Наталья Голдобина
Проект «Глиняная игрушка Белогорья»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ «Глиняная игрушка Белогорья»
Актуальность
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. В основе этого сложного педагогического процесса лежит развитие чувств, возвращение к фундаментальным ценностям фольклорной культуры, творимой народом в процессе жизнеустройства и созидательного труда. Одним из наиболее доступных для освоения дошкольниками видов народной культуры является декоративно-прикладное искусство и в первую очередь - народная игрушка.
Публикация «Проект „Глиняная игрушка Белогорья“» размещена в разделах
Белгородчина славится народными мастерами прошлого и настоящего. Старооскольская глиняная игрушка рассказывает об особенностях народного творчества края. Изучая глиняную народную игрушку, можно понять, как тесно ее создатели были связаны с землей, природой, деревенским трудом, как лепные и раскрашенные фигурки использовались не для игры, а для украшения интерьера. Наша задача - сохранить в памяти древние истоки местных традиций гончарства, донести искусство малых пластических форм с декоративной росписью до детей дошкольного возраста.
Цель проекта :
- Формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к культуре и традициям.
Задачи проекта :
- Познакомить детей со старооскольской глиняной игрушкой и ее мастерами;
-исследовать историю возникновения промысла глиняной игрушки Староосколья;
- показать характерные особенности старооскольской глиняной игрушки, учить лепить старооскольскую глиняную игрушку;
- воспитать у дошкольников бережное отношение к традициям старооскольских мастеров Белгородской области, любовь к родному краю.
Вид проекта : творческо-информационный, групповой, краткосрочный
Продолжительность проекта : 13.03. 2017 года – 24.03.2017 года
Участники проекта : воспитатели, родители, дети средней группы
Предполагаемый результат:
Дети:
-интерес детей к старооскольской глиняной игрушке;
-проявление самостоятельности и творческой активности детей;
-патриотические чувства к истории, культуре родного края;
-развитие связной речи, обогащение словаря;
-бережное отношение к традициям старооскольских мастеров Белгородской области, любовь к родному краю.
Воспитатели:
-практический материал по теме проекта
Родители:
-повышение интереса к работе ДОУ;
-активное участие в выставках, приобретении и оформлении материала по теме проекта.
Продукт проектной деятельности : рисунки и поделки из пластилина на тему «Старооскольская игрушка», выставка совместных творческих работ детей и родителей «Старооскольский сувенир», альбом «Старооскольская глиняная игрушка», иллюстрации и фотографии игрушек, дидактические игры: «Назови игрушку», «Раскрась игрушку», «Придумай узор», презентация «Старооскольская глиняная игрушка», подбор электронного материала
Этапы проекта :
1-й — подготовительный:
-постановка цели и задач, определение направлений;
- изучение методической литературы;
-подбор краеведческой литературы;
-составление перспективного плана;
-разработка конспектов занятий;
-создание развивающей среды;
-подбор игр и оборудования
2-й — основной:
Совместная деятельность педагогов и детей и самостоятельная деятельность детей с учетом интеграции образовательных областей
Интегративные области Виды детской деятельности
Познавательное развитие - Беседы «Народные промыслы Белогорья», «Старооскольские умельцы», «История возникновения старооскольской глиняной игрушки»
-познавательно - исследовательская деятельность «Волшебная глина»
-рассматривание иллюстраций, фотографий, коллекции игрушек
-дидактическая игра «Назови игрушку»
Социально-коммуникативное развитие -Дидактические игры «Раскрась игрушку», «Придумай узор»
-сюжетно-ролевая игра «Детский сад»
Речевое развитие -Чтение потешек, пестушек, песенок и небылиц Белгородского края;
-заучивание потешек, песенок и пестушек
Художественно-эстетическое развитие -Изобразительная деятельность (рисование, лепка) на тему «Птица», «Конь», «Медведь»
-просмотр презентации «Старооскольская игрушка»
- -раскашивание раскрасок
Физическое развитие -Разучивание белгородских народных подвижные игр «Тетерка», «Зайчик», «Нарву я орешки»
Взаимодействие с родителями -Изготовление альбома «Старооскольская глиняная игрушка»
-семейное чтение произведений писателей и поэтов Белгородской области
-рекомендации для родителей «Посещение музея старооскольской игрушки»
-выставка совместных творческих работ детей и родителей «Старооскольский сувенир»
3-й — обобщающий (заключительный) :
обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов
- у детей сформировался интерес к старооскольской глиняной игрушке;
-дети познакомились с мастерами лепки старооскольской глиняной игрушки Натальей Михайловной и Ольгой Михайловной Гончаровыми;
-расширили свой кругозор и словарный запас;
-расширили знания о свойствах и особенностях глины;
-итоговое мероприятие «Старооскольская глиняная игрушка», участниками которого стали дети средней группы, воспитатели;
-к проекту были привлечены родители
Рефлексия проектной деятельности.
Работа в рамках проекта получилась интересной, увлекательной, познавательной. Позволила раздвинуть горизонт каждого ребенка, создать для него более широкие общественные контакты, чем это возможно при традиционных формах занятий.
В реализации проектной деятельности дети научились:
- видеть проблемы;
- задавать вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определения понятиям;
- наблюдать;
- доказывать и защищать свои идеи.
В ходе реализации проекта дети решали поставленные задачи в комфортном для них темпе, выбирали партнеров для самостоятельной и групповой деятельности.
Литература
Проектная деятельность старших дошкольников (авт. -сост. В. Н. Журавлёва, -Волгоград: ,2009.-202с.)
Сайт «социальная сеть работников образования».