Получи документы

Проект «Использование кинезиологических упражнений на логопедических занятиях при коррекции речедвигательных нарушений»

Инна Куфтова
Проект «Использование кинезиологических упражнений на логопедических занятиях при коррекции речедвигательных нарушений»

Вид проекта : коррекционно-развивающий

Тип проекта :

1. По характеру содержания: практико-ориентированный

2. По срокам реализации: краткосрочный

3. По количеству участников: индивидуальный (с каждым ребенком)

Участники:

• Воспитанники старших групп «Колобок» и «Радуга» МБДОУ детский сад №9 «Ромашка», посещающие логопедические занятия

Публикация «Проект „Использование кинезиологических упражнений на логопедических занятиях при коррекции речедвигательных нарушений“» размещена в разделах

• Родители (законные представители) воспитанников с речевыми нарушениями

Учитель-логопед

I. Целеполагание

Актуальность

«Движение может заменить лекарство – но ни одно лекарство не заменит движения»

Ж. Тассо.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение.

Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий мозга, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики.

По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело). Мозолистое тело необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.

Нарушение работы мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. В дошкольном детстве это проявляется в речедвигательных нарушениях. А в школе ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами.

Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот. Для успешного обучения и развития ребенка в школе одним из основных условий является полноценное развитие в дошкольном детстве мозолистого тела. Мозолистое тело (межполушарное взаимодействие) можно развить через кинезиологические упражнения.

Цель: осуществлять коррекционно-развивающую работу путём развития речедвигательной координации через использование кинезиологических упражнений.

Задачи:

• изучить и внедрить в коррекционную работу кинезеологические упражнения для преодоления речедвигательных трудностей воспитанников, посещающих логопедические занятия

• разработать картотеку упражнений по развитию речедвигательной координации детей, повышающих проявление двигательной активности артикуляционных органов, мелкой и общей моторики

• апробировать данную модель на практике

Продукт:

• создание системы работы, позволяющей внедрить кинезеологические упражнения в коррекционо-развивающую деятельность учителя-логопеда;

• разработка методических рекомендаций для родителей по использованию кинезеологических упражнений в домашних условиях

Ожидаемый результат: воспитанники успешно освоят кинезиологические упражнения, которые позволяют эффективно корректировать отклонения в развитии речедвигательных навыков и овладевать умениями, которые ранее были недоступны детям.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. Причем, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения.

На развитие головного мозга еще влияют растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж.

Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).

Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.

Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.

Все упражнения целесообразно проводить с использованием музыкального сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей. Она успокаивает, направляет на ритмичность выполнения упражнений в соответствии с изменениями в мелодии.

II. Разработка проекта

Реализация проекта «Использование кинезиологических упражнений на логопедических занятиях при коррекции речедвигательных нарушений» рассчитана на 7 недель (апрель-май) с выделением следующих этапов:

Подготовительный

Организационно-практический

Заключительный

Механизм реализации:

На основе проблемных вопросов и с опорой на основной вид деятельности в дошкольном возрасте – игру используются следующий методический комплекс:

• Развивающая кинезиологическая программа А. Л. Сиротюк.

• Программа «Дельфины» Т. Н. Ланиной

Благодаря двигательным упражнениям для пальцев происходит компенсация левого полушария и активизация межполушарного воздействия, что способствует к детской стрессоустойчивости. Занятия направлены на преодоление патологических синкенизий, устраняют дезаптацию, гармонизируют работу головного мозга. Продолжительность занятий может составлять от 5-10 до 20-35 минут в день: постепенно от занятия к занятию увеличивается время и сложность предлагаемых упражнений (с учетом возраста детей). Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определенные условия:

Условия реализации проекта следующие :

1. Занятия проводятся два-три раза в неделю.

2. Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.

3. От детей требуется точное выполнение движений и приемов.

4. Упражнения проводятся стоя или сидя.

5. Упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала одной рукой, затем другой рукой, а в завершение - двумя. Все указания даются чётко, спокойно.

Этапы реализации проекта.

I этап – организационно-подготовительный

Задачи Форма реализации

1 Подбор программно-методического обеспечения. За основу была принята развивающая кинезиологическая программа А. Л. Сиротюк и Программа «Дельфины» Т. Н. Ланиной

2 Пополнение и модернизация развивающей среды. Методическая подборка кинезиологических упражнений и развивающих игр.

3 Выбор метода диагностики и подбор диагностического материала. Методика определения уровня развития межполушарного взаимодействия: проба Н. И. Озерецкого на динамический праксис «кулак-ребро-ладонь», степень сохранности примоторной зоны, проба на пальцевый гнозис и праксис, исследование орального праксиса, речевой вариант пробы Хеда.

4 Работа с родителями Ознакомить родителей с проектом, рассказать о значимости кинезиологических упражнений. Предложить родителям самим освоить данные упражнения.

II этап – Рефлексивно-диагностический.

1 Определение уровня развития межполушарного взаимодействия у детей. В индивидуальном порядке с последующим анализом полученных результатов, для планирования педагогического процесса и прогнозирования желаемого результата

III этап – Практическая реализация проекта.

1 Работы с воспитанниками:

• Растяжки

• Дыхательные упражнения

• Глазодвигательные упражнения

• Телесные упражнения

Упражнения для развития мелкой моторики

• Релаксационные упражнения Использование кинезиологических комплексов на коррекционных логопедических занятиях

Работа с родителями (законными представителями)

• Индивидуальные консультации

III. Перспективный план работы по проекту.

Перспективный план работы по проекту представлен в Приложении 1.

IV. Презентация проекта.

Проведение индивидуальных открытых логопедических занятий в присутствии родителей (законных представителей) для демонстрации приобретенных навыков и умений по коррекции речедвигательных нарушений.

Публикации по теме:

Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми для развития умственных способностей и оздоровленияИспользование кинезиологических упражнений в работе с детьми для развития умственных способностей и оздоровления Мастер-класс для педагогов «Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста для развития умственных способностей.

Оригинальное пособие «Колодец» для организации игр и упражнений на логопедических занятияхОригинальное пособие «Колодец» для организации игр и упражнений на логопедических занятиях Игра: «Буква за буквой» Цель: Закрепление навыка чтения коротких слов. Описание игры: По краям бревнышек колодца в кармашках расставлены.

Использование балансировочной доски при коррекции нарушений в речевом развитии дошкольников 4–7 летИспользование балансировочной доски при коррекции нарушений в речевом развитии дошкольников 4–7 лет Одним из новых приемов коррекции различных нарушений в речевом развитии является мозжечковая стимуляция. Мозжечковая стимуляция — это.

Использование дыхательных упражнений на логопедических занятияхИспользование дыхательных упражнений на логопедических занятиях Для формирования правильной речи важное значение играет развитие речевого дыхания. На своих занятиях я использую дыхательные упражнения.

Использование кинезиологических упражнений в режимных моментах в детском саду В дошкольном образовательном учреждении в рамках работы с детьми раннего возраста целесообразно использовать упражнения, содержащие элементы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Использование кинезиологических упражнений на логопедических занятиях при коррекции речедвигательных нарушений»
Опубликовано: 25 февраля 2024 в 22:53
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД