Папки-передвижки

Проект «Календарь русского фольклора»

Наталья Емелина
Проект «Календарь русского фольклора»

Информационная карта проекта :

Полное название проекта : «Календарь русского фольклора»

Автор проекта : учитель-логопед Емелина Наталья Вячеславовна

Тип, проекта, вид: Информационно-практико-ориентированный, познавательно-речевой, творческий, открытый.

Продолжительность: долгосрочный.

Сроки проведения: сентябрь 2018г. - май 2019 г.

Участники проекта : учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор физической культуры, дети среднего и подготовительного дошкольного возраста, педагоги, родители.

Актуальность:

Публикация «Проект „Календарь русского фольклора“» размещена в разделах

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Знакомство детей с культурными истоками становится в настоящее время одним из приоритетных направлений.

Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.

Воспитание патриотических чувств, любви к родному краю непосредственно связано с развитием духовно-нравственной и мировоззренческой сферы личности, которые начинают складываться уже в младшем возрасте.

В детские годы формируются основные качества человека. Именно сказочные истории, басни,придчи,песни являлись во все времена носителями информации о системе общещеловеческих ценностей и важнейших знаний о жизни. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.

Если в этом возрасте воспитывать детей на национальных российских традициях и ценностях, у них воспитывается чувство любви к Родному краю, чувство достоинства, гордости и ответственности за свою семью, дом, Отчизну.

Цель проекта :

Расширения представлений об окружающем мире, на основе ознакомления и расширения знаний дошкольников о культуре русского народа : традициях, обрядах, праздниках; литературного, музыкального наследия, путём изучения и использования малых форм народного фольклора - загадок, пословиц и поговорок, прибауток; интереса к народным играм, песням, развлечениям. Формирование гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине.

Задачи:

1. Воспитывать у детей:

• стремление к познанию культурных традиций через творческую, познавательно деятельность;

• воспитывать патриотические чувства, уважение к культурному прошлому России через изучение народного календаря

• интерес и вызвать эмоционально – положительное отношение к фольклору русского народа

• воспитывать детей на лучших традициях русского народного творчества, приобщать детей к духовным ценностям народной культуры

2. Формировать у детей:

• чувство любви к родному краю на основе приобщения к культуре и традициям через знакомство с разнообразными жанрами фольклора;

• устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора;

• выразительность, лексико-грамматический строй речи. Обогощать и активизировать словарь средствами народного фольклора;

• стимулировать детскую активность через народные подвижные игры.

3. Развивать у детей:

• познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление, нравственные мотивы поведения, эмоциональную, творческую и физическую активность, используя русский народный фольклор.

• развивать коммуникативные навыки, самостоятельность.

Предполагаемый результат:

Для детей:

• Ознакомлены с произведениями народного фольклора.

• Закреплено развитие логического мышления, умение отгадывать и загадывать народные загадки.

• Активно употребляют малые формы фольклора (пословицы и поговорки) в повседневной жизни.

• Закреплены умения инсценировать русские народные потешки, прибаутки, хороводы.

Для педагогов:

• Определены основные направления и содержание работы по развитию словарного запаса и формированию устной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием народного фольклора;

• Ознакомлены с методами и приёмами работы по ознакомлению детей с произведениями русского народного фольклора;

• Разработан методический и практический материал по проекту (соответственно изучаемым лексическим темам).

• Пополнены «копилки» народных загадок, пословиц и поговорок.

Родители:

• Активное участвуиет в коррекционно-образовательном процессе с позиции сотрудничества и взаимопомощи;

• Повышение языковой компетенции;

• Вовлечение в творческую деятельность детей, участвуют вместе с детьми в подборе материала и художественной деятельности.

Форма проведения итогового мероприятия проекта :

Информационно – позновательно-коррекционно–игровая.

Название итогового мероприятия проекта.

1. Фольклорного занятие «Осенины – осени именины» для детей 4-5,6-7 лет.

2. Фольклорное занятие «Коляда, Коляда отваряй ворота» для детей 4-5,6-7 лет.

3. Фольклорное занятие «Весенние посиделки» для детей 4-5,6-7 лет.

Этапы проекта.

I этап – Подготовительный (информационно-аналитический)

Задачи этапа

Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей.

Формы работы

1. Изучение методической литературы и ресурсов интернет источников по теме проекта.

2. Выявление проблемы – диагностика актуального уровня речевого развития детей с ФНР, ФФНР, НВОНР.

старшего дошкольного возраста и изучние психических особенностей развития детей (4-5; 6-7)лет ; составления общей карты ребенка, определения методической базы.

3. Определение системы мероприятий по реализации проекта, условий его реализации.

4. Изучение уровня компетентности родителей и педагогов по проблеме «Малые формы фольклора».

6. Предварительная работа в группе педагогами:

- беседа с детьми о сезонных народных праздниках, гуляниям, обрядам;

-рассматривание иллюстраций народных гуляний посезонным праздникам;

- разучивание потешек, закличек, игр, русских народных попевок;

7. Проведение логопедических занятий согласно перспективному и календарному плану для воспитанников, посещающих логопедический пункт с ФНР, ФФНР, НВОНР.

8. Проведение физкультурных занятий согласно календарному плану для воспитанников, посещающих

6. Проведение психологогических занятий согласно перспективному и тематическому плану для воспитанников средней и подготовительной группы.

5. Подбор и разработка методического материала по проекту.

- подбор игр на развитие высших психических функций;

- подбор игр на развитие эмоционально волевой и личностной сферы;

подбор речевых, дыхательных игр;

игры на развитие артикуляционного аппарата, мелкой и крупной моторики;

изготовление дидактического материала для выполнения заданий;

материала для презентации.

II этап Основной (практический)

Задачи этапа

Разработка и апробирование системы методических мероприятий для детей, педагогов ДОУ по вопросам развития словаря дошкольников с ФНР, ФФНР, НВОНР на материале русского народного фольклора.

Виды деятельности, формы и содержание работы:

1. Работа над приобретёнными произносительными звуковыми навыками (заучивание скороговорок).

2. Развитие фонематического слуха и восприятия.

3. Совершенствование звуко-слогового анализа слов (деление слов на слоги, определение количество слогов в слове).

4. Развитие логического мышления, разгадывание загадок.

5. Развитие связной речи.

6. Развитие навыков самоконтроля за речью с использованием логопедических дидактических игр, игр на коммуникацию.

7. Развитие личностной сферы, формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе, на развитие наглядно образного мышления (разглядывание картинок – нелепиц; рассказывание сказок; прослушивание музыки; дидактические игры на повышение самооценки, на коммуникацию, развитие высших психических фукций, на развитие психофизической сферы, на развитие волевой сферы)

8. Работа в группе педагогами:

- Цикл беседа с детьми о сезонных народных праздниках, гуляниях, обрядах;

- рассматривание иллюстраций народных гуляний посезонным праздникам;

- разучивание потешек, закличек, игр, русских народных попевок;

- дидактических, интеллектуальных игр для детей по ознакомлению с народным фольклором (загадками, пословицами и поговорками).

9. Знакомство детей и родителей с загадками, пословицами и поговорками по изучаемым лексическим темам, речевыми играми с использованием народного фольклора»

10. Проведение итоговых сезонных занятий с использований народных игр для детей по ознакомлению с народным фольклором (загадками, пословицами и поговорками).

Тематические занятия:

- октябрь (приложение №1,2);

- январь (приложение №3,4);

- май (приложение №7,8).

III этап Заключительный (контрольно-диагностический)

Задачи этапа.

Повторная диагностика уровня речевого и психомоторного развития детей и определение динамики.

Презентация материалов и фотоотчёта проекта для педагогов ДОУ

Продукты проекта :

Для детей: картотеки дидактические народных игр, пословиц, потешек, закличек, загадок;

Для педагогов конспекты, картотеки дидактические народных игр, пословиц, потешек, закличек, загадок;

Для родителей размещение информации на сайте https://www.maam.ru/detskijsad/498217

Для социальных партнёров размещение информации на сайте https://www.maam.ru/detskijsad/498217, дипломы победителей в номинациях на Международном образовательном портале MAAM.RU :

Полученный резутьтат:

Для детей: После разносторонней работы по обогащению словарного запаса дошкольников с использованием произведений народного фольклора, максимально возможное выравнивание речевого и психофизического развития детей и создание равных стартовых возможностей в ДОУ для дальнейшего обучения в школе. Устное народное творчество способствовало развитию у детей образного мышления, формировала нравственные мотивы поведения. Помогли обогатить представления детей о прошлом и настоящем нашей Родины, усвоить высокие нравственные принципы народа;

Для педагогов: повышен профессиональный уровнь в вопросах психофизического и речевого развития, раскрыт творческий потенциал;

Для родителей: повышена компетентность в вопросах речевого и психофизического развития дошкольников, принято активное участие в реализации проект, произошло вовлечение родителей в поисковую и творческую деятельность детей ;

Для социальных партнё ров: опубликаван на сайте, транслирован опыт взаимодействия учителя–логопеда,педагога – психолога и инструктора по физической культуре расширения представлений об окружающем мире в позновательном и личностном,психофизическом речевом развитие дошкольника, на основе ознакомления и расширения знаний дошкольников о культуре русского народа : традициях, обрядах, праздниках.

Вывод. Таким образом, использование русского народного фольклора благоприятно сказывается на всём развитии ребёнка, а особенно на развитии устной речи дошкольников: раскрепощает их речевую активность, приучает мыслить образно и высказывать свои мысли точно и ясно. Проведения итоговых занятий по народным обрядовым праздникам с использованием произведений народного фольклора помогли обогатить представления детей о прошлом и настоящем нашей Родины, усвоить высокие нравственные принципы народа, которые воспитывают любовь и уважение к своему народу.

Прикреплённые файлы:

proekt-folklor_e1gcb.ppt | 5589 Кб
 
Публикации по теме:

Консультация «Организация игровых ситуаций с использованием русского народного фольклора» «Организация игровых ситуаций с использованием русского народного фольклора» Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка –.

Досуг «По сказочным страницам русского фольклора» Елена Чужайкина Цель: Формировать эмоциональное воображение в процессе отгадывания загадок. Отзывчивость и интерес к малым фольклорным формам.

Использование русского фольклора в адаптации детей раннего возраста Использование русского фольклора в адаптации детей раннего возраста. Сценарий развлечения «Веснянка» в первой младшей группе МКДОУ д/с.

Конспект НОД по речевому развитию с использованием русского фольклора. Знакомство с потешкой «Уж ты котик-коток…» Конспект НОД по речевому развитию с использованием русского фольклора. Тема: Знакомство с потешкой «Уж ты котик – коток…» В разновозрастной.

Праздник на основе русского фольклора для подготовительных групп «СВЯТОЧНЫЕ КОЛЯДКИ» ЦЕЛЬ: Приобщать дошкольников к духовной культуре русского народа, прививать любовь и интерес к русскому народному творчеству.

Презентация «Музыкальное развитие воспитанников средствами русского фольклора» В современном российском обществе в последние десятилетия наблюдалась тенденция «декоративного» отношения к русскому устному и музыкальному.

Развлечение «В гостях у бабушки» с элементами русского фольклора в младшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Золотой ключик». Образовательная область «Развитие речи».

Сценарий праздника «Широкая Масленица» с использованием русского фольклора. Старший дошкольный возрастСценарий праздника «Широкая Масленица» с использованием русского фольклора. Старший дошкольный возраст Цель: приобщить детей к национальной традиции празднования Народного праздника Масленица. Задачи: - Познакомить детей с народным праздником.

Творческий проект «Многообразие русского фольклора» Актуальность: Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время является его духовное нравственно-патриотическое.

Конспект занятия по изучению русского фольклора «Весенние поговорки, мнемотехника»Конспект занятия по изучению русского фольклора «Весенние поговорки, мнемотехника» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Изучение русского народного фольклора имеет огромное значение для развития общего кругозора ребят. Для.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Календарь русского фольклора»
Опубликовано: 19 июня 2019 в 14:18
+36Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД