Получи документы

Проект «Край мой Смоленский. Знакомство с историей, традициями и культурой Смоленщины по сказкам Смоленского края»

Татьяна Мамулина
Проект «Край мой Смоленский. Знакомство с историей, традициями и культурой Смоленщины по сказкам Смоленского края»

Актуальность темы

В. Сухомлинский говорил: «Чтение в годы детства — это прежде воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души».

Сказка — благодатный и ничем не заменимый источник воспитания ребенка. Сказка — это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Дошкольный возраст — возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию ребёнка.

Публикация «Проект „Край мой Смоленский, Знакомство с историей, традициями и культурой Смоленщины по сказкам Смоленского края“» размещена в разделах

Детские сказки расширяют словарный запас, помогают правильно строить диалог, развивать связную логическую речь, развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.

В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.

Одним из эффективных механизмов, обеспечивающих социальное развитие детей, являются сказки.

Сказки – прекрасное творение искусства. Социальная, художественная и педагогическая ценность народных сказок несомненна и общепризнана.

Любая сказка с научной точки зрения представляет собой этическое, чаще всего прозаическое произведение с бытовым, авантюрным или волшебным уклоном, построенного на основе вымышленного сюжета. Герои сказок – это обычные люди и животные. Еще характерная черта любой сказки – счастливый финал. Сказки бывают о животных, волшебные и бытовые.

Сегодня, когда зачастую наблюдается равнодушие и потеря интереса поколений друг к другу, когда разрушаются традиционные способы передачи культуры от родителей к детям, что в итоге ведет к деградации общества в целом, необходимо обучать культуре, точно так же, как любой другой дисциплине.

Народная сказка - это почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности. Она вводит детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражает глубокие моральные идеи, учит доброму отношению к людям, показывает высокие чувства и стремления.

Сказка для ребенка – это не что иное, как особое средство постижения жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок общества, постижения реальной действительности. Образность сказки, даже более того – ее условность, хорошо усваивается ребенком.

Никакие сенсации, проповеди и увещевания не принесут пользу, поскольку ребенок по существу своей психики, прежде всего и более всего эмоционален. А сказочная образность обращена к эмоциональной стороне человека. Сказка повествует о правде жизни. Просто, правда эта увидена и подана под особым углом зрения.

Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь, у него эмоционально-чувственное восприятие мира. Ему еще не понятна логика взрослых рассуждений. А сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии.

В сказке есть четкая граница : это Добро, а это Зло, этот персонаж плохой, а этот хороший. И малыш знает, что Кощей обязательно будет побежден и добро победит. Это упорядочивает сложные чувства ребенка, а благополучный конец позволяет поверить в то, что в будущем и он сделает что-то хорошее.

Сказки позволяют ребенку уйти от скуки обыденной жизни, почувствовать неизведанное, пережить эмоциональную встряску.

Народные сказки, особенно волшебные, где обязательно присутствуют сверхъестественная сила и персонажи «вредители», аккумулируют в себе богатый материал, на основе которого дошкольники способны усвоить типичные образцы и модели поведения, определяемые не только сложившейся ситуацией, но и характером персонажа.

На Руси с давнишних времен от поколения к поколению, из уст в уста передавались былины и сказы, песни и притчи, пословицы и поговорки, припевки и заклинания. Все это позже стали называть устным народным творчеством, которое затем становилось истоком большой литературы. Особое место в нем занимало и занимает сказка. В ней — думы и заботы наших предков, их печаль, радость и лукавство, обида и вдохновение, потери и приобретения. В сказке чаще всего победа добра над злом, честности и правды — над ложью, светлого ума — над темной кровожадной силой.

Знание своих исторических и культурных корней воспитывают в человеке гордость за прошлое своей Родины, патриотизм, чувство ответственности, долга перед государством и семьей. Однако в последнее время большинство населения Смоленщины мало интересуется её историческими традициями и культурой своего края. Всё большее влияние оказывает на людей массовая культура, пришедшая к нам из-за океана. Мы забываем своё прошлое. Поэтому необходимо изучать сказки и предания смоленского края, так как в них – мудрость и красота нашего народа, основы жизни наших предков. В связи с вышесказанным, изучение сказок и преданий смоленского края представляется актуальной и практически значимой проблемой.

Почему я выбрала эту тему?

В последнее время наблюдается снижение интереса детей и родителей к чтению художественной литературы. Посещение смоленской детской библиотеки им. А. Мишина подтолкнуло меня к созданию данного проекта. Мне хотелось погрузить детей и родителей в такой интересный, волшебный, захватывающий и богатый сказочный мир.

Сказки, рожденные на смоленской земле, были записаны краеведом, этнографом В. Н. Добровольским, писателем В. Ф. Шурыгиным и др. Они сохранили колорит родной русской речи, смоленских говоров. Опубликовал сборник Сказок смоленского края знаменитый поэт, почётный гражданин города Смоленска Алексей Мишин.

Есть такое известное выражение: "Счастье зависит не от богатства и благополучия, а от спокойствия совести".

А в сказках смоленского края наиболее полно отображена суть жизни простого народа. Они являются частью культуры Смоленщины. Эти сказки стоит читать, потому что они содержат в себе мудрость народную, напоминают нам быт и обычаи наших предков, да и просто потому, что они очень интересны, как литературные произведения. Специфика сказок смоленского края проявляется в том, что они сохранили колорит родной русской речи, смоленских говоров. В смоленских материалах присутствуют сказки различных групп : сказки о животных, волшебные, но преобладают сказки бытовые. В смоленской сказке чаще всего происходит победа добра над злом, честности и правды — над ложью в этом выражается стремление населения Смоленщины к справедливости и социальному равенству.

Принципы реализации проекта.

Принцип индивидуального и дифференцированного подхода

Принцип интеграции с различными направлениями воспитательной работы

Принцип доступности

Принцип постепенности

Принцип системности

Тип проекта :

Познавательно-творческий, краткосрочный.

Участники проекта :

Воспитатель, дети, родители, работники детской библиотеки имени Алексея Мишина.

Срок реализации:

12 декабря – 23 декабря 2016-2017 учебного года.

Цели проекта :

Знакомство с историческими традициями, нелёгкой жизнью и бытом людей Смоленщины во времена крепостного права.

• Развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства.

• Раскрытие ценности совместного творчества детей;

• Формирование у детей интереса к чтению сказок.

• Создание условий для духовно - нравственного развития ребенка.

• Развитие эмоционально-волевой сферы детей в процессе художественной продуктивной деятельности, связанной с нравственным содержанием сказки.

• Обеспечение социальной адаптации дошкольников путем введения их культурную традицию народной сказки, знакомства с диалектом смоленского народа.

• Организация в семье совместной творческой деятельности, направленной на удовлетворение потребности ребенка во внимании и признании.

Задачи проекта :

Помогать усвоению детьми духовно - нравственных категорий: (добро - зло, послушание - непослушание, согласие - вражда, трудолюбие - лень, бескорыстие - жадность, простота - хитрость) и правил жизни по совести.

• Содействовать развитию познавательной сферы детей. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.

• Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.

• Воспитывать уважения к людям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.

• Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.

• Развивать у детей творческое воображение, совершенствовать средства выразительности в передаче образов, обогащать и активизировать словарь через театрализованную деятельность.

• Создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки; прививать умение прийти на помощь в трудную минуту.

• Учить развивать сюжет, использовать «сказочные» языковые средства. Формировать творческое рассказывание, умение раскрывать тему, подчинять свою сказку определённой (основной) мысли.

• Развивать традиции семейного чтения.

Предполагаемый результат.

• Усвоение ребенком добродетели, направленности и открытости его к добру.

• Позитивное отношение ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, создание оптимистической детской картины мира.

• Потребность и готовность проявлять совместное сострадание и радость.

• Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.

• Приобщение к культуре и быту смоленского народа в историческом прошлом, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.

• Деятельное отношение к труду.

• Ответственность детей за свои дела и поступки.

Реализация проекта

Подготовительный этап.

Опрос родителей и детей о том, какие книги дома читают, есть ли в домашней библиотеке сказки смоленского края.

Обсуждение воспитателя с родителями целей и задач проекта.

Подбор тематики сказок, соответствующей литературы, рекомендации родителям по обращению к ресурсам интернета.

Обсуждение проекта с работниками детской городской библиотеки имени Мишина, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта.

Консультация для родителей о собирателе сказок, краеведе, этнографе Владимире Николаевича Добровольском, писателе Шурыгине Василии Федоровиче и поэте Смоленщины Мишине Алексее Викторовиче, об особенностях сказок смоленского края.

Изготовление куклы Михалко - образа простого мужика, частого персонажа сказок Смоленщины с помощью родителей.

Основной этап:

Чтение сказок.

Беседы о прочитанных сюжетах и морали сказок.

Рассматривание и сравнение иллюстраций в сборнике сказок смоленского края.

Игры – драматизации по сказкам.

Работа над интонационной выразительностью речи детей в диалоге между персонажами сказки.

Рисование детей по сюжетам прочитанных сказок.

Рассказывание сказок детьми по выстроенному сюжету с опорой на детские рисунки.

Совместная деятельность детей и воспитателя по образовательным областям

Образовательные области

Познание:

- Чтение сказок;

- Беседа: «Какие бывают сказки,

- Беседа: «Чему учит сказка.

Игровая деятельность:

- Д/И «Из какой сказки» - Познакомить детей со сказками смоленского края, беседовать по содержанию прочитанных произведений.

- Способствовать формированию у детей интереса к сказкам.

- Воспитывать стремление к любви, добру, красоте; чувство уверенности в своих возможностях;

Коммуникация:

- Ролевая игра-драматизация по сказке «Как Михалко проучил жадного попа».

- Пересказ сказки «Как мужик лошадей высиживал».

- Заучивание отрывков из сказок.

- Уточнить представления детей о структуре сказки.

- Учить пересказу отдельных эпизодов сказки.

- Учить с помощью интонационной выразительности речи передавать характер персонажей, выражать отношение автора к положительным и отрицательным героям сказки.

- Активизировать в речи детей образные слова и выражения.

- Учить детей умению вести диалог.

- Объяснять диалектные слова, используемые в сказках (жаренцы, гарнц, клец).

Чтение художественной литературы:

- Чтение сказок по плану.

- Повторное чтение понравившихся сказок по выбору детей. - Учить понимать и оценивать характер и поступки героев сказок;

- Создать атмосферу эмоциональной удовлетворенности;

Социализация:

- Посещение детьми детской городской библиотеки имени Алексея Мишина.

- Обзорная экскурсия в музей имени А. Мишина.

- Первое знакомство со сборником сказок.

- Познавательная беседа «Сказки Смоленского края»

- Познакомить детей с библиотекой : для чего она существует, что интересного можно узнать из книг, как обращаться книгами.

- Познакомить детей с музеем имени А. Мишина.

- Познакомить с биографией поэта и с опубликованным им сборником «Сказок смоленского края».

- Формировать нравственные и патриотические чувства;

- Приобщать к ценностям родного края.

- Воспитывать заботливое отношение к родному городу.

- Познакомить с собирателями смоленских сказок краеведом-этнографом Владимиром Николаевичем Добровольском, писателем Шурыгином Василием Федоровичем.

Художественное творчество:

Рисование по теме: «Любимая сказка», «Мой любимый сюжет по сказке», «Самая смешная сказка».

- Учить детей располагать сюжет на листе бумаги, рисовать силуэты любимых персонажей, раскрашивать.

- Вызвать интерес к созданию образных и глубоких по смыслу композиций;

- Развивать чувство цвета;

- Развивать чувство цвета и композиции;

- Учить основным приемам штриховки.

- Развивать у детей творческое воображение, совершенствовать средства выразительности в передаче образов.

Самостоятельная изобразительная деятельность детей: рисование по сказкам.

Заключительный этап:

Совместное творчество родителей и детей: рисование понравившихся сюжетов сказок.

Оформление выставки «Сказки смоленского края».

Открытое интегрированное занятие непосредственно-образовательной деятельности «Путешествие по сказкам смоленского края.

Создание презентации для детей А. Мишин «Сказки смоленского края».

Оформление отчетной документации, презентация проекта.

Литература.

Сказки смоленского края, - Смоленское издательство «Смядынь», 1991.-175с.

https://sprsmolensk.ru/wp-content/uploads/2010/12/%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B9-%D0%9C%D0%B8%D1%88%D0%B8%D0%BD.jpg Фото Алексея Мишина

https://www.maam.ru/detskijsad/-skazki-smolenskogo-kraja-poznavatelnaja-beseda-dlja-starshih-doshkolnikov.html

https://sprsmolensk.ru/origins/mishin-aleksej-viktorovich Биография А. Мишина.

https://smolensk.library67.ru/literaturnaya-karta/smolenskij-kraj-v-folklore-i-lit/ustnoe-narodnoe-tvorchestvo-smol/skazki/ Сказки. Литературная карта.

https://www.rulit.me/books/skazki-smolenskogo-kraya-read-390183-7.html Сказки смоленского края.

https://www.gzhatsk.ru/skazki/ Сказки смоленского края

https://sgii-smol.ru/assets/files/university/kafedry/virtual_lab/skd/nir_student/Ilina__Skazki-i-predaniya-Smolenskogo-kraya.pdf Ильина Сказки и предания смоленского края.

https://coollib.com/b/310350/read#t1 Сказки смоленского края Кул Либ

Публикации по теме:

Сценарий развлечения ко Дню рождения Хабаровского края «Хабаровский край — дом мой родной» Сценарий развлечения ко Дню рождения Хабаровского края (развлечение для подготовительной к школе группе) Цель: расширять кругозор детей;.

Конспект занятия «Мой край родной. Ознакомление с образом жизни, бытом, творчеством и традициями ханты и манси» Тема «Мой край родной» Цель: создания условий для расширения кругозора детей, посредством ознакомления с образом жизни, бытом,.

План-конспект НОД «Знакомство с народной культурой и традициями». во второй младшей группе Тема недели: «Знакомство с народной культурой и традициями». Тема занятия: «Красивый платочек с элементами дымковской росписи». Интеграция.

Проект «Край мой Смоленский — город Рославль родной» Проект «Край мой Смоленский - город Рославль родной». Актуальность «Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».

Проект «Ознакомление дошкольников с культурой мордовского края» Педагогическая идея: Правильно подобранные материал позволяют сделать непосредственно образовательную деятельность более интересной и динамичной,.

Проект «Знакомство детей с русской народной культурой и традициями» «Подлинную историю народа нельзя знать, не зная устного народного творчества. От глубокой древности фольклор неотступно и своеобразно.

Проект «Знакомство с народной культурой и традициями» во второй младшей группеПроект «Знакомство с народной культурой и традициями» во второй младшей группе Проект «Знакомство детей второй младшей группы с народной культурой и традициями» г. Химки 2018 г Автор: Ломова Жанна Николаевна воспитатель.

Проект «Знакомство с культурой и традициями родного края» Проект на тему: «ЗНАКОМСТВО С КУЛЬТУРОЙ И ТРАДИЦИЯМИ РОДНОГО КРАЯ» Вид проекта: творческий Продолжительность проекта: январь – май 2019.

Проект «Знакомство с православной культурой»Проект «Знакомство с православной культурой» Проект "Знакомство с православной культурой" Цель: воспитывать духовно – нравственную личность дошкольника через обретение им духовного.

Презентация «Знакомство с народной культурой и традициями (куклы)» Цель:познакомить с историей народной игрушки на примере кукол, развивать интерес к традиционной народной культуре.   Задачи:формировать знания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Край мой Смоленский. Знакомство с историей, традициями и культурой Смоленщины по сказкам Смоленского края»
Опубликовано: 13 февраля 2019 в 21:37
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД