Галина Николаевна Торопкина
Проект «Крылатые соседи»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема. В процессе работы с детьми группы старшего дошкольного возраста, был выявлен недостаточный уровень сформированности знаний о перелётных, зимующих и домашних птицах, особенностях их жизни.
Актуальность:
Планета Земля - наш общий дом и каждый человек, живущей в нем, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Для достижения этих целей необходимо экологическое образование подрастающего поколения.
Публикация «Проект „Крылатые соседи“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2017
Птицы - это наши маленькие соседи, которые являются частью природы и нуждаются в заботе и бережном отношении. Проект «Крылатые соседи» поможет выделить существенные и отличительные признаки домашних и диких птиц, показать приспособляемость разных птиц к среде обитания, раскрыть значение птиц в жизни человека, показать их помощь человеку, пробудить у детей желание помогать птицам в трудное время. Совместная деятельность родителей и детей поможет сплотить их и сформировать гуманное отношение к представителям мира птиц.
Цель проекта: развитие экологического сознания дошкольников и формирование гуманного отношения к представителям мира птиц через различные виды деятельности.
Задачи:
Расширять представления детей о домашних, зимующих и перелётных птицах; их образе жизни и поведении, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
Формировать представления о влиянии состояния окружающей среды на птиц.
Учить правильному поведению в природной среде.
Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности и желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в изобразительной деятельности.
Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия.
Повысить уровень экологической культуры личности родителей.
Тип проекта: информационно-творческий.
Вид проекта: групповой.
Продолжительность: долгосрочный
Возраст воспитанников: 6 лет.
Участники: педагог, дети и родители подготовительной группы
Планируемый результат:
Изучая и наблюдая за птицами, помогая им, у детей расширятся знания о друзьях наших меньших, сформируется эмоциональное отношение к миру природы. Они научатся радоваться, огорчаться, удивляться природным объектам. Мир птиц станет неотъемлемой частью мира каждого человека.
Дети научаться относиться к себе как к части природы, практическим действиям по охране природы. Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении анализировать, делать выводы.
Дети научатся контролировать свои поступки, научатся ухаживать за птицами.
Формы и методы работы:
Игры - ситуации;
беседы;
выставки рисунков и поделок;
викторина;
консультации;.
наблюдения в природе;
чтение художественной литературы;
рассматривание и изучение иллюстрационных материалов;
подвижные и дидактические игры.
Работа с родителями:
Рекомендации родителям по прочтению художественной литературы о птицах.
Приобщить родителей к подбору художественной литературы о птицах;
Оформление папки-передвижки «Расскажите детям о птицах».
Организация совместной исследовательской работы родителей и детей «Мои наблюдения в лесу за птицами».
Консультации для родителей: «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц», «Они остались зимовать, мы им будем помогать».
Памятка для родителей «Птицы – наши друзья».
Акция «Птичья столовая» (изготовление кормушек и размещение их на территории ДОУ)
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный
Мониторинг знаний детей, анкетирование родителей
Подбор художественной литературы
Подбор наглядного материала
Разработка и накопление методических материалов по проблеме
Разработка перспективного плана мероприятий с детьми;
Создание картотеки загадок о птицах
Подборка дидактических игр по теме для детей;
Подборка музыкальных произведений, а также аудиозаписей с пением зимующих птиц (дятел, синица, воробей, голубь).
II этап – практический
Мероприятия
Сроки проведения
2 неделя сентября
Беседы:
«Что ты знаешь о птицах»
«Чем птицы похожи между собой»
Рассматривание альбома «Птицы»
П/игра «Птенчики в гнезде»
Д/ игра: «Назови птиц»
Пальчиковая гимнастика «Птичий дом»
Раскрашивание раскрасок «Птицы»
Наблюдение за птицами на прогулке
3 неделя сентября
Беседа «Домашние птицы»
Исследовательская деятельность: «Исследование различного оперения птиц с помощью лупы».
Чтение: В. Сутеев «Петух и краски», К. Ушинский «Курица и утята»
Составление рассказов из личного опыта «В гостях у бабушки в деревне»
П/игра «Лиса и куры»
Д/игра «У кого кто?»
Творческая мастерская: рисование «Птичий двор»
4 неделя сентября
Рассказ воспитателя «Царская птица индюк»»
Беседа – рассуждение «Чем отличается гусь от курицы»
П/игра «Гуси-лебеди»;
Чтение стихотворений о домашних птицах
Чтение: Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»
Заучивание песни «Жили у бабуси два весёлых гуся…»
Д/игра «Назови ласково»
Исследовательская деятельность: «Почему у утки такие лапки»
Творческая мастерская: лепка «Индюк»
1 неделя октября
Рассказ воспитателя «Осенние заботы птиц»
Беседа «Перелетные птицы»
Чтение: Е. Чарушин «Почему Тюпа не ловит птиц», Л. Толстой «Короткие рассказы о птицах»
П/игра «Скворцы и кошка»
Д/игра «Кто, где живет»
Прослушивание аудиозаписи голосов птиц (соловей, скворец)
Наблюдение за птицами на прогулке
Исследовательская деятельность: «Что летает дальше»
Творческая мастерская: птица из сложенной бумаги «Аист»
2 неделя октября
Рассказ воспитателя ««Интересные факты из жизни перелетных птиц»
Чтение: К. Д. Ушинский «Ласточка».
Придумывание детьми сказки «Если бы я был птицей…»
П/игра «Перелет птиц»
Д/игра «Кто как кричит»
Наблюдение за птицами на прогулке
Творческая мастерская: поделка из бумажных ладошек «Красавец лебедь»»
3 неделя октября
Презентация «Где птицы вьют гнезда»
Беседа «Хищные птицы»
Чтение: М. Зощенко «Умная птичка»
Составление описательных рассказов о птицах
П/игра «Птицы в клетке»
Исследовательская деятельность «Почему у птиц не намокает оперение во время дождя или плавания»
Творческая мастерская: птичка оригами из бумаги
Наблюдение за птицами на прогулке
4 неделя октября
Беседа «Удивительные санитары леса»
Проговаривание чистоговорок о птицах
П/игра «Птицелов»
Д/игра «Скажи наоборот»
Чтение: Г. Снегирев «Про птиц», В. Бианки «Сова»
Творческая мастерская: лепка «Птицы нашего участка»
Наблюдение за птицами на прогулке
Исследовательская деятельность: «Птицы и нефть»
1 неделя ноября
Рассказ воспитателя «Интересные факты из жизни зимующих птиц»
Беседы: «Зимующие птицы»
Чтение: Е. Носов. «Как ворона на крыше заблудилась», Э. Шим «Как воробей теплый угол искал»
Прослушивание аудиозаписи голосов птиц (синица, воробей, ворона, сорока) из серии П. И. Чайковского «Времена года»
Исследовательская деятельность: «Какой материал более устойчив к влаге для строительства кормушки»
Творческая мастерская: рисование «Лесной доктор»
Наблюдение за птицами на прогулке
Загадывание загадок о зимующих птицах.
2 неделя ноября
Беседа «Как помочь нашим маленьким друзьям – птицам?»
Чтение: В. Бианки. «Синичкин календарь»
Разучивание стихотворения С. Я. Маршака «Где обедал воробей»
Игры-драматизации «Русские народные потешки о птицах»
Д/игра «Назови птицу с нужным звуком»
П/игра «Птичка в клетке»
Творческая мастерская: поделка из природного материала «Тетушка Сова»
Наблюдение за птицами на прогулке
Слушание песни «Птички», муз. Т. Ломовой, «Воробей»,муз. Ветлина.
3 неделя ноября
Беседы – рассуждения:
«Почему зимой птиц меньше?»
«Что было бы, если бы не было птиц».
Разучивание пословиц и поговорок о птицах
Д\игра «Что лишнее»
Вечер загадок и отгадок
Чтение: сказка В. Даля «Ворона», Н. Яхнин «Дятел», К. Ушинский «Дятел»
Рассматривание фотографий птиц с последующим составлением рассказа-описания
Наблюдение за птицами на прогулке
4 неделя ноября
Беседа «Пернатые друзья»
Разрешение проблемных ситуаций:
«Что бы вы сделали, если бы увидели.»
Д/игра «Узнай птицу по описанию»
Чтение: Сладков «Вороний сигнал», В. Сухомлинский «Почему плачет синичка?»
КВН «Удивительный мир птиц»
П/игра «Я знаю пять названий птиц»
Наблюдение за птичьими следами (научиться определять какая птица оставила следы)
Презентация «Мир птиц»
Наблюдение за птицами на прогулке
III этап – практический
Выставка рисунков и аппликаций. «Птицы наши друзья»
Презентация проекта
Викторина «Удивительный мир птиц»
В реализации проектной деятельности:
Знания детей о птицах расширились.
Дети научились отличать перелётных птиц от зимующих.
На протяжении реализации проекта «Пернатые соседи» у детей развивалась связная речь.
Дети научились правильно подкармливать птиц.
У многих детей появилось заботливое отношение к птицам (дети каждый день, собираясь на прогулку, напоминали взять корм и покормить птиц).
Повысился познавательный интерес у детей.
Дети научились видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы.