Кудрявцева Лариса Николаевна
Проект «Каша-сила наша» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Жизнь в ХХI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья.
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется таким нормативно – правовым документом, как закон РФ «ОБ образовании». Всем известно, что правильное питание детей, не зависимо от возраста, является залогом их здоровья. Поскольку дети дошкольного возраста продолжают усиленно расти, у них активно формируются все органы и системы, а также идет интенсивный обмен веществ, то правильное питание дошкольника не менее важно, чем в раннем детстве.
Публикация «Проект „Каша-сила наша“ в средней группе» размещена в разделах
- Каша, крупы. Все о кашах для детей
- Каша. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Многие из нас забыли исконно-русские традиции здорового питания. И поэтому на столе преобладают импортные продукты, порою щедро сдобренные химическими добавками. Польза сомнительная. А вот наши предки были гораздо умнее. Они употребляли простую здоровую пищу – каши, натуральные овощи, ягоды, фрукты, молоко. Такое питание позволяло им жить долго и сохранять здоровье до глубокой старости.
Я считаю,что на сегодняшний день актуальной проблемой является сохранение и укрепление здоровья детей, а так же формирование у детей дошкольного возраста убеждений в необходимости правильного и полезного питания для укрепления здоровья.
При опросе детей «Что ты любишь больше всего есть на завтрак?» лишь половина детей назвали кашу. Поэтому возникла проблема - как помочь детям раскрыть ценные качества каши, и ее значение для развития детского организма
Участники проекта :
• дети 2 младшей группы
• воспитатель: Кудрявцева Л. Н
• родители
Вид проекта : Краткосрочный
Тип проекта : Познавательный
Цель проекта : дать детям представления о видах каш, круп, их значении для здоровья человека, сформировать представление о каше как обязательном компоненте меню, через серию тематических мероприятий в процессе игровой деятельности.
Задачи проекта :
Для детей:
Познакомить детей с крупами и различными видами каш, их полезными свойствами
активизировать словарный запас детей
развивать познавательный интерес, внимание
воспитывать умение работать в коллективе.
Для педагогов:
установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника
объединить усилия для развития и воспитания детей в вопросах о здоровом образе жизни
Для родителей:
дать представление родителям о значимости полезной и вредной пищи.
способствовать созданию активной позиции родителей в совместном желание, кормить детей полезной и вкусной пищей.
Средства реализации :
ИКТ
пособия
помощь родителей
Этапы проекта
1-й этап. Подготовительный.
Постановка цели и задач, определение направлений объектов исследования, изучение литературы, предварительная работа с детьми, специалистами, родителями, поиск информации в глобальной сети интернет.
С детьми была проведена первичная беседа по выявлению уровня знаний и представлений о крупах и кашах, их пользе
2-й этап. Познавательный.
Работа по формированию знаний детей о здоровом питании, о пользе каш в рационе детского питания.
3-й этап. Обобщающий.
Обобщение результатов работы по проекту. Закрепление полученных знаний, анализ проведенной работы, формулирование выводов с детьми.
Предполагаемый результат
Дети должны получить первичные знания о крупах,кашах
Умень различать и называть каши
Полюбить каши за их вкусность и полезность
Повысить коммуникативные способности взаимодействия между детьми и родителями.
Приложения
Фольклор о каше.
Потешки.
***
Где варилась? - В печке.
Сварилась, упрела,
Чтоб Оленька ела,
Кашу хвалила,
На всех разделила.
Досталось по ложке
Гусям на дорожке,
Цыплятам в лукошке,
Синицами в окошке.
Хватило по ложке
Собаке и кошке,
И Оле доела
Последние крошки!
***
Кастрюля - хитрюля нам кашки сварила.
Нам кашки сварила, платочком накрыла.
Платочком накрыла и ждет нас, пождет,
И ждет, кто же первым придет?
***
Это – ложка,
Это – чашка.
В чашке – гречневая кашка.
Ложка в чашке побывала –
Кашки гречневой не стало!
***
Ну и каша! Так в рот и просится!
Нос и щеки наелись досыта.
Подбородку тоже досталось.
И мизинчик
Попробовал малость. Чуточку съели
Лобик с макушкою, остальное ушки докушали!
***
Надя кашу есть садится,
Очень каша хороша,
Ели кашу неспеша.
Ложка за ложкой,
Ели по немножку.
Кто у нас любимый самый?
– Ложку первую за маму,
А вторую за кого?
– Да за папу твоего,
За кого же третью ложку?
– За веселую матрешку,
Съешь за бабу,
Съешь за деду,
За мальчишку – за соседа,
За подружек и друзей,
Съешь побольше не жалей!
Съешь за праздник, шумный, яркий,
За гостей и за подарки,
За котёнка, за Тимошку
Эту маленькую ложку
И за рыжего кота,
Вот тарелка и пуста!
Стихи.
***
Ну-ка, ну-ка, ну ли!
Не ворчите вы, кастрюли!
Не ворчите, не шипите,
Кашу сладкую варите.
Кашу сладкую варите,
Наших деток накормите.
Н. Павлинов
***
Утром кашу ела Мила.
Кошку кашей накормила,
Льва из плюша, куклу Машу,
И сестру свою Наташу.
Куриц, уток, поросёнка
И соседскую болонку.
Утром кашу ела Мила…
Миле каши не хватило.
Н. Нищева
***
Мышка в кружечке зеленой
Наварила каши пшенной.
Ребятишек дюжина
Ожидает ужина.
Всем по ложечке досталось.
Ни крупинки не осталось!
Р. Карапетьян
***
У малютки ёжика-
Есть для каши ложечка.
По тарелочке цветы -
Небывалой красоты!
Любит кашу ёжичек,
Ест её по ложечке.
Если хочешь сильным стать-
Нужно кашу уважать!
И. Токмакова
Загадки.
Крупу в кастрюлю насыпают. Водой холодной заливают, и ставят на плиту вариться. И что тут может получиться? (Каша)
Черна, мала крошка, А угодья много в ней, В воде поварят, Ребята съедят. (Каша)
В городе Торжке продают бабу в горшке. (Каша)
Черна, мала крошка, соберут немножко. В воде варят, кто съест, похвалит. (Гречка)
Он на солнышке стоит и усами шевелит. Разомнешь его в ладони - золотым зерном набит. (Колос)
Какое море за селом волнует ветерок? В нем волны можно собирать, укладывать в мешок. (Поле)
В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду. В нем тогда таких, как я, будет целая семья. (Зерно)
Также детям прочитала сказки:
Братья Гримм «Горшок каши»
Русская народная сказка «Лиса и журавль»
Русская народная сказка «Каша из топора»
После прочтения я проверила детей, как они усвоили прочитанное. Для этого я провела викторину.
Очень любят дети поупражнять свой язычок скороговорками:
Дали Клаше каши с простоквашей, ела Клаша кашу с простоквашей.
На столе каша, а на стуле Маша.
Маша ела кашу, мама мыла чашу.
Вкусная кашка у кошки в чашке.
Сладкая кашка для Пети и для Сашки.
Наша каша хороша – из пшеницы и овса.
Ели мышки кашку из миски. Вымыли мышки миски для мишки.
Заключение.
Когда я начинала свой проект, я ставила перед собой основную цель: расширить представления детей о видах каш, круп, их значении для здоровья человека, сформировать у детей представление о каше как обязательном компоненте меню. Я хотела, что бы дети стали есть кашу, и чтобы дома родители тоже чаще готовили на завтрак каши. Конечно, и здесь возможны свои риски: дети могут вообще перестать есть кашу, а могут выбрать только одну, и сказать, что они будут есть только эту кашу. Поэтому я стараюсь избежать этих последствий. Каждое утро во время завтрака я постоянно рассказываю о полезных свойствах данной каши. И совместно с родителями собрали рецепты вкусных каш, которые занесли в книгу «Самые вкусные каши».
2. Приложение.
Консультация для родителей:
«Каша – идеальный здоровый завтрак»
Когда мы были маленькими, трудно было понять, почему на завтрак нужно есть кашу, а не конфеты. Став взрослыми, многие из нас до сих пор не догадываются, насколько полезна каша по утрам. Сейчас мы все объясним.
Почему на завтрак так полезно есть каши?
Каши варят из круп, а крупа – это зерно разных видов и разных способов приготовления. Все зерновые объединяет одно – они богаты клетчаткой, витаминами, особенно группы В, ценным растительным белком, «медленными» углеводами и при этом – достаточно низкокалорийные. Конечно, если не встречаются в каше с маслом и сахаром.
Утренняя каша надолго сохраняет чувство сытости, не создает дополнительной нагрузки на пищеварительный тракт, снабжает организм питательными веществами, приучает вас соблюдать режим питания, заставляет проснуться и не «кусочничать» до перекуса перед обедом. И в обед хороший завтрак позволяет съедать меньше – это полезно, если вы худеете и контролируете порции.
Разные крупы – разная польза
Овсянка – диетическая крупа, делается из плющеного овса. Она богата клетчаткой и ценным белком. Кашу из овсяной крупы считают одним из самых сытных и калорийных завтраков. Овсяные хлопья так же полезны, но быстрее готовятся и проще усваиваются. Покупайте необработанные хлопья без пометок типа «1 минута!» или «моментальное приготовление» – «быстрая» овсянка лишена большинства полезных свойств. Подробнее мы расскажем о таких кашах ниже.
Манная крупа или манка – мелко дробленная (или крупно помолотая) пшеница. Из нее получается нежная пышная каша, которая хорошо усваивается.
Гречневая крупа богата белком и калорийнее других круп – более 300 ккал на 100 г. Но при этом гречневая крупа очень богата магнием, кальцием и железом. Бывает гречневая крупа из цельного зерна и дробленка – продел, зерно с нарушенной структурой.
Перловая крупа – это ячменное зерно, освобожденное от оболочки. Перловка богата витаминами группы В, белком и минералами, особенно селеном, известным антиоксидантом, укрепляющим сосуды.
Родственница перловки – ячневая крупа – дробленое, но не полностью очищенное от оболочек ячменное зерно. Благодаря высокому содержанию клетчатки эта крупа стимулирует пищеварение и даже используется снижении веса.
Рис бывает разным – длиннозерным и круглозерным. Для утренней каши лучше всего подходит круглый белый рис, который придает блюдам кремообразную текстуру. Рис достаточно калориен (в отварном белом рисе – 116 ккал на 100 г, но содержит витамины группы В и Е.
Пшенная крупа к пшенице никакого отношения не имеет – это просо, отдельный вид злака. Пшенка богата белком и очень хорошо усваивается.
Кукурузная крупа (полента) – мелко дробленные зерна кукурузы. В ней много витаминов – группы В, А, Е, РР, и микроэлементов – железа и кремния.
Вид крупы Калорийность на 100 г каши (ккал)
Овсяная 109
Манная 120
Рисовая 144
Кукурузная 170
Гречка 101
Перловая 135
Пшенная 109
Ячневая 96
Какие бывают каши?
Вязкие и рассыпчатые. Вязкие каши варятся из дробленого зерна – на воде, молоке и даже бульоне. В них остается много жидкости, они дают моментальное ощущение сытости, быстро и хорошо усваиваются – например, овсянка, ячневая и кукурузная каша.
Из рассыпчатых каш вода выпаривается полностью, как, например, в гречневой, пшенной или перловой кашах. Такие каши усваиваются медленнее вязких и дольше оставляют чувство сытости.
Не все каши одинаково полезны
Если крупа лишена зерновой оболочки, содержащей витамины и минеральные вещества, и сильно выпарена или измельчена, то кроме калорий она практически ничего организму не приносит. Кроме того, в такой крупе почти нет клетчатки, и она усваивается быстрее, чем другие крупы – а, значит, и чувство голода после каши возвращается быстрее. Самая «очищенная» каша – это манка.
Есть ли польза от «быстрых каш»?
Каши из пакетиков сделаны из так называемых «хлопьев» – расплющенного и пропаренного зерна, очищенного от оболочки и практически лишенного клетчатки. В таком продукте витаминов не осталось. Почти всегда производители добавляют в ставшую безвкусной после обработки крупу сахар, сухое молоко, красители, загустители и ароматизаторы – в таких кашах сложно бывает найти даже настоящий изюм!
Овсянка из пакетика в три раза калорийнее, чем сваренная из обычного «геркулеса» – в 100 г такого завтрака содержится около 350 не очень полезных килокалорий.
Если нет времени на готовку
«Геркулес» варится 15–20 минут, пшеничная крупа – полчаса, а перловка – все 45 минут. Чтобы ускорить процесс, крупу можно засыпать в термос и запарить кипятком еще с вечера. Для гречневой и овсяной крупы такой «варки» достаточно. Их с утра можно только подогреть и добавить по вкусу соль, молоко или обезжиренный йогурт. Более грубую крупу придется переместить в кастрюлю и доварить, но теперь это процесс займет гораздо меньше времени.
Как не испортить кашу маслом?
Диетологи считают, что зерновые и молочные продукты лучше всего усваиваются вместе, потому полезнее всего каши, сваренные на обезжиренном молоке. Такая каша теряет минимум 30 ккал на 100 г по сравнению с обычной, сваренной на жирном молоке.
Некоторые производители выпускают специальное особо жирное молоко «для каши» с добавлением сливок – его, конечно, лучше избегать. Всего одна чайная ложка растопленного сливочного масла добавляет к порции каши 40–50 ккал и дополнительный риск сердечнососудистых заболеваний.
И добавьте к своей порции 20 ккал с каждой чайной ложкой сахара.
Приятного аппетита!
Консультация для родителей «Как сделать кашу аппетитной»
Уважаемые родители, есть много разных способов, как сделать кашу аппетитной. Один из способов в кашу можно добавить любые нарезанные фрукты, ягоды и немного меда (только не добавляйте его в очень горячее молоко или кашу – полезные вещества разрушатся).
А зимой можно добавлять джем без сахара, замороженные ягоды, орехи и сухофрукты, не забывая о том, что орехи достаточно жирные, а сухофрукты – калорийные. Пары столовых ложек этих добавок на порцию будет вполне достаточно.
Можно на дно тарелки положить сюрприз, который можно найти после съедания каши. В качестве сюрприза - цукатки; мармеладки - особенно подходят всякие червячки, мишки, ягоды, еще какие-то фигурки есть; волшебный орех кракатук - фундук, исполняющий маленькие желания - вообщем создать стимул в съедании каши до конца, до донышка. На самой каше можно выложить и картинки (в помощь - фрукты, ягоды, сыр, сосиски, колбаса., причем можно определенные кусочки "заталисманить" - типа, ложка каши с этой ягодкой - поможет стать сильным, ложка с кусочком сыра - поможет подрасти, ложка. - поможет узнать как летают самолеты/бабочки.