МААМ-картинки

Проект «Я познаю мир» для детей первой младшей группы

Таня Махмутова
Проект «Я познаю мир» для детей первой младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность

Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. Младший дошкольный возраст – самое благоприятное время для сенсорного и познавательного развития, для накопления представлений об окружающем мире, для развития восприятия ребёнка, совершенствования его органов чувств. Причём все эти способности не возникают сами по себе, а требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.

Публикация «Проект „Я познаю мир“ для детей первой младшей группы» размещена в разделах

Развитие познавательной активности ребенка дошкольного возраста в настоящее время весьма актуальна, т. к. она развивает детскую любознательность, пытливость ума, формирует на их основе устойчивые познавательные интересы.

Малыши с самого рождения выстраивают свою «картину мира» — активно познают окружающий мир, пытаются понять закономерности происходящего вокруг. У меня возник вопроскакие педагогические средства необходимо использовать, чтобы научить детей 1-ой младшей группы различать объекты окружающего и не только по форме, цвету величине, но и по количеству частей, по весу, рельефу, влажности, температуре и т. д. Мною был изучен методический комплекс по освоению детьми способов познания Т. А. Сидорчук, который направлен на то, чтобы формировать у малышей способы познания и обучать их применению в конкретной деятельности детей. Таким развивающим средством является технология ТРИЗ. Поскольку технология ТРИЗ– это система методов и приемов, которые можно использовать во всех образовательных областях дошкольного образования, то она максимально увеличивает эффективность любой комплексной образовательной программы. ТРИЗ помогает детям увидеть многогранность окружающего мира, его противоречивость, закономерности развития, формирует умение грамотно мыслить и решать свои маленькие проблемы.

Цель проекта:

«Развитие познавательной активности у младших дошкольников с применением технологии ТРИЗ»

Задачи:

1. Способствовать расширению кругозора ребенка через активную деятельность.

2. Создавать условия для использования полученных знаний, умений, навыков в повседневной деятельности.

3. Развивать творческие способности, логическое мышление путем использования технологии ТРИЗ.

4. Разработка и изготовление развивающей и обучающей среда в группе по данной проблеме.

5. Разработать и организовать разные формы сотрудничества с родителями воспитанников.

6. Повысить компетентность родителей в развитии познавательной активности дошкольников.

Участники проекта: Дети младшей группы, воспитатели, родители

Тип проекта: Ролево-игровой (использование элементов творческих игр) по Л. В. Киселевой

В своей работе определила основные этапы реализации проекта:

• 1. Целеполагание

• 2. Разработка проекта

• 3. Выполнение проекта

• 4. Подведение итогов

Для каждого этапа разработан алгоритм деятельности педагога, ребенка и родителей в соответствии с задачами. На первом этапе ставится проблема, далее планируется деятельность по решению данной проблемы. Затем идет реализация намеченной деятельности. Последний этап – подведение итогов и презентация продуктов деятельности.

Мы пока находимся на первом этапе проектной деятельности. Он называется подражательно-исполнительский. Роль направляющего берёт на себя взрослый, создавая мотивацию, вызывая интерес детей к той или иной теме, побуждает к деятельности детей в центрах активности. На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.

Человек познает мир различными средствами и способами, но первые шаги знакомства с окружающим миром позволяют нам сделать органы чувств, наши «помощники умной головы». Именно они дают возможность воспринять многообразие мира, а настроение дает окраску процессу познания. Мною были разработаны технологические карты ознакомления с возможностями анализаторов: «Руки-помощники умной головы», «»Глаза-помощники умной головы», «Уши-помощники умной головы», «Язык-помощники умной головы», «Нос-помощники умной головы» и карта ознакомления с миром эмоций «Сердце дарит нам настроение». Данные понятия формировались как в совместной с педагогом деятельности, так и в самостоятельной. Использовались игры на развитие слухового и зрительного восприятия, направленные на совершенствование тактильного, вкусового и обонятельного анализаторов. :«Часть – целое», «Какой по форме?», «Найди друзей по цвету», «Угадай, по голосу?», «Угадай, кто позвал»,«Чудесный мешочек», «Чем отличаются?», игры с дидактическим пособием «Моя лучшая книга».

Процесс познания объектов органами чувству человека сводится к выявлению признаков объектов. Каким же образом это происходит? Ребенок манипулирует предметом и выясняет его возможности. Один объект, другой… В мире так много предметов и они все разные? В данном возрасте ребята знакомятся с именами признаками (обобщенными словами). При назывании взрослым имени признака, ребенок его понимает и называет значение в конкретном объекте. Мы познакомились с такими именами признаками как: Количество, форма, размер, вкус, цвет, запах, звук, температура, влажность.

Сенсорные впечатления – это основа познания мира. Чем точнее различает ребенок свои ощущения – понимает, что именно он слышит, видит, осязает, воспринимает на вкус – тем быстрее он сможет развиваться. Получив ответ на вопрос «Что это?» и «Какое оно?», дети могут представить себе разнообразные предметы, сравнить их, описать качества, систематизировать.

Поскольку игра является ведущей деятельностью ребёнка,то для усвоения и закрепления полученных знаний использовалась в большей степени игровая деятельность.

Знакомясь с именами признаками: Форма, Цвет. Для формирования данных понятий использовались такие игры как: «Найди такой же», «Волшебные дорожки», «Найди свой домик», «Продолжи ряд», «Что катится», «Найди пару», «Помоги художнику», «Найди нужную фигуру», «Волшебные крышки (игры с разноцветными пробками», «Моя лучшая книга». Данные знания закреплялись через художественно-эстетическое развитие:(Лепка) «Лучики для солнышка», «Колобок», «Радуга» и т. д.

Знакомясь с именами признаками: Количество, размер. Для формирования данных понятий использовались такие игры как:«На что похоже?», «Один-много», «Большой и маленький», Складывание пирамидки,«Матрешки»,«Домики для медвежат», «Бабочки и цветочки», «Волшебные крышки (игры с разноцветными пробками», «Моя лучшая книга». Данные знания закреплялись через художественно-эстетическое развитие «Снеговик» (аппликация)

Знакомясь с именами признаками:Вкус, запах. Для формирования данных понятий использовались такие игры как:«Узнай и назови», «Что готовят на обед», «Какое это?»,«Волшебный магазин»,«Сложи картинку»-ребенок, опираясь на свои вкусовые ощущения определяет и называет овощи, фрукты, сладости и называет свои ощущения: кислое, сладкое, соленое и т. д.

Знакомясь с именами признаками:Температура, влажность. Для формирования данных понятий использовались такие игры как:«Теплый – холодный» «Мокрый – сухой», Учились разгадывать загадки,Наблюдали за состоянием погоды, использовали Опытно-экспериментальную деятельность - «Песок и вода»

Таким образом, вижу, что в ходе проектной деятельности устанавливается более тесный контакт между детьми и взрослыми, между самими детьми, между детьми, воспитателями и родителями. Дети получают возможность проявить свои творческие способности, двигательную активность, вступить в диалог с детьми и взрослыми, получить положительный эмоциональный заряд. Включив родителей в совместную деятельность с ребенком, я создала и поддерживала атмосферу сотрудничества и в разных видах деятельности, направляла родительскую активность в педагогическое русло. Были изготовлены дидактические пособия: «Волшебные крышки»-для развития мелкой моторики руки и сенсорного развития; «Моя лучшая книга»-направлена развивать мелкую моторику рук, сенсомоторную сферу, внимание, пространственное воображение, восприятие (тактильное, зрительное, пространственное. Пособия мобильны и многофункциональны.

Организованная работа над данными проектами позволила расширить кругозор родителей, выстроилось взаимодействие и сформировались навыки общения родителей с детьми. Родители вовлеклись в педагогический процесс, укрепилась их заинтересованность в сотрудничестве с детским садом.

Данный педагогический опыт имеет положительные стороны:

- умеют различать объекты окружающего мира не только по форме, цвету величине, но и по количеству частей, по весу, рельефу, влажности, температуре и т. д.

- в процессе совместной деятельности и взрослого и воспитанника сформированы особого рода отношения, которые придают их взаимодействию характер сотрудничества, совместного бытия в пространстве деятельности и общения;

- в силу возрастных и индивидуальных особенностей дошкольники умеют осуществлять логические операции сравнения, анализа, обобщения, эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы;

Таким образом, можно сделать вывод, что в условиях реализации ФГОС технология ТРИЗ себя зарекомендовала с положительной стороны. Это уникальный инструмент, с помощью которого активно развивается познавательная активность детей. Данная система доступна для работы всех педагогов с детьми 3-го года жизни.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Мини-проект для детей первой младшей группы «Маленький ежик — четверо ножек» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №6 «ЧЕРЁМУШКА» ГОРОДА ТЫНДЫ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ Мини- проект.

Информационно-творческий проект для детей первой младшей группы «Здравствуй, весна» Актуальность проекта. Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать.

Мастер-класс по нетрадиционным техникам рисования для родителей и детей первой младшей группы «Мир волшебных красок» Мастер – класс «Мир волшебных красок» Цель: • Создание условий для включения родителей в образовательный процесс. Задачи: • Познакомить.

Краткосрочный групповой практико-ориентированный проект для детей младшей группы «Я — играю, я — познаю» Автор составитель: Габдракипова З. А. Краткосрочный, групповой, практико-ориентированный проект для детей младшего дошкольного возраста.

Проект о Великой Отечественной войне «И помнит мир спасённый» для детей второй младшей группы «И помнит мир спасённый…» 1. Название проекта: «И помнит мир спасенный». 2. Проблема проекта: отсутствие у детей представлений о Великой.

Проект «Мир сенсорики» в первой младшей группе Описание: В публикации хочу поделиться с коллегами практическим опытом работы по сенсорному воспитанию малышей и оснащению РППС группы.

Проект на тему «Игрушки» для детей первой младшей группы ПАСПОРТ ПРОЕКТА Тип проекта: Творческий, групповой. Вид проекта: краткосрочный (две недели). Участники проекта: Дети 2-3 лет, педагоги,.

Проект по экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Я познаю мир».Проект по экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Я познаю мир». .

Проект «Здоровым быть — здорово» для детей первой младшей группы от 2 до 3 лет Проект: «Здоровым быть - здорово!» для детей 1 младшей группы от 2 до 3 лет Воспитатель: Баранова Е. В. «Здоровым быть - здорово!» Актуальность.

Экологический проект для детей первой младшей группы «Огород на окошке» • Тип проекта: познавательный • Вид проекта: исследовательский, групповой • Продолжительность проекта: март – май. • Предмет исследования:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Я познаю мир» для детей первой младшей группы
Опубликовано: 20 февраля 2019 в 22:24
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Я познаю мир» для детей первой младшей группы» (включая файлы) размещена пользователем Таня Махмутова (УИ 87569) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД