их таким большим количеством химических...

24 августа. День айрис фолдинга на МААМ

Изображение из цветных спиралей как магнит притягивает взгляд. Кажется, что такое невозможно повторить! Однако, как показывает практика, обучится этой оригинальной техники совсем несложно. Главное –...

Нетрадиционные техники рисования для детей 1,5–3 лет
Нетрадиционные изобразительные техники - это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного...
Картотека наблюдений на прогулке на сентябрь в подготовительной группе детей с ЗПР
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Картотека наблюдений на...
Мастер-класс по аппликации «На дне морском» с детьми старшего дошкольного возраста
Ко дню скульптуры "Русалочки" на МААМ. Умение вырезать силуэты предметов дает возможность шестилетним детям отображать в аппликации разнообразное...