Ольга Сердюкова
Проект для детей подготовительной группы «Город мастеров»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта: «Дымковская игрушка»
Актуальность темы: Дети любят художественно-творческие занятия в детском саду, а что если попробовать свои силы в народной росписи. Ведь это неиссякаемый источник для вдохновения, тем более что к подготовительной группе уже накоплен некоторый опыт в этой области. Использование устного народного и декоративно – прикладного художественного творчества помогает в формировании патриотических чувств, любви к своей Родине. Подрастающее поколение должно воспитываться в первую очередь на культурном и историческом наследии своего народа.
Публикация «Проект для детей подготовительной группы „Город мастеров“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Цель: Создать условия для художественного творчества. Познакомить детей с разнообразными народными промыслами, изучить некоторые особенности народной дымковской росписи. Организовать выставку сувениров, предметов с народной росписью (посуда, ложки, матрешки и пр.) Организовать уголок народного творчества с детскими работами. Поиграть в народные подвижные игры.
Задачи:
1. Собрать методическую литературу.
2. Организовать с родителями сбор предметов, сувениров, посуды, игрушек с народными росписями и выставить их для обзора и обследования детьми.
3. Подобрать коллекцию слайдов и картотеку с изображением народных промыслов.
4. Подготовить и продолжить знакомство детей с пословицами, поговорками, прибаутками, песнями, загадками, сказками о народных промыслах.
5. Подготовить несколько мастерклассов для детей по лепке (дымковская игрушка «Индюк» и «Барышня»).
6. Провести подготовительное занятие по рисованию «Элементы народной росписи».
7. Побудить детей к самостоятельному созданию творческих работ по мотивам народных росписей.
8. Подготовить атрибуты для динамических пауз и народных подвижных гр. (свистульки, трещотки, деревянные ложки и пр.)
9. Организовать выставку предметов народного творчества и детских работ.
Сценарий совместной деятельности по решению задач (основные шаги реализации проекта)
1. Подготовить и изучить методическую литературу.
2. Провести с детьми ознакомительную экскурсию в методкабинет для рассматривания русской избы, а также коллекции предметов русского быта, народных костюмов, посуды, игрушек, матрешек, коллекции гжельских сувениров.
3. Рассмотреть картины, слайды. Выяснить какие предметы народного быта для чего и как использовались. Подвести детей к пониманию, что не во всякой посуде можно было готовить еду в печке (деревянная могла сгореть, расписная так же не годилась, и посуда с росписью часто использовалась только для дорогих гостей.
4. Рассмотреть дымковские игрушки и провести подготовительное занятие по рисованию элементов дымковской росписи, соблюдая некоторые правила: сначала крупные круги, волнистые линии, колечки, полоски, а затем мелкие точечки, решетки из тонких линий, черточки. Не забываем, что основной фон белый и его нужно сохранить.
5. Беседа о русских народных сказках с целью активизировать словарь детей о русском быте (сусек, амбар, ухват, чугунок, изба, теремок и пр.). Познакомить детей со стихами, о народной росписи и мастерах– умельцах, пословицах и поговорках о труде, загадках о народной росписи.
6. Составить картотеку с народных игр, поиграть с детьми во время динамических пауз, прогулок, на физкультурных занятиях.
7. Проведение занятия по лепке из глины или пластилина дымковской игрушки «Индюк» с последующим раскрашиванием белой гуашью фона и росписью цветной гуашью.
8. Проведение занятия по лепке и росписи дымковской игрушки «Барышня», предварительно заготовив картонные конусы для юбки. Так же используя белую и цветную гуашь.
9. Проведение физкультурного развлечения «Народные игрища» .
Описание продукта, полученного в результате проекта: Выставка предметов русского народного творчества. Выставка работ детей по мотивам дымковской игрушки. Спортивное развлечение «Народные игрища».
Состав участников: воспитатель, дети подготовительной группы, родители, инструктор по ФИЗо.
Вид проекта: Краткосрочный – 2 недели; творческий, спортивный, игровой.
Интеграция по образовательным областям:
Познавательно-исследовательская деятельность:
Исследовать посуду, игрушки, сувениры и пр. созданные по мотивам народных промыслов. Выяснить из какого материала делались различные предметы народного быта, свойства материалов (дерево, глина, металл, лыко, лоза, фарфор и др.) Рассмотреть особенности дымковской игрушки и росписи.
ФЭМП: продолжить закрепление счета до 20; составление арифметических задач и примеров на сложение и вычитание в пределах 10; совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку; развивать память, логическое мышление; продолжить знакомство с часами, формировать умение выставлять на часах заданное время.
Формирование целостной картины мира:
Знакомство детей с особенностями русской избы (курной-черной и белой). Выяснить, что было в избе главным (русская печь, какой угол в избе «красный», «бабий (девичья половина)», где располагался «угол хозяина». Беседа о том, как распределялись домашние дела между членами семьи, как принимали гостей, что готовили в русской печи, чем занимались члены семьи зимой, чем летом, как отдыхали. Рассмотреть одежду, обувь, поговорить, что и когда надевали русские люди.
Развитие речи: Составление рассказа о русской избе по плану или с использованием мнемотаблицы. Цель: развитие связной речи, совершенствование грамматического строя, произносительной стороны речи, обогащение словаря.
Составление описательного рассказа о дымковской игрушке (по выбору детей).
Заучивание стихотворений о народных мастерах, народной росписи.
Ознакомление с загадками, пословицами, поговорками по народным мотивам.
Творчество:
- «Элементы дымковской росписи» - рисование с целью познакомить с особенностями росписи, основными правилами (на белом фоне круги, колечки, волны, точечки, черточки и пр.)
- рисование «Русская изба» по замыслу детей;
- лепка и роспись игрушек по мотивам дымковской игрушки "Индюк", «Барышня»
Наблюдения, экскурсии, прогулки: Экскурсия в методический кабинет с целью рассматривания макета деревянной избы. На прогулке: народные игры, зимние забавы - горка, снежные постройки. Наблюдение за растениями на участке. Экскурсия в костюмерную музыкального зала с целью рассмотреть русские народные костюмы.
Чтение художественной литературы: Русские народные сказки: "Илья-Муромец и Соловей-разбойник", "Добрыня и Змей", «Садко». Стихи о народно-прикладном творчестве: гжель, городецкая, хохломская роспись. Русские народные скороговорки, поговорки и прибаутки, загадки.
Работа с родителями: Привлечь родителей к сбору предметов обихода русского народа - посуда деревянная и керамическая, глиняная, игрушки, корзинки, сувениры, гжельский фарфор, вышивка, кружева и др. Предложить родителям организовать поход в музей с целью знакомства с русским бытом в старые времена.
ФИЗо: спортивное развлечение на улице "Народные игрища"
Приложение:
Стихи о народной росписи:
ХОХЛОМА
Как волшебница Жар- птица,
Не выходит из ума Чародейка – мастерица,
Золотая Хохлома.
И богата, и красива,
Рада гостю от души.
Кубки, чаши и ковши.
И чего здесь только нету:
Гроздья огненных рябин,
Маки солнечного лета
И ромашки луговин.
Всё вобрала, словно память:
Зорь червонные лучи
И узорчатый орнамент
Древнесуздальской парчи.
Листья рдеют, не редея,
От дыхания зимы.
Входим в царство Берендея,
В мир волшебной красоты.
ГЖЕЛЬ
Сине-голубые
Розы, листья, птицы.
Увидев вас впервые,
Каждый удивится.
Чудо на фарфоре –
Синяя купель.
Это называется
Просто роспись… (гжель)
Чудо с синими цветами,
Голубыми лепестками,
Синими цветочками,
Нежными виточками.
На белом фарфоре,
Как на заснеженном поле,
Из-под белого снежочка
Растут синие цветочки.
Неужели, неужели,
Вы не слышали о Гжели.
ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ
Есть на Волге город древний,
По названью – Городец.
Славиться по всей России
Своей росписью, творец.
Распускаются букеты,
Ярко красками горя,
Чудо – птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры
Тонко вывела рука!
Городецкий конь бежит,
Вся земля под ним дрожит!
Птицы яркие летают,
И кувшинки расцветают!
Ели спят у большака
В инее седом.
Спят деревья, спит река,
Скованная льдом.
Вьется голубой дымок.
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали,
И село большое Дымково назвали.
Там любили песни, пляски.
В селе рождались чудо-сказки.
Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины.
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные.
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
И пошла о Дымке слава,
Заслужив на это право.
Говорят о ней повсюду.
Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз,
А затем пустимся в пляс.
Хороша игрушка расписная,
Вся поет бесхитростно светла.
И видна мне радость молодая
Ставшего искусством ремесла.
Не потому ль игрушкой этой
Народ так свято дорожил,
Что он свое стремленье к свету
В фигурки яркие вложил?
Сегодня игрушек сверкающий ряд
Выходит на свет показать свой наряд.
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нету цвету дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги
От капелек росы
В ней что-то есть от радости
Гремящей, как басы!