Ирина Циглярская
Проект «Дорожная Азбука»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткая аннотация
В настоящее время проблема детского дорожно-транспортного травматизма остается одной из самых актуальных. Статистика дорожно-транспортных происшествий с участием детей угрожающая. Ежегодно на дорогах России гибнут тысячи детей. Каждое десятое дорожно-транспортное происшествие – с участием ребенка.
В сложной ситуации взрослого выручает инстинкт самосохранения, ловкость, быстрота реакции. Дети владеют этим не в полной мере и, оказавшись в критической ситуации, не могут моментально принять правильное решение. У дошкольников отсутствует психологическая реакция на дорожную обстановку. И глядя на взрослых, дети, не оценив в должной степени свои возможности, считая себя сильными, смелыми и ловкими часто оказываются перед остановившейся машиной и бегут дальше через дорогу, не видя машины с правой стороны.
Публикация «Проект „Дорожная Азбука“» размещена в разделах
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2024
Избежать опасности можно, лишь обучая дошкольников правилам дорожного движения с самого раннего детства. От того, насколько хорошо ребенок усвоил правила безопасного поведения на улице и как применяет их в реальной ситуации на дороге, зависит его здоровье. Об этом должны помнить педагоги и родители.
Данный проект направлен на обучение дошкольников всех возрастов правилам дорожного движения, начиная с малышей, начиная развивать интерес к транспорту и заканчивая старшими дошкольниками, у которых необходимо формировать навыки самообразования в рамках ПДД, а также родителей, которым необходимо напомнить о культуре поведения на дороге.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Вид проекта: информационно-творческий, практико-ориентированный
Продолжительность проекта: долгосрочный
Срок реализации проекта: сентябрь 2022 – май 2024
Участники проекта: воспитанники дошкольных групп МБДОУ № 23 «Буратино», педагоги, родители.
Актуальность. Одной из актуальных на сегодняшний день остается тема воспитания у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах города. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно – транспортных происшествий являются именно дети. Это случается именно потому, что они не знают правил дорожного движения, а взрослые занимают безучастную позицию к поведению своих чад на проезжей части и улице, но мало того сами взрослые нарушают правила дорожного движения в присутствии детей.
Уровень детского дорожно-транспортного травматизма в России остается недопустимо высоким.
Официальные данные ГИБДД РФ о ДТП с участием несовершеннолетних представлены на официальном сайте (http://stat.gibdd.ru/). И вот каковы результаты (Таблица 1)
Таблица 1
ДТП и пострадавшие дети в возрасте до 16 лет С участием водителей-водителей механических транспортных средств
ДТП Погибло Ранено ДТП Погибло Ранено
Российская Федерация 9599 327 10484 1025 27 1003
Сибирский Федеральный округ 1347 47 1448 173 5 168
Кемеровская область-Кузбасс 183 7 202 38 1 37
Мысковский городской округ 7 0 10 0 0 0
Понимая необходимость повышения безопасности дорожного движения, в МБДОУ № 23 «Буратино» из года в год проводится целенаправленная работа по предупреждению детского травматизма, направленная на формирование навыков безопасного поведения, социализации в обществе. Итак, новое время - новые эффективные формы деятельности для всех участников образовательного процесса по созданию безопасного пространства. Это и есть отряд юных инспекторов дорожного движения (далее - ЮИД, который будет вести пропаганду по профилактике ДДТТ среди воспитанников и взрослого населения.
С 2022 года наши воспитанники в количестве 10 человек стали отрядом «Друзья юных инспекторов движения» (далее отряд ДЮИД) на основе отбора по итогам анкетирования дошкольников и опроса их родителей.
В связи с этим нами был разработан проект «Дорожная азбука от друзей ДЮИД».
Цель. Вовлечение старших дошкольников в созидательную деятельность, способствующую развитию культуры безопасного поведения на дорогах через познавательно – игровую деятельность.
Задачи:
- развивать организаторские способности и общую культуру личности;
- способствовать социализации личности ребенка через включение его в различные виды социальных отношений в общении, игре, творческой деятельности;
- повышать уровень человеческой культуры через деятельность отряда ДЮИД
- организовывать творческую работу отряда ДЮИД для пропаганды опыта в своем ДОУ и ДОУ города
Новизна: создание отряда ДЮИД предполагает не только структурировать профилактическую работу по ДДТТ с воспитанниками дошкольного образовательного учреждения и их родителями (законными представителями) через современные образовательные технологии, но и позволит дошкольникам приобретённые знания на практике донести до младших, а также привлечь внимание как родителей так и жителей города к культуре безопасного поведения на дорогах.
Предполагаемый результат:
- Сформирован навык принятия собственного решения в нестандартной ситуации.
- Более 90% старших дошкольников имеют устойчивые привычки право послушного и безопасного поведения.
- Более 80% родителей детского коллектива включены в организованную деятельность по ПДД.
Ресурсы:
• Методический: методическая литература, сценарии конкурсов по теме «Моя семья – за безопасность движения», турнир эрудитов по теме «Отличник-пешеход»
• Дидактический: таблицы, плакаты, наборы дорожных знаков.
• Кадровый: Инспектор ГИБДД, воспитатель, специалисты МБДОУ.
• Материально-технический:
диагностические материалы по ПДД, диски с играми по ПДД, кассета с видеофильмом «Улица полна неожиданностей», галстуки, значки ДЮИД.
Механизм реализации проекта:
I этап - Подготовительный:
• сбор информации, материалов для реализации Проекта;
• диагностическое обследование воспитанников;
• подготовка нормативных документов по организации работы.
II этап – Основной:
• реализация плана Проекта
III этап – Заключительный:
• проведение итогового мероприятия;
• итоговое диагностическое обследование воспитанников;
• анализ результатов Проекта;
• обобщение опыта.
План реализации проекта включает работу по трем направлениям:
1 «Изучи сам» - привлечение дошкольников к изучению и практическому применению ПДД;
2 «Научи младших» - привлечение дошкольников к участию в пропаганде знаний среди сверстников и младших дошкольников;
3 «Напомни взрослым» - содействие ГИБДД в проведении профилактической работы по предупреждению ДДТТ.
План мероприятий представлен в приложении 1. План представлен для трех направлений. План целостный и не разбит по месяцам с той целью, что желающие и в дальнейшем работающие коллеги со старшими дошкольниками могут воспользоваться формами работы и использовать по своему усмотрению.
Критерии отслеживания результативности:
1. Уровень культуры поведения дошкольников на улице, дороге, в транспорте.
2. Знание дорожных знаков.
3. Представление о работе светофора (в городе нет светофора).
4. Уровень сформированности представлений о транспортных средствах.
5. Знание правил поведения на железной дороге.
6. Безопасное катание на велосипеде, самокате, роликовых коньках, средства защиты при катании.
Продукт проектной деятельности: видеофильм о работе ДЮИД, дидактический материал по ПДД, видеоролики по профилактике ДДТТ. (Приложение 5)
Презентация: видеоролик, проект представлен на уровне МБДОУ, Maam.ru
В соответствии с ФОП ДО и ФГОС дошкольного образования обучение правилам дорожного движения осуществляется с учетом интеграции образовательных областей и входит в содержание образовательной программы дошкольного образования МБДОУ № 23 «Буратино». Полученные знания дошкольники закрепляют через самостоятельную деятельность в центрах активности группы и совместную деятельность с педагогами, родителями и представителями общественных организаций.
Говорим о результативности
Образование дошкольника на сегодняшний день – это системный и непрерывный процесс, который нуждается в постоянном внимании педагогов и родителей. И в этом процессе не последнее место занимает диагностика, позволяющая взрослому выявить проблемы, затруднения дошкольника. И главной её функцией является выявление причин, затрудняющих продвижение ребёнка на более высокий уровень развития, а не получение конкретных результатов, как явствует из ФГОС ДО. Но вот с точки зрения ПДД здесь можно и оспорить. Ведь для нас важно сохранение здоровья ребёнка в жизненных условиях, а, значит, мы оставляем за собой право на приоритет знаний относительно ПДД. И вот здесь встаёт вопрос о создании условий, отбора определённых методик и технологий развивающего обучения для получения информации о развитии каждого ребёнка, чтобы способствовать развитию свободной личности, способной жить в современном стремительном мире. Без обследования дошкольников, без знаний особенностей развития каждого ребёнка невозможно создать психологически комфортные условия.
Диагностика объективная, непредвзятая помогает определить перспективы развития каждого ребёнка по формированию основ безопасного поведения на улицах и дорогах, при изучении правил дорожного движения. (Инструментарий в Приложении 2)
Задача диагностики - получить более полную достоверную информацию о сформированности представлений у дошкольников о правилах дорожного движения, на основании которой и выявляются сильные и слабые стороны воспитанников, а, значит, дальше разрабатываются формы и способы устранения результатов, т. е. простраиваются индивидуальные маршруты развития - стратегия развития.
На момент промежуточной диагностики (декабрь) – анализа, проводимого в соответствии с годовым календарным графиком, мы имеем следующие результаты по трем направлениям: 1 «Изучи сам» - 75 ;
2 «Научи младших» -45 ;
3 «Напомни взрослым» - 60 .
Категория 1-диагностика проводилась на подготовительном этапе (октябрь 2022); категория 2 – промежуточный результат (декабрь 2023). Заключительную диагностику проведем на завершающем этапе.
Анализируя результаты деятельности (диаграмма, мы наблюдаем положительную динамику повышения уровня знаний у наших по ПДД и применения их в жизни, сформированность устойчивого учебно-познавательного интереса к деятельности отряда ЮИД и пропаганде его культуры безопасного дорожного движения. Увеличение количества участников детей и родителей в профилактических мероприятиях по ДДТТ.
Но самое главное во что мы верим, что среди наших воспитанников нет и не будет участников дорожных происшествий.
Литература
1. Алябьева Е. А. Итоговые дни по лексическим темам [Текст]: Планирование и конспекты / Е. А. Алябьева. – М. : ТЦ Сфера, 2007. - С. 128-140.
2. Гарнышева Т. П. Как научить детей ПДД? Планирование занятий, конспекты, кроссворды [Текст] / Т. П. Гарнышева. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. - С. 32-35.
3. Система оценки качества образовательной работы и индивидуального развития детей к примерной основной образовательной программе «Истоки» [Текст] / Науч. рук. Л. А. Парамонова; Сост. Е. И. Трифонова. – М. : ТЦ Сфера, 2015. – 96 с. (Истоки)
4. Скоролупова О. А. Занятия с детьми дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения» [Текст] / О. А. Скоролупова. - М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2007. - С. 9-15, 32-34
5. Содружество ради жизни [Текст]: Сборник нормативных и методических материалов для работы с детьми и подростками по безопасности дорожного движения / Сост. А. А. Леонгард, Л. И. Купреева. – Кемерово, 2009. – 173 с.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] – М. : Центр педагогического образования, 2014. – 32 с.
Приложение 1
План реализации проекта
Содержание деятельности
«Изучи сам» «Научи младших» «Напомни взрослым»
I этап – Подготовительный сентябрь-декабрь 2022
изучение методической литературы, формулирование целей и задач, определение средств, форм и методов работы;
разработка плана мероприятий по реализации проекта;
разработка критериев и уровневых характеристик оценки эффективности педагогического взаимодействия (диагностики);
подбор наглядно-иллюстративного материала для ознакомления детей с ПДД;
изготовление атрибутов и пособий для проведения образовательной деятельности, сюжетно-ролевых игр, дидактических игр, подвижных игр;
формирование картотек по ПДД: стихотворений, дидактических и подвижных игр, минутки безопасности…;
оформление «Странички безопасности» на сайте МБДОУ
- проведение диагностических мероприятий для выявления интереса и уровня знаний детей по теме проекта
- определение состава команды ДЮИД; выбор командира команды. Посвящение в члены ДЮИД
- оформление в группе уголка по безопасности дорожного движения «Правила дорожные нам всем знать положено» -помощь в сборе наглядно-иллюстрационного материала по теме проекта;
-проведение воспитателями диагностических мероприятий по выяснению сформированности знаний - установление связи с сотрудниками ГИБДД, руководителем команды ДЮИД для проведения встреч, бесед, совместных акций.
- разработка формы для юных помощников инспекторов движения (с родителями)
- отделение ГИБДД составление и утверждение планов совместной работы по профилактике ДДТТ.
- формирование банка данных об уровне родительской компетентности в вопросах ПДД.
- анкетирование «Я и мой ребёнок на улице»
II этап – Основной январь 2023-март 2024
-образовательная деятельность: беседы: «Знаки предупреждающие, запрещающие», «Дорожная азбука», «Первая медицинская помощь»; интегрированная деятельность «Велосипед-мой друг»; «Транспорт на улицах города»;
по познавательному развитию «Путешествие в прошлое светофора»
составление рассказов «Дорога не терпит шалостей», «Истории в транспорте» («фото-кейс»)
- опытно-экспериментальная деятельность «Плохая видимость в условиях тумана» эксперимент с сухой и мокрой дорогой», игра – эксперимент: «Подушка – безопасности», «Что происходит при столкновении двух транспортных средств»
-игровая деятельность: п/игры: «Дорожные знаки и автомобили», «Пешеходы и автомобили», «Светофор»;
дид/и «Четвертый лишний», «Можно - нельзя, правильно - неправильно»
театрализованная игра «Уважайте светофор».
-досуговая деятельность: «Безопасная дорога», викторина «На дороге не зевай-ПДД изучай»; КВН «Знатоки дорожных правил»;
фестиваль подвижных игр «Знающий пешеход»; музыкально-спортивный праздник «Страна дорожных знаков»
-досуги: «Нам на улице не страшно», «Весело шагай-правила изучай»
- чтение стихов «ПДД изучай-на дороге не зевай!»
- игры: дид игра «Безопасный переход», п/и «Берегись автомобиля», «Воробышки и автомобиль»
- выступление команды ДЮИД с театральной постановкой: «Курица по улице с цыплятами идет», «Светофор Светофорыч и все, все, все» по ПДД в младших группах
- подарок малышам «Подари и расскажи про дорожный знак»
- круглый стол «Родители – пример всему.
- составление маршрута «Безопасный путь дошкольника от дома до детского сада» (родители)
-консультация «Аккуратность в гололед на дороге вас спасет» - помощь в изготовлении разноплановых театров по ПДД;
Отделение ГИБДД - предоставление печатных материалов: листовок, памяток по ПДД.
-литературная гостиная «Что можно почитать детям о ПДД».
- памятки: «Советы родителям по обучению детей наблюдательности на улице», «Осторожно на дороге», «Правила перехода через дорогу в туман и дождливую погоду»
-мастер-класс с участием сотрудника ГИБДД «Светофорная наука».
-информационный лист «Ребенок на велосипеде», «Осторожно на дороге», «Правила поведения с ребенком в общественном транспорте»
-акции: «Пристегни самое дорогое», «Засветись», «Велосипедисты, будьте осторожны!», «Листовки – водителям!» «Береги меня, водитель!» (инспектор ГИБДД); «Безопасный переход с Дедом Морозом»
-конкурсы: агитплакатов по безопасности движения «Знаем мы от А до Я правила движения», семейных рисунков и поделок на тему «Правила дорожного движения - наши верные друзья»
III этап – Заключительный март-апрель 2024
- творческий отчет команды ДЮИД о проделанной работе.
- итоговая диагностика
- изготовление лэпбука «Безопасность на дороге»
- создание альбома с творческими работами детей «Дорожная безопасность»
- публикация опыта работы по проекту. - мониторинг по группам
- флешмоб «Добрая дорога детства»
- «Путешествие в Страну дорожных правил вместе с родителями»
- трансляция результатов проекта в фотовыставке для родителей
Приложение 2
Анкета для родителей
1. Знает ли ваш ребенок свой домашний адрес? • Да •Нет
2. Двигаясь с ребенком по улице, всегда ли вы соблюдаете правила дорожного движения? •Да • Нет
3. Когда идете одни по улице, соблюдаете ли вы правила дорожного движения? • Да •Нет
4. Постоянно ли учите ребенка правилам безопасного поведения на улице? •Да •Нет
5.. Ведя ребёнка в детский сад, Вы отпускаете его самостоятельно переходить дорогу?
• Да • Нет • Иногда
6. Знает ли ваш ребенок знаки дорожного движения и может ли рассказать, что они обозначают? • Да •Нет
7. Эффективны ли занятия в детском саду по обучению детей правилам безопасного поведения на улице?
• Да •Нет •Не знаю
8. На Ваш взгляд, с какого возраста нужно обучать детей правилам дорожного движения?
• С 3- 4 лет • С 4 – 5 лет • С 5 – 6 лет • С 6 – 7 лет
9. Что необходимо сделать, чтобы оградить детей от опасности, подстерегающей их на дороге?
Продукт проекта
Инструментарий для диагностики
Критерии:
Высокий уровень - Проявляет интерес к образовательной деятельности, активен на занятиях. Прочные знания об окружающем мире. Использует полученные знания в практической деятельности, навыки по правилам безопасного поведения на дороге сформированы.
Средний уровень - Проявляет интерес к образовательной деятельности по ПДД; иногда принимает активное участие в занятиях, навыки сформированы. Представления об окружающем есть, путается в понятиях.
Допустимый уровень - Между низким и средним: ребёнок проявляет избирательный интерес к образовательной деятельности по ПДД, навыки не сформированы, на занятиях пассивен. Представления об окружающем есть, но они не сформированы как понятия. Нет прочных знаний по ПДД.
Низкий уровень - Не проявляет интерес к образовательной деятельности по ПДД, навыки по ПДД – не сформированы, отказ от выполнения заданий. Представления об окружающем не сформированы.
Примечание: * правильный ответ
Вопросы для тестирования (подготовительная группа)
1. Часть улицы, по которой движутся автотранспортные средства, а также тротуар, обочина, разделительные полосы – это:
- проезжая часть - тротуар - дорога*
2. Часть дороги, предназначенная для движения пешехода:
- перекрёсток - тротуар* - улица
3. Часть города или населённого пункта с дорогой, дорожными знаками, пешеходными переходами, домами и учреждениями, школами и детскими садами – это:
- улица* -тротуар -дорога
4. Часть дороги, предназначенная для движения транспорта – это:
-проезжая часть* -пешеходный переход -тротуар
5. Участок проезжей части, обозначенный зеброй – это:
-перекрёсток -тротуар -пешеходный переход*
6. Место пересечения двух дорог – это:
-проезжая часть -тротуар -перекрёсток*
7. Какие бывают пешеходные переходы? -наземные, надземные, подземные* -водные, надводные, подводные -воздушные, железнодорожные, гужевые
8. Можно ли играть вблизи проезжей части? -нет, это опасно*
-да, если нет автомобилей -иногда, если больше нет места для игры
9. Участниками дорожного движения являются: -дорожные рабочие, регулировщик, пешеходы -водители и пешеходы -пешеходы, водители, пассажиры*
10. Какой сигнал у светофора расположен сверху?
-зелёный -красный* -жёлтый
11. Как правильно называется светофор для пешеходов?
-светофор с человечками -пешеходный* -двуглазый
12. При переходе дороги с родителями: -я всегда держу взрослых за руку* -иду рядом и наблюдаю за транспортом -иду впереди родителей
13. Какой стороны при ходьбе по тротуару надо придерживаться?
- левой -правой* -идти посередине
14. Для чего предназначен тротуар? -для передвижения транспортных средств и пешеходов -для пешеходов* -для транспортных средств
15. Где ты играешь, когда выходишь из дома на прогулку?
-во дворе, в специально отведённом месте, на детской площадке*
-на тротуаре -на проезжей части
16. При перевозке детей в автомобиле, ребёнок должен: -находится в специальном детском удерживающем устройстве* -сидеть у водителя на руках -сидеть на переднем пассажирском сиденье
17. С какого возраста разрешается управлять велосипедом, двигаясь по дороге? -с 7 лет -с 14 лет* -с 10 лет
18. Велосипедистам разрешается: -двигаться по дороге, если рядом есть велосипедная дорожка -двигаться по крайней правой полосе или обочине, если рядом нет велосипедной дорожки*
-ездить не держась за руль хотя бы одной рукой
19. Предупреждающие знаки имеют: -разную форму и разный цвет
-треугольную форму, белый фон и красную окантовку* -квадратную форму, синий фон
20. Знаки приоритета имеют: -круглую форму, зелёный фон
-квадратную форму, синий фон -разную форму и разный цвет*
21. Запрещающие знаки имеют: -разную форму и разный цвет
-круглую форму, красную окантовку* -квадратную форму, синий фон
22. Предписывающие знаки имеют: -прямоугольную форму, синий фон
-круглую форму, с зелёной каймой -круглую форму, синий фон* 23. Знаки сервиса имеют: -прямоугольную форму, синий цвет и чёрные изображения на белом фоне* -треугольную форму, белый фон и красную окантовку -квадратную форму, синий фон
24. Где пешеход должен ожидать маршрутное транспортное средство и такси? -там, где водителю хорошо видно ожидающих пассажиров
-только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии – на тротуаре или обочине* -с краю проезжей части 25. Что должен сделать пешеход при приближении машины с включенным проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом? -продолжать переходить дорогу - остановиться и пропустить транспортное средство* -остановить транспортное средство и узнать, что случилось.