Гиголаева Хатуна
Проект «Загадочный космос» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Загадочный космос»
для детей старшего дошкольного возраста
Воспитатель: Гиголаева Х. Дж.
Тип проекта : информационно-познавательный, творческий.
Продолжительность: долгосрочный (1 месяц).
Участники проекта : воспитатели, дети, родители.
Публикация «Проект „Загадочный космос“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Основания для разработки проекта : Поверхностные знания детей о космосе, о планетах, о работе космонавтах. Способствовать развитию у ребёнка представления об окружающем мире до глубин Вселенной.
Актуальность проекта : С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Возраст почемучек – самый замечательный возраст для детей. Малыши активно познают мир, открывают для себя новые истины. С раннего возраста им интересны загадки Вселенной. Старших дошкольников всегда привлекает тема космоса, так как все неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Вспомните свое детство, как интересно было смотреть в ночное небо. Как поддержать интерес ребенка к неизведанному? С помощью, каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнавать новую, интересную информацию про космос? Метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на специальных интегрированных занятиях. Проектная деятельность развивает творческую активность детей, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности Солнечной системы, о Юрии Гагарине – первом космонавте Земли и поможет систематизировать полученные знания и применить их в различных видах детской деятельности.
Цель проекта : Создание условий для обогащения знаний детей о нашей солнечной системе, о космосе.
Задачи проекта :
1. Сформировать устойчивый интерес к познанию космического пространства.
2. Познакомить детей с историей развития космонавтики, с символикой некоторых созвездий, строением солнечной системы.
3. Расширять первоначальные представления о звездах и планетах (их величине, о порядке расположения относительно Солнца, некоторых особенностях).
4. Прививать любовь к родному краю, планете, героям освоения космоса.
5. Развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
6. Поощрять желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы, совместной исследовательской деятельности.
План реализации проекта
Виды детской деятельности Содержание
Познавательная,
коммуникативная Просмотр картинок:
«Планеты Солнечной системы».
«Животные в космосе».
Мультфильмы о Земле, о Солнце, космических машина, планетах Солнечной системы.
• Ознакомление с окружающим:
Занятие по познавательному развитию «Увлекательное путешествие в космос»
• Беседа:
Музыкальная • познавательно-тематический праздник «День космонавтики»
• Слушание космической музыки.
Коммуникативная, восприятие художественной литературы. Заучивание стихов и загадок.
• Дидактические игры:
«Найди лишнее»
«Подбери созвездие»
«Найди недостающую ракету»
Двигательная • Подвижные игры:
«Ждут нас быстрые ракеты»
«Космическая эстафета»
«Невесомость»
«Космонавты»
«Солнце – чемпион»
• Игры – соревнования: «Тренировка будущих космонавтов»
Продуктивная, познавательная Аппликация:
• «Космическая ракета»
Рисование:
• «Весёлые инопланетяне» (цв. карандаши)
Лепка:
• «Космические фантазии»
Конструирование:
• «Космические корабли»
Конкурс- выстака работ детей и родителей ко Дню космонавтики Поделки, рисование, аппликация.
Этапы реализации проекта :
I. Подготовительный этап.
1) Выявление первоначальных знаний детей о космосе.
2) Информация родителей о предстоящей деятельности.
3) Подбор литературы о космосе, презентаций, фотографий, плакатов, атрибутов.
II. Основной этап реализации проекта.
1) Беседы с детьми.
2) Художественно-продуктивная деятельность: Лепка, рисование («Предметы космоса», «Космос», «Забавные инопланетяне», «Путь к звёздам») конструирование («Ракеты»).
3) Работа с родителями по заданной теме.
4) Организация сюжетно - ролевых, дидактических и подвижных игр, индивидуальной и групповой работы.
III. Заключительный этап.
1) Организация выставки (совместная работа детей и родителей)
2) Коллективное изготовление планет солнечной системы
3) Музыкальное развлечение: «День космонавтики»
Ожидаемые результаты:
Планируемый результат со стороны детей :
- сформированы понятия и представления о: планетах, звёздах, космических аппаратах, космонавтах и т. д;
- сформирован интерес к новому, неизвестному в окружающем мире
- умеют предложить свой собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке и т. д.
- умеют самостоятельно действовать в различных видах деятельности;
- овладевают средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками
Планируемый результат со стороны педагога:
- активизировалась поисковая деятельность;
- установление доверительных и партнёрских отношений с родителями;
- создадутся условия для благоприятного взаимодействия с родителями.
Планируемый результат со стороны родителей:
- повышение активного участия родителей в жизнедеятельности группы;
- повышение педагогической культуры родителей.
Содержание проекта :
Предварительная работа:
- создание развивающей предметно -пространственной среды;
- подбор информационных ресурсов, художественной литературы;
- атрибутов к сюжетно-ролевой игры
- Выставка совместных работ детей и родителей на тему Подбор иллюстраций о космосе, космонавтах, солнечной системы.
Подбор мультфильмов на тему космоса.
Подбор дидактического материала, загадок и стихов о космосе.
Составление картотеки подвижных игр и сюжетно-ролевых игр на заданную тематику.
Подготовка музыкального развлечения.
Познавательное развитие «Космос, звёзды, вселенная. Ю. А. Гагарин – первый космонавт». «Полет к звездам»
Художественно эстетическое развитие:
- Рисование: «Загадочный космос», «Планеты Солнечной системы»
-Совместная работа с родителями
Аппликация: домашнее задание «Ракета», «Планета».
Беседы с детьми.
1) Беседа «Что такое Космос»;
2) Беседа «Первый космонавт»;
3) Беседа «Планеты Солнечной системы».
Подвижные игры: «Маленькие планеты», «Соберём космический корабль», «Невесомость», «Космонавты», «Ждут нас быстрые ракеты», «Солнце – чемпион».
Дидактические игры: «Разложи планеты на орбитах», «Подбери пришельцу ракету», «Найди лишнее», «Добавь словечко», «Найди пару», «Космос», «Подбери словечко», «Найди недостающую ракету», «Куда летят ракеты».
Чтение художественной литературы:
Цель: знакомить детей с литературой о космосе; воспитывать познавательную активность.
- П. О. Клушанцев «О чём рассказал телескоп»,
- Н. Носов «Незнайка на луне»
- стихотворения о космосе.
- загадки о космосе.
Индивидуальная и групповая работа:
- развитие мелкой моторики (раскрашивание картинок о космосе).
- собирание пазлов (тема «Космические пазлы»)
- выкладывание картинок из счетных палочек
- индивидуальная работа по развитию речи игра “ Скажи наоборот”
Просмотр фильмов:
«Юрий Гагарин».
«Первый полёт».
Мультфильмы о Земле, о Солнце, космических машина, планетах Солнечной системы.
Слушание космической музыки.
Музыкальные произведения группы Зодиак.
«Мы в космос улетаем».
С. Светикова «Свет любви» (из мультфильма "День рождения Алисы") Земляне «Трава у дома».
Результаты проекта :
Воспитателями были определены и проведены наиболее эффективные интегрированные виды деятельности по теме «Космос», способствующих развитию свободного общения с детьми и взрослыми. В проекте были использованы разные интегрированные виды детской деятельности:
• Познавательно-трудовая деятельность
• Продуктивно-трудовая деятельность
• Коммуникативно-познавательная деятельность
• Литературно-коммуникативная деятельность
• Познавательно-игровая деятельность
• Коммуникативно-игровая деятельность
• Познавательно-двигательная деятельность
• Литературно-познавательная деятельность
• Музыкально-познавательная деятельность
На практике убедились, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт возможность ребёнку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творить и исследовать вместе с взрослыми, тесно общаться, что позволяет ему успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения и окружающему миру
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию чувства гордости за свою страну. У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, повысилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой.
Практическая значимость проекта состоит в том, что его может использовать в своей работе любой творческий педагог, адаптировав его содержание к условиям своего ДОУ и возможности взаимодействия с социумом.
Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о космосе.
Конспект занятия по познавательному развитию «Увлекательное путешествие в космос»
Программное содержание: Закрепить у детей понятия “ космос”, “космическое пространство”. Рассказать о том, как люди раньше представляли нашу планету – Земля. Закрепить знания детей о строении Солнечной системы и космических явлениях. Закрепить понятия “звезды”, “планеты”, “кометы”, “ спутники”. Закрепить умение детей рассказывать с помощью карточек – опор с использованием технологии коллективного способа обучения. Развивать навыки творческого рассказывания. Продолжать учить детей отвечать на поставленные вопросы полным предложением. Воспитывать у детей уважение к труду людей, работа которых связана с освоением космоса.
Оборудование: карточки-опоры, иллюстрации планет Солнечной системы, указка, подставка, шифровки, карандаши, мука, поднос, дидактические игры “Складушки”, “Собери созвездие”.
Ход занятия
- Ребята, вы знаете, в каком городе мы с вами живём? А где находится город Галич, в какой стране?
- Страна Россия – одна из множества стран на нашей планете Земля. А вы, знаете, как в древности люди представляли нашу планету Земля?
Ответы детей.
Далее рассказ воспитателя с показ с иллюстраций.
- В древности люди считали, что Земля огромная и плоская, как тарелка и можно добраться до края Земли. Даже находились смельчаки, которые мечтали добраться до этого края и посмотреть, а что там, на краю Земли и можно ли с него упасть. Они отправлялись в путь пешком или верхом на лошади, или на корабле. Те люди, которые путешествовали пешком или верхом, добирались рано или поздно до большой воды и считали, что это край Земли, и их путешествие заканчивались. Но были и такие, которые, дойдя до берега, пересаживались на корабль и продолжали своё путешествие, они то и убедились, что, отправляясь в путь из какого-то места и двигаясь всегда в одном направлении, возвращаешься туда, откуда начал своё путешествие. Тогда они поняли, что Земля не плоская, как блин, она круглая как шар.
- Посмотрите, как выглядит наша планета в космическом пространстве.
- Ребята, я вам предлагаю сложить нашу планету – Земля.
Дидактическая игра “Складушки”. Красочное изображение Земли разрезано на фрагменты разными способами. Дети объединяются в группы и выкладывают картинку. Каждой группе детей предлагается для складывания картинка разных полушарий.
- Ученые выяснили, что наша планета в Солнечной системе не одна. А какие вы планеты ещё знаете?
Дети перечисляют.
- А есть ли в космическом пространстве ещё какие-то объекты, кроме планет Солнечной системы?
Кометы, метеориты, астероиды, звёзды, спутники, ракеты, созвездия.
- Звёзды в космическом пространстве находятся по отдельности или образуют какие-то группы? Как они называются?
Созвездия.
- Какие созвездия вы знаете?
Ответы детей.
- Каждый из вас родился под каким-то созвездием.
Дети называют, под каким созвездием они родились.
- Я вам предлагаю поиграть в игру “Собери созвездие”.
Дети по образцу выкладывают из маленьких звездочек свое созвездие.
- Но до звёзд ещё люди не долетали, а вот планеты ужё изучали. Как вы уже рассказали, поверхность планет состоит из кратеров. Хотите посмотреть, как они образуются?
Занятие в старшей группе на тему «Космос и планеты»
Цель: закрепить имеющиеся знания о космосе.
Задачи:
Образовательные: Систематизировать знания детей о планетах солнечной системы, космонавтах, космической технике. Обогащать словарь детей (космодром, скафандр, невесомость, телескоп и т. д.).
Развивающие: Развивать интеллектуальные способности детей.
Воспитательные: Воспитывать умение работать в команде, сопереживать друг другу. Создавать эмоционально благоприятную атмосферу.
Предварительная работа:
1. Беседа с детьми о космосе, о знаменитых космонавтах.
2. Разгадывание загадок.
3. Чтение книг с фигурированием элементов космической тематики.
4. Рисование ракеты.
5. Аппликация ракеты.
6. Просмотр видеороликов про космос.
7. Просмотр картинок, фотографий, журналов о космосе.
Материал: конверт с заданием; картины о космосе, соответствующие каждому вопросу и загадке; портрет Ю. А. Гагарина, доска с изображением планет и подписи к ним, природный и счетный материал, детали от большого напольного конструктора «Лего», доска для каждой команды с изображением планеты и названием команды, подарки (книги «Астрологическая энциклопедия»).
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, давайте сегодня вспомним, что такое космос?
Дети: Это пространство, где находятся все планеты, летают спутники, ракеты с космонавтами.
Воспитатель: Правильно. А кто был первым летчиком-космонавтом, который покорил космос?
Дети: Юрий Алексеевич Гагарин.
Воспитатель: Молодцы (показывает фотографию космонавта). А теперь послушайте загадку : Крыльев нет у этой птицы, Но нельзя не подивиться: Лишь распустит птица хвост И поднимется до звезд! Что это, ребята?
Дети: Ракета! Воспитатель: Правильно! Так на чем же полетел наш космонавт в космос?
Дети: На ракете. Воспитатель: Да. Скажите, ребята, а вы хотели бы отправиться в космос? Ответы детей.
Воспитатель: Я думаю, когда вы вырастете, кто-нибудь из вас обязательно побывает в космосе. Ой, посмотрите, какой конверт лежит! Давайте посмотрим, что там? (открывает конверт). Кажется, это какая-то головоломка. Здесь небольшая записка. Прочтем? Текст записки: Здравствуйте, дети! Пожалуйста, помогите мне! Моя ракета, подлетая к детскому саду, потерпела небольшую аварию, и некоторые детали отломились. Помогите мне собрать ракету! Мальчик- Марсианчик» Воспитатель: Ребята, поможем? Вам надо из этих геометрических фигур собрать ракету. Можете приступать! По мере сборки ракеты воспитатель спрашивает у детей названия геометрических фигур. Молодцы! Отличная ракета получилась!
Звучит «космическая музыка».
Мне кажется, что вы не просто так собрали эту ракету – кто-то идет в гости к нам.
В комнату входит ребенок из подготовительной к школе группы, одетый в костюм инопланетянина.
Мальчик-Марсианчик: Здравствуйте, ребята! Я – Мальчик- Марсианчик. Я пришел поблагодарить вас за мою починенную ракету.
Воспитатель: Здравствуй, Мальчик-Марсианчик. Ребята очень рады, что смогли помочь тебе. А зачем ты прилетел на планету Земля?
Мальчик-Марсианчик: Я летел в космический детский сад. Там так интересно. Мы изучаем разные науки, учимся разговаривать на инопланетных языках и, конечно, играем. И еще я очень люблю путешествовать. А вы хотитебю отправиться со мной в полет?
Дети: Да!
Мальчик-Марсианчик: Тогда давайте сядем в наш космический корабль и отправимся в путешествие (каждый ребенок берет деталь космического корабля, и все выстраиваются в форме корабля. Впереди – Мальчик-Марсианчик).
Под музыкальное сопровождение дети совершают 2- 3 круга по комнате.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как красиво в космосе! Много звезд, мимо нас пролетают космические спутники. Полюбуйтесь, какие удивительные планеты!
Мальчик-марсианчик: Это мои самые любимые. А вы знаете, как они называются?
Воспитатель: Да, наши мальчики и девочки знают их названия. Настя, прочитай, как называется эта планета. (дети читают названия – подписи к планетам: УРАН, МАРС, НЕПТУН, ВЕНЕРА, САТУРН, ЗЕМЛЯ, СОЛНЦЕ).
Мальчик-Марсианчик: Ух-ты, какие вы молодцы! Я тоже знаю их названия, но читать еще не умею.
Воспитатель: Не расстраивайся! Наши дети тебя научат. А чтобы тебе было легче учиться, попробуй вместе с ребятами отгадать загадки.
Игра «Дополни словечко».
Ребята, а вы любите отгадывать загадки? Сегодня вам нужно не только отгадать загадку, но и найти ответ на картинках. Помогай им, Мальчик- Марсианчик!
1) Чтобы глаз вооружить И со звездами дружить, Млечный путь увидеть чтоб, Нужен мощный … (телескоп).
2) На корабле воздушном, Космическом, послушном Мы, обгоняя ветер, Несемся на … (ракете).
3) У ракеты есть водитель – Невесомости любитель. По-английски «астронавт», А по-русски - … (космонавт).
4) Самый первый в космосе Летел с огромной скоростью. Отважный русский парень, Наш космонавт … (Гагарин).
5) Освещает ночью путь, Звездам не дает заснуть. Пусть все спят – ей не до сна. В небе светит нам … (Луна).
6) Планета голубая, Любимая, родная. Она твоя. Она моя. А называется - … (Земля).
7) Он дружит с ветром и водой. Она – с Полярною звездой. Никак не могут встретиться Медведь с Большой … (Медведицей).
8) Специальный космический есть аппарат. Сигналы на землю он шлет всем подряд. И как одинокий путник, Летит по орбите … (спутник).
9) В космосе сквозь толщу лет Ледяной летит объект. Хвост его – полоска света. А зовут объект - … (комета).
10) Что видим мы, взглянув в оконце? Нам ярким светом светит … (Солнце).
Итог:
Воспитатель: Вы все молодцы! А ты что загрустил, Мальчик- Марсианчик? Мальчик-Марсианчик: Я соскучился по своему марсианскому детскому саду. Мне пора отправляться домой. Спасибо вам, ребята! Мне было с вами очень интересно. Можно я иногда буду прилетать к вам в гости?
Ответы детей.
Мальчик-Марсианчик под музыкальное сопровождение уходит.
Воспитатель: Ну а вам, ребята, понравилось наше путешествие? Тогда я предлагаю вам смастерить на память о нашем космическом полете из счетных палочек и природного материала какую-нибудь поделку, которая напомнит нам об этом чудесном дне и о дружелюбном марсианском госте. И, может быть, пролетая мимо, он посмотрит на результаты нашего творчества, сделанные в его честь и в честь его родного дома!
Дети под музыку мастерят поделки, в конце занятия поделки выставляются на общий стол.
Слушание космической музыки.
Музыкальные произведения группы Зодиак.
«Мы в космос улетаем».
С. Светикова «Свет любви» (из мультфильма "День рождения Алисы") Земляне «Трава у дома».
Просмотр фильмов:
«Юрий Гагарин».
«Первый полёт».
Мультфильмы о Земле, о Солнце, космических машина, планетах Солнечной системы.