Светлана Сурнина
Проект для старшего дошкольного возраста «От лучины до лампочки»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор проекта (Ф. И. О.) воспитатель группы Сурнина С. В.
Руководитель проекта (Ф. И. О.) воспитатель группы Сурнина С. В.
Район, город, представивший проект : город Березники
Адрес организации: улица Веры Бирюковой д. 3
Телефон: 23-22-78
Вид, тип проекта : краткосрочный
Цель, направление деятельности проекта : познакомить детей с прошлым и настоящим осветительных приборов, с процессом их преобразования человеком; развивать и активизировать познавательную деятельность.
Задачи проекта :
Публикация «Проект для старшего дошкольного возраста „От лучины до лампочки“» размещена в разделах
углубить и систематизировать знания детей;
развивать ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира;
познакомить с разными способами освещения;
активизировать словарь детей (лучина, керосиновая лампа, факел, фонарь, свеча).
Место проведения: групповое помещение, музыкальный зал
Сроки проведения: 1 неделя
Количество участников проекта : 20 детей
Возраст детей : старший дошкольный возраст
Форма проведения: совместная, самостоятельная деятельность
Содержание:
Совместная деятельность:
Игра «Построй дорожку из прошлого в настоящее»
Словесно-дидактическая игра «До и после»
Подбор опытов, загадок, стихов (приложение 1)
Открытый просмотр НОД «Путешествие в прошлое лампочки» с просмотром презентации (приложение №2)
Открытие мини-музея «Лампочек и ламп»
Самостоятельная деятельность:
Рассматривание разных видов осветительных приборов
Дидактическая игра «Разложи по порядку»
Дидактическая игра «Расставь по местам»
Экспериментально-исследовательская деятельность
Приложение № 1
ОПЫТЫ
ЧТО В КОРОБКЕ?
ЦЕЛЬ: познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа); показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.
ОСНАЩЕНИЕ: коробка с крышкой, в которой сделана прорезь; фонарик, лампа.
Взрослый предлагает детям узнать, что находится в коробке (неизвестно) и как обнаружить, что в ней (заглянуть в прорезь). Дети смотрят в прорезь и отмечают, что в коробке темнее, чем в комнате. Взрослый спрашивает, что нужно сделать, чтобы в коробке стало светлее (полностью открыть прорезь или открыть крышку, чтобы свет попал в коробку и осветил предметы внутри нее). Взрослый открывает прорезь, и после того как дети убеждаются, что в коробке стало светло, рассказывают о других источниках света – фонарике и лампе, которые по очереди зажигает и ставит внутрь коробки, чтобы дети увидели свет через прорезь. Вместе с детьми сравнивает, в каком случае видно, и делает вывод о значении света.
КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?
ЦЕЛЬ: понять, что источники света могут принадлежать к природному и рукотворному миру.
ОСНАЩЕНИЕ: Иллюстрации пейзажей, событий в разные части суток.
Дети заранее вместе с родителями наблюдают на улице за освещенностью в разные части суток (утро, день, вечер, ночь, за луной. Вспоминают свои наблюдения и сравнивают освещенность солнцем и луной. Взрослый предлагает детям изготовить модель (круговую диаграмму) частей суток: подобрать цвет (объясняя свой выбор степенью белизны бумаги и цвета) и раскрасить сектора или проклеить их цветной бумагой. Дети подбирают иллюстрации (пейзажи и изображения режимных моментов) по каждой части суток.
ВОЛШЕБНЫЕ ЛУЧИ.
ЦЕЛЬ: понять, что освещенность предмета зависит от силы источника и удаленности от него.
ОСНАЩЕНИЕ: свеча, настольная лампа, два фонарика разной мощности.
Взрослый вместе с детьми освещает издалека фонариком картину и предлагает детям определить изображение. Обсуждает, почему плохо видно; что сделать, чтобы разглядеть изображение лучше (приблизить фонарь или заменить его на более сильный). Дети пробуют оба варианта, обсуждают результаты и делают вывод ( освещенность зависит от источника: чем он ближе и сильнее, тем больше света, и наоборот).
СВЕТ ВОКРУГ НАС
ЦЕЛЬ: определить принадлежность источников света к природному и рукотворному миру, назначение, некоторые особенности строения рукотворных источников света.
ОСНАЩЕНИЕ: картинки с изображением источников света (солнце, луна, звезды, месяц, светлячок, костер, лампа, фонарик, несколько предметов, которые не дают света.
Взрослый предлагает детям определить, темно сейчас или светло, и объяснить свой ответ (видим все, что вокруг нас). Выяснить, что светит сейчас (солнце, что может осветить предметы, когда в природе темно (лампа, костер). Затем взрослый предлагает выбрать те картинки, где изображены предметы, дающие свет; разделить их на две группы (рукотворный, природный мир). Продемонстрировать действие лучины, свечи, настольной лампы, фонарика. Сравнить результат (что светит ярче). Разложить в такой же последовательности картинки с их изображением. Рассмотреть особенности строения предложенных предметов, обсудить назначение и особенности их использования.
ПОДБОР СТИХОВ.
САЛЮТ
Смотрит Света сквозь стекло:
На дворе светлым-светло.
Поздний вечер за окном,
А кругом светло, как днем.
Это в небе голубом
В честь Победы пушки бьют.
И звучит над всей страной
Майский праздничный салют.
А. Алексин, С. Баруздин
СВЕЧА И ПОДСВЕЧНИК
Свече Подсвечник говорит:
«Ну что ты все горишь, горишь…
И скоро уж совсем растаешь.
То ль дело я! Себе стою
И не горю, и не дымлю,
И уж, конечно, не растаю.
Ты, милая моя, прости,
Но я твоих друзей,
Как старые перчатки,
Каждый день меняю».
На это умная Свеча
Подсвечнику достойно отвечает:
«Да, я действительно, горю
И постепенно тут же таю,
Но я собою свет дарю,
Уют я в доме создаю,
И этим добрый след я оставляю!
СПИЧКИ
Спички – это не игрушки,
Спички злые, как «зверюшки»,
Когда дети их берут,
И играть с ними идут.
Спички пальчики кусают
И огнем их обжигают.
Дети плачут и страдают
И, конечно же, не знают,
Как огонь тот потушить
И пожар предотвратить.
А пожар – это ужасно!
Очень страшно и опасно!
Он собою все сжигает,
Портит и уничтожает.
Убивает всех вокруг!
И поэтому, мой друг,
Спички в руки не бери,
Жизнь свою побереги!
ВЧЕРА И СЕГОДНЯ
Лампа керосиновая,
Свечка стеариновая,
Коромысло с ведром
И чернильница с пером.
Лампа плакала в углу,
За дровами на полу:
- Я голодная,
Я холодная!
Высыхает мой фитиль.
На стекле густая пыль.
Почему –
Я не пойму –
Не нужна я никому?
А бывало, зажигали
Ранним вечером меня.
В окна бабочки влетали
И кружились у огня.
Я глядела сонным взглядом
Сквозь туманный абажур,
И шумел со мною рядом
Старый медный балагур.
Познакомилась в столовой
Я сегодня с лампой новой.
Говорили, будто в ней
Пятьдесят горит свечей.
Ну и лампа! На смех курам!
Пузырек под абажуром.
В середине пузырька –
Три-четыре волоска.
Говорю я: - Вы откуда,
Непонятная посуда?
Любопытно посмотреть,
Как вы будете гореть.
Пузырек у вас запаян.
Как зажжет его хозяин?
А невежа мне в ответ
Говорит: - Вам дела нет!
Я, конечно, загудела;
- Почему же мне нет дела?
В этом доме десять лет
Я давала людям свет
И ни разу не коптела.
Почему же мне нет дела?
Да при этом,- говорю,-
Я без хитрости горю.
По старинке, по привычке,
Зажигаюсь я от спички,
Вот как свечка или печь.
Ну, а вас нельзя зажечь.
Вы, гражданка, самозванка!
Вы не лампочка, а склянка!
А она мне говорит:
- Глупая вы баба!
Фитилек у вас горит
Чрезвычайно слабо.
Между тем как от меня
Льется свет чудесный,
Потому что я родня
Молнии небесной!
Я – электрическая
Экономическая
Лампа!
Мне не надо керосина.
Мне со станции машина
Шлет по проволоке ток.
Не простой я пузырек!
Если вы соедините
Выключателем две нити,
Зажигается мой свет.
Вам понятно или нет?
Стеариновая свечка
Робко вставила словечко:
- Вы сказали, будто в ней
Пятьдесят горит свечей?
Обманули вас бесстыдно:
Ни одной свечи не видно!
ПОДБОР ЗАГАДОК.
Провела я солнце
За свое оконце,
К потолку повесила,
Стало в доме весело.
(лампочка)
Придет в дом – не выгонишь колом,
Пора придет – сам уйдет.
(солнечный луч)
Летит огненная стрела,
Никто ее не поймает.
(молния)
Вот какой обжора есть:
Все на свете может съесть.
А когда воды попьет –
Обязательно уснет.
(огонь)
Раскаленная стрела дуб свалила у села.
(молния)
Один костер весь мир согревает.
(солнце)
Стоит терем, в тереме горит,
А на тереме труба стоит.
(керосиновая лампа)
Рогатый, а не бодатый.
(месяц)
Стоит столбом, горит огнем:
Ни жару, ни пару, ни угольев.
(Свеча)
Тело бело, душа льняная,
Маковка золотая.
(свеча)
Висит груша – нельзя скушать.
(лампочка)
Светит, сверкает, весь мир согревает.
(солнце)
Что, дотронувшись едва,
Превращает в дым дрова.
(огонь)
К дальним селам, городам,
Кто идет по проводам?
Светлое величество!
Это… (электричество)
В деревянном домике
Проживают гномики.
Уж такие добряки –
Раздают всем огоньки.
(спички)
Дом – стеклянный пузырек,
А живет в нем огонек.
Днем он спит, а как проснется,
Ярким пламенем зажжется.
(фонарь, лампочка)
Приложение №2
Конспект НОД: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ ЛАМПОЧКИ».
Цель: познакомить детей с историей электрической лампочки; вызвать положительный эмоциональный настрой к прошлому этого предмета.
Задачи:
Создать условия для ознакомления детей с достижением человечества – электричеством.
Добиться уточнения знаний детей об источниках света; обеспечить воспроизведение правил безопасного обращения с электроприборами;
Способствовать развитию психических процессов, развитию познавательного интереса, стремления к исследовательской деятельности.
Вызывать чувство уважения и гордости к достижениям человека.
Оборудование: лучина, свеча, керосиновая лампа, электрическая лампочка, спички, различные светильники (или картинки с их изображением).
ХОД
Воспитатель: Вы любите путешествовать? Хотите, мы сегодня отправимся в интересное путешествие? Вам хочется узнать, куда мы отправимся? Для этого вам нужно будет отгадать следующие загадки:
1. Дом – стеклянный пузырек,
А живет в нем огонек.
Днем он спит, а как проснется,
Ярким пламенем зажжется.
2. Висит груша – нельзя скушать.
3. Чудеса на потолке – повисло солнце на шнурке.
4. Висит без дела днем, а ночью освещает дом.
Воспитатель: Молодцы! Вы отгадали все загадки. Ответ один и тот же – электрическая лампочка. Поэтому мы сейчас с вами отправимся в прошлое электрической лампочки. Но сначала закройте глаза, а я произнесу волшебные слова. С их помощью мы с вами окажемся рядом с предметами, которые расскажут о прошлом лампочки. Раз, два, три – мы пришли! Что за предметы на столе? (Дети перечисляют предметы, лежащие на столе)
Воспитатель: Как вы думайте, что общего у этих предметов? (Они зажигаются и делают свет.) Поговорим мы сегодня о том, как человек придумал свет. Но сначала скажите, всегда ли была электрическая лампочка? (Ответы детей)
Воспитатель: Конечно, нет. Как вы думаете, чем древний человек освещал свою пещеру? Древние люди разжигали в пещере очаг, и от него становилось светлее. А как вы думаете, человеку трудно было ходить по улице ночью? (Ответы детей) Почему? (Ничего не видно, темно)
Кто-нибудь знает, что придумали люди, чтобы освещать себе путь ночью? (Фонарики) Они появились позже. А раньше? Раньше люди придумали факелы. Что это такое? (Дети отвечают на вопрос).
Воспитатель: С факелами не только ходили по улице, но и в замке на стене укрепляли, и они освещали помещение. Затем люди придумали лучину. Что это такое? Это просто щепка, заостренная на конце. Обычно лучину делали из березы, она лучше горит. Один конец лучины закрепляли, а другой вверху зажигали. Лучину нужно правильно расположить, чтобы она лучше светила. (Воспитатель зажигает лучину, все наблюдают, как она горит. При этом воспитатель обращает внимание на то, что от лучины света мало, она быстро сгорает и сильно коптит)
Воспитатель: Такое освещение удобно было? (Нет.) Почему?
(Дети отвечают на вопрос)
Прошли годы, и человек придумал более удобный предмет для освещения – свечу. Свечи делали из пчелиного воска, бараньего сала.
(Воспитатель показывает свечу обращает внимание детей на то, что внутри свечи есть фитиль, сделанный из ниток)
Воспитатель: Как вы думаете, чем неудобна свеча? (Ею можно обжечься, от нее может быть пожар, она коптит, дает мало света.) Человек стремился придумать более удобное освещение своего жилья. Люди научились из нефти делать керосин и придумали керосиновые лампы. (Воспитатель показывает детям керосиновую лампу, объясняет принцип ее действия)
Воспитатель: Удобной была керосиновая лампа? (Нет.) Почему?
(Дети отвечают на вопрос)
Прошло много лет. Люди искали новые способы удобного освещения своего жилища. Когда появилось электричество, Александр Ладыгин придумал электрическую лампочку. Она и сейчас освещает наши квартиры. Теперь в наших домах много разных красивых светильников: на потолке висят люстры, на стенах – бра, на столах стоят настольные лампы. Как вы думаете, где мы разместим все эти предметы, где их место в нашей группе (ответы детей)
Воспитатель: С электричеством обращаться надо очень осторожно. Без разрешения взрослых нельзя включать электроприборы, нужно знать правила обращения с ними. Помните: неосторожное обращение приводит к пожарам!
Что вы узнали сегодня? Что вам особенно запомнилось?