Приложение МААМ

Проект исследовательской работы учащегося 4 класса «Сказка — ложь, да в ней намёк»

Елена Мельникова
Проект исследовательской работы учащегося 4 класса «Сказка — ложь, да в ней намёк»
▼ Скачать + Заказать документы

Региональная научно-исследовательская конференция учащихся

«Кузбасская школьная академия наук»

Секция окружающий мир

ТЕМА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ :

«СКАЗКА – ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЁК…»

Работу выполнил :

Гарбузов Иван,

ученик 4 б класса,

Гончаренко Степан,

ученик 4б класса

МБОУ «В-Чебулинская СОШ»,

Чебулинский МО, пгт. Верх-Чебула.

Руководитель:

Публикация «Проект исследовательской работы учащегося 4 класса „Сказка — ложь, да в ней намёк“» размещена в разделах

Мельникова Елена Витальевна,

учитель начальных классов,

МБОУ «В-Чебулинская СОШ»,

Чебулинский МО, пгт. Верх-Чебула.

2022

Проект

«Сказка – ложь, да в ней намек…»

Содержание

I. Введение (замысел исследования) …. 3 стр.

II. Реализация исследования

1. Главные герои сказки …. 5 стр.

2. Алгоритм изготовления масла …. 5 стр.

3. Эксперимент …. …. 5 стр.

4. Наблюдение и уход за домашней птицей … 6 стр.

5. Народные приметы …. 6 стр.

6. Популярность Петушка …. 6 стр.

7. Где и зачем выращивают домашнюю птицу? …. 7 стр.

8. Словарная работа … 8 стр.

III. Заключение (вывод) …. 9 стр.

IV. Список использованной литературы…. 11 стр.

V. Приложение…. 12 стр.

Ход проекта

I. Введение

Он свой род обороняет,

И цыпляток охраняет.

Курам муж он и пастух,

А зовут его (петух).

Верно, это герой русских народных сказок. Мы их хорошо знаем и любим с самого раннего детства. Простой сюжет, известные герои сказок… Кажется всё ясным и понятным даже малышу. А вот для нас Петушок оказался «крепким орешком» (крепкий орешек – выражение употребляется в следующем случаях: 1. (разг. ирон.) О хорошо укрепленном городе, населенном пункте, крепости, которую трудно взять; 2. О человеке, отличающийся твердым характером. Всем известна пословица «Крепкий орешек — сразу не раскусишь» и поговорка «Орешек не по зубам». «Орешек» — всегда что-то такое, что трудно поддается силе, воздействию или пониманию). А начиналось всё так…

У меня есть младшая сестра Варя, ей 7 лет. Учится она в той же школе, во втором классе. Когда она читала сказку «Петушок и бобовое зёрнышко», то неожиданно задала вопрос: Почему Петушок клевал именно бобовое зерно?

Как можно было подавиться бобовым зерном?

Существует ли домашняя птица, которая питается бобами? И хотя я старше Вари и учусь уже в 4 классе, я затруднился ответить на её вроде бы простые вопросы. Не смогли нам помочь и родители.

Друг Ваня предложил спросить у нашей учительницы. Но Елена Витальевна сказала, что гораздо интереснее и полезнее найти ответы самим, чем узнать готовые. Так и родилась тема нашей работы «Сказка – ложь, да в ней намёк…», а благодаря моей любопытной сестрёнке получилось целое исследование по данному вопросу.

Перед нами возникли вопросы:

- Почему Петушок клевал именно бобовое зерно?

- Как можно было подавиться бобовым зерном?

- Как можно было избежать подобной ситуации?

- Существует ли домашняя птица, которая питается бобами?

- Популярен ли Петушок в наши дни?

Цель исследования :

Выявление особенностей петушка, его повадок, популярности, значимости в жизни человека. Создание буклета «Сказка – ложь, да в ней намёк…»

Задачи исследования :

1. Изучить особенности домашней птицы.

2. Изучить алгоритм изготовления масла.

3. Выяснить значение слов: хозяин, хозяйка, кузнец. А также: алгоритм.

4. Сделать выводы по исследованию.

Гипотезы:

1. Петушок был нетерпеливым, торопливым, но имел хорошего друга – гипотеза Ивана.

2. Курочка была заботливая, смышленая, хороший верный друг – гипотеза Степана.

3. По наблюдению Вани, петушок никогда не ест в одиночку, всегда делится с курочками.

4. Если на пути встречается много препятствий, не надо сдаваться, и всё тогда получится – гипотеза Степана.

В своей работе мы использовали следующие способы исследования :

1. Изучение словарей, справочников, книг по нашей теме.

2. Нахождение информации в сети Интернет.

3. Анкетирование учащихся 4 класса МБОУ «В-Чебулинская СОШ».

4. Эксперимент по прохождению боба через трубочку.

5. Анализ и обобщение собранного материала.

II. Реализация исследования

"Петушок и бобовое зернышко" - русская народная сказка. Сказка очень короткая, её рассказывали и рассказывают сейчас по памяти маленьким детям.

Главные герои сказки - это курочка, корова, петушок, кузнец, хозяин и хозяюшка:

• Петушок, который очень торопился и в итоге подавился;

• Курочка, жена петушка;

• Хозяюшка, у которой не нашлось дома масла;

• Корова, для которой необходимо было накосить траву;

• Хозяин, которому нужна была новая острая коса;

• Кузнец, без всяких условий дал курочке косу.

Из изложенного выше, мы выявили алгоритм появления масла на нашем столе. Мы узнали, что люди ухаживают за домашними животными и получают от них продукты питания. Хозяин накосил сочную вкусную траву новой косой, которую ему сделал кузнец. Хозяйка подоила корову и взбила масло. Кусочком масла Петушку смазали горлышко. Бобовое зернышко и проскочило. Петушок спасён.

Но почему оно застряло? Чтобы ответить на этот вопрос мы провели эксперимент. Взяли обычную трубочку для коктейля, которая схожа с гортанью Петушка. Попробовали протолкнуть боб. Он, действительно, застрял в трубочке. Тогда мы смазали боб маслом (как в сказке, но он даже не входил в трубочку.

А вот зерно (пшеница) легко и свободно сыпалось в стакан.

А вот зерно (пшеница) легко и свободно сыпалось в стакан.

Значит, бобовое зернышко попало случайно. Так как Петушок очень сильно торопился, не заметил боб и попытался проглотить его, но без успешно.

Петух — древнейший символ рассвета, пробуждения, бдительности и призыва к бою. Его издавна водружали на башни, чтобы он глядел во все стороны и предупреждал об опасности. Этот мотив звучит в "Сказке о золотом петушке" А. С. Пушкина. Фигура петуха часто служила указателем ветра - флюгером, украшая шпили средневековых зданий. Из-за строения гребня у петуха появляется и ещё одна функция — предвестник огня. Увиденный на крыше петух, предвещает пожар этому дому. Первым запускали петуха в новый дом или дом, сменивший хозяина. Прабабушка рассказывала мне, что раньше в деревне узнавали время по пению петухов. В первый раз петух начинает петь где-то в первом часу ночи, это первые петухи; вторые петухи поют во втором часу и, наконец, третьи – ближе к четырем часа утра. Деревенские женщины вставали со вторыми петухами, чтобы замесить хлеб и подоить коров. Есть даже поговорки: "Он встает с первыми петухами", "Третьи петухи пропели".

В наши дни Петушок не менее популярен. Именем «Петушок» называются детские сады, во Владимирской области есть город Петушки.

Памятник Петушку расположился в Сочи, где радует своим видом приехавших туристов.

В Красноярске самый романтический памятник, по известному мультфильму

«Бременские музыканты», где на самом верху пирамиды находится Петушок.

Всеми любимый леденец Петушок.

В 3 классе на уроках окружающего мира мы проходили отрасли сельского хозяйства. На них мы узнали о птицеводстве (это отрасль животноводства, которая занимается разведением птиц для получения яиц, мяса и перьев). Птиц разводят как на птицефабриках, так и в индивидуальных хозяйствах.

Это предприятие по производству продуктов птицеводства на промышленной основе.

А это на домашнем подворье.

Значение некоторых слов, которые нам встретились во время работы, мы находили в словарях. В них нашли объяснение тех или иных слов в русском языке. Так:

1. «Толковый словарь русского языка» Ожегова Сергея Ивановича

дал разъяснения словам:

алгоритм – последовательность действий, правил для решения данной задачи;

флюгер – прибор для измерения направления и скорости ветра с вращающейся на вертикальном стержне пластинкой или с флажком; устройство для определения направления ветра; в старину: флажок на пике;

шпиль – остроконечный конусообразный стержень, которым заканчивается верхушка здания, башни;

подворье – двор и огород, хозяйство при сельском доме. Крестьянское подворье.

2. «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира

Ивановича Даля:

хозяин – тот, кому принадлежит что-либо, кто владеет чем-либо; владелец, собственник;

кузнец – это рабочий, мастер, занимающийся ковкой железа;

хозяйка – женщина, ведущая свое домашнее хозяйство.

III. Заключение

Среди ребят 4 класса провели анкетирование, попросив ответить на вопросы (см. Приложение 2). Всего опросили 48 учащихся. Проанализировав данные анкеты, мы обнаружили, что точного ответа, на поставленные вопросы, нам никто не смог дать.

Ребята лишь предположили, что бобовое зернышко было слишком большое. Вышло, что вопросы сестры Вари – поставили в тупик не только нас, но и ребят.

Работая над проектом, мы постарались узнать, как можно больше, изучили литературу по теме исследования и информацию в сети Интернет, провели ряд наблюдений. В результате мы пришли к следующим выводам нашего проекта «Сказка – ложь, да в ней намёк…»

1. «Ложь» состоит в том, что:

- петушок никогда не ест в одиночку. Он всегда, определённым звуком, подзовет к себе курочек (гипотеза Ивана подтвердилась)

- домашняя птица никогда не ест бобы, а только зерновые (гипотеза Степана подтвердилась);

2. «… в ней намек» :

- не следует торопиться во время еды, иначе это приведёт к большой беде. Ведь если бы не курочка, дело могло принять совсем другой, весьма печальный оборот.

На кружке внеурочной деятельности «Волшебный карандаш» ребята из нашего класса нарисовали правила поведения за столом. Подробно рассказали о них на классном час.

Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко» поучительная. Прежде всего, она учит нас взаимовыручке, а еще она призывает нас ценить друзей и помогать им в трудных ситуациях. Никогда и никого нельзя бросать в беде. Курочка в этом смысле молодец - оббегала всех и в итоге спасла петушка.

IV. Список литературы

1. Даль Владимир. Толковый словарь живого великорусского языка:

Т. 1-4. - М. : Русский язык, 1978-1980.

2. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М. : ООО «ИТИ технологии», 2005.

Интернет- ресурс

1. https://kolobok-shel.narod.ru/recept.htm

2.

3. Свободная энциклопедия Википедия

V. Приложение

Приложение 1

Жили-были петушок и курочка. Петушок все торопился, да торопился, а курочка знай себе да приговаривает:

— Петя, не торопись. Петя, не торопись.

Клевал как-то петушок бобовые зернышки, да второпях и подавился. Подавился, не дышит, не слышит, лежит не шевелиться. Перепугалась курочка, бросилась к хозяйке, кричит:

— Ох, хозяюшка, дай скорей маслица петушку горлышко смазать: подавился петушок бобовым зернышком.

— Беги скорей к коровушке, проси у нее молока, а я уж собью маслица.

Бросилась курочка к корове:

— Коровушка, голубушка, дай скорее молока, из молока хозяюшка собьет маслица, маслицем смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зернышком.

— Ступай скорее к хозяину, пусть он принесет мне свежей травы.

Бежит курочка к хозяину:

-Хозяин! Хозяин! Дай скорее коровушке свежей травы, коровушка даст молочка, из молочка хозяюшка собьет маслица, маслицем я смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зернышком.

- Беги скорей к кузнецу за косой, — говорит хозяин.

Со всех ног бросилась курочка к кузнецу.

— Кузнец, кузнец, дай скорее хозяину хорошую косу. Хозяин даст коровушке травы, коровушка даст молока, хозяюшка даст мне маслица, я смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зернышком.

Кузнец дал хозяину новую косу, хозяин дал коровушке свежей травы, коровушка дала молока, хозяюшка сбила масла, дала маслица курочке. Смазала курочка петушку горлышко. Бобовое зернышко и проскочило. Петушок вскочил живехонький и во все горло запел:

— Ку-ка-ре-ку!

Приложение 2

Анкета для учащихся

1. Любите ли вы русские народные сказки?

2. В каких сказках встречается Петушок?

3. В какой сказке Петушок подавился зернышком?

4. Можно ли подавиться бобовым зернышком?

5. Что нужно знать, чтобы это избежать?

Публикации по теме:

Исследовательский проект учащегося 3 класса «Зимующие птицы нашего края»Исследовательский проект учащегося 3 класса «Зимующие птицы нашего края» Цель проекта: Расширить знания детей о птицах, вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам, учить проявлять заботу к ним. Задачи:•.

Исследовательская работа учащегося 3 класса «Я и моё имя» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Средняя Общеобразовательная Школа №7» села Долиновка Новоселицкого района Ставропольского.

Краткосрочный творческий проект «Сказка ложь, да в ней намек»Краткосрочный творческий проект «Сказка ложь, да в ней намек» кашу кушай, а сказку слушай: умом - разумом смекай, да на ус мотай» Краткосрочный творческий проект «Сказка ложь, да в ней намек…» Актуальность.

Проект «Сказка ложь да в ней намек, добрым молодцам урок»Проект «Сказка ложь да в ней намек, добрым молодцам урок» Проект на тему: “Сказка ложь да в ней намек, добрым молодцам урок”. Структура проекта: *Аннотация *Анализ ситуации *Целенаправленность.

Проект по литературе учащегося 11 класса «Живой Маяковский» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Редькинская средняя общеобразовательная школа «Живой Маяковский» Автор: Клишес.

Проект «Сказка — ложь, да в ней намек!» Авторы проекта Швецова Е. А, Зуева Л. А, воспитатели первой квалификационной категории МБДОУ детский сад №41 Обоснование актуальности и социальной.

Проект «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» Продолжение Знакомство с творчеством А. С. ПушкинаПроект «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» Продолжение Знакомство с творчеством А. С. Пушкина Тестирование к проекту «По страницам любимых сказок» Ушел ото всех: от медведя и волка, От зайца и бабки, да только плутовка- Лиса обманула.

Проект «Сказка — ложь, да в нём намёк, добрым молодцам урок»Проект «Сказка — ложь, да в нём намёк, добрым молодцам урок» «Сказка о рыбаке и рыбке» Сказки Пушкина знаем с детства, Они в гости приходят к нам. Слушать их – это просто блаженство! Волшебство.

Проектная работа учащегося 6 класса «Сколько стоит здоровье» проектная работа"сколько стоит здоровье" РУКОВОДИТЕЛЬ: МАЛИКОВА З. М., Участники: Ученик 6 класса Введение. Во время отдыха в Турции мы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект исследовательской работы учащегося 4 класса «Сказка — ложь, да в ней намёк»
Опубликовано: 7 апреля 2024 в 14:35
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект исследовательской работы учащегося 4 класса «Сказка — ложь, да в ней намёк»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Мельникова (УИ 410074) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД