Наталья Афонина
Проект «Физкультура с интересом как основа формирования здорового образа жизни дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта
По доминирующей в проекте деятельности : практико-ориентированный.
По содержанию: социально - педагогический.
Участники проекта : дети первой младшей группы, воспитатели группы, родители.
По времени проведения: долгосрочный.
По характеру контактов: в рамках ДОУ.
ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА
Публикация «Проект „Физкультура с интересом как основа формирования здорового образа жизни дошкольников“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа инструкторов по физической культуре
- Спорт, физическое воспитание. Проекты
- Темочки
Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению как самих себя, так и своих детей. «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте» (п. 1 ст. 18 Закона РФ «Об образовании»). Быть здоровым – естественное стремление человека.
На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации, поэтому нет необходимости убеждать кого-либо в актуальности проблемы здоровья детей. На фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления.
Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. В этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Кроме этого, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребёнка с семьёй и воспитателем, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребёнка, но и на членов его семьи.
Главное - помочь детям выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.
Одним из средств, эффективно способствующих формированию здоровья дошкольников и выработке правильных привычек, является специально-организованная досуговая деятельность, которая предполагает объединение взрослых и детей, увлеченных общими интересами, на основе свободного детского выбора. Данная деятельность строится по законам сотрудничества и сотворчества. Различные физкультурные мероприятия способствуют формированию у детей ловкости, выносливости, смелости, умения жить в коллективе, усиливают интерес к физическим упражнениям, двигательной активности, приобщают к спорту и здоровому образу жизни. На досугах, праздниках дети совершенствуют умения и навыки, полученные на занятиях, в интересной и увлекательной форме расширяют кругозор в области спорта. Главная цель спортивных праздников и досугов – удовлетворять природную потребность детей в движении, воспитывать потребность в систематических занятиях физкультурой и спортом, приобщать к здоровому образу жизни.
Отсюда тема проекта : «Физкультура с интересом, как основа формирования здорового образа жизни дошкольников».
АКТУАЛЬНОСТЬ
1. Главной ценностью для человека является его здоровье. Дошкольный возраст в развитии ребёнка - это период, когда закладывается фундамент его здоровья и культуры движения.
2. В настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и в целом физическому развитию детей, как фундаментальной составляющей общечеловеческой культуры.
3. Ещё одной из наиболее актуальной проблемы системы дошкольного образования является слабая материально-техническая база дошкольных учреждений, нехватка спортивного инвентаря, игрового оборудования.
ПРОБЛЕМА - разрешение данных противоречий, теоретическая и практическая значимость их для современного образовательного процесса в дошкольных учреждениях обозначили проблему: поиск эффективных путей укрепления здоровья ребенка и приобщения его к здоровому образу жизни.
ГИПОТЕЗА ПРОЕКТА - Совершенствование двигательной предметно-развивающей среды в сочетании с использованием современных здоровье сберегающих технологий по реализации задач физкультурно-оздоровительного направления будет способствовать развитию двигательной активности, укреплению здоровья, улучшению физического развития детей.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА - создание двигательной предметно-развивающей среды в ДОУ как система условий для физического развития и укрепления здоровья дошкольников с использованием нестандартного оборудования.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :
1. Определить основу создания нестандартного оборудования с учётом материальных возможностей детского сада и творческой способности родителей детей.
2. Внедрение в практику новых подходов к организации и созданию здоровье сберегающей среды обеспечивающей полноценное физическое развитие дошкольников.
3. Создание условий для реализации потребности у детей в двигательной активности с использованием нестандартного оборудования.
4. Развитие у детей интереса к занятиям физической культурой, расширение представлений о разнообразных видах физических упражнений, их оздоровительном значении, развитие и сохранение положительного психоэмоционального состояния у детей.
5. Формирование и совершенствование жизненно необходимых умений и навыков (ходьба, бег, равновесие, метание в цель)
6. Повышение педагогического образования родителей по использованию здоровье сберегающих технологий и нетрадиционного оборудования для развития и оздоровления детей.
Содержание практической деятельности по реализации проекта
Деятельность педагогов
• Внедрение новых форм в работу с детьми по формированию здорового образа жизни дошкольников.
• Создание условий; проведение диагностики; составление медицинских и педагогических рекомендаций.
Организационная деятельность с детьми
• Профилактическая деятельность.
• Физкультурно - оздоровительная деятельность.
• Спортивно-досуговая деятельность.
Взаимодействие с родителями:
• Приобщение родителей к жизни детского сада, сплочение коллектива педагоги-родители - дети через организацию и проведение семинаров - практикумов, культурно - массовых мероприятий, оформление наглядной информации.
План реализации проекта.
1. Утвердить перечень нестандартного оборудования.
2. Определить размещение оборудования в зале.
3. Изготовить необходимое оборудование.
Перечень оборудования.
физкультурное оборудование
1 Комплект разноцветных кеглей больших (6шт.) 1
2 Комплект разноцветных кегль малых (8шт.) 1
3 Шары для боулинга 4
4 Мяч-фитбол 2
5 Мячи резиновые большие 4
6 Мячи разные малые 20
7 Мячи для пинг-понга 10
8 Обручи средние 2
9 Обручи малые 2
10 Флажки разноцветные 40
11 Ленточки разноцветные 40
12 Шарики цветные пластиковые 20
13 Мешочки набивные малые 20
14 Мешочки набивные средние 20
15 Косички цветные 20
16 Кольцеброс 1
17 Кольца 10
18 Мат 1
19 Лошадки упряжки 3
20 Скамейка 10см х 20см х 200см 1
21 Доска 20см х 200см 1
22 Горка большая с лесенкой 1
23 Горка малая с подставкой 1
24 Набор геометрических фигур набивной 1
25 Кубики набивные малые 15
26 Кубики набивные средние 10
27 «Шведская» стенка 1
28 Бревно набивное 1
29 Желоб деревянный для мячей 1
30 Бассейн сухой 1
нестандартное оборудование
Массажер для спины и шеи 15
2 Дорожка «Классики» 1
3 Дорожка для профилактики плоскостопия многофункиональная 1
4 Дорожка для профилактики плоскостопия сборная 1
5 Дорожка массажная 1
6 Дорожка цветная 1
7 Теннисные ракетки 5
8 Гантели цветные 30
9 Массажер для рук 25
10 Массажер для рук и ног 25
11 Бутылочки «Веселая карусель» 15
Вспомогательные средства
1 Контейнер напольный пластиковый для хранения физ. оборудования 2
2 Решетка деревянная настенная для хранения физ. оборудования 2
3 Сетки цветные для хранения физ. оборудования 6
4 Полумаски для игр (в комплекте) 5
5 Бубен большой 1
6 Колокольчик средний 15
7 Картотека «Летние виды спорта» 1
8 Картотека «Спортивные зарядки» 1
9 Картотека «Виды спорта» 1
10 Картотека «Игровые упражнения» 1
11 Картотека «Считалки» 1
12 Картотека «Подвижные игры 1младшая группа» 1
13 Картотека «Потешки 1 младшая группа» 1
14 Картотека «Приветствия младшая группа» 1
15 Картотека «Речь с движением» 1
16 Картотека «Пальчиковые игры» 1
17 Картотека «Упражнений по разным здоровьесберегающим технологиям для дошкольного возраста» 1
18 Картотека «Утренняя гимнастика для малышей» 1
19 Картотека «Гимнастика маленьких волшебников» 1
20 Картотека «Игр по формированию здорового образа жизни» 1
21 Картотека «Комплекс игр с массажным мячом» 1
22 Картотека «Подвижные игры дошкольного возраста» 1
23 Картотека «Комплекс дыхательной гимнастики после сна» 1
24 Картотека «Зимние виды спорта» 1
25 Картотека «Спортивный инвентарь» 1
26 Картотека «Гимнастика пробуждения после сна» 1
27 Картотека «Моя артикуляционная гимнастика» 1
28 Картотека «Прогулки в младшей группе» 1
Основные требования к подбору физкультурного оборудования.
Подбор оборудования определяется программными задачами как физического, так и всестороннего воспитания детей. Согласно приказу Минобрнауки РФ №2151 от 20. 07 2011года пункт 3.2.8. «Материалы и оборудование для ходьбы, бега и равновесия; для прыжков; для катания, бросания и ловли; для ползания и лазания; для общеразвивающих упражнений». Одним из важных требований к отбору оборудования является обеспечение безопасности детей при его использовании. Каждое оборудование должно быть устойчивое и прочное. Материалы, из которых изготовлено оборудование, должны отвечать гигиеническим требованиям, быть экологически чистыми и прочными. Разнообразие форм, цвета физкультурного оборудования должно способствовать воспитанию художественного вкуса у детей.
содержание проектной деятельности
Этапы и сроки реализации:
I этап – подготовительный,
II этап – практический,
III этап – заключительный.
I Этап – подготовительный (Июнь)
Этап включает реализацию следующих направлений деятельности дошкольного учреждения :
-разработку нормативно правовых документов по реализации проекта,
-изучение документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов;
II ЭТАП – ПРАКТИЧЕСКИЙ (Июль-Май)
-Внедрение развивающих технологий проекта в воспитательно-образовательный процесс ДОУ,
-внедрение разнообразных форм дифференцированной и индивидуальной работы для развития ребёнка дошкольного возраста.
III этап – заключительный (Май-Июнь)
-Проведение открытого мероприятия с родителями с использованием
многофункционального пособия.
- Оформление фото - альбома «Нестандартное оборудование и его использование»
Технологии сохранения и стимулирования здоровья
-«Бодрящая гимнастика». После сна в группе каждый день. Комплекс, состоящий из подвижных игр, игровых упражнений, основных движений.
-Подвижные и спортивные игры. Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в группе со средней степенью подвижности, ежедневно. Игры подбираются в соответствии с программой по возрасту детей.
-Дорожки здоровья. После сна вся группа ежедневно.
-На физкультурном занятии. Обучение правильной ходьбе, формирование правильной походки.
-Дыхательная гимнастика. В разных формах физкультурно-оздоровительной работы, Проветривание помещения и обязательная гигиена полости носа перед проведением процедур.
-Физкультурные занятия 3 раза в неделю в музыкальном зале, в группе, на улице. Занятия проводятся в соответствии с программой.
-Утренняя гимнастика. Ежедневно, в музыкальном зале, в группе, в летнее время на улице. Комплексы подбираются в соответствии с возрастными особенностями детей.
-Точечный самомассаж. Сеансы или в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Проводится по специальной методике, показан детям с частыми ОРЗ. Используется наглядность.
-Физкультурные досуги праздники. Один раз в квартал в музыкальном зале, в группе, на прогулке. Эффективная форма активного отдыха. Развивает физические качества, формирует социально-эмоциональное развитие.
Используемая литература:
1. Рунова М. Радость в движении. М. Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004
2. Рунова М. А. Движение день за днём. М. Линка-Пресс, 2007
3. Харченко Т. Е. Утренняя гимнастика в детском саду. Издательство «Мозаика-Синтез» 2008
4. Шебеко В. Н. Физкультурные праздники в детском саду. Москва, Просвещение 2000
5. Ефименко Н. Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста. М. Линка-Пресс, 2000
6. Прищепа С. С. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет. М. творческий Центр, 2009
7. Журнал «Воспитатель ДОУ» № 5/ 2008.
8. Журналы «Инструктор по физкультуре»№ 1 /2009, № 3/2009. № 4/2009
9. Журнал «Дошкольная педагогика» № 1( 580, 2008
10. Журналы «Дошкольное воспитание» № 8/2003, № 12/2003, № 1/2004,
№ 3/2004, № 8/2004, № 12/2004, № 5/2007
11. Журналы «Управление ДОУ» №1/2006, № 7/2007
12. Рунова М. А. «Двигательная активность ребёнка в Детском саду» М 2006
13. Яковлева Л. Е., Юдина Р. А. «Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет». М 2003
14. Пензулаева Л. И «Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста» М 2006.