Лучший педагог года

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Загадочный мир водоёмов»

Елена Куличенко
Проект для детей старшего дошкольного возраста «Загадочный мир водоёмов»

Проект на тему :

«Загадочный вид водоёма»

Цель:

Расширение представлений детей об окружающем мире, о значении воды в жизни человека, животных, растений, развитие экологической культуры.

Задачи:

• сформировать мотивы участия детей в предстоящей деятельности по реализации проекта;

• расширять и обобщать знания детей о водоеме как экологической системе;

Публикация «Проект для детей старшего дошкольного возраста „Загадочный мир водоёмов“» размещена в разделах

• развивать самостоятельность, коммуникативные навыки в ходе реализации проекта;

• воспитывать любознательность, интерес к жизни водоема.

Вид проекта : информационный.

Сроки реализации: 2 недели

Объект: дети старшего дошкольного возраста.

Предмет: процесс формирования представлений о водоемах.

Участники: дети старшей-подготовительной группы, родители, педагоги.

Принципы реализации проекта : интеграция, системность, учёт возрастных особенностей, сезонность, координация деятельности, преемственность с семьёй.

Ожидаемые результаты реализации проекта :

- Вовлечение родителей в образовательные и воспитательные процессы.

- Расширение кругозора (сформированное представление о разных обитателях водоёма).

- Формирование положительной направленности отношения к природе, исследовательской деятельности.

- Ощущения удовлетворённости от совместной деятельности детей, родителей и воспитателей.

Этапы проекта

Первый этап подготовительный:

Цель: разработка проекта, создание организационных условий для положительной реализации проекта.

Второй этап основной:

Цель: создание условий для ознакомления детей с ролью насекомых в экологической системе.

Третий этап заключительный:

Цель: подведение итогов проделанной работы по реализации проекта.

Организация проектной деятельности

1. Обсуждение проблемной ситуации и составление плана действий.

Педагог показывает детям небольшую игрушку и говорит о том, что она появилась из цветка тюльпана, и предлагает догадаться, как ее зовут. Дети вспоминают сказку Г. Х. Андерсена «Дюймовочка». После этого педагог предлагает послушать детям другую историю о Дюймовочке.

«Дюймовочка проснулась, открыла глазки и очень испугалась. Она была одна на большом круглом зеленом листе. Лист плавно покачивался, как будто успокаивая испуганную девочку. Девочка оглянулась – вокруг, как зеркало, блестела вода, в которой отражались облака, бегущие по небу. Невдалеке был берег, и возле него прямо в воде росли какие-то удивительные растения. Вокруг девочки по водной глади плавали листья разной формы и размеров, а также необычайно красивые белые цветы, похожие на лилии, и желтые цветочки, внутри которых виднелся маленький зеленый «кувшинчик».

От них вниз, в глубину, уходили тонкие стебельки. Дюймовочка решила, что она еще спит и ей снится чудесный сон, так как девочка еще никогда не видела, чтобы растения росли в воде. Она хоть и родилась совсем недавно, но знала, что у растений есть корни, которые находятся в земле, добывая из нее питание, влагу и кислород.

- Кто же мне объяснит, где я и что это за растения вокруг меня? – громко спросила девочка. Но вокруг была удивительная тишина, и только иногда слышался негромкий всплеск воды.

Дюймовочка пошла к краю листочка, нагнулась и стала смотреть вниз, желая увидеть корешки растений. В воде она увидела изумрудный подводный лес из водорослей и ракушек. Приглядевшись, она увидела каких-то совершенно незнакомых ей животных – ярких рыб, насекомых, в водорослях промелькнул какой-то зверек, похожий на собачку.

- Где я? Что это за волшебный мир в воде подо мню? Я не знала, что есть растения и животные, которые могут жить и дышать в воде. Кто же мне расскажет о них? Тогда, может быть, я смогла бы с ними подружиться, а они помогли бы мне перебраться на берег, где меня ждут мои друзья-цветы».

Педагог предлагает детям помочь Дюймовочке разобраться, где она оказалась. Дети приходят к выводу, что для этого надо самим побольше узнать о жизни водоема.

2. Практическая деятельность по реализации проекта.

2.1 Познавательно-исследовательская деятельность.

Актуализируются знания детей о водоеме и его обитателях. С этой целью дети рассматривают иллюстрации, модели признаков водных растений и животных. Дети совместно с педагогом решают кроссворды и ребусы на данную тему, рассматривают коллаж.

Дети по своему выбору собирают сведения о растениях и животных водоема, оформляют их в виде книжки самоделки или коллажа. К этой деятельности можно привлечь родителей.

2.2 Коммуникативная деятельность.

Проводятся беседы на темы: «Что растет в водоеме, «Какие животные живут в водоеме и у водоема. Дети совместно с педагогом и дома с родителями составляют творческие и описательные рассказы о водных растениях, а также о насекомых, птицах, зверях, обитающих в водоеме или около него.

2.3 Чтение (восприятие) художественной литературы.

Чтение и заучивание стихотворений: В. Степанов «Кувшинка», Ю. Мориц «Кувшинка», С. Ос «Кувшинки», И. Токмакова «Лютик», Л. Муур «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду», А. Барто «Бобры», В. Бредихин «Как бобры всем помогали», И. Соколов-Микитов «Бобры», «Выдры и норки», «Лебеди», П. Комаров «Про выдру», Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок», «Дюймовочка», Л. Пантелеев «Две лягушки», Н. Сладков «Серая цапля».

2.4 Игровая деятельность.

Дидактические игры «Отгадай загадку», «Напоминающие знаки», «Море и ручеек».

2.5 Продуктивная деятельность.

Художественное оформление книжек-самоделок, обрывная аппликация «Золотая рыбка», художественные поделки «Водоем в саду», «Подводный мир озера».

2.6 Двигательная деятельность.

Подвижные игры «Краски и щуки», «Удочка», «Рыбки», «Серая уточка», «Ручейки и озера». Физкультурные минутки «На дне», «Речка» и др.

2.7 Музыкально-художественная деятельность.

«Две лягушки вечерком», «Песня о бобре», «Ерши-малыши», «Песенка про золотую рыбку», «Три желания».

3. Презентация проекта.

Изготовление книги «Мир водоёма».

Методическое сопровождение проекта «Загадочный мир водоёма»

Примерное содержание беседы «Что растет в водоёме

Предварительная работа.

Чтение художественной литературы о растениях водоема. Подбор картин и иллюстраций с изображением растений водоема. Задание детям – подготовить дома с родителями небольшой рассказ об одном растении водоема, нарисовать его или создать художественную поделку.

Ход беседы:

Педагог вносит игрушку-Капельку. Капелька предлагает ребятам совершить путешествие в Водное царство, но сначала разобраться, где это царство находится. Вносится глобус или карта мира, педагог с детьми находят на нем океаны, моря, реки и озера. Педагог обобщает: «На Земле существует целое Водное царство – это океаны, моря, реки, озера. Даже обыкновенные ручейки и лужи – это тоже маленькие частицы большого Водного царства. Вода нужна всем живым существам, но есть растения и животные, для которых водоем – это единственный дом. Давайте вместе разберемся, какие же растения живут в водоеме».

Дети называют растения, педагог выкладывает соответствующие изображения на панно. Примерный перечень растений: рогоз, камыш, тростник, стрелолист, кувшинка.

Педагог: Как эти растения приспособились к жизни в воде? Что у них для этого есть? (У всех растений крепкие надежные корни, которыми они прикрепляются ко дну водоема, а стебли и листья этих растений поднимаются под водой).

А какое растение не прикрепляется не прикрепляется ко дну? (ряска). Кто может о нем рассказать? (Рассказывает ребенок, подготовивший дома рассказ об этом растении).

Примерные рассказы детей.

«Кувшинка»

Растение снежным и красивым цветком. У кувшинки длинный крепкий стебель уходит под воду, а корень тоже очень крепкий. Надежно удерживает кувшинку и не дает течению реки ее унести. А еще кувшинка – это растение-часы: утром бутон всплывает на поверхность воды и раскрывается, а вечером и перед дождем закрывается и погружается в воду.

«Ряска»

Ряска похожа на маленькие зеленые лепешки. Они плавают на поверхности воды, а вниз идет длинная ниточка. На конце этой ниточки – колпачок. Это груз, который прижимает ряску к воде и не дает ей перевернуться. От взрослого растения все время отделяются молодые «рясочки». Многие рыбы питаются ряской.

Примерное содержание беседы «Какие животные живут в водоеме и у водоема

Предварительная работа.

Чтение художественной литературы о животных водоема. Подбор картин и иллюстраций с их изображениями. Задание детям – подготовить дома с родителями небольшой рассказ об одном животном водоема, нарисовать его или сделать художественную поделку.

Ход беседы:

Педагог предлагает детям вспомнить, каких животных водоема они знают. Дети называют, педагог выкладывает на панно соответствующие изображения (рыбы, моллюски, головастики, жуки-плавунцы, водомерки, бобры, ондатры, раки).

Педагог: Вы назвали так много животных. Но когда подходишь к озеру или реке, никого из животных обычно не видно. Почему? (Животные или плавают, или ползают на дне, или прячутся в водных растениях).

Примерные рассказы детей :

По поверхности воды стремительно бегают водомерки. Они не тонут, потому что очень легкие, их длинные ножки снизу покрыты жиром, поэтому не намокают и водомерки не тонут. Водомерки – хищники, они охотятся на комаров и других мелких насекомых.

Педагог: Кто из животных плавает в толще воды? (Жуки-плавуны, головастики лягушек, разные рыбы).

А кто в водоеме предпочитает жить на дне?

Примерный рассказ:

На дне обитают моллюски, мы их обычно называем ракушками. Их мягкое тело защищено раковиной. Оно состоит из двух створок. Ракушки питаются очень необычно: они всасывают и пропускают через свое тело воду, в которой попадаются водоросли и другие мелкие живые существа. Получается, что ракушки очищают воду, делают ее прозрачной. А еще на дне водоемов живут раки. Они чистят водоемы, питаясь остатками других животных.

Педагог: Ребята, а какие звери приспособились к жизни в воде? (Бобры, выдры, ондатры).

Примерный рассказ:

Бобры селятся по берегам тихих водоемов, вся их жизнь связана с водой. Бобры очень хорошо плавают. На берегу водоема бобер строит свое жилище – хатку, входы в которую скрыты под водой.

Педагог: Жизнь каких птиц связана с водоемами? (Около водоемов живут многие птицы – дикие гуси, утки, лебеди, цапли, журавли, чайки).

Ребята, мы с вами узнали, что жизнь водоема – это загадочный и интересный мир. Он нужен и животным и растениям, и людям. Растения обогащают воду кислородом, которым дышат рыбы. Маленькие рачки и моллюски очищают воду от мути. Водоросли – это корм для рачков и головастиков. В воде мечут икру лягушки, рыбы. В зарослях водоема подстерегают свою добычу хищные рыбы. Все нужны друг другу в водоеме : водоросли – рачкам, рачки – рыбам, рыбы – птицам. Между обитателями водоема устанавливаются тесные связи, и нарушить их нельзя.

Физкультминутки.

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки,

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались.

Ножками топали,

Ручками хлопали,

Влево, вправо наклонялись

И обратно возвращались.

Пять зеленых лягушат

В воду броситься спешат –

Испугались цапли!

А меня они смешат:

Я же этой цапли

Не боюсь не капли!

(А. Барто)

«Где спит рыбка?»

Ночью темень, ночью тишь.

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Лисий след ведет к норе,

След собачий – к конуре,

Белкин след ведет к дуплу,

Мышкин – к дырочке в полу,

Жаль, что в речке на воде

Нет следов твоих нигде.

Только темень, только тишь…

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

(Е. Токмакова)

«Посмотри-ка на бобра»

Посмотри-ка на бобра –

Без пилы, без топора

Валит он в лесу осину,

Строит в заводи плотину.

Зубы крепкие бобра

Поострее топора.

(Н. Костарев)

Загадки.

Глядятся в него молодые рябинки,

Цветные свои примеряя косынки,

Глядятся в него молодые березки,

Свои перед ним поправляя прически,

И месяц, и звезды – все в нем отражается…

Как это зеркало называется?

(Озеро, пруд, река)

Ног нет, а движется, перья есть, а не летает, глаза есть, а не мигает.

(Рыбка)

Драчун и забияка живет в воде, кости на спине – и щука не проглотит.

(Ёрш)

Через море-океан плывет чудо-великан, а ус во рту держит.

(Кит)

Собой тонок, голосом звонок, летит - пищит, сядет - молчит.

(Комар)

Не кузнец, а с клещами, с длинными усами. Когда он черен – куслив и задорен, а лишь покраснеет, так и присмиреет.

(Рак)

В воде родится, а воды боится.

(Стрекоза)

Кругом вода, а с питьем беда.

(Море)

И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу.

(Вода)

Игры.

«Удочка»

Цель: упражнять детей в подпрыгивании (подпрыгивая надо сильно отталкиваться и потянуть ноги, укреплять здоровье детейю

«Напоминающие знаки»

Цель: воспитывать желание делами охранять и беречь воду, соблюдать правила поведения у водоемов.

«Рыбки»

Цель: вызвать у детей стремление выиграть, одержать победу, развитие ловкости.

«Море и ручеек»

Цель: развитие музыкального слуха, положительных эмоций, внимания.

«Ручеек и озера»

Цель: дать представление детям о том, что в природе есть разные источники воды: родники, ручейки, озера – это бесценный дар природы; бег в разных направлениях.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Занятие для детей старшего дошкольного возраста «Мир динозавров»Занятие для детей старшего дошкольного возраста «Мир динозавров» Занятие: «МИР ДИНОЗАВРОВ». Цель: создание условий для развития представлений детей старшего дошкольного возраста об эпохе динозавров.

Конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Мир правил» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 14 «Брусничка» (МБДОУ д/с № 14 «Брусничка») Конспект.

Конспект сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие на загадочный остров» (5–6 лет) Актуальность проведения сюжетно-ролевых игр. Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию.

Проект для старшей группы «Загадочный мир насекомых»Проект для старшей группы «Загадочный мир насекомых» Проект "Загадочный мир насекомых" Участники проекта: Воспитанники старшей группы Воспитатели ДОУ Родители Музыкальный руководитель Актуальность.

Проект по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Удивительный мир живой природы родного края» .

Среднесрочный проект для детей старшего дошкольного возраста «Разноцветный мир» Цель: создать условия для активизации познавательной потребности детей. Задачи: Дидактические: 1. Познакомить детей с историей возникновения.

Проект «Загадочный подводный мир» для средней группы Проект для детей средней группы «ЗАГАДОЧНЫЙ ПОДВОДНЫЙ МИР» Подготовила воспитатель: Столярова Екатерина Валентиновна Вид проекта: краткосрочный,.

«Разноцветный мир детства» — развлечение для детей старшего дошкольного возраста РАЗНОЦВЕТНЫЙ МИР ДЕТСТВА Игровой познавательно-развлекательный квэст для детей дошкольного возраста. Цели и задачи. 1. Формировать у детей.

Викторина для детей старшего дошкольного возраста и родителей «Этот загадочный космос» Цель: Закрепить имеющиеся знания о космосе. Задачи: - систематизировать знания детей о планетах солнечной системы, космонавтах, космической.

Экологический проект для детей старшего дошкольного возраста Тема «Мир под небом голубым» Паспорт проекта Тема проекта: «Мир под небом голубым». Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатель, родители. Тип.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект для детей старшего дошкольного возраста «Загадочный мир водоёмов»
Опубликовано: 25 января 2018 в 14:05
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД