Елена Куличенко
Проект для детей старшего дошкольного возраста «Загадочный мир водоёмов»
▼ Скачать + Заказать документы
«Загадочный вид водоёма»
Цель:
Расширение представлений детей об окружающем мире, о значении воды в жизни человека, животных, растений, развитие экологической культуры.
Задачи:
• сформировать мотивы участия детей в предстоящей деятельности по реализации проекта;
• расширять и обобщать знания детей о водоеме как экологической системе;
Публикация «Проект для детей старшего дошкольного возраста „Загадочный мир водоёмов“» размещена в разделах
• развивать самостоятельность, коммуникативные навыки в ходе реализации проекта;
• воспитывать любознательность, интерес к жизни водоема.
Вид проекта : информационный.
Сроки реализации: 2 недели
Объект: дети старшего дошкольного возраста.
Предмет: процесс формирования представлений о водоемах.
Участники: дети старшей-подготовительной группы, родители, педагоги.
Принципы реализации проекта : интеграция, системность, учёт возрастных особенностей, сезонность, координация деятельности, преемственность с семьёй.
Ожидаемые результаты реализации проекта :
- Вовлечение родителей в образовательные и воспитательные процессы.
- Расширение кругозора (сформированное представление о разных обитателях водоёма).
- Формирование положительной направленности отношения к природе, исследовательской деятельности.
- Ощущения удовлетворённости от совместной деятельности детей, родителей и воспитателей.
Этапы проекта
Первый этап подготовительный:
Цель: разработка проекта, создание организационных условий для положительной реализации проекта.
Второй этап основной:
Цель: создание условий для ознакомления детей с ролью насекомых в экологической системе.
Третий этап заключительный:
Цель: подведение итогов проделанной работы по реализации проекта.
Организация проектной деятельности
1. Обсуждение проблемной ситуации и составление плана действий.
Педагог показывает детям небольшую игрушку и говорит о том, что она появилась из цветка тюльпана, и предлагает догадаться, как ее зовут. Дети вспоминают сказку Г. Х. Андерсена «Дюймовочка». После этого педагог предлагает послушать детям другую историю о Дюймовочке.
«Дюймовочка проснулась, открыла глазки и очень испугалась. Она была одна на большом круглом зеленом листе. Лист плавно покачивался, как будто успокаивая испуганную девочку. Девочка оглянулась – вокруг, как зеркало, блестела вода, в которой отражались облака, бегущие по небу. Невдалеке был берег, и возле него прямо в воде росли какие-то удивительные растения. Вокруг девочки по водной глади плавали листья разной формы и размеров, а также необычайно красивые белые цветы, похожие на лилии, и желтые цветочки, внутри которых виднелся маленький зеленый «кувшинчик».
От них вниз, в глубину, уходили тонкие стебельки. Дюймовочка решила, что она еще спит и ей снится чудесный сон, так как девочка еще никогда не видела, чтобы растения росли в воде. Она хоть и родилась совсем недавно, но знала, что у растений есть корни, которые находятся в земле, добывая из нее питание, влагу и кислород.
- Кто же мне объяснит, где я и что это за растения вокруг меня? – громко спросила девочка. Но вокруг была удивительная тишина, и только иногда слышался негромкий всплеск воды.
Дюймовочка пошла к краю листочка, нагнулась и стала смотреть вниз, желая увидеть корешки растений. В воде она увидела изумрудный подводный лес из водорослей и ракушек. Приглядевшись, она увидела каких-то совершенно незнакомых ей животных – ярких рыб, насекомых, в водорослях промелькнул какой-то зверек, похожий на собачку.
- Где я? Что это за волшебный мир в воде подо мню? Я не знала, что есть растения и животные, которые могут жить и дышать в воде. Кто же мне расскажет о них? Тогда, может быть, я смогла бы с ними подружиться, а они помогли бы мне перебраться на берег, где меня ждут мои друзья-цветы».
Педагог предлагает детям помочь Дюймовочке разобраться, где она оказалась. Дети приходят к выводу, что для этого надо самим побольше узнать о жизни водоема.
2. Практическая деятельность по реализации проекта.
2.1 Познавательно-исследовательская деятельность.
Актуализируются знания детей о водоеме и его обитателях. С этой целью дети рассматривают иллюстрации, модели признаков водных растений и животных. Дети совместно с педагогом решают кроссворды и ребусы на данную тему, рассматривают коллаж.
Дети по своему выбору собирают сведения о растениях и животных водоема, оформляют их в виде книжки самоделки или коллажа. К этой деятельности можно привлечь родителей.
2.2 Коммуникативная деятельность.
Проводятся беседы на темы: «Что растет в водоеме?», «Какие животные живут в водоеме и у водоема?». Дети совместно с педагогом и дома с родителями составляют творческие и описательные рассказы о водных растениях, а также о насекомых, птицах, зверях, обитающих в водоеме или около него.
2.3 Чтение (восприятие) художественной литературы.
Чтение и заучивание стихотворений: В. Степанов «Кувшинка», Ю. Мориц «Кувшинка», С. Ос «Кувшинки», И. Токмакова «Лютик», Л. Муур «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду», А. Барто «Бобры», В. Бредихин «Как бобры всем помогали», И. Соколов-Микитов «Бобры», «Выдры и норки», «Лебеди», П. Комаров «Про выдру», Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок», «Дюймовочка», Л. Пантелеев «Две лягушки», Н. Сладков «Серая цапля».
2.4 Игровая деятельность.
Дидактические игры «Отгадай загадку», «Напоминающие знаки», «Море и ручеек».
2.5 Продуктивная деятельность.
Художественное оформление книжек-самоделок, обрывная аппликация «Золотая рыбка», художественные поделки «Водоем в саду», «Подводный мир озера».
2.6 Двигательная деятельность.
Подвижные игры «Краски и щуки», «Удочка», «Рыбки», «Серая уточка», «Ручейки и озера». Физкультурные минутки «На дне», «Речка» и др.
2.7 Музыкально-художественная деятельность.
«Две лягушки вечерком», «Песня о бобре», «Ерши-малыши», «Песенка про золотую рыбку», «Три желания».
3. Презентация проекта.
Изготовление книги «Мир водоёма».
Методическое сопровождение проекта «Загадочный мир водоёма»
Примерное содержание беседы «Что растет в водоёме?»
Предварительная работа.
Чтение художественной литературы о растениях водоема. Подбор картин и иллюстраций с изображением растений водоема. Задание детям – подготовить дома с родителями небольшой рассказ об одном растении водоема, нарисовать его или создать художественную поделку.
Ход беседы:
Педагог вносит игрушку-Капельку. Капелька предлагает ребятам совершить путешествие в Водное царство, но сначала разобраться, где это царство находится. Вносится глобус или карта мира, педагог с детьми находят на нем океаны, моря, реки и озера. Педагог обобщает: «На Земле существует целое Водное царство – это океаны, моря, реки, озера. Даже обыкновенные ручейки и лужи – это тоже маленькие частицы большого Водного царства. Вода нужна всем живым существам, но есть растения и животные, для которых водоем – это единственный дом. Давайте вместе разберемся, какие же растения живут в водоеме».
Дети называют растения, педагог выкладывает соответствующие изображения на панно. Примерный перечень растений: рогоз, камыш, тростник, стрелолист, кувшинка.
Педагог: Как эти растения приспособились к жизни в воде? Что у них для этого есть? (У всех растений крепкие надежные корни, которыми они прикрепляются ко дну водоема, а стебли и листья этих растений поднимаются под водой).
А какое растение не прикрепляется не прикрепляется ко дну? (ряска). Кто может о нем рассказать? (Рассказывает ребенок, подготовивший дома рассказ об этом растении).
Примерные рассказы детей.
«Кувшинка»
Растение снежным и красивым цветком. У кувшинки длинный крепкий стебель уходит под воду, а корень тоже очень крепкий. Надежно удерживает кувшинку и не дает течению реки ее унести. А еще кувшинка – это растение-часы: утром бутон всплывает на поверхность воды и раскрывается, а вечером и перед дождем закрывается и погружается в воду.
«Ряска»
Ряска похожа на маленькие зеленые лепешки. Они плавают на поверхности воды, а вниз идет длинная ниточка. На конце этой ниточки – колпачок. Это груз, который прижимает ряску к воде и не дает ей перевернуться. От взрослого растения все время отделяются молодые «рясочки». Многие рыбы питаются ряской.
Примерное содержание беседы «Какие животные живут в водоеме и у водоема?»
Предварительная работа.
Чтение художественной литературы о животных водоема. Подбор картин и иллюстраций с их изображениями. Задание детям – подготовить дома с родителями небольшой рассказ об одном животном водоема, нарисовать его или сделать художественную поделку.
Ход беседы:
Педагог предлагает детям вспомнить, каких животных водоема они знают. Дети называют, педагог выкладывает на панно соответствующие изображения (рыбы, моллюски, головастики, жуки-плавунцы, водомерки, бобры, ондатры, раки).
Педагог: Вы назвали так много животных. Но когда подходишь к озеру или реке, никого из животных обычно не видно. Почему? (Животные или плавают, или ползают на дне, или прячутся в водных растениях).
Примерные рассказы детей :
По поверхности воды стремительно бегают водомерки. Они не тонут, потому что очень легкие, их длинные ножки снизу покрыты жиром, поэтому не намокают и водомерки не тонут. Водомерки – хищники, они охотятся на комаров и других мелких насекомых.
Педагог: Кто из животных плавает в толще воды? (Жуки-плавуны, головастики лягушек, разные рыбы).
А кто в водоеме предпочитает жить на дне?
Примерный рассказ:
На дне обитают моллюски, мы их обычно называем ракушками. Их мягкое тело защищено раковиной. Оно состоит из двух створок. Ракушки питаются очень необычно: они всасывают и пропускают через свое тело воду, в которой попадаются водоросли и другие мелкие живые существа. Получается, что ракушки очищают воду, делают ее прозрачной. А еще на дне водоемов живут раки. Они чистят водоемы, питаясь остатками других животных.
Педагог: Ребята, а какие звери приспособились к жизни в воде? (Бобры, выдры, ондатры).
Примерный рассказ:
Бобры селятся по берегам тихих водоемов, вся их жизнь связана с водой. Бобры очень хорошо плавают. На берегу водоема бобер строит свое жилище – хатку, входы в которую скрыты под водой.
Педагог: Жизнь каких птиц связана с водоемами? (Около водоемов живут многие птицы – дикие гуси, утки, лебеди, цапли, журавли, чайки).
Ребята, мы с вами узнали, что жизнь водоема – это загадочный и интересный мир. Он нужен и животным и растениям, и людям. Растения обогащают воду кислородом, которым дышат рыбы. Маленькие рачки и моллюски очищают воду от мути. Водоросли – это корм для рачков и головастиков. В воде мечут икру лягушки, рыбы. В зарослях водоема подстерегают свою добычу хищные рыбы. Все нужны друг другу в водоеме : водоросли – рачкам, рачки – рыбам, рыбы – птицам. Между обитателями водоема устанавливаются тесные связи, и нарушить их нельзя.
Физкультминутки.
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки,
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Влево, вправо наклонялись
И обратно возвращались.
Пять зеленых лягушат
В воду броситься спешат –
Испугались цапли!
А меня они смешат:
Я же этой цапли
Не боюсь не капли!
(А. Барто)
«Где спит рыбка?»
Ночью темень, ночью тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Лисий след ведет к норе,
След собачий – к конуре,
Белкин след ведет к дуплу,
Мышкин – к дырочке в полу,
Жаль, что в речке на воде
Нет следов твоих нигде.
Только темень, только тишь…
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
(Е. Токмакова)
«Посмотри-ка на бобра»
Посмотри-ка на бобра –
Без пилы, без топора
Валит он в лесу осину,
Строит в заводи плотину.
Зубы крепкие бобра
Поострее топора.
(Н. Костарев)
Загадки.
Глядятся в него молодые рябинки,
Цветные свои примеряя косынки,
Глядятся в него молодые березки,
Свои перед ним поправляя прически,
И месяц, и звезды – все в нем отражается…
Как это зеркало называется?
(Озеро, пруд, река)
Ног нет, а движется, перья есть, а не летает, глаза есть, а не мигает.
(Рыбка)
Драчун и забияка живет в воде, кости на спине – и щука не проглотит.
(Ёрш)
Через море-океан плывет чудо-великан, а ус во рту держит.
(Кит)
Собой тонок, голосом звонок, летит - пищит, сядет - молчит.
(Комар)
Не кузнец, а с клещами, с длинными усами. Когда он черен – куслив и задорен, а лишь покраснеет, так и присмиреет.
(Рак)
В воде родится, а воды боится.
(Стрекоза)
Кругом вода, а с питьем беда.
(Море)
И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу.
(Вода)
Игры.
«Удочка»
Цель: упражнять детей в подпрыгивании (подпрыгивая надо сильно отталкиваться и потянуть ноги, укреплять здоровье детейю
«Напоминающие знаки»
Цель: воспитывать желание делами охранять и беречь воду, соблюдать правила поведения у водоемов.
«Рыбки»
Цель: вызвать у детей стремление выиграть, одержать победу, развитие ловкости.
«Море и ручеек»
Цель: развитие музыкального слуха, положительных эмоций, внимания.
«Ручеек и озера»
Цель: дать представление детям о том, что в природе есть разные источники воды: родники, ручейки, озера – это бесценный дар природы; бег в разных направлениях.