Папки-передвижки

Конспект НОД по ФКЦМ  (ознакомление с социальным окружением) «В казачьей избе» в старшей группе «Глиняная посуда»

Елизавета Сердитых
Конспект НОД по ФКЦМ  (ознакомление с социальным окружением) «В казачьей избе» в старшей группе «Глиняная посуда»

Конспект НОД по ФКЦМ  (ознакомление с социальным окружением

Целевой ориентир: прививать любовь к малой Родине.

Приоритетная образовательная область: познавательное развитие в интеграции образовательных областей: «художественно-эстетическое развитие», «речевое развитие»

Технологии, методы, приё мы: личностно-ориентированные технологии: коммуникативное общение; технология обеспечения эмоционального благополучия ребёнка.

Задачи:

Познакомить детей с бытом Кубанских казаков;

Публикация «Конспект НОД по ФКЦМ  (ознакомление с социальным окружением) „В казачьей избе“ в старшей группе „Глиняная посуда“» размещена в разделах

Познакомить детей с процессом изготовления глиняной посуды;

• Развивать познавательный интерес к истории своего народа;

• Воспитывать патриотические чувства и любовь к родному краю; бережное отношение к музейным экспонатам.

Оборудование:

• мультимедиа-проектор, ноутбук, экран;

• макет кубанское подворье;

• презентация «Глиняная посуда»;

глиняная посуда.

Ход НОД:

(Занятие проводиться в кубанском уголке или мини-музее)

Казачка : - Здравствуйте, гости дорогие! Проходите-проходите. Я рада снова вас увидеть и встретить хлебом-солью.

- Издавна так повелось, что главный запах Кубани - душистый кубанский хлеб. Кубанцы встречают гостей хлебом - солью. Хлеб - соль - символы гостеприимства и радушия.

- Соль, по мнению предков, защищает от злых сил и духов. Если человек угостился хлебом и солью, значит, он не замышляет зла. (Казачка приглашает детей сесть на лавки возле печки)

- В каждом доме в малой хате находились печь. Печь топили, готовили на ней еду, спали старики и дети. В старой казачьей пословице говорится "Печь - царица в доме". Она являлась домашним очагом и воплощала идею благополучия в доме, семейного тепла; длинные деревянные лавки, на которых можно было не только сидеть, но и спать, по середине стоял деревянный стол. Стол являлся одним из самых традиционных и почитаемых предметов в доме у казака. "Стол- то же, что в алтаре престол" (алтарь - восточная возвышенная часть христианского храма; престол - высокий стол, стоящий посредине церковного алтаря, а потому и сидеть за столом и вести себя нужно так, как в церкви. Стол немыслим без хлеба - как пищи, как символа благополучия.

- Но чтобы приготовить еду, угостить гостей или испечь хлеб, необходимо иметь набор посуды.

- В каждом доме была "горка" - посудный шкаф, где хозяйка с гордостью выставляла наиболее ценную и красивую посуду. Первая посуда была из глины и дерева. Она была праздничная и будничная. Праздничная посуда могла быть из стекла или глиняная посуда украшенная керамикой. А как же её изготавливали? Я вам расскажу и покажу.

Физминутка. «Привезли мы глину с дальнего бугра».

Привезли мы глину с дальнего бугра.

(едут на «лошадке», руки вперед, сжаты в кулачки, энергично сгибаем в локтях)

Ну - ка за работу чудо мастера!

(руки на пояс, наклоны влево – вправо)

Вылеплю горшочек, хорошенько сглажу,

(показываем пальцами рук, ладошками «сглаживаем»)

Высушу, узором я его украшу.

(дуем, воображаемая кисточка, рисуем)

Кринки и кувшины, плошки и чашки

(показываем ладошкой правой вправо, затем левой влево, с наклоном туловища)

В жаркой печке обретут яркие рубашки.

(показать руками «рубашки», руки на пояс)

- Как назвали людей изготавливающих глиняную посуду? (Людей, которые делали глиняную посуду, называли – гончары.) В какое время года занимались её изготовлением и почему?

-Чаще всего занимались изготовлением глиняной посуды поздней осенью или зимой. Закончены работы в поле, собран урожай в огороде. Нужно было подготовить глину, ее брали недалеко от большой дороги у деревни. Привозили домой на лошади.

- Расстилали, сотканный собственными руками половик – холст ткани изо льна. На нем нужно было месить глину, топтали ее прямо ногами. Когда глина готова. Брали специальную скамью с колышком, ставили на колышек гончарный круг, раскручивали его и из куска глины вытягивали плошку, кринку…

- Когда кринка готова кладут ее на полку, чтобы высохла. Затем на печь, на печи сушат дольше. Смазывают внутри тряпочкой мазью (автолом или дегтем)

- Окатывают внутри свинцовым порошком. Расплавится свинец на печке, станет, как вода, забулькает, но нужно еще ждать, чтобы перегорел, получится порошок. Этим порошком внутри и окатывают тонким слоем. Затем предстояла самая сложная процедура – лудить горшки, обжигать.

Для этого были специальные печки – Лудильницы. Их делали на окраине деревни или в конце огорода. Эти печки были тоже из глины.

- Прикрывали черенками от старой посуды, чтобы выходила влага, когда посуда накалиться. Затопляли печь самыми лучшими дровами, самыми жаркими дровами, Ими печь накаливали так, что посуда становилась с бела. Печь 3-4 часа топили хорошими дровами. Утром доставали посуду из печи, черенки, которые прикрывали печь, рядом складывали и доставали остывшую посуду, печь прикрывали листом железа, чтобы не намокла. Иногда украшали посуду, посередине кринки, плошки – окалой. Это раскаленная медь, ее капали по кругу. Затем готовые горшки везли в на рынок, или в соседние деревни и продавали.

- Гончары изготавливали посуду различных форм и размеров. У каждой было своё предназначение, и форма изделия специально подбиралась.

- Кубышка – широкий сосуд с круглым туловом и узкой горловиной служил для хранения масла. В братине – подавали еду к столу. В опарнице ставили подходить тесто. В корчаге кипятили воду, ставили бродить квас. В крынке (глэчике) – хранили молоко, сливочное масло, сметану. Макитра – большой широкий горшок, предназначался для солений, варенья, для теста. В кувшине подавали напитки к столу. В миске (тарелке) – подавали еду и ели из неё.

- Сегодня я вам предлагаю создать посуду самим. Рассаживайтесь за столы, берите в руки пластилин, разомните его, а пока разминаете, подумайте, какую бы вы посуду хотели вылепить. Подумали? Приступайте к изготовлению казачьей посуды, а затем разместите ее на выставке. (Дети лепят посуду под казачью музыку)

Прикреплённые файлы:

glinjanaja-posuda_s0tjk.pptx | 2230,14 Кб
 
Публикации по теме:

Конспект НОД «Создаем книгу настроений» Тема: Создаем книгу настроений Цель: Активизация и обогащение эмоционального-чувственного опыта детей, развитие эмпатийного поведения. Материалы:.

Конспект НОД ознакомление с предметным и социальным окружением «Папа, мама, я — семья» Конспект НОД ознакомление с предметным и социальным окружением "Папа, мама, я - семья" Задачи: Формировать первоначальные представления.

Конспект НОД по ФКЦМ — ознакомление с социальным окружением «В казачьей избе» во второй младшей группе Целевой ориентир: прививать любовь к малой Родине. Приоритетная образовательная область: познавательное развитие в интеграции образовательных.

Конспект по лепке «Плошка, макитра. Глиняная посуда» (региональный компонент) Целевой ориентир: ребенок знаком с предметами посуды кубанских казаков, умеет лепить некоторые виды посуды (плошки и макитры, работает.

НОД по ознакомлению с предметным и социальным окружением в подготовительной группе «Книга — наш друг»НОД по ознакомлению с предметным и социальным окружением в подготовительной группе «Книга — наш друг» "Книга- самый лучший друг" Цель: Дать детям представление о книгах, библиотеке, о правилах обращения с книгой,правилами для читателей. Воспитывать.

НОД по ознакомлению с предметным и социальным окружением в средней группе «Без труда не выловишь и рыбку из пруда». Цель: учить детей групптровать предметы по назначению; воспитывать желание помогать взрослым и друг другу. Оборудование: картинки с изображением.

Организованно-образовательная деятельность по познавательному развитию (ознакомление с социальным миром) в старшей группе Тема: «Герб, флаг России и Белгородской области». Программное содержание: Познавательное развитие: • Закрепить знания о государственных.

Ознакомление с предметным окружением и социальным миром ННОД: «Такие разные колокола». Автор-составитель: Чухутова С. Б. Образовательные области: Социально-коммуникативная, художественно-эстетическая, речевая, познавательная,.

Перспективное планирование «Ознакомление с природой, с предметным и социальным окружением» (6–7 лет) (Февраль-май) Февраль. 1. Наша армия. Дать представление о воинах, которые охраняют нашу Родину; уточнить понятие «защитники Отечества». Познакомить с.

Перспективное планирование (ознакомление с предметным и социальным окружением) (средняя группа) Образовательная деятельность «Ознакомление с предметным и социальным окружением» № Тема Программное содержание Методическая литература.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по ФКЦМ  (ознакомление с социальным окружением) «В казачьей избе» в старшей группе «Глиняная посуда»
Опубликовано: 14 января 2017 в 19:13
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД