Научно-исследовательский проект «Уровень успеваемости детей с диагнозом миопия»

Софья Райчева
Научно-исследовательский проект «Уровень успеваемости детей с диагнозом миопия»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ХАНТЫ – МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ЮГРА

ГОРОД ПОКАЧИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4»

Конкурс

учебно-исследовательских и творческих работ

«Юность в науке»

Направление: социально – гуманитарные и экономические науки

Секция: наука в масс-медиа

Уровень успеваемости детей с диагнозом миопия

Автор: Райчева Софья Алексеевна,

ученица 5 «А» класса

Научный руководитель:

Абучова Майрам Мамедгасановна

учитель русского языка и литературы

2016 год

СОДЕРЖАНИЕ

1. Аннотация…. …. 3

2. План исследования…. …. …. 5

3. Описание работы. …. ….…. 7

3.1. Теоретическая часть. …. …. 7

- понятие близорукости…. …. 7

- причины появления близорукости …. …. 8

3.2. Учебно-исследовательская работа …. …. 8

- из-за чего у меня падает зрение…. ….8

- тест для слушателей…. 10

- сколько нас: близорукие ученики СОШ №4…10

- близорукость и успеваемость…. …11

3.3. Заключение….11

3.4. Список используемой литературы и интернет ресурсы…. 12

4. Приложение….I-V

-

Уровень успеваемости детей с диагнозом миопия

Райчева Софья Алексеевна

Ханты – Мансийский автономный округ – Югра

город Покачи

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

5 «А» класс

1. Аннотация

Человеческий глаз - это орган, созданный для восприятия света. Это самый ценный и удивительный дар природы. В глазах отражается всё, что мы чувствуем: радость и страдание, равнодушие, любовь и ненависть. Глаз - очень чувствительный и ранимый орган. Не секрет, что зрение людей становится всё хуже и хуже. Большинство из нас просто злоупотребляют своими глазами, не дают им никакого отдыха, пренебрегают ими, совсем забывая, что работа глаз во время бодрствования не прекращается ни на секунду и что всё воспринимаемое ими передаётся для осмысления мозгу. Установлено, что проблемы со зрением наблюдаются у 30% жителей планеты. По данным Всемирной Организации Здравоохранения в мире 45 млн. человек лишены зрения и ещё 135 млн. страдают различными дефектами зрения. По прогнозам к 2020 г, число слепых людей на планете увеличится до 75 млн. человек, а слабовидящих до – 200 млн. человек. Каждую минуту в мире слепнет один ребёнок, каждые пять секунд – взрослый. У меня возник вопрос: что надо знать и уметь, чтобы не лишать себя возможности полноценно воспринимать окружающий мир?

Актуальность проекта. В научной конференции я участвую третий раз. В каждом проекте я пытаюсь изучить себя. В первом, я рассматривала феномен человека - левши, во втором – причины появления у меня веснушек. Сейчас я попытаюсь выяснить почему, снимая очки, я плохо вижу. У меня близорукость, поэтому окружающий мир предстает передо мной в размытом виде. А ведь еще в детском саду, я обращала внимание на детей в очках. Почему они их надевают? Я была уверена, что очки носят только пожилые люди. Мои стереотипы разрушились во втором классе, когда проблема коснулась меня лично. Постепенно меня и у многих моих друзей стало ухудшаться зрение, мы стали чаще обращаться к окулисту и надели очки. Посмотрите вокруг, с каждым годом нас, близоруких, становится все больше и больше. Согласно статистике, которую ведут специалисты покачевской городской больницы, за последние пять лет количество заболевших школьников увеличилось вдвое. Мне стало интересно, почему же мы теряем зоркость? Как сохранить зрение? И только ли компьютеры виновники этой проблемы?

Идея проекта. Среди моих сверстников бытует мнение, что только отличники и «заучки» имеют плохое зрение и носят очки. Многие считают, что дети становятся слабовидящими из-за того, что много читают и работают с компьютером. У меня возникла идея, узнать, так ли это на самом деле.

Я учусь в школе на одни пятерки, но не согласна, что слабое зрение у меня из - за школьных нагрузок, и поэтому цель моего проекта: опровергнуть сложившееся мнение о том, что в очках ходят только отличники

Задачи:

1. Изучить научную литературу по теме с целью узнать, что такое близорукость;

2. Выяснить, каковы основные причины появления близорукости;

3. Провести анкетирование среди всех учеников нашей школы, с целью выяснить сколько учеников страдают этим заболеванием и как они учатся.

4. Проанализировать и обобщить полученные результаты;

5. Дать моим одноклассникам рекомендации по сохранению зрения.

Методы и приемы исследования: изучение литературы по теме; проведение учебно-опытной работы; тестирование; опрос и эксперимент.

Объект исследования: ученики школы с диагнозом миопия.

Предмет исследования: влияние школьных учебных нагрузок на проблемы со зрением.

Теоретическая значимость исследования в том, что его результаты позволяют опровергнуть бытующее мнение о том, что только отличники являются слабовидящими, так как много времени проводят за учебниками и компьютером.

Практическое значение моего проекта состоит в том, что учителя на уроках станут проводить офтальмологические физминутки; учащиеся станут бережнее относиться к своему здоровью и беречь зрение.

Новизна проекта состоит в том, чтобы помочь учащимся осознать ценность сохранения здоровья глаз.

Уровень успеваемости детей с диагнозом миопия

Райчева Софья Алексеевна

Ханты – Мансийский автономный округ – Югра

город Покачи

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

5 «А» класс

2. План исследования

Проблема: только ли отличники имеют проблемы со зрением?

Гипотеза: близорукостью болеют не только отличники, и не только из-за просмотра компьютера и использования гаджетов ухудшается наше зрение.

Работая над проектом, я решила придерживаться следующего плана:

1. Изучить научно –популярную литературу и информацию по теме.

2. Узнать причины моей близорукости.

3. Провести анкетирование среди детей СОШ №4 с целью выявления детей с миопией и выяснения их уровня обучения в школе.

4. Посетить врача-офтальмолога.

5. Доказать, что близорукость - не болезнь отличников.

6. Составить памятку для детей «Как сохранить зрение?»

7. Вместе с учителем ввести в практику проведение на уроке офтальмологических пятиминуток.

8. Составить картотеку комплекса гимнастики для глаз.

9. Обобщить и проанализировать полученные данные.

10. Представить исследовательскую работу на научной конференции.

Библиография

1. Аветисов Э. С. «Близорукость». – М. ; Медицина, 2001 г.

2. Анисимова Н. А. «Физкультура при близорукости».-М.:Медицинская литература, 2000 г.

3. Мазанова Е. В. «Коррекция оптической дисграфии». – М. ; Книга, 2007.

Уровень успеваемости детей с диагнозом миопия

Райчева Софья Алексеевна

Ханты – Мансийский автономный округ – Югра

город Покачи

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

5 «А» класс

3. Описание работы

3.1. Теоретическая часть

Понятие близорукости.

Прежде чем разбираться в причинах близорукости, я определила, что это за болезнь. По-научному, она называется миопией. Это такой дефект зрения, при котором изображение фокусируется не на сетчатке глаза, а перед ней. Такие изменения происходят из-за растяжения плотной оболочки глазного яблока в среднее-заднем направлении. Глаз, вместо шаровидной, приобретает форму эллипсоида, становится похожим на куриное яйцо. Деформация органов зрения не происходит сиюминутно - это сложный и длительный процесс.

Приобретая такой дефект, мы стремимся все приблизить к глазам. Отсюда и такое название болезни - мы четко видим только на расстоянии вытянутой руки.

Причины появления близорукости.

Тогда почему форма глаз одних детей изменяется, а других нет? Чтобы ответить на этот вопрос, я изучила научную литературу. Из научных статей я узнала, что это происходит в трех случаях. В первом – это результат наследственности. Близорукость передается от родителя - организм новорожденного как бы «запрограммирован» на избыточное удлинение глазного яблока, что проявляется в школьном возрасте. Известно, если отец и мать близоруки, то в 70 случаях из ста их ребенок будет иметь минусовое зрение. Если один из родителей близорук, то, по статистике, 30% детей уже в раннем возрасте имеют риск заболевания миопией. Причем чаще "жертвами" болезни становятся девочки. Вторая причина – врожденная. Нарушение происходит, когда ребенок находится еще в утробе матери. Оно связано с патологическими процессами, происходящими в её организме. Например, преждевременными родами. И третья, пожалуй, самая непредсказуемая - ее появление во многом зависит от нас самих. Называется она приобретенной. Острота зрения у ребенка нарушается, когда у него повышена зрительная нагрузка, несбалансированное питание или он не соблюдает гигиену глаз.

По данным офтальмологов именно третья причина доминирует над всеми остальными. И в зоне риска как раз находятся дети моего возраста. Так как в периоде между семью и пятнадцатью годами возрастает нагрузка на формирующийся глазной аппарат: это и растущие школьные минимумы, и увеличение времяпровождения за компьютером, и некачественное питание. Подростки злоупотребляют фастфудами и прочей "нехорошей" едой.

Развивается болезнь у детей следующим образом:

• ухудшается зрение вдаль;

• контуры предметов становятся размытыми;

• окружающий мир, буквально, сливается;

• но … сохранятся хорошее зрение вблизи;

Этим – то детская болезнь и отличается от недуга бабушек и дедушек – дальнозоркости. Пожилые люди видят хорошо только вдаль, и у них это закономерный процесс - в результате возрастных изменений в организме. Тогда как школьники могут "справиться" с близорукостью и в большинстве случаев процесс ухудшения зрения можно не только избежать, но и повернуть процесс вспять. Главное - вовремя выяснить причину.

3.2. Учебно - исследовательская работа

Из-за чего у меня падает зрение.

Я решила выяснить, откуда же у меня появился этот недуг? В первую очередь я отправилась к педиатру уточнить, не было ли у меня родовых травм, которые смогли бы спровоцировать развитие миопии. Наш педиатр, Гульмира Таибовна Мутаева, просмотрев карточку, отметила - я появилась на свет здоровым ребенком и никаких отклонений у меня при рождении не было. Таким образом первая причина, врожденная, не подтвердилась.

Возможно, близорукость передалась мне по наследству? Чтобы выяснить, так ли это, я провела исследование в моей семье, понаблюдала за своими родителями. Мои мама и папа. Они такие разные не только из – за того что они мужчина и женщина, а еще из-за зрения. Моя мама никогда в жизни не испытывала проблем с глазами, а папа имеет миопию. Но…. появилась она у него в возрасте двадцати лет. Таким образом один из моих родителей имеет близорукость и возможно я вхожу в число тех 30% детей, которые, согласно статистики, получили миопию в наследство.

А может моя близорукость - результат чрезмерных нагрузок на глаза? Для детей среднего и старшего возраста они должны быть не более 8-10 часов в день. Чтобы определить, превышен у меня лимит или нет, я провела анализ своего рабочего дня.

• 4ч. и 50 минут – это зрительные нагрузки в школе. Рассчитывая их, я учитывала тот факт, что 80% информации, преподносимой на уроках, передается через глаза.

6ч х 80%: 100% =4ч. 50мин.

• Еще четыре часа я провожу за компьютером и другими информационными гаджетами. Как видите, уже этого времени достаточно, чтобы мои глаза утомились.

• Плюс подготовка домашнего задания и чтение литературы. На все это у меня уходит около двух часов в день.

• На занятия спортом я трачу около двух часов. Но игра в волейбол полезна для моих глаз. Физическая культура при близорукости необходима.

• Прогулки. Им я посвящаю всего час свободного времени. А они, при миопии – очень важны. Это доказали японские ученые.

Таким образом, лимит нагрузок на глаза у меня превышен на 20%, я мало времени провожу на свежем воздухе, а много – за компьютером. Такой режим, по данным врачей, прямой путь к близорукости, тем более что у меня есть наследственная предрасположенность.

Собрав весь материал по исследуемой проблеме, я отправилась к офтальмологу в соседний город Лангепас. Так почему у меня падает зрение? Это наследственность или приобретенная болезнь. Выслушав мой рассказ, офтальмолог Светлана Юрьевна Кирдяева сказала, что моя близорукость – не наследственность, она не передалась мне от родителей, а спровоцировало падение зрения у меня неправильно назначенное лечение заболевания глаза – халязион, перенесенное мною в возрасте двух лет. Мне было назначено лечение препаратами, которые имели ряд побочных эффектов для малышей. А со временем увеличивающиеся нагрузки на глаза ухудшили зрение. Это и злоупотребление гаджетами, и чтение книг лежа, и неправильный режим дня, в котором прогулкам на свежем воздухе уделялось второстепенное значение.

Тест для слушателей

А вдруг вы тоже близоруки? Предлагаю проверить с помощью экспресс-теста. Посмотрите на картинку.

Кого вы увидели? Если вы разглядели актрису Мерлин Монро, то вы неважно видите на расстоянии. Ну а те, кто увидел знаменитого физика Эйнштейна – поздравляю! У вас глаз-алмаз!

Сколько нас? Близорукие ученики МАОУ СОШ № 4

Исследуя данную тему, мне необходимо выяснить, все ли учащиеся нашей школы могут похвастаться стопроцентным зрением? В покачёвской городской больнице ведётся статистика по заболеваниям органов зрения. Я узнала, что из 855 обучающихся 115 близоруких детей (Приложение 1). В Таблице отражены близорукие дети по классам. Заметьте, с каждым старшим классом количество детей с миопией становится больше. Тенденция наблюдается, начиная с пятого класса. Представим данные таблицы в виде диаграммы, отразив соотношение всех учеников школы и детей с диагнозом миопия. (Приложение 2, диаграмма1) В процентном соотношении получаем, что в нашей школе 12% детей с миопией. Мальчиков близоруких – 44%, девочек – 56%. То есть из 115 близоруких – 52 мальчика и 63 девочки (Приложение 2, диаграмма 2).

Таким образом, я подтвердила научный факт – близорукими чаще становятся девочки, нежели мальчики; а также, ученики четверной школы также "шагают в ногу со временем". Количество детей, страдающих близорукостью, увеличивается. Я выяснила, что каждый восьмой школьник нашей школы сегодня страдает миопией. А ведь еще каких-то 20 лет такие дети были белыми воронами в классе - взрослые, наверняка вспомнят - их еще обзывали очкариками или ботаниками.

Близорукость и успеваемость

С давних времен вместе с этими "дразнилками" перекочевало мнение: близорукий ребенок – это заучка и зубрила, у него одни пятерки в дневнике и ничего он не видит дальше своего носа, как в прямом, так и в переносном смысле. У него на уме только школа, да домашнее задание. Я, как, представитель армии близоруких, не согласна с этим мнением.

Поэтому, приближаясь к цели своего исследования, я решила выяснить, каковы успехи в обучении таких детей нашей школы? Чтобы ответить на этот вопрос, мы с учительницей проанализировали ответы анкеты и узнали уровень успеваемости близоруких детей нашей школы за прошедшие три четверти. Я выяснила, что отличников с плохим зрением – 19, ударников – 78, троечников – 18 (Приложение 2, диаграмма 3). Итак, мы видим, что отличников и троечников – практически одинаковое количество процентов – 16% и 17%, а вот ударников – 68%.

3.3. Заключение

Таким образом, проанализировав, как учатся близорукие ребята нашей школы, я подтвердила свою гипотезу. Я сделала также несколько важных выводов.

- У близоруких детей, так же как и у других детей, есть и трудности и успехи в учёбе. Это ученики с разным уровнем успеваемости в школе. А значит и носят очки не из-за того что усердно зубрят.

- Острота зрения зависит во многом от нас самих. И чем раньше мы начнем заботиться о своих глазах и здоровье, тем лучше. Ведь давно известно - болезнь легче предупредить, нежели лечить.

Результатом моей работы стали, разработанные мной памятки с рекомендацциями для родителей о том, как сохранить зрение детей. (Приложение 4) Я подготовила подборку интересных фактов о нашем зрении (Приложение 5). Вместе с научным руководителем я составила картотеку комплексов гимнастики для глаз (см. папка).

3.4. Список используемой литературы и интернет – ресурсы

1. Аветисов Э. С. «Близорукость». – М. ; Медицина, 2001 г.

2. Анисимова Н. А. «Физкультура при близорукости».-М.:Медицинская литература, 2000 г.

3. Демирчоглян Д. В. «Улучшаем зрение».-М.:Эксмо,2003.

4. Ерошевский Т. И. «Глазные болезни».-М.:Медицина,2001.

5. Кузнецова М. В. «Причины развития близорукости и её лечение». – М.: МЕД-проминформ, 2004.

6. Мазанова Е. В. «Коррекция оптической дисграфии». – М. ; Книга, 2007.

Интернет-ресурсы:

1. Сайт Прозрение http://www.prozrenie.ru/korrekciya-zreniya/blizorukost/

2. Сайт Мед-Либ http://med-lib.ru/speclit/oftalm/index.php

3. Сайт Медицинаформ http://medicinform.ru/index.php/forum/327-развитие-детей/

4. Сайт Очкарик http://ochkarik.ru/sunglasses/

Прикреплённые файлы:

prezentacija_3fvgq.pptx | 5742,77 Кб | Скачан: 24
 
Публикации по теме:

Детский исследовательский проект «Большое сокровище маленького яйца» для детей подготовительной группы ВВЕДЕНИЕ Однажды в магазине, увидел на витрине Может быть яичко, а может быть, и нет!. Спросить решил у папы: «А что это такое? Маленькое,.

Исследовательский проект для детей подготовительной группы «Волшебные нитки» Вид проекта: исследовательский Продолжительность проекта: октябрь-январь. Основное направление проекта: знакомство детей с разными видами.

Исследовательский проект для детей с нарушениями зрения среднего дошкольного возраста «Удивительные пять чувств» Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями.

Исследовательский проект для детей старшего возраста «Моя Родина». Проект " Моя Родина" Вид: исследовательский По числу участников: подгрупповой Участники проекта: подгруппа детей старшей группы, родители,.

Краткосрочный групповой исследовательский проект с заданным результатом и элементами творчества для детей 3–4 лет .

Познавательно-исследовательский проект «В гостях у симфонического оркестра» для детей старшего дошкольного возраста Познавательно-исследовательский проект «В гостях у симфонического оркестра» для детей старшего дошкольного возраста Область интеграции:.

Познавательно-исследовательский проект «Весёлый счёт» для детей среднего дошкольного возраста Название: "Веселый счет". Номинация дошкольный возраст. Пояснительная записка. Актуальность: Согласно Федеральному государственному образовательному.

Познавательно-исследовательский проект «Электричество» для детей 5–6 лет Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 12» Познавательно-исследовательский.

Проект познавательно — исследовательский на тему: «Господин ЛУК» для детей средней группы Цель проекта:  вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию репчатого лука на перо в комнатных условиях, узнать о его пользе, заинтересовать.

Экологический исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста «Живые семена» По доминирующей деятельности: исследовательский, практико-ориентированный. По количеству участников: групповой, среди детей одной возрастной.

Автор публикации:
Научно-исследовательский проект «Уровень успеваемости детей с диагнозом миопия»
Опубликовано: 18 октября 2016 в 15:58
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Уроки изобразительного искусства в гимназии
Мы проходим по длинной галерее нашей гимназии. По обеим сторонам перехода выставлены творческие работы учащихся, выполненные в различной технике. Здесь можно...
Фотоотчёт с ООД по художественно-эстетическому развитию (лепке) на тему: «Зимние...
Доброе время суток всем, кто нашел минуточку и заглянул в гости. Зима прекрасное время года, как и каждое по-своему. Но только зимой мы катаемся на...
Конспект НОД «Конь в жизни казака» старшая группа
Цель: Развитие у детей ценностного отношения к культуре и истории Донского края. Задачи: 1. Дать детям представление, что мы живём в Донском крае, что...
«День обнимашек» в младшей (разновозрастной) группе (фотоотчет)
"День обнимашек" в младшей ( разновозрастной) группе. 21 января отмечается необычайный праздник – международный «День объятий». Это праздник, в который...
Сценарий к 8 марта для разновозрастной группы 3–4 года «Цветик — разноцветик»
Вед: Весенним нежным ручейком Стучится март-проказник, Весну-красавицу привел И добрый мамин праздник. Пусть принесет он в каждый дом Счастливые улыбки И...