Татьяна Кривоногова
Проект «Как хлеб на стол пришел» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
1. Актуальность проекта
2. Цель, задачи
3. Планируемый результат
4. Этапы реализации проекта
5. Продукты проекта
Актуальность проекта.
Не напрасно народ
С давних пор и поныне
Самой первой святыней.
Золотые слова
Забывать мы не вправе:
Публикация «Проект „Как хлеб на стол пришел“ в старшей группе» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, приверженность к общечеловеческим духовным ценностям. Ребенок должен научиться ориентироваться в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях окружающей действительности, общественной и собственной жизни. Чтобы сформировать у детей целостное представление об окружающем мире, следует уделять больше внимания для комплексного изучения природы и ее связи с человеком. Человек – часть природы и он должен беречь и уважать окружающий мир. В процессе знакомства детей с новыми понятиями, названиями продуктов, зерновых, техники, профессий, хлебобулочных изделий, использованием муки и зерна в жизни человека пополняется активный словарь детей, а значит, развиваются речевые умения и навыки личности, повышается уровень познавательных способностей, развивается воображение, формируется личность в целом.
Предлагаемый проект рассчитан на старший дошкольный возраст (старшая группа). В нашей стране относились к хлебу всегда по-особенному. Вместе с ребятами нашей группы мы решили выяснить, где же действительно «растет» хлеб, проследить весь путь хлеба : от зернышка до нашего стола, увидеть разнообразие хлебобулочной продукции.
2. Цель проекта
Создание условий для формирования предпосылок поисковой деятельности, развития воображения и художественно – творческих способностей в процессе реализации проекта «Как хлеб на стол пришел».
Задачи проекта :
• формировать представление о процессе производства хлеба, необходимости беречь хлеб;
• подвести детей к пониманию того, что прежде чем попасть на стол, хлеб проходит много различных превращений, в его изготовлении принимают участие люди многих профессий;
• вкус хлебобулочных изделий зависит от используемых продуктов и способов приготовления;
• воспитание бережного отношения к продуктам человеческого труда,
• прививать навыки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
• способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной творческой деятельности;
• обогащать словарный запас.
Участники проекта : дети старшей группы, родители воспитанников, педагогический коллектив.
Сроки реализации проекта : сентябрь 2021
Тип проекта : познавательно – исследовательский
По количеству участников: групповой
По продолжительности: краткосрочный
3. Планируемые результаты
У детей:
1. Сформированы представления о ценности хлеба;
2. Получены знания о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей.
3. Имеют понятие о свойствах муки, теста, готовых хлебобулочных изделиях.
4. Ознакомлены с произведениями поэтов, писателей на тему о хлебе.
5. Владеют расширенным словарным запасом, знают пословицы и поговорки про хлеб.
6. Развитие связной речи, умение рассуждать.
У родителей:
1. Приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком на материале темы проекта.
2. Обмен опытом семейного воспитания педагогов и родителей, совместная работа с пословицей.
3. Становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.
4. Развитие творчества в ходе создания атрибутов к сюжетно ролевой игре «В булочной», «Семья», сказки «Колосок»
Для педагогов:
• Разработка тематического проекта по теме : «Как хлеб на стол пришел» для детей и взрослых;
• Подбор компьютерных презентаций;
• Подбор книг, музыки;
• Подбор материала для родителей: «Как заучивать стихи», «Как работать с пословицей»;
• Подбор и рекомендации по изготовлению альбомов.
4. Этапы реализации проекта.
Первый этап:
Определение цели продукта проекта : «Узнать, как хлеб на стол пришел».
Модель трех вопросов:
Что мы знаем о хлебе? Что можно узнать о хлебе? Где можно взять информацию?
Хлеб это продукт Из чего делают хлеб? Спросить у взрослых
Его покупают в магазине. Как делают хлеб? Посмотреть телевизор
Хлеб бывает белым, серым. Кто делает хлеб? Прочитать в книжке.
Второй этап:
Планирование деятельности в решении поставленных задач.
Мероприятия с детьми (Приложение 1) :
• Разучивание пальчиковых гимнастик.
• Проведение утренних бесед на темы: «Что мы едим всегда и утром и в обед и вечером»; «Зачем нужен хлеб»; «Можно ли прожить без хлеба?»; «Как мы можем беречь хлеб»; «Почему нельзя крошить хлеб, когда кушаешь»; «Из чего пекут хлеб»; о пословице: «Хлеб всему голова»; по пословице «Без хлеба куска везде тоска».
• Подвижные игры (Мышеловка, игра с мячом «вопрос-ответ», игра-эстафета «Кто скорее отвезёт зерно на элеватор»)
• Дидактические игры «Что сначала, что потом», «Как хлеб попадает на стол» (последовательно разложить картинки от зерна до каравая, «Что сделано из муки», «Отгадай загадку, покажи отгадку»,
• Чтение и обсуждение художественной литературы: русские народные сказки: “Колобок”, “Каша из топора”, “Петушок и бобовое зернышко”; украинская народная сказка “Колосок; В. Драгунский “Тайное становится явным”; Н. Носов “Мишкина каша”; Ю. Ермолаев “ Два пирожных”; Борис Вовк “Мякиш”.
• Чтение и заучивание пословиц, поговорок, потешек, считалок, стихотворений о хлебе и хлебобулочных изделиях.
• Сюжетно - ролевая игра: «В булочной».
• Кукольный театр постановка сказки «Колосок».
• Лепка из пластилина колосков.
• «Семейное дело – вареники лепить!» (лепка вареников из солёного теста)
• Наблюдения и рассматривание альбомов: «Откуда колосок на стол хлебом пришел», «Виды хлебобулочных изделий».
• Игра – экспериментирование «Волшебница мука»
Мероприятия с родителями (Приложение 2) :
• Пословицы про хлеб, выставка рисунков к пословицам
• Консультация «Детям о хлебе»
• Совместное изготовление атрибутов к сюжетно – ролевой игре «В булочной».
• Изготовление кукол – рукавичек к сказке «Колосок»
Мероприятия с педагогами (Приложение 3).
• Консультация «Формирование бережного отношения у детей к родной природе».
• Лепбук «Откуда хлеб на стол пришел».
Третий этап:
В процессе работы над данным проектом у детей были сформированы представления о ценности хлеба. Получены знания о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, виды хлебобулочных изделий, что хлеб – это итог большой работы многих людей; дети познакомились со свойствами муки и её видами, участвовали в процессе изготовления теста и блинов.
Обогатили словарный запас. Ознакомлены с произведениями поэтов, писателей на тему «Хлеб».
Владеют расширенным словарным запасом. У детей сформировались навыки исследовательской деятельности, развитие познавательной активности, самостоятельности, творчества.
У родителей:
В ходе работы над проектом родители приобрели ряд знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком. В процессе работы над проектом совместно с родителями были созданы атрибуты к сюжетно ролевым играм «В булочной», «Семья», собран альбом пословиц и поговорок с иллюстрациями про хлеб.
Для педагогов: Был разработан тематический проект по теме : «Как хлеб на стол пришел» для детей и взрослых, педагогов; презентаций; подобран материал по теме проекта и изготовлен Лэпбук «Хлеб – всему голова».
Приложение 1
ПАЛЬЧИКОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО ТЕМЕ «ХЛЕБ»
«Чу-чу-чу – я зерно молочу. (дети стучат кулачками друг о друга)
«Чу-чу-чу – жернова кручу. (потирают ладони вращающими движениями)
«Чу-чу-чу» - муку получу. (Щелкают пальчиками)
***
«Пекарь»
Пекарь, пекарь из муки (выполнять движение -
Испеки нам колобки. печем пироги)
Да сушки – Ванюшке, (соединить большой и
Да баранки – Танюшке, указательный палец на каждой руке отдельно)
Да крендель – Маришке.
«Божья коровушка»
Божья коровушка, Полет на облачко. (рукой изображают брюшко божьей коровки)
Принеси нам к осени,
Мы тебя попросим: (сверху брюшка поглаживают другой рукой)
В огород – бобы,
В лес – ягоды, грибы,
В родник – водицу,
В поле – пшеницу. (поочередно загибают пальцы)
«Тесто»
Тесто ручками помнем (сжимаем и разжимаем пальчики)
Сладкий тортик испечем (как будто мнем тесто)
Серединку смажем джемом (круговые движения ладошками по плоскости стола)
А верхушку сладким кремом
И кокосовую крошкой
Мы присыплем торт немножко (сыплем «крошку» пальчиками обеих рук)
А потом заварим чай
В гости друг – друга приглашай.
«Колосок»
Золотистый колосок, кто тебе расти помог?
Теплый ветер, майский гром,
Солнце в небе голубом.
«Испечем пирожки и плюшки»
Мама пироги печет, заинька не отстает
Пальчики стараются – плюшки получаются.
На дощечке нет уж места (руки в сторону, сжимает пальцы)
Мама снова месит тесто (месим)
Отдохни, - сказала мама.
«Пироги»
Мы печем пшеничные пироги отличные (движение «печем пироги»)
Кто придет к нам пробовать пироги пшеничные?
Мама, папа, брат, сестра (поочередно соединять пальцы правой руки с пальцами левой, начиная с большого)
Беседа «Хлеб – всему голова»
в старшей группе
Цель: Расширять и углублять знания детей с процессом выращивания хлеба; дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; продолжать знакомить с трудом людей, их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда; совершенствовать грамматический строй речи, упражнять в употреблении глаголов; развивать мыслительную активность, учить согласовывать прилагательные и существительные, учить разгадывать загадки; воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к человеческому труду, понимание того, что труд каждого делает нашу жизнь, страну лучше и богаче.
Словарная работа: хлеборобы, зябь, озимые, пахота, сев, борона, плуг, жатва, пекарь, мельник, мельница, элеватор.
Предварительная работа: чтение рассказов Я. Тайца «Я здесь», М. Пришвин «Лисичкин хлеб», М. Глинской «Хлеб», русская народная сказка «Колосок», заучивание пословиц, поговорок, загадок, рассматривание иллюстраций.
Ход беседы.
Воспитатель: Ребята, я вам прочитаю стихотворение, а вы скажите, о чем в нем говорится. Чтение стихотворения Н. Семенова “Хлебушко”.
Вот он – хлебушко душистый,
С хрупкой корочкой витой,
Вот он теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наше, сила,
В нём чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
Воспитатель: Ребята, о чем говорится в этом стихотворении?
Дети: О хлебе.
Воспитатель: Правильно, о хлебе. Народная мудрость гласит: «Хлеб — всему голова», и это правильно. Каждый день на столе у вас есть хлеб, булочки, пирожное и другие хлебобулочные изделия. Ведь без хлеба мы не представляем себе обед, завтрак и ужин. Он – самый главный на каждом столе.
- Ребята, а какой бывает хлеб?
Дети: Хлеб бывает черный и белый.
Воспитатель: Да, но его называют пшеничный и ржаной. Есть злаковые растения — рожь и пшеница. Из зёрен ржи получается мука серого цвета, и при выпечке хлеб имеет тёмный цвет. А из зерна пшеницы — мука белая, с желтоватым оттенком. Из такой муки получаются изделия золотистого цвета. Но это не значит, что ржаной хлеб хуже пшеничного. В ржаном хлебе содержатся почти все питательные вещества, которые нужны человеку. Поэтому, если будете есть ржаной хлеб, всегда будете сыты и здоровы.
Сейчас вы попробуете определить на вкус хлеб.
Игра на сопоставление ржаного и пшеничного хлеба. Детям завязываются глаза, дается маленький кусочек пшеничного хлеба затем ржаного. Дети определяют на вкус какой хлеб им дали.
Воспитатель: Хлебом питаются люди, это самый главный и ценный продукт. Он составляет основу всего питания человека. Мы кушаем его каждый день и в детском саду, и дома.
Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. В хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение. Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришел?
Дети: Хлеб покупают в магазине.
Воспитатель: А как хлеб попал в магазин?
Дети: Вырастили зерно, смололи на мельнице, из муки спекли хлеб.
Воспитатель: Правильно. Сначала вспахали поле.
Затем на одном поле посеяли пшеницу. А на другом рожь.
А кто пашет землю?
Дети: Трактористы на тракторе пашут землю.
Воспитатель: А, что тянет за собой трактор, когда пашет поле?
Дети: плуг и борону, чтобы поле было ровным.
Воспитатель: Посмотрите, сеют зерно. Что прицеплено к трактору?
Дети: Сеялка.
Воспитатель: Правильно. Но вот зерна дали всходы, заколосились, и агроном ходит по полям и следит за пшеничными и ржаными колосками. Он как доктор следит за урожаем. А когда колоски созрели, поле стоит золотистого цвета.
Физкультминутка:
Посадили мы зерно
Что же выйдет из него?
Дождик землю поливает,
Солнце нежно пригревает
Подрастает зёрнышко-
Потянулось к солнышку.
С ветерком оно играет,
Ветерок его качает,
К земле низко прижимает-
Вот как весело играет!
Потянулся наш росток,
Превратился в колосок.
Время собирать урожай начинается жатва. Что за машина приходит на помощь людям?
Дети: Комбайн
Воспитатель: Как называют человека, который управляет комбайном?
Дети: Комбайнер.
Воспитатель: Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. А из накопителя соломы комбайна сходят большие желтые копны обмолоченной соломы. Комбайнерам приходится работать не только днем, но и ночью если ожидаются дожди. Чтобы спасти урожай зерна люди работают днем и ночью.
Затем машины везут зерно на элеваторы для хранения зерна. На элеваторе сушат, сортируют и хранят зерно. Часть зерна отбирают на семена, для посева его на следующий год.
А как вы думаете, из зерна можно испечь хлеб? Почему? А из чего можно печь хлеб?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Правильно, зерно нужно перемолоть и превратить его в муку. А где это можно сделать?
Дети: Зерно на машинах везут на мельницу.
Воспитатель: На мельнице мельник перемалывает зерно, превращая его в муку. Мельница - это здание со специальными приспособлениями для размола зерна.
Мука готова, куда теперь необходимо отвезти муку?
Дети: В пекарню и магазины.
Воспитатель: Кто печет хлеб?
Дети: Пекарь.
Воспитатель: Муку везут на хлебозавод, пекарню. Чтобы приготовить хлеб, нужна не только мука, но и другие продукты: дрожжи, вода, соль сахар, масло. Ваши мамы пекут пироги только для своей семьи. А на хлебозаводах пекут очень большое количество хлеба, булочек, пряников, печенья. На хлебозаводах выпекать хлеб помогают машины.
Послушайте, как это делается:
«Громадные чаши, называемые дежами, наполняются мукой, водой, дрожжами, сахаром, солью и маслом. Они установлены на своеобразном конвейере, который напоминает карусель. За пять часов эта карусель совершает один оборот, в течении этого времени тесто поднимается и созревает. Ему помогают огромные лапы месильной машины. Они перемешивают и обминают тесто. Готовое тесто подается в делительную машину, и она с удивительной точностью отделяет равные порции».
Воспитатель: Готовые хлебные изделия везут в магазины, где мы покупаем их.
Хлебобулочные изделия не только вкусны и питательны. Хлеб мы едим, несколько раз вдень, а он не приедается.
Но даже если хлеб у нас можно купить в магазине, его все равно надо беречь. Много люди трудились, прежде чем хлеб пришел к нам на стол. Они трудятся днем и ночью, чтобы мы ели свежий, душистый хлеб.
Хлеб – драгоценность, его береги. В меру к обеду бери.
Хлеб нельзя выбрасывать, его надо беречь. Если у вас на столе остались хлебные крошки, соберите их в баночку и вынесите их птичкам. Пусть птицы склюют эти крошки.
О хлебе люди слагали гимны, писали стихи, песни и, как вы уже знаете, пословицы и поговорки. Давайте их вспомним: «В хлебе наша сила», «Хлеб – всему голова», «Хлеб – наше богатство»,«Будет хлеб – будет песня», «Много снегу – много хлеба», «Хлеба к обеду в меру бери»,«Хлеб – наша ценность, им не сори!».
Воспитатель: Ребята, а вы бы хотели быть пекарем?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда вы превратитесь в пекарей. Подходите к столу, одевайте фартуки. Я приготовила вам тесто, и мы будем изготавливать булочки, крендельки, печенье. Чтобы приготовить печенье, берем кусочек теста, скатываем его в шарик и сплющиваем его в лепешку. Возьмите формочку и вырежьте фигурку, положите на противень. Для кренделька нам понадобится колбаска, сворачиваем ее и кренделек готов. (показ)
По окончании работы противень отношу для выпечки на кухню.
Воспитатель: Молодцы ребята. Вы хорошие пекари, у вас получились прекрасные булочки и печенье. Вы хорошо работали на занятии. Молодцы.
Беседа познакомит детей с этапами приготовления хлеба, с обычаями, традициями, с народным фольклором. Для данного мероприятия была разработана авторская игра.
Беседа «Как хлеб на стол пришёл»
Цель: ознакомление детей с процессом выращивания и приготовления хлеба;
Задачи:
1. формировать представление о процессе производства хлеба;
2. знакомить детей с разнообразным миром зерновых хлебных культур;
3. воспитывать бережное отношение к хлебу;
4. закреплять полученные знания о хлебе в повседневной жизни и в игровой деятельности
Ход беседы
Ведущий: Дорогие ребята! Хлеб – наше богатство, в него вложен труд многих людей. Мы с Вами не можем себе представить обеденный стол без белого и черного хлеба. Многие из Вас любят кушать сушки, печения, баранки, пироги, и пирожки. А Вы знаете, из чего делают эти продукты питания? (Ответы детей) Правильно из муки. А что такое мука? Из чего ее получают? (Ответы детей)
Хотите узнать, какой большой путь проходит хлебный колосок, чтобы превратиться в пышный хлеб на нашем столе.
Когда то очень давно первобытный человек заметил, что созревшие семена диких растений разносятся с помощью ветра или птиц, и попадают в почву, дают всходы, вырастает новое растение со множеством семян.
Древний человек попробовал на вкус семена диких растений, и они ему понравились. С тех пор человек начал сам не только собирать эти семена, но и сеять их в обработанную землю. Первой мотыгой для обрабатывания земли, стала деревянная палка, потом человек догадался насадить на палку отесанный камень. С помощью таких приспособлений люди разрыхляли почву, затем сажали в нее семена. Собранные семена человек молотил с помощью камня, превращая их в муку. Затем из муки он выпекал на огне хлеб.
Считалки о хлебе.
Дождик, дождик, поливай - будет хлеба урожай.
Будут булки, будут сушки, будут вкусные ватрушки.
Катилась торба с высокого горба.
В этой торбе хлеб, соль, пшеница.
С кем ты хочешь поделиться?
Шло время и люди стали использовать в земледелии прирученных животных для рыхления земли. Появился деревянный плуг, с помощью которого почва подрезалась, переворачивалась и взрыхлялась.
В наше время на помощь земледельцам пришла техника. Назовите, какую сельскохозяйственную технику Вы знаете? (ответы детей)
Правильно, на полях трудятся сеялки, с помощью которых семена попадают в землю. Комбайны, которые срезают растения, обмолачивают колосья, очищают зерно и погружают его в грузовую машину. Трактора, которые складывают зерновые стога для просушки.
Ведущая: Ребята, а играть Вы любите? (Ответы детей) Выходите на середину зала, вставайте врассыпную. Сейчас мы с Вами поиграем в игру: «Мы посеяли зерно». Я буду Вам говорить слова и показывать движения, а Вы будете за мной повторять. СЛОВА + ПОКАЗ ДВИЖЕНИЙ
Весной давно
Мы посеяли зерно (поочередно разводим руки в стороны сперва вправо, затем влево)
Прорастут ростки, (приседаем на корточки, затем медленно встаем в
Скоро будут колоски. полный рост и поднимаем руки вверх над головой)
А придет пора
Выйдут в поле трактора. (руки сгибаем в локтях ритмично двигая вперед назад)
Уберем урожай. (наклоны, имитируем сбор колосьев)
Испечем каравай! (руки на уровни груди сцепляем в замок в виде круга)
Примечание: Игра проводится 2-3 раза
Ведущая: Молодцы ребята. Хорошо поиграли. А теперь садитесь на стулья, продолжаем нашу беседу. Хлебных зерновых культур в природе встречается множество. Но самые питательные для человека является рожь и пшеница.
Наши предки уважали, берегли и почитали хлеб!
По русскому обычаю, если нечаянно уронишь хлеб, его нужно поднять, и не только бережно обтереть, но, и поцеловав, попросить прощение.
Хлеб – дар Божий, говорили люди. Они считали хлеб главным богатством.
Послушайте русские поговорки о хлебе.
• Хлеб да вода – богатырская еда.
• Хлеб батюшка, водица матушка.
• Хлеб - кушай, добрых людей слушай.
• Худ обед, коли хлеба нет.
• Работай до поту, поешь хлеба в охоту.
• Пот на спине – так и хлеб на столе.
Ведущая: Вырастить хлеб тяжелая работа. Сто потов сойдет, пока хлеб взойдет. Ранней весной люди сеют зерна в землю. Через время ростки прорастают, напиваются дождевой воды и тянутся к солнцу. За лето колоски окрепнут, наберутся жизненных сил и полезных веществ. Осенью, когда зерно созревает, колос приобретает желто-золотистый цвет. Наступает время собирать урожай. На поля выходит техника и люди. Начинается кропотливая работа. После того, как комбайны аккуратно срежут колосья, их погрузят на грузовые машины и повезут на мельницу. Там зерно перебирают, растирают и мелют до состояния муки.
Дальше мука отправляется на хлебозаводы. Из пшеничного зерна получается пшеничная мука, из нее получается белый хлеб, баранки, печенье, булки, сушки, пирожки и другие изделия. А из ржаных зерен получают ржаную муку, и пекари выпекают ржаной хлеб.
Круглые сутки грузовые машины доставляют горячий хлеб в магазины и детские сады, что каждый из нас мог отведать вкус настоящего хлеба.
Загадки о хлебе.
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)
Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.
В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.
В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно)
Мнут и катают,
В печи закаляют.
Потом за столом
Режут ножом. (Хлеб)
Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье.
Ну и объедение! (Баранка или бублик.)
Вот он – тёплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол –
Он пожаловал – пришёл.
В нем – Здоровье, наша сила,
В нем – Чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло! (Хлеб)
Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают? (Блины)
Выходит хозяйка в русском сарафане, кокошнике, в руках она держит каравай.
Хозяйка: В России есть традиция встречать дорогих гостей хлебом и солью. На красивое расшитое вручную хозяйками полотенце кладут хлебный каравай, в центре которого находится солонка и солью. Этот обычай выражает гостеприимство и радушие русских людей. Гостей, на Руси, окружали почетом и уважением. Считалось, что заглянувший в дом путник много повидал на своем пути, многое знает, у него есть чему поучиться.
Хлеб - символ достатка и благополучия, а соли приписывались свойства «оберега»,то есть способность оберегать от злых сил. Встретить гостя «хлебом-солью» означало призвать на него божью милость, выразить свое уважение и пожелать добра и мира. Хлеб являлся самым знатным угощением.
Чистоговорки о хлебе.
Жок-жок-жок - это пирожок.
Шки-шки-шки - мама жарит пирожки.
Жок-жок-жок - кушай дочка пирожок.
Чи-чи-чи - пекуться в печке калачи.
Ач-ач-ач – вкусный будет наш калач.
Ведущая: Ребята, сегодня мы с Вами узнали какой долгий путь, проходит хлебное зернышко, до кого как оказаться у нас на обеденном столе. Теперь я думаю, каждый из Вас будет, бережно и уважительно относиться к хлебу. Человек, который не научится беречь хлеб, никогда не будет пользоваться уважением окружающих людей.
А теперь пришло время угощения. Встречайте наш хлебный каравай!
Ароматный Каравай по кусочку разбирай!
Угощайся, стар и млад. Чтоб дела пошли на лад!