МААМ-картинки

Проект Игра Жипто в образовательно-развивающей деятельности

Анна Алексеева
Проект Игра Жипто в образовательно-развивающей деятельности

Проект

Игра ЖИПТО в образовательно-развивающей деятельности

• Форма проекта: совместная деятельность

• Тип проекта: интеллектуальная

• Состав участников: педагоги, воспитанники, родители (законные представители)

• Продолжительность: долгосрочный

Автор проекта: воспитатель Алексеева Анна Егоровна

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА

Публикация «Проект Игра Жипто в образовательно-развивающей деятельности» размещена в разделах

Актуальность. Динамическая интеллектуальная игра преследования «Сонор» - ЖИПТО является многогранной игрой, одной из способствующих постоянному поддержанию и дальнейшему всестороннему развитию детей дошкольного возраста, которая отвечает всем требованиям ФГОС дошкольного образования и дает возможность расширения горизонта образовательных возможностей дошкольников.

Постановка проблемы. Однако в нашем детском саду игра ДИП «Сонор» - ЖИПТО не была внедрена, что не лучшим образом сказывалось на развитие интеллектуальных, познавательных способностей дошкольников в образовательно-развивающей деятельности.

Пути решения проблемы. В данном проекте, во – первых, были изучены психологические и педагогические концепции развития интеллекта дошкольников; во – вторых, изложены теоретические основания интеллектуальной игры «ЖИПТО», в – третьих, перечислены интегрированное использование ЖИПТО и формы работы с детьми, педагогами, родителями; в – четвертых, описаны дидактические материалы и варианты игры ЖИПТО, а также приведен анализ качественных и количественных результатов.

Результаты. Промежуточный итог проведенных работ показал, что в ходе двухлетней работы уровень развитие интеллектуальных, познавательных способностей дошкольников в образовательно-развивающей деятельности дошкольников значительно улучшился, что подтверждает эффективность предлагаемого проекта.

Вывод. Результаты проведенных работ, несомненно, расширяют горизонты образовательных возможностей дошкольников.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Анализ внешней ситуации. У современного ребенка повышенная потребность к восприятию информации заставляет его постоянно искать возможности ее удовлетворения. Это объясняет тот факт, что уже с рождения они любят смотреть телевизор, играют на компьютере, умеют пользоваться любыми гаджетами. Также, наблюдается поляризация детей по уровню умственного и познавательного развития, сформированности познавательных интересов и инициативы; наряду с ростом удельного веса группы одаренных и способных детей все большее число ребят попадают в категорию группы риска - детей «интеллектуально пассивных», «часто болеющих»; повышенная уязвимость детей группы риска требует совершенствования образовательного процесса с учетом необходимости социальной и психолого-педагогической компенсации трудностей развития.

Анализ внутренней ситуации. Такая ситуация проявляется повсеместно, и в нашем детском саду не исключение. Для совершенствования образовательного процесса необходимо тесное сотрудничество и взаимодействие коллектива ДОУ с родителями воспитанников и расширения горизонта образовательных возможностей дошкольников через динамическую интеллектуальную игру преследования «Сонор» - ЖИПТО. Она является многогранной игрой, одной из способствующих всестороннему развитию детей дошкольного возраста, которая отвечает всем требованиям ФГОС дошкольного образования.

Следовательно, в соответствии с требованием ФГОС дошкольного образования, для всестороннего развития воспитанников, включение в образовательно - воспитательный процесс игры "ЖИПТО" будет способствовать постоянному поддержанию и дальнейшему развитию способностей в образовательно-развивающей деятельности дошкольника, с учетом их психофизических и возрастных особенностей.

Таким образом, актуальным является разработка и реализация проекта "Игра ЖИПТО в образовательно-развивающей деятельности".

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цель проекта: внедрить игру ДИП «Сонор» - ЖИПТО в образовательно-развивающей деятельности в детском саду.

Задачи:

1. Изучить психологические и педагогические концепции развития интеллекта дошкольников;

2. Изложить теоретические основания интеллектуальной игры «ЖИПТО»;

3. Перечислить интегрированное использование ЖИПТО и формы работы с детьми, педагогами, родителями;

4. Описать дидактические материалы, оборудование и варианты игры ЖИПТО;

5. Участие дошкольников в турнирах, выставках улусного, республиканского уровня;

6. Дальнейшее развитие игры ЖИПТО.

СТРАТЕГИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ

Психологическая концепция.

Развитие интеллекта, - это путь к гармоничному воспитанию, развитию личности с богатым внутренним миром и отменным уровнем физической подготовки. Особенности развития интеллекта дошкольников рассматривались многими выдающимися психологами (Б. М. Теплов, Б. М. Величковский, Н. Н. Моисеев и др.). Интеллектуальное развитие дошкольников - это первый этап важной и ответственной работы, которое обеспечивает способность ребенка в дальнейшем успешно обучаться, быстро и легко схватывал полученную информацию, запоминал тот или иной материал. Умственное развитие дошкольников наряду с физическим совершенством, обеспечивают воспитание гармоничной личности.

Педагогическая концепция.

Игры как предмет исследования и объект практического использования рассматривались многими выдающимися педагогами (О. Декроли, М. Монтессори, Е. А. Покровским, К. Д. Ушинским, О. Френе и др.). Учитывая тот факт, что игра – ведущий вид деятельности дошкольников, интеллектуальные способности у ребенка следует развивать в игре. Отличный способ продолжать образование и развитие – это различные игры, такие, что заставляют думать, напрягать память, запоминать, сопоставлять и немного анализировать. Тогда они развиваются гораздо лучше и закрепляются прочнее, легко и ненавязчиво.

Теоретические основания.

Одной из «умных» игр является интеллектуальная игра «ЖИПТО», его прародитель - динамическая игра преследования «Сонор». Многогранность этой игры поражает. «ЖИПТО» становится не только якутской национальной интеллектуальной игрой, она уже давно стала популярной и за рубежом в других странах как «стимулятор художественного, литературного, математического и педагогического творчества, декоративная игра, практически произведение искусства». Она имеет около 2500 различных версий в мире. Автором игры является доктор физико-математических наук профессор Г. В. Томский. Он придумал ее в 1988 году.

Игра «ЖИПТО», кроме всего вышеперечисленного, развивает у детей речевую активность, умение мыслить, самостоятельно ставить перед собой определенные цели. Определять пути и способы их достижения и добиваться определенного результата, глубже знакомиться с бытом, фольклором и искусством своего народа.

Интегрированное использование ЖИПТО.

ЖИПТО — речевое развитие (звуковая культура речи, обогащение словарного состава речи, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи, культуры речи, культура общения, коррекционная работа).

ЖИПТО — познавательное развитие (состав чисел, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени, геометрические фигуры, порядковый и обратный счет, сложение и вычитание, логическое развитие).

ЖИПТО — фольклор (якутские и другие народные сказки, загадки, скороговорки, стихи, потешки, прибаутки, олонхо).

ЖИПТО — художественно-эстетическое развитие (рисование, аппликация, вырезание, лепка, конструирование; песенное, танцевальное, театральное творчество, ритмика, инсценировка по ролям).

ЖИПТО — физическое развитие (подвижная игра, основные виды движений; мелкая и крупная моторика, представления о ЗОЖ, о правильном питании, знание о своем организме).

ЖИПТО — социально – коммуникативное развитие (приобщение к нормам общественной жизни, приучение культуре поведения, традиция своего народа).

Формы работы.

Традиционные и нетрадиционные варианты напольных игр, упрощенная версия «ЖИПТОИД», игры подвижной и настольной версий, игры — соревнования, беседы, турниры, мастер – классы, семинары – практикумы, разучивание стихотворений, текстов, инсценировка, театрализованная постановка.

Работы с детьми.

• Изготовление фишек и полей для настольной версии.

• Дополнительное образование «Сонор» один раз в неделю.

• Еженедельная индивидуальная работа.

• Диагностика по программе К. С. Садовниковой для детей 5-7 лет осуществляется 2 раза в год: сентябрь — май.

• Игры в режимных моментах по желанию и выбору детей.

• Соревнования – турниры, между детьми и родителями, воспитанниками и воспитателями.

• Внутрисадовские, кустовые турниры между воспитанниками.

• Участие в муниципальном этапе республиканского фестиваля «Интеллектуальное будущее Якутии - 2018», посвященного к году ЖИПТО.

Работа с педагогами.

• Подбор методической литературы по данной игре.

• Самообразование.

• Изготовление поля и атрибутов для игры ЖИПТОИД, ЖИПТО.

• Консультации

• Оформление развивающей среды в группе.

• Участие в улусных, региональных, республиканских семинарах, конкурсах, мероприятиях.

• Подготовка и проведение мастер – классов для родителей.

• Распространение опыта работ в улусном, региональном, республиканском уровнях.

Работа с родителями.

• Выступление на родительских собраниях

• Семинар – практикум «Обучение ДИП «Сонор» - ЖИПТО».

• Мастер – классы по версиям.

• Совместное изготовление атрибутов к играм.

• «Наши результаты» (сентябрь, май).

• Турниры «Сонор» настольная и подвижная версии вместе с родителями.

• Индивидуальные беседы, консультации в течение года.

Дидактические материалы, оборудование и варианты игры ЖИПТО

Правила игры настольного варианта ЖИПТО:

Игра проходит на прямоугольной плоской доске шириной 30 см и длиной 42 см. Игровое поле расчерчивается тремя горизонтальными линиями: первая линия находится на расстоянии 9 см от верхнего края поля; вторая линия расположена в 9см от первой; третья линия отстоит от второй на 20 см. В игре участвуют 8 фишек: две фишки «преследователя» (фигурки диаметром 2см) и шесть фишек «убегающего» (фигурки диаметром 4 см). Фишки могут быть сделаны из пластмассы, глины, дерева, кости и других материалов.

Ход игрока. Шагом игрока называется перемещение фишки на расстояние, ровное ее диаметру. Шаг осуществляется следующим образом: 1) слегка прижать фишку к игровой доске, чтобы она случайно не сдвинулась с места; 2) поставить другой рукой вплотную к ней запасную фишку; 3) убрать исходную фишку, оставив на игровом поле запасную. Противники делают ходы фишками поочередно, причем первыми ходят «убегающие». При наступлении очередности хода игрок имеет право перемещать все свои фишки или же часть из них оставить на месте.

Правила игры:

- «убегающие» стремятся достигнуть противоположной стороны до того, как их поймают;

- «преследователь» ловит убегающих. Если их фишки соприкоснулись – «убегающий» пойман;

- для осуществления хода (перемещения фишки) достаточно поставить одну фишку вплотную к другой;

- каждая фишка «убегающего» дает игроку по одному баллу на каждый из линий.

Поимка. «Убегающий», который мешает осуществлению шага «преследователя» или соприкасается с его фишкой после осуществления шага, считается пойманным.

Оценка результата игры. «Убегающий», если его фишки преодолели (прошли) первую линию, получает 1 балл за каждую фишку; за прохождение второй линии игрок получает 2 балла; преодоление третьей линии дает 3 балла. Суммируется общий балл всех фишек. Побеждает тот, кто набрал наибольшее количество баллов.

Выигрывает тот, кто получил больше баллов, играя за «убегающих». В случае ничейного результата выигрывает тот, кто вывел наибольшее число «убегающих» фишек на линию 3. Если и в этом случае получается ничья, то побеждает тот, кто вывел больше «убегающих» на линию 2. Чтобы не допустить ничьей, можно подсчитать, кто, играя за «преследователя», быстрее поймал последнего из настигнутых им «убегающих». Двое игроков играют пару партий. Тот, который играл в первую партию за «убегающих», во вторую партию играет за «преследователя».

В настольные игры можно начать учить методике хода игрока с 3 – 4 лет, а в 5 – 7 лет играть по правилам, создавать самим поле ЖИПТО.

Дидактические материалы: поля ЖИПТО, фишки по сюжетам игры.

Правила подвижного варианта игры:

Такие же, как в настольном варианте, только вместо игровых фигурок дети сами становятся героями игры.

Оборудование: Игровое поле с длиной 630 см, шириной-450 см каждому ребенку по два кружочка. Кружочки «убегающих» с диаметром 25-30 см, а «преследующих» - 38-40 см. По теме игры можно в атрибутах использовать разные костюмы и шапочки.

1 Игроки по полю передвигаются по игровому полю по кружочкам.

2. Кто начинает игру выбирают жеребьевкой. «Убегающие» стоят на своей стороне игрового поля как хотят, «преследующие» тоже.

3. У каждого игрока по два кружочка. Один кружок ставит на поле (землю) и встает туда, второй — держит в руках. Ходы выполняют по кружочкам. Если «преследующий» делает 1 шаг, то «убегающие» тоже все вместе делают шаг. Иногда по ходу игры могут пропустить ход (стоят на месте).

4. Если «убегающего» поймали, то он стоит на месте, не делает ход. При этом если другой «убегающий» дотронется до его кружочка, то он дальше может выполнять ходы.

5. Очки засчитываются так же, как и в настольной игре.

Здесь также как и в настольной версии, начать играть можно с 3 - 4 лет, учить ходу игрока. Начиная с 5-6 лет – играть по правилам.

Традиционные варианты напольных игр

Используются в основном во время режимных моментов и во время занятий по физической культуре по сюжетам сказок или имитации животных, для двигательной активизации, при заучивании стихотворений, ролей, и т. д.

Нетрадиционные варианты напольных игр

ЖИПТОИД - простая и забавная игра для всех. Игровое поле в форме соты, позволяет играть без вспомогательных фишек и выполнять по ходу движений разнообразные задания на изучение или закрепление образовательного материала.

ЖИПТОИД - очень упрощенная версия ЖИПТО - играется на поле c 340 клетками (17х20). Поле может быть разнообразной формы. Фишка равна размеру клетки.

Игра "ЖИПТОИД", как и "ЖИПТО", имеет неограниченные возможности применения в образовательном процессе. Вместо фишек можно использовать разнообразные материалы и предметы.

Нетрадиционные варианты напольных игр ЖИПТОИД:

1. ЖИПТОИД - Олонхо и т. д.

2. ЖИПТОИД - игра "Домашние животные";

3. ЖИПТОИД - игра "Дикие животные";

4. ЖИПТОИД - конструктор.

1. ЖИПТОИД - Олонхо

Вместо фишек используются персонажи Олонхо. В этой игре имеются пять "убегающих" - любые персонажи Срединного или Верхнего мира Олонхо и один "преследователь" - из Нижнего мира. Один ребенок играет за одного персонажа. Игроки поочередно меняются местами (персонажами) и играют за "убегающих" и "преследователя". Можно играть как обычный вариант, а можно использовать ускоренный вариант.

Ход фишек (персонажей олонхо):

Фишки - "убегающие" могут двигаться в любом направлении на соседнюю клетку.

Фишка - "преследователь" перемещается также, как фишки - "убегающие", только через одну клетку.

Ускоренный вариант партии в ЖИПТОИД

Этот вариант лучше использовать при интеграции познавательного развития: ФЭМП - ориентировка в пространстве, количество, счет.

"Убегающие" делают 2 шага. В ответ "Преследователь" делает 4 шага.

Подсчет баллов: каждый "убегающий" получает по одному баллу (фишке) при достижении (касании) каждой из трех линий: зеленая, синяя, красная. Всего баллов - 3. Цвет фишек соответствует цвету стартовой клетки - для детей 3-5 лет. Дети 5 - 7 лет сами подсчитывают количество балла без использования фишек. Победитель определяется сравнением количества баллов "убегающих" одной игры.

2. ЖИПТОИД – игра «Домашние животные»

Играется также как прежде, только меняются персонажи, следовательно и сюжет.

Эта игра используется для ознакомления детей младшего дошкольного возраста с домашними животными, знакомятся с временем года - лето. В старшем дошкольном возрасте дети придумывают рассказы, сюжеты для игры, используя знания о времени года – лето, персонажи сказок, из личного опыта и т. д. Вместо персонажей олонхо используются домашние животные и хозяйка Хобороос.

Дидактические материалы: поле ЖИПТОИД в форме соты и прямоугольников. Фишки – изготовлены из фанеры: домашние животные и хозяйка Хобороос.

3. ЖИПТОИД – «Дикие животные»

В этой игре также меняются фишки и сюжет, и содержание.

Эту игру используем в ноябре – месяце Байанай. Младшие дошкольники знакомятся с дикими животными, которые живут у нас в Якутии, о том, где живут, знакомятся с временем года – зима. Дети старшего дошкольного возраста знакомятся о Баай Байанайе, о его дарах, об охотниках, что делают их отцы, дедушки в это время, придумывают и составляют рассказ, и т. д.

Дидактические материалы: поле ЖИПТОИД в форме соты и прямоугольников. Фишки – изготовлены из фанеры; дикие животные и охотник.

4. ЖИПТОИД - конструктор

В этой игре дети младшего дошкольного возраста сами конструируют "убегающих" и "преследователя": по схеме или по собственному желанию и воображению, сообща вместе с другими детьми. Здесь вместо фишек дети используют свои конструкции по схеме

Дидактические материалы: поле ЖИПТОИД в форме соты и прямоугольников. Фишки – конструкторы.

С какого возраста лучше играть в ЖИПТОИД?

Лучше начать знакомство с 3 лет, если ребенок проявляет интерес к игре. Оптимально начать обучение с 4-х лет.

ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА

Проект «Игра ЖИПТО в образовательно-развивающей деятельности» рассчитан на 3 года и предполагает дальнейшее развитие:

1. Поддержание дальнейшего развития способностей детей дошкольного возраста, дать возможность расширения горизонта образовательных возможностей дошкольников.

2. Дальнейшее внедрение других версий ДИП «Сонор» - ЖИПТО.

3. Разработка методических пособий, программу.

4. Издание сборника по ЖИПТО.

5. Дальнейшее распространение опыта работы.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Публикации по теме:

Циклограммы образовательно-воспитательной деятельности в младшей возрастной группе 1. Циклограмма образовательно-воспитательной деятельности воспитателя в младшей возрастной группе. НОД в соответствии сетки занятий Понедельник.

Фотоотчет о деятельности детей подготовительной группы с развивающей игрой Воскобовича В. В. «Прозрачный квадрат»Фотоотчет о деятельности детей подготовительной группы с развивающей игрой Воскобовича В. В. «Прозрачный квадрат» Цель: сформировать у детей представление о соотношении целого и части. Задачи: - учить составлять целый квадрат из частей, выполняя правила.

Организация предметно-развивающей среды ДОУ по ИЗО деятельностиОрганизация предметно-развивающей среды ДОУ по ИЗО деятельности «Организация предметно-развивающей среды ДОУ по изо деятельности Актуальность Период от рождения до поступления в школу является возрастом.

Конспект коррекционно-развивающей образовательной деятельности с детьми и родителями первой младшей группыКонспект коррекционно-развивающей образовательной деятельности с детьми и родителями первой младшей группы Цель: профилактика дезадаптации детей к условиям ДОУ. Задачи: Коррекционно-образовательные: 1. Обучить умению отвечать на вопросы. 2. Обучить.

Образовательно-исследовательский проект «Город, в котором я живу. Оренбург»Образовательно-исследовательский проект «Город, в котором я живу. Оренбург» Актуальность: У каждого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился.

Образовательно-творческий проект «Дымковская барыня»Образовательно-творческий проект «Дымковская барыня» Подготовительная группа «Росток» Подготовила:воспитатель Веряева Ольга 2019г. «Именно для культуры ребенка (а, следовательно для всей.

Проект «Организация развивающей предметно-пространственной среды по духовно-нравственному воспитанию» Тип проекта: творческий, практико-ориентированный. По количеству участников: групповой Длительность проекта: среднесрочный (3 месяца) Участники.

Проект «Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС» Актуальность проекта. Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, играет, занимается и отдыхает.

Проектные технологии в образовательно-воспитательной работе с дошкольниками Проектная деятельность является для дошкольных учреждений инновационной. Она направлена на развитие личности ребёнка, его познавательных.

Сценарий коррекционно-развивающей деятельности «Победители монстров»Сценарий коррекционно-развивающей деятельности «Победители монстров» Разработчик: Морозова Анна Вячеславовна, педагог-психолог 1 квалификационной категории, 2020г. Возраст: 5 – 6 лет (старшая группа, подгруппа.

Автор публикации:
Проект Игра Жипто в образовательно-развивающей деятельности
Опубликовано: 18 ноября 2020 в 08:41
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД