Вероника Павлова
Проект «Клуб выходного дня «В кругу друзей» для детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта: информационно-исследовательский
Возраст детей: 5-7 лет
Продолжительность реализации: 2 года (время нахождения ребёнка в группе компенсирующей направленности).
Проблема: потребность во взаимодействии семьи, педагогов, социальных партнёров для воспитания гармоничной личности.
Цель, задачи проекта
Цель проекта: единение сообщества педагоги-родители-дети для решения комплекса воспитательно-образовательных задач.
Задачи для педагогов:
1. Вовлекать родителей в совместную деятельность с детьми наравне с педагогами.
Публикация «Проект „Клуб выходного дня „В кругу друзей“ для детей 5–7 лет» размещена в разделах
2. Способствовать развитию устойчивой коммуникации между родителями, детьми, педагогами.
3. Расширять представления родителей о родном крае.
4. Организовать планомерную разновидовую деятельность в рамках плана «Клуба выходного дня».
5. Формировать у родителей желание быть активными участниками образовательного процесса детского сада.
Задачи для детей:
Обучающие:
- расширить представления детей и родителей о родном крае: природных и исторических объектах, традициях, профессиях, характерных данной местности, «Костромских брендах».
Развивающие:
- способствовать духовно-нравственному развитию ребёнка, как основе формирования личности;
- развивать умения общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками;
- развивать любознательность и познавательную активность;
- использовать навыки поисковой деятельности при знакомстве с объектами родного края;
- развивать способность к анализу, произведению умозаключений, суждений на основе полученной информации.
- обогащать лексический запас детей, способствовать развитию связной речи и грамматического строя.
Воспитательные:
- воспитывать чувство гордости, любви и интереса к родному краю;
- воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий.
Пояснительная записка
Клуб выходного дня – интересная форма взаимодействия педагогов, родителей, детей, позволяющая решать различные образовательные и воспитательные задачи. Семья и детский сад - два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны:
- главной особенностью семейного воспитания является эмоциональный микроклимат, где формируется поведение в общественной жизни, отношение к себе. Семья дает ребенку поддержку, психологическую защищенность, здесь он находит примеры для подражания, и ответственность за воспитание детей лежит на родителях.
- задача детского сада оказать педагогическую помощь, сделать так, чтобы семья помогала в воспитании ребенка. При взаимодействии педагога с семьей необходимо учитывать дифференцированный подход, социальный статус семьи, а также степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей.
В последнее время стало понятно - только объединив усилия семьи и педагогов можно рассчитывать на создание целостного образовательного процесса на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения.
В ФГОСДО прописаны требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования:
-условия образовательной программы должны обеспечивать полноценное развитие личности во всех основных образовательных областях, а именно в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям;
-взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержке образовательных инициатив семьи.
Теоретические основы проекта
В работах А. В. Запорожца, М. И. Лисиной и многих других указывается на тот факт, что общения ребенка со взрослым является основой его психического развития. Еще Л. С. Выготский говорил о том, что наиболее благоприятная атмосфера общения создается родителями в семье, где с первых дней рождения ребенка происходит полноценное развитие его личности, его социализация.
Однако в последнее время вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, интернет и т. д., высокой занятости родителей бытовыми (чаще финансовыми) семейными проблемами наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым. Это влечет за собой появление различных проблем в формировании коммуникативного поведения подрастающего поколения.
Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение.
Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.
– установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада.
Новые подходы к взаимодействию педагогов и родителей заключаются в переходе от обмена информацией и пропаганды педагогических знаний к сотрудничеству. Для этого необходимо использовать новые формы взаимодействия с семьёй.
Одной из таких форм является подключение родителей к жизни ДОУ, организация совместных мероприятий:
- знакомство с профессиями взрослых происходит не отвлечённо, а конкретизируется, например, мама Бори Р. - стоматолог, рассказала детям о своей профессии, познакомила с её особенностями, необходимыми инструментами, дала рекомендации и советы по сохранению здоровья.
- родители привлекаются к субботникам, участвуют в озеленении территории ДОУ, оснащении и обустройстве группы.
- привлекаются к участию в утренниках и досугах в качестве ведущих и исполнителей ролей.
- знакомят детей со своими увлечениями, разнообразными коллекциями.
- участвуют в мероприятиях «Клуба выходного дня».
Таким образом, взаимодействие педагогов и родителей в дошкольном образовательном учреждении осуществляется в разнообразных формах – как традиционных, так и нетрадиционных. В процессе разных форм используются методы активизации родителей и методы формирования педагогической рефлексии.
Главная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьей это установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, включение родителей в образовательный процесс.
Участники проекта
Участниками проекта являются дети – родители – педагоги.
Длительность проекта
Долгосрочный– 2 года (время посещения детьми группы компенсирующей направленности).
Предварительная работа с детьми, педагогами и родителями
Формы работы с родителями включают:
- анкетирование, опрос
- индивидуальные беседы
- рекламные буклеты, афиши с анонсом предстоящих экскурсий;
- информационные стенды о местах, предполагаемых экскурсий, выступления на родительских собраниях;
Предварительная работа с детьми включает в себя уточнение представлений детей об исторических объектах родного края, сведений о профессиях взрослых.
Ориентиром в выборе средств воспитательных воздействий на дошкольников в процессе реализации проекта является воспитание нравственных качеств (любовь к родному краю, желание сделать свой край лучше, красивее, чище, воспитание чувства гордости от принадлежности к своей малой Родине.
Предварительная работа с педагогами включает изучение, систематизирование, обобщение материалов по краеведению, ознакомление с опытом работы других ДОУ по данному направлению, составление примерного перспективного плана работы.
Содержание проекта
Дети посещают «Клуб выходного дня» вместе с мамой, папой или другим близким человеком. Особенно приветствуется, когда в мероприятиях «Клуба выходного дня» принимают участие все члены семьи: бабушки и дедушки, мамы и папы, братья и сестры. Это способствует укреплению внутрисемейных отношений, появлению общих интересов.
Мероприятия организуются и проводятся воспитателями группы, специалистами детского сада, специалистами развивающих центров, сотрудниками музеев, детских театров.
Формы организации могут быть различными - это и экскурсии, и практические мастерские, и прогулки по городу, и посещение выставок, организация мастер-классов и многое другое….
Специфика «Клуба выходного дня» в том, что деятельность в нем осуществляется с учетом психологического возраста ребенка и запроса родителей, что:
- помогает решать комплекс воспитательно-образовательных задач.
- способствует сплочению детско-родительского коллектива.
- установлению единых требований, стиля общения в ДОУ и семье.
- приобретению опыта общения детей со сверстниками и взрослыми в процессе разнообразных мероприятий;
- поддержанию инициативы и активности родителей;
- способствует индивидуализации педагогического процесса.
Основной этап: Каждое мероприятие «Клуба выходного дня» анонсируется, с детьми и родителями проводятся беседы о месте экскурсии, целях проведения мероприятия. Обычно общий сбор проходит у ворот детского сада. До отъезда, как правило, бывает время поговорить с родителями на различные темы: организационного, воспитательного, образовательного характера. Собравшись, мы выдвигаемся в путь дружной колонной. По прибытии на место всегда напоминаем детям о целях нашего путешествия, правилах поведения, уточняем, что бы дети хотели узнать, посещая данное место, какие вопросы у них есть на данный момент.
После прохождения экскурсии или мастер-класса, по традиции, сложившейся с самого первого раза и очень понравившееся детям и родителям, проходит чаепитие с привезённым с собой чаем в термосах и угощением, приготовленным родителями. Во время совместного чаепития мы уточняем у детей, что нового они узнали, получили ли ответы на свои вопросы, задаваемые перед экскурсией, просим выразить отношение к данному мероприятию. Затем следует общее фотографирование, и мы отправляемся в обратный путь.
На следующий день, на рефлексивном круге, мы снова возвращаемся к прошедшему мероприятию, побуждаем детей рассказывать о самых запоминающихся моментах для тех, кого не было с нами. Дети делятся своими впечатлениями, рассказывают о своих чувствах и новых желаниях, планах.
Зимой, традиционно, родители вместе с детьми приходят в выходной день на участок детского сада для создания снежных построек. Из больших снежных куч, вооружившись лопатами и лопатками, мы сообща сооружаем лабиринты, снежные фигуры, снежные домики, крепости. Обязательно раскрашиваем их, при необходимости заливаем водой. И, конечно, совместное фотографирование, и совместное чаепитие, прямо здесь на участке, все вместе! Довольные, раскрасневшиеся, немного уставшие дети и родители ещё долго не уходят. Это время, когда за чаепитием взрослые вспоминают о том, какими они были детьми, во что играли, в какие истории попадали. Бесценный опыт для детей и единение с ними, родителями, понимание того, что и они были детьми.
Ещё одно зимнее мероприятие – посещение Терема Снегурочки. Именно на костромской земле драматург А. Н. Островский задумал и написал сказку, а позднее кинорежиссёр П. Кадочников снял знаменитый фильм «Снегурочка». Кострома – родина Снегурочки, сюда перед новым годом спешит Дед Мороз за своей внучкой, чтобы поздравить ребятишек со всех концов нашей страны на главной ёлке в Москве.
Экскурсия на Сумароковскую лосеферму вызвала восторг и у детей и у взрослых. Мы увидели грациозных, несмотря на внушительные размеры, животных, смогли их погладить, покормить с руки, узнали много интересных фактов из жизни лосей, особенностях и повадках, познакомились с условиями, которые люди создали для содержания этих животных.
Следово – родовое имение дворянского рода Карцевых. Сейчас здесь расположен «Эколого-биологический центр им. Ю. П. Каравацкого. Мы гуляли по берёзовым, липовым и хвойным аллеям, восторгались цветущими ирисами, красотой альпийских горок, прудами, французским и русским садами! Любовь к природе, огромное желание сделать это место лучше и красивее, трудолюбие привлекают сюда посетителей – детей и взрослых. В уголке живой природы мы узнали много нового о жизни рыб, беспозвоночных и других обитателях. Эмоциональный рассказ увлеченных своим делом людей вызвал желание побывать здесь снова и внести свой вклад в развитие усадьбы!
Часто мероприятие планируется, как итоговое, в рамках изучения лексической темы, так, например, после изучения темы «Хлеб» нами была запланирована и проведена экскурсия в эко-пекарню города Нерехта «Русский замес». После экскурсии дети, родители и педагоги стали участниками мастер-класса по приготовлению пирогов и калачей, узнали об истории появлении продукта хлеб на Руси, обычаях, связанных с хлебом, народной мудростью, сохранённой в пословицах.
Заключительный этап:
На родительском собрании мы представляем вниманию родителей презентацию с фотографиями тех экскурсий, мероприятий, участниками которых они были в течение двух лет. С удовольствием рассматриваем порфолио нашего клуба, в нём собраны детские рисунки-впечатления с небольшими рассказами о наиболее запомнившихся мероприятиях побуждаем родителей делиться впечатлениями, отмечаем для себя наиболее запомнившиеся им мероприятия.
В книге предложений родители оставляют свои отзывы, предложения по расширению тематики совместных бесед и экскурсий. В отзывах можно прочитать слова благодарности за то, что
- педагоги взяли на себя роль организаторов, планирования мероприятий и связи с социальными партнёрами.
- дети и родители были вовлечены в совместную деятельность, которая сплотила и сдружила коллектив.
- узнали вместе с детьми много нового о родном крае, природных объектах, животном мире.
- мероприятия клуба позволили с пользой и интересом провести время всей семье в выходной день.
Ожидаемые результаты.
- дети расширили сведения о родном крае, природных объектах, животном и растительном мире, исторических местах и архитектурных памятниках, профессиях взрослых.
- получили сведения и расширили представления о различных профессиях (эколог, зоотехник, ветеринар, пекарь, кондитер, сыровар)
- обогатился словарный запас детей новыми словами, выражениями.
- продолжают формироваться нравственные качества: любовь к отчизне, малой родине; уважение к труду взрослых, бережное отношение к природе, животным; партнёрские отношения со сверстниками и взрослыми.
Литература и источники
1. Семинар «Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС»
2. www.domod.ru
3. М. Дортанс «Детско-родительский клуб выходного дня»