Юлия Кудливская
Проект исследовательский для детей 6–7 лет. Тема: «Природа — наш дом!»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема: В современном мире человек научился руководить природой, беспощадно использовать её богатства, забывая о том, что природа не вечна. Учёные стали бить тревогу, указывая на то, что это может привести к гибели всей планеты Земля. На современном этапе существует наука - «Экология», а в дошкольных учреждениях - «Экологическое воспитание», которое призывает воспитать в подрастающем поколении бережное отношение к природе, умению использовать её рационально. Для того, чтобы добиться положительного результата, нужно показать детям, что всё в природе взаимосвязано, и гибель одного компонента обязательно приведёт к исчезновению другого. Природа планеты Земля – наш дом. Все её жильцы связаны цепочками, которые ведут к человеку, и он должен разумно управлять ими и беречь.
Публикация «Проект исследовательский для детей 6–7 лет, Тема: „Природа — наш дом!“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Актуальность:
Требования ФГОС к ДО:
«необходимо дать детям представление о планете Земля, как общем доме людей, об особенностях её природы».
Чтобы ребёнок стал настоящим патриотом своей Родины, нужно с самого раннего детства прививать любовь к природе родного края, указывая на то, что эти два понятия неотделимы друг от друга. Особенно это важно в современном мире, где человек, считающий себя хозяином природы, безвозвратно уничтожает её богатства.
Чтобы сформировать познавательную активность у детей, нужно отдавать предпочтение познавательно - исследовательской деятельности, которая основывается на исследовании объектов окружающего мира и экспериментировании с ними.
Гипотеза: глубокие знания о природе и взаимосвязях в ней рождают желание беречь её богатства.
Цель проекта : обогащая знания детей о природе, формировать представление о том, что всё в ней взаимосвязано.
Задачи:
Образовательные:
1. Обогатить знания детей о природе планеты Земля;
2. Рассказать о взаимосвязи и взаимодействии всех её объектов;
3. Закрепить знания о правилах поведения в природе;
Развивающие:
1. Развивать любознательность, наблюдательность;
2. Формировать познавательную активность;
3. Развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой;
4. Сформировать потребность и умение проводить опыты и
эксперименты самостоятельно;
5. Формировать духовно – нравственное отношение и чувство сопричастности к природе.
Воспитательные:
1. Воспитывать экологически осознанное отношение к природе;
2. Воспитывать бережное отношение.
Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели.
Авторы проекта : воспитатели подготовительной группы:
Кудливская Ю. А, Кондакова Е. В.
Предмет исследования : взаимосвязь живой и неживой природы.
Адрес: детям, педагогам.
Формы работы: беседы, НОД, продуктивная деятельность, экскурсия, работа с родителями, чтение художественной литературы, эксперименты и опыты, трудовая деятельность, интеграция разных видов деятельности.
Методы и приё мы:
- словесный (беседа, рассказ, диалог);
- наглядный (показ, наблюдение, рассматривание);
- практический (опыты, эксперименты).
Принципы:
- доступности;
- системности;
- коллективного участия;
- индивидуального подхода;
- интеграции.
Ожидаемые результаты по проекту :
- дети расширят свои знания о природе, как общем доме для всех на планете Земле;
- поймут, что всё в природе взаимосвязано;
- будут бережно к ней относиться ;
- научатся вести наблюдения за объектами природы;
- появится желание проводить самостоятельно опыты и эксперименты;
- станут любознательными;
- овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе.
Конечный результат: отчёт по проекту «Природа – наш дом».
Ресурсы: фото, иллюстрации, конспекты НОД, групповая мини – лаборатория, уголок природы, участок группы, подборка методической и художественной литературы.
Диагностика: в форме беседы с показом фото и иллюстраций
Новизна проекта : Разработка плана системной работы по формированию у детей системы знаний о взаимосвязи живой и неживой природы, её значимости для жизни всего человечества на Земле через интеграцию разных видов деятельности.
Этапы проекта :
I. Целеполагание:
1. Создание творческой группы.
2. Определение темы, проблемы и актуальности проекта.
3. Постановка цели, задач.
4. Определение уровня знаний детей.
5. Выявление наличия материала, оборудования, литературы.
6. Изучение природного окружения участка и содержания уголка природы.
II. Планирование:
1. Определение основных моментов проекта.
2. Составление сетки и плана мероприятий.
3. Обогащение плана содержанием.
4. Подбор материала, литературы.
5. Написание конспектов НОД.
III. Основной:
1. Обогащение уголка природы.
2. Создание экологического паспорта участка группы.
3. Проведение НОД и бесед.
4. Наблюдения за объектами живой и неживой природы.
5. Создание библиотеки.
6. Экскурсии.
7. Целевые прогулки к объектам природы.
8. Проведение дид / игр.
9. Чтение художественной литературы.
10. Труд в уголке природы и на участке д / с.
11. Проведение опытов и экспериментов.
12. Создание гербария;
13. Обогащение уголка для родителей познавательным материалом
и рекомендациями.
14. Подготовка презентации.
IV. Заключительный:
1. Проведение диагностики и подведение итогов.
2. Показ презентации и отчёт.
Содержание :
Сентябрь:
НОД: «Что такое природа?», «Осенние цветы. Профессия садовник».
Цель: Познакомить с понятиями живая и неживая природа. Продолжать знакомить с осенними цветами, их приспособлением ко времени года. Познакомить с профессией садовник и его обязанностями.
Беседа: «Живая, неживая природа и рукотворный мир», «Мир камней», «Как растения готовятся к зиме».
Цель: Закреплять представления о живой, неживой природе и рукотворном мире. Сформировать представление о разнообразии камней и их использовании, о растениях осенью. Закрепить знания о плодах и семенах деревьев, кустарников, способах их распространения (ветер, птицы, звери, человек).
Наблюдения: За сезонными изменениями в природе +
На участке:
-за осенними цветами участка и детского сада.
- за травами участка в осенний период.
- распознание деревьев и кустарников по характерным признакам
В уголке природы :
-за изменениями,
- за состоянием почвы,
- за цветением.
Цель: Закрепить знания о взаимосвязи живой и неживой природы. Учить выделять изменения в природе в осенний период времени, называть признаки времени года. Закрепить знания об осенних цветах, о травах и их пользе. Учить отличать деревья от кустарников по характерным признакам. Закреплять знания о комнатных растениях. Показать зависимость почвы от воды.
Экскурсия, целевая прогулка: на выставку «Природа родного края».
Цель: Познакомить с изображением природы родного края на картинах местных художников.
Опыты, эксперимент: «Неживая природа – почва и её компоненты».
Цель: Сравнить песок и глину. Закрепить знания о неживой природе, дать представление о её важности для живой природы.
Труд:
На участке:
- окапывание песка,
- уборка урожая в огороде,
- перекапывание и рыхление земли,
- уборка участка от мусора, листьев, веток, камней,
- сбор гербария.
В уголке природы :
Уход за комнатными растениями: полив, опрыскивание, протирание листьев.
Цель: Прививать любовь к труду. Закреплять трудовые навыки и умения. Показать значение трудовых действий для природы и человека.
Продуктивная деятельность: Конструирование: «Изготовление барельефа с использованием природного материала».
Обрывная и накладная аппликация: «Прощание с летом».
Цель: Учить создавать барельеф, используя пластилин и природный материал. Показать возможности применения природного материала. Учить создавать образ летнего дерева с помощью нетрадиционных техник аппликации. Развивать творчество и мелкую моторику рук.
Дид / игра: «Живая – неживая», «Что из чего?», «Угадай цветок», «Природа и человек».
Цель: Закрепление знаний.
Октябрь:
НОД: «Фрукты. Приготовление фруктового салата», «Овощи. Приготовление винегрета».
Цель: Закрепить знания о фруктах и овощах. Формировать представление о взаимосвязи живой и неживой природы.
Беседа: «Как хлеб пришёл на стол…», «Для кого растёт мухомор?», «Чудесная пора – очей очарованье…» с рассматриванием картины И. Левитана «Золотая осень» и чтением стихов А. Пушкина, И. Бунина, С. Есенина и др.
Цель: Закреплять знания о живой природе. Дать представление о том, какой путь проходит хлеб, прежде чем придёт на стол. Формировать бережное отношение к хлебу. Закрепить знания о грибах, правилах их сбора. Показать красоту природы в произведения художников и поэтов.
Наблюдения: За сезонными изменениями в природе - см. выше +
На участке:
- за ветром,
- за красотой осеннего пейзажа,
- за листопадом,
- определение последовательности сброса листьев у деревьев,
- рассматривание жилования листьев
В уголке природы : см. на сезон.
Цель: Закреплять знания детей о неживой природе : ветер – движение воздушных масс. Отметить красоту окружающей природы. Рассмотреть каждый природный объект в отдельности, чем выражается красота данного объекта. Отмечать разные сроки у деревьев в сбросе листьев и разницу в жиловании.
Экскурсия, целевая прогулка: «Что нам дарит листопад».
Цель: Закрепить знания о явлении природы – листопад и его последствиях.
Опыт, эксперимент: Определение силы ветра, зависимость температуры от положения солнца на небе.
Цель: Дать представление о качествах ветра и способах их измерения.
Труд: См. выше – общее на сезон.
Продуктивная деятельность: Рисование нетрадиционной техникой: «Золотая осень».
Конструирование с использованием природного и бросового материала: «Изготовление ежа из картофеля».
Цель: Развивать творчество. Учить передавать красоту окружающей природы с помощью рисования нетрадиционной техникой – отпечатками листьев. Научить изготавливать поделки, используя природный материал овощи и рукотворный мир: зубочистки.
Дид/ игра: «Найди дерево по описанию», «В саду – в огороде», «Что возьмём в корзинку?», «Салат – компот», «Отгадай на вкус», «Чудесный мешочек».
Цель: закрепить полученные знания.
Ноябрь:
НОД: «Деревья нашего края», «Водные обитатели».
Цель: Закрепить представление о деревьях края, уметь выделять их характерные признаки. Расширить и систематизировать знания об обитателях водных просторов и их приспособлении к среде.
Беседа: «Почему деревья сбрасывают листья?», «Хвойные деревья наших лесов».
Цель: Расширить представления о том, как деревья готовятся к зиме. Закрепить знания о многообразии деревьев и о их приспособлении к условиям жизни.
Наблюдения: За сезонными изменениями в природе - см. выше +
На участке:
- за состоянием почвы,
- за первым снегом и льдом с рассматриванием картины А. А. Пластова «Первый снег»,
- за инеем,
- за продолжительностью дня.
В уголке природы : см. выше.
Цель: Закрепить знания о свойствах воды, о явлении природы – иней, о состоянии почвы поздней осенью. Наблюдать изменения в природе с опорой на художественное произведение. Устанавливать причинно – следственные связи.
Экскурсия, целевая прогулка: К ДК «Звезда» : «Знакомьтесь – туя!».
Цель: Расширить представления о деревьях. Познакомить с новым деревом.
Опыт, эксперимент: «Живая вода».
Цель: Дать представление о том, что горячий воздух легче холодного.
Труд: см. выше – общее на сезон.
Продуктивная деятельность: Конструирование из кленовых листьев: «Розы».
Аппликация нетрадиционными техниками обрывной и накладной: «Золотая осень»
Цель: Научить изготавливать поделки, используя кленовые листья. Развивать творчество детей. Закрепить знания о времени года, о деревьях. Учить изготавливать деревья нетрадиционными техниками аппликации. Развивать мелкую моторику и творческие способности.
Дид / игра: «Детки на ветке», «Найди по дереву лист», «Четвёртый лишний», «Как тебя зовут деревце?», «Чьи семена?», «Найди дерево по силуэту».
Цель: Закрепление полученных знаний.
Декабрь:
НОД: «Наши пернатые друзья», «Лесник и ветеринар – профессии Природные».
Цель: Закреплять знания о птицах, по какому признаку они делятся на перелётных и зимующих, о их поведении зимой. Роль человека в жизни пернатых. Расширить знания о профессиях человека и их важности для природы.
Беседа: «Почему птицы улетают?», «Покормите птиц зимой».
Цель: Закрепить представления о причинах отлёта птиц осень, о том в какой последовательности птицы улетают в тёплые края. Закрепить знания о роли человека в жизни птиц. Показать связь между формой клюва и питанием.
Наблюдения: За сезонными изменениями в природе +
На участке:
- за птицами на кормушке,
- за стаей свиристелей,
- за работой дворника,
- за красотой зимнего пейзажа.
В уголке природы :
- за ростом растений,
- за потребностью в воде, свете
Цель: Закрепить знания о взаимосвязи живой и неживой природы. Формировать представления об изменениях в природе в зимний период времени. Закреплять умение называть признаки времени года. Наблюдать за поведением и повадками птиц. Отметить особенности внешнего вида. Формировать бережное отношение к птицам. Отметить виды работы дворника зимой, используемый инвентарь. Отметить изменения в жизни комнатных растений: снижение активности, роста, потребности в воде. Но увеличение потребности в свете и тепле.
Экскурсия, целевая прогулка: «Вокруг детского сада: какие птицы прилетают к нам за помощью».
Цель: Наблюдение за птицами, прилетающими на территорию детского сада. Расширить представления о том, каким кормом нужно подкармливать разных птиц.
Опыт, эксперимент: «Спичка – пленница», Изготовление цветных льдинок.
Цель: Дать понятие о том, что соль – неживая природа заставляет таять неживую природу – лёд. Закрепить знания о свойствах воды. Самостоятельно изготавливать цветные льдинки.
Труд:
На участке:
- очищение участка, дорожек от снега,
- посыпание их песком,
- посильная помощь дворнику,
- сгребание снега к деревьям и кустарникам.
- помощь в установлении кормушек
В уголке природы :
Уход за комнатными растениями: редкий полив, протирание листьев.
Цель: Привитие элементарных трудовых навыков в зимний период. Оказание посильной помощи в трудовой деятельности взрослого человека. Закрепить понимание роли талой воды весной в жизни растений. Закрепить трудовые навыки по уходу за комнатными растениями.
Продуктивная деятельность: Конструирование: «Изготовление кормушки из бросового материала» (с привлечением родителей).
Аппликация из листьев: «Птица дивная».
Цель: Учить изготавливать кормушки, используя бумагу и нитки. Воспитывать желание оказывать помощь птицам. Закрепить умение различать деревья по листьям. Учить создавать образ птицы из листьев.
Дид / игра: «Узнай по описанию», «Один – много», «Чьи детки», «Узнай птицу по силуэту».
Цель: Закрепить полученные знания.
Январь:
НОД: «Как звери готовятся к зиме», «Домашние животные и птицы – это природа или рукотворный мир?»
Цель: Закрепить знания о приспособлении диких животных к смене времени года. Показать взаимосвязь природного и рукотворного мира : домашние животные приручены человеком и участвуют в изготовлении рукотворного мира. Учить находить причинно – следственные связи.
Беседа: «Почему животные линяют?», «Будь природе другом».
Цель: Закрепление знаний о приспособлении животных. Закрепление правил поведения в природе и важность оказания посильной помощи ей.
Наблюдения: За сезонными изменениями в природе - см. выше +
На участке:
- за различными состояниями снега,
- за снегопадом,
- за узорами на окне,
- за следами на снегу.
В уголке природы : см. выше.
Цель: Закреплять знания о свойствах снега в разную погоду, о сезонном явлении – снегопад. Формировать представления о свойствах снега, о явлении природы – мороз, т. е. понижение температуры и процессе появления узоров на окне. Закреплять умение распознавать следы человека, птиц и животных на снегу.
Экскурсия, целевая прогулка: К огромной льдине: «Лёд – это опасно, но очень полезно».
Цель: Закрепить знания о правилах поведения со льдом, о пользе его для водоёмов и их обитателей.
Опыт, эксперимент: «Иней» - природное явление», Измерение снежного покрова.
Цель: Показать, как с помощью воды можно получить иней. Отметить, где наибольшая высота снежного покрова, определить причину.
Труд: см. выше – на сезон.
Продуктивная деятельность: Рисование на снегу по замыслу.
Аппликация из ниток: «Домашнее животное».
Цель: Развивать творческую деятельность в необычных условиях. Учить изготавливать поделку из ниток.
Дид / игра: «Кто где живет?», «Клуб знатоков леса», «Звери, птицы, рыбы», «Узнай животное по силуэту».
Цель: Закрепление знаний.
Февраль:
НОД: «Влаголюбивые и засухоустойчивые», «Пищевые цепочки в лесу».
Цель: Расширить знания о приспособлении растений к природным зонам. Показать пищевую зависимость представителей экосистем.
Беседа: «Комнатные растения - спутники нашей жизни», «Схемы – модели в ознакомлении детей с природой».
Цель: Закрепить знания о многообразии комнатных растений и их важности для человека. Познакомить со схемами. Учить отображать природу, используя схемы, учить их читать.
Наблюдения: За сезонными изменениями в природе – см. выше +
На участке:
- за метелью, вьюгой, позёмкой,
-за небом с рассматриванием картины И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»,
- за состоянием снега.
В уголке природы : см. выше
Цель: Продолжать знакомить с природными явлениями. Расширить представления о весеннем равноденствии. Февральское небо – его отличия от неба в декабре и январе.
Экскурсия, целевая прогулка: В Детский парк - «Февральская лазурь…».
Цель: Развивать умение видеть красоту окружающего мира.
Опыт, эксперимент: «Солнце даёт жизнь растениям».
Цель: Показать зависимость комнатных растений от солнца.
Труд: См. выше – на сезон.
Продуктивная деятельность: Конструирование из природного материала : «Дикое животное: крокодил».
Аппликация с использованием ватных палочек: «Заяц».
Цель: Учить изготавливать поделку, используя шишки. Учить создавать образ из ватных палочек.
Дид / игра: «Что где растёт?», «Кто чем питается?», «Кому что нужно?» - работа со схемами.
Цель: Закрепить знания.
Март:
НОД: «Если хочешь быть здоров. Посадка лука», «Зелёная аптека».
Цель: Привитие знаний о здоровом образе жизни. Использование средств народной медицины при простудных заболеваниях. Показать роль овощей для здоровья человека. Обобщить и систематизировать знания о лекарственных растениях и их роли в жизни человека.
Беседа: «Чистый воздух и вода – наши лучшие друзья», «Полезная и вредная еда», «Ледоход – это опасно?»
Цель: Продолжать прививать заботу о своём здоровье. Закреплять знания о полезной пище, о роли живой природы в жизнедеятельности организма человека. Закрепить знания о явлении природы – ледоход, его опасности для человека.
Наблюдения: За сезонными изменениями в природе +
На участке:
- за сосульками,
- за остатками снега в тени и на солнечной стороне,
- за нагреванием предметов на солнце,
- за проталинами,
- за появлением первоцветов,
- за прилётом птиц,
- за первыми насекомыми.
В уголке природы :
- за ветками тополя и сирени в баночке с водой: появление корней, почек, листьев.
- за ростом перьев зелёного лука, рассады цветов и овощных культур.
- за изменениями в жизни комнатных растений.
Цель: Закрепить знания о взаимосвязи живой и неживой природы. Учить выделять изменения в жизни растений и животных в весенний период времени. Закреплять умение называть признаки времени года, устанавливать причинно – следственные связи, делать соответствующие выводы. Закрепить представление об образовании сосулек. Обобщить знания о таянии снега, об условиях ускоряющих этот процесс. Отметить вид снега весной и значение солнца для живой природы. Уточнить знания детей о проталине, о первоцветах, о насекомых. Вести наблюдения за перелётными птицами. Развивать познавательную активность в наблюдениях за изменениями живой природы. Учить изображать увиденное в схемах и рисунках.
Экскурсия, целевая прогулка: К грачевнику.
Цель: Расширить и систематизировать знания о грачах. Продолжать знакомить с условиями их гнездования.
Опыт, эксперимент: «Животворное свойство воды».
Цель: Дать представление о животворном свойстве воды, даёт жизнь всему живому.
Труд:
На участке:
- расчистка участка от снега,
- сгребание его к деревьям,
- сбор обломанных веток,
- рыхление песка в песочнице,
- посильное участие в окапывании деревьев и кустарников,
- участие в подготовке земли в клумбах и огороде, в высаживании рассады.
В уголке природы :
1. Уход за комнатными растениями: полив, опрыскивание, протирание
листьев, рыхление земли.
2. Участие в пересаживании растений.
3. Выращивание рассады садовых цветов и овощей из семян.
4. Выращивание зелёного лука в земле и банках с водой.
Цель: Привлекать к оказанию посильной помощи. Формировать элементарные трудовые навыки и умения. Воспитывать желание самостоятельно выполнять трудовые действия на участке и в уголке природы. Воспитывать заботливое отношение к природе. Формировать элементарные трудовые навыки и умения по уходу за растениями.
Продуктивная деятельность: Аппликация из ватных дисков: «Цветы»
Рисование веток тополя в вазе.
Цель: Учить изготавливать цветы, используя ватные диски. Учить отображать результаты эксперимента в рисунке.
Дид / игра: «Съедобное – несъедобное», «Полезное – неполезное», «Из чего сделано?»
Цель: Закреплять знания.
Апрель:
НОД: «Шестиногие малыши», «Природа – наш общий дом».
Цель: Закрепить знания о насекомых. Расширить представления о их приспособлении к выживанию. Обобщить и систематизировать знания о взаимосвязях живой и неживой природы.
Беседа: «Пресмыкающиеся и земноводные», «Червяк – житель планеты Земля», «Что растёт в воде».
Цель: Закрепить и расширить знания о пресмыкающихся и земноводных. и их приспособлении к выживанию, о червяке и его роли в природе. Закрепить знания о растениях водных просторов.
Наблюдения: За сезонными изменениями в природе – см. выше +
На участке:
- за грозой, дождём,
- за червяками, пожарниками,
- за активностью солнца и положением его на небе,
- за продолжительностью дня.
В уголке природы : см. выше.
Цель: Продолжать знакомить с явлением природы – гроза. Наблюдать за дождём, его последствиями. Объяснить, почему червяк вылезает на поверхность земли, а пожарников много в жаркую солнечную погоду. Отмечать активность солнца, зависимость от положения на небе. Отметить увеличение продолжительности дня, причины.
Экскурсия, целевая прогулка: По улицам города рядом с детским садом.
Цель: Показать работу человека весной с деревьями, важность этой работы.
Опыт, эксперимент: «Как змея меняет кожу», «Из семечки – огурец!».
Цель: Дать представление о том, как происходит у змей смена кожи по аналогии. Наглядно расширить представление о том, какой путь проходит овощная культура от семени до плода.
Труд: См. выше – на сезон.
Продуктивная деятельность: Конструирование из солё ного теста: «Цветы»,
Пластилинография «Первоцветы».
Цель: Учить изготавливать поделки из солёного теста. Развивать творчество. Учить изготавливать образы цветов пластилинографией
.
Дид / игра: «Угадай весенний цветок», «Воздух, земля, вода» (о среде обитания объектов живой природы, «Летает, плавает, бегает, прыгает», «Что было бы, если…».
Цель: Закреплять знания.
Результат проекта :
- рост познавательной активности у воспитанников;
- развитие наблюдательности;
- появление желание проводить самостоятельно опыты и исследования;
- сформировалось бережное отношение к природе;
- освоили экологически осознанное поведение в природе и технологию
изготовления поделок из природного материала.
В процессе опытно - экспериментальной и познавательной деятельности дети научились рассуждать, мыслить, делать выводы, самостоятельно изучать особенности явлений природы, устанавливать причинно – следственные связи. Проделанная работа дала положительный результат в формировании его положительных качеств личности.
Список используемой литературы:
1. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста [Текст] — СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. — 496 с,
2. Горькова, Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - М. : ВАКО, 2005. – 240 с. ;
3. Дыбина О. В., Рахманова Н. П. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – Сфера, 2002. – 192 с. ;
1. Костюченко М. П. Исследовательская деятельность на прогулках: экологические занятия с детьми 5-7 лет. - Издательство: Учитель, 2014. – 87 с. ;
2. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада: Пособие для воспитателя дошкольного образовательного учреждения. - М. : Просвещение, 2002. - 144 с. ;
3. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. пособие для студ. сред. лед. учеб, заведений. - 3-е изд., перераб. — М. : Издательский центр «Академия», 2005. - 224 с. ;
4. Рыжова Н. А, ПРОГРАММА НАШ ДОМ — ПРИРОДА : Блок занятий «Я и Природа» /Текст публикуется в авторской редакции. — М. : КАРАПУЗ -ДИДАКТИКА, 2005. - 192 с.