ксения давыдова
Проект «Есть у моря свои законы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Есть у моря свои законы.»
Тип проекта : познавательно-исследовательский, игровой, творческий
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги
По количеству участников: коллективный
Продолжительность: средняя продолжительность
Срок реализации: 1 месяц
Актуальность:
Публикация «Проект „Есть у моря свои законы“» размещена в разделах
В наши дни, когда мир находиться на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет, дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека.
«Природа для нас – кладовая солнца с великими сокровищами… И охранять природу – значит охранять Родину» (М. М. Пришвин).
Будем же изучать родную природу и сами будем у нее учиться! Будем воспитывать экологическую культуру у своих детей, их родителей!
В нашем детском саду осуществляется разнообразная работа по экологическому воспитанию детей. С 2008 г. по 2013г. МДОУ «Детский сад № 117» работал в инновационном режиме по теме «Формирование экологической культуры у дошкольников через проектную деятельность». В процессе инновационной деятельности было разработано и реализовано много проектов, затрагивающих разнообразную экологическую тематику.
Но Экология – это огромная страна со множеством неизведанных тайн и загадок, с разнообразными природными зонами. Так как наша республика находиться далеко от морей и океанов, поэтому мы не имеем возможность «живьем» наблюдать богатый подводный мир флоры и фауны, изучать его законы и правила существования. А из бесед с детьми следует, что они очень мало знают об обитателях морей и океанов и у них существует большой интерес к изучению подводного мира.
Педагогически целесообразной моделью формирования экологической культуры и экологической воспитанности детей я считаю проектный метод, так как он дает ребенку возможность самостоятельно разными способами находить информацию об интересующем объекте или явлении, синтезировать полученные знания, развивает творческие способности и коммуникативные навыки. Именно поэтому для ознакомления детей с удивительной жизнью в морских глубинах, осознания уникальности этого природного объекта и был разработан мною проект «Есть у моря свои законы…».
Проблема (на уровне ребенка) : Рассмотрев глобус, мы с детьми выяснили, что голубого цвета на нем больше всего. А голубой цвет – это моря и океаны. Мы задумались о том, каким богатым, разнообразным и прекрасным должен быть подводный мир на нашей Земле. Но из-за необдуманной деятельности человека и загрязнения воды страдают многие обитатели морских глубин. Возникла проблема: как можно изучить подводный мир, который от нас очень далеко, и что человек может сделать для того, чтобы помочь подводным жителям.
Новизна:
Новизна проекта состоит в том, что выбранная мною тема необычна и довольно сложна для изучения, так как подводный мир с его тайнами и загадками недоступен для обозрения в нашем регионе. Вся работа строится по принципу «заочного» или «дистанционного» обучения. Поэтому при реализации данного проекта большая роль отводится использованию информационно-коммуникативных технологий.
Гипотеза: Я предполагаю, что целенаправленная организация проектной деятельности по теме «Есть у моря свои законы…» с детьми моей группы позволит: сформировать у детей определенные знания и представления о природной экосистеме море; воспитать бережное и гуманное отношение к представителям водного мира; значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем объекте или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности; совершенствовать такие необходимые в жизни качества, как наблюдательность, любознательность, умение делать открытия и удивляться им.
Кроме того, делает образовательную систему открытой для активного участия родителей.
Цель: создать условия для развития у детей старшего дошкольного возраста экологической культуры через реализацию проекта «У моря свои законы…».
Задачи:
• Познакомить детей с природной экосистемой – морем, показать взаимосвязь и взаимодействие всех его объектов, способствовать формированию осознанно-правильного отношения к морю как части природы;
• Формировать систему элементарных научных знаний и представлений об обитателях морской флоры и фауны, доступных пониманию ребенка-дошкольника;
• Знакомить с проблемой загрязнения окружающей среды;
• Развивать умение сравнивать, обобщать и систематизировать, совершенствовать навыки познавательно-исследовательской деятельности;
• Развивать коммуникативные навыки, инициативу и творчество;
• Воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное и заботливое отношение к миру природы;
• Помочь детям освоить элементарные нормы поведения по отношению к природным объектам и явлениям;
• Активизировать совместную деятельность детей и родителей при реализации проекта.
Ожидаемые результаты:
1. Дети имеют определенные знания о морских обитателях: о некоторых особенностях строения тела в связи с их жизнью в воде, способах их передвижения (плавает, ползает, способах маскировки, об уникальности каждого вида, о способах взаимосвязи.
2. Бережно и гуманно относятся к окружающему миру.
3. Умеют предвидеть последствия действий человека по отношению к объектам природы, по возможности охраняют и оказывают помощь.
4. Выполняют элементарные нормы поведения в отношении к природе;
5. Эмоционально реагируют при встрече с прекрасным и пытаются передать свои чувства в доступных видах творчества (рассказах, рисунках, т. д.)
Формы работы по реализации проекта :
-непосредственно образовательная деятельность;
-использование информационно-коммуникативных технологий; создание и просмотр слайдовых презентаций;
-виртуальные экскурсии;
-познавательная деятельность: беседы; лаборатория (опыты, эксперименты);
-дидактические, и сюжетно-ролевые и подвижные игры;
-художественно-творческая деятельность; чтение художественной и познавательной литературы; рассматривание иллюстраций, картин;
-эколого-познавательные праздники, развлечения;
-музыкально-творческая деятельность: слушание музыкальных произведений.
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный.
• Постановка проблемы
• Определение цели, исходя из потребностей детей;
• Разработка плана реализации проекта;
• Создание развивающей среды в группе;
• Сбор и накопление материала по проблеме проекта, создание мультимедийных презентаций;
• Информирование и ознакомление родителей с темой проекта.
2. Основной.
• Постановка перед детьми проблемы
• Привлечение детей к участию в планировании деятельности и реализации намеченного перспективного плана
• Взаимодействие детей и взрослых на пути реализации проекта
3. Итоговый
• Изучение мнения всех участников проекта о работе по его реализации
• Мини-выставка продуктов детской деятельности
• Фотомонтаж
• Составление презентации, сборника рассказов, рисунков «Морские обитатели»
• Создание коллективного макета «Подводный мир»
• Презентация проекта
План реализации проекта :
1. Непосредственно-образовательная деятельность:
Тема: «Загадки морского царя»
Программное содержание: познакомить с необычным хищным морским животным-актинией, с ее внешним видом, особенностями образа жизни, рассказать о «содружестве» хищной актинии с беззащитными маленькими рыбками - клоунами (амфитрионами). Способствовать непринужденному общению детей друг с другом и воспитателем на основе творческой деятельности. Формировать умения отстаивать свою точку зрения, умения делать простейшие выводы и умозаключения, отражать свои впечатления в различных видах деятельности, в том числе и игровой. Воспитывать познавательный интерес к различным видам представителям морской фауны, желание оберегать их. Обогащать словарь (актинии, щупальца).
Тема: «По морям, по волнам»
Программное содержание: Способствовать установлению гармонии с природой посредством изобразительного искусства, поэзии, музыки, пластики. Рассказать о таком явлении, как морская стихия. Познакомить с творчеством художников И. К. Айвазовского, В. И. Кулешова. Обогащать словарь детей (буря, шторм, стихия, марина, художники-маринисты). Познакомить с творчеством композитора Н. А. Римского-Корсакова.
Тема: «Подводное царство»
Программное содержание: Закреплять и расширять знания о морских обитателях. Развивать навыки работы с различными изобразительными материалами (фломастеры, гуашь, акварель, восковые мелки). Учить использовать закрученные полоски бумаги, ткани, макаронные изделия, нитки, яичную скорлупу. Продолжать развивать творческие способности детей.
2. Беседы: «Какие разные моря!», «Морские сокровища»
Цель: Активизировать познавательный интерес к обитателям морских глубин. Закрепить знания детей о разнообразии подводного мира; обогащать речь детей, воспитывать бережное отношение к природе.
3. Игровая деятельность:
Сюжетно-ролевые игры «Путешествие на корабле», «Подводная экспедиция».
Настольные игры: «Остров сокровищ», «Поймай рыбку».
Дидактические игры «Пищевые цепи», «Угадай по описанию».
Подвижные игры «Море волнуется», «Водолазы», «Рыбаки и рыбки».
4. Наблюдения и исследовательская деятельность
Опыт «Как очистить воду»
Цель: познакомить детей с процессами очистки воды разными способами.
Опыт «Плавает или тонет»
Цель: Познакомить детей со свойством воды – плотностью, показать отличие пресной и соленой воды.