Папки-передвижки

Познавательно-творческий проект «Добрые соседи» по изучению культуры, быта и фольклора семейских и казаков

Татьяна Алекберова
Познавательно-творческий проект «Добрые соседи» по изучению культуры, быта и фольклора семейских и казаков

Проект «Добрые соседи»

Разработала:

старший воспитатель

высшей квалификационной категории

Алекберова Татьяна Ивановна

Г. Улан-Удэ

2015 год.

Проект «Добрые соседи»

Цель изучение культуры, быта и фольклора семейских и казаков.

Задачи:

Публикация «Познавательно-творческий проект „Добрые соседи“ по изучению культуры, быта и фольклора семейских и казаков» размещена в разделах

1. Познакомить с народным костюмом казаков и семейских Забайкалья.

2. Знать предметы быта казачьей хаты и семейского дома, их назначение.

3. Дать представления об истории города Улан-Удэ.

4. Поиграть в народные игры.

5. Изготовить куклу-закрутку – народную игрушку.

6. Воспитание нравственных качеств, чувства толерантности.

Актуальность

В настоящее время особо актуальным является нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Народ, не знающий свою историю, не имеет будущего. Дошкольный возраст – сензетивный период для изучения исторического наследия своего народа, знакомства с культурой, фольклором, бытом как своего народа, так и народов, живущих рядом, воспитания нравственных качеств, чувства патриотизма и толерантности.

Ведь если сам народ не будет передавать свои обычаи из поколения в поколение, не будет воспитывать у своих детей и молодежи должного к ним почитания и уважения, то через несколько десятков лет просто потеряет свою культуру, а значит и уважение других народов. Обычаи и традиции влияют на историю и международные отношения.

Гипотеза

Если образовательное пространство наполнить таким образом, чтобы дети погрузились в историю, быт семейских и казаков. При знакомстве детей с костюмом, бытом и фольклором использовать контрасты в сравнении двух культур, находить, в чем отличительные особенности и в чем похожесть костюмов, игр, бытового убранства домашнего очага. В воспитательных целях дети должны понять смысл добрососедских отношений разных народов, умению мирно сосуществовать, беречь традиции своего народа уважать культуру народов, живущих рядом.

Вид проекта : познавательно-творческий.

Время проекта : месяц.

Принципы

- природосообразности,

- доступности,

- преемственности

- проблемности,

- последовательности,

- непрерывности.

Продолжительность - краткосрочный.

План проекта

1. Неделя погружения в культуру народов.

2. Экскурсия в Музей истории города на интерактивное мероприятие «Путешествие с пиратом» в целях изучения истории города.

3. Выезд в Музей истории города на экскурсию «Культура Забайкальского казачества».

4. Посещение мастер-класса в Национальном музее РБ «По одежке встречают» - закрепление знаний о национальных костюмов бурят, семейских, эвенков.

5. Организация выставки предметов быта, макетов, рукоделия и прикладного искусства народов (семейского и казачества) с помощью родительской общественности.

6. Оформление уголков «Семейская горница», «Казачья хата».

7. Проведение в ДОУ недели семейской кухни.

8. Неделя погружения в культуру народов с 26.10-30.10.2015 года

Понедельник 26.10.15.

Утро. Ситуация: в группе в разных местах лежат семейский сарафан, платок, предметы кухонной утвари. Дети путем исследования, поискового метода выясняют, кому это всё принадлежит. Предполагаемые пути решения: спросить у воспитателя, посмотреть в энциклопедии, в интернете найти информацию, в библиотеке, спросить у родителей, сходить в методический кабинет, узнать у старшего воспитателя к какому источнику обратиться.

Предметно-развивающая среда в группе: планшет с фотографиями костюмов народов Забайкалья с описанием функционала и особенностей костюма, куклы народов Забайкалья, книги, энциклопедия.

1-ая половина дня. В гости приходит тётушка Аксинья семейском костюме) – рассказывает о народе семейских, истории, особенностях костюма. После рассказа о своем народе Тетушка Аксинья оставляет семейскую куклу- Наталью, она с вами и поиграет и многое расскажет и научит в игры играть, кукол мастерить, стряпать.

2-ая половина дня. В группе лежат куклы в казачьем костюме. Дети путем исследования, поискового метода выясняют, кому это всё принадлежит. Предполагаемые пути решения: спросить у воспитателя, посмотреть в энциклопедии, в интернете найти информацию, спросить у родителей, сходить в методический кабинет, узнать у старшего воспитателя к какому источнику обратиться. Дополнительно дети сравнивают в чем отличие казачьего и семейского народных костюмов.

Педагог рассказывает об истории возникновения города, что казаки были первопроходцами они заложили острог. Сначала дети сами размышляют над понятие «острог», какие версии, что это слово означает.

Дать понятие новому слову «острог».

Вечер. Игра на воображение «Мы первооткрыватели». Дети представляют себя первопроходцами, что было 350 лет назад на месте нашего города, как выглядел острог, что делали казаки, как оборонялись, от кого. Почему именно на берегу Уды заложили начало большого города. Предложить нарисовать как они себе его представляют.

Анонс на завтра: Вот если бы нам и вправду оказаться в машине времени и перенестись на 350 лет назад, самим посмотреть на острог, как он выглядел, из чего построен. Воспитатель: утро вечера мудренее, давайте задумаем желание, а может завтра оно сбудется.

Вторник 27.10.15.

Утро. Ситуация: в группе на столе макет острога. Дети путем исследования, поискового метода выясняют функциональное значение высокого прочного забора, сторожевых башен почти без окон, жилых домов, у которых двери находились высоко над землей. Предполагаемые пути решения: спросить у воспитателя, посмотреть в энциклопедии, в интернете найти информацию, в библиотеке, спросить у родителей, сходить в методический кабинет, узнать у старшего воспитателя к какому источнику обратиться.

Предметно-развивающая среда в группе: макет острога, фигуры казаков, лошади, телеги, бочки, куклы в костюмах казаков.

1-ая половина дня. Педагог рассказывает о казаках Забайкалья, истории, особенностях костюма.

2-ая половина дня. Игры казаков и семейских. Игра в «Зоску» для игры необходимы мячики набивные, но в группе всего 1 мячик. Что делать – проблемная ситуация. Решение предлагают дети – в магазине купить (нет денег, в другой группе попросить (у них нет таких мячиков, можно самим сделать, попросить родителей.

Вечер. Анонс на завтра: Педагог: у меня есть выкройка, а что если мы попросим ваших мам сшить нам по мячику, наверное, у всех мамы умелицы. А смогут ли они за вечер сшить вам по мячику. Вот мы и посмотрим завтра.

Среда 28.10.15.

Утро. Ситуация: в группе на столах лежат предметы рукоделия: салфетки, коврики, скатерти, веретено, прялка, нитки, пряжа. Варианты детей почему в группе предметы рукоделия: наверное мы сегодня будем что-то шить, вышивать, мастерить.

Педагог рассказывает и показывает, что семейские и казаки были очень трудолюбивыми, умелыми, шили, вязали, пряли, мастерили и одежду, и скатерти, салфетки, покрывала.

Предметно-развивающая среда в группе: : салфетки, коврики, скатерти, веретено, прялка, нитки, пряжа.

1-ая половина дня. Изготовление Октябринок – кукол из пряжи.

2-ая половина дня. Игры казаков и семейских.

:

Четверг 29.10.15.

Утро. Ситуация: в группе на столах лежат мука, досточки для раскатывания, скалки, фартуки, косынки. Варианты детей почему в группе эти предметы: наверное мы сегодня будем что-то стряпать.

Педагог рассказывает и показывает, что семейские и казаки были очень гостеприимными, знатными хозяйками, мастерицами на все руки: и стряпать и жарить и парить. Предметно-развивающая среда в группе: досточки для раскатывания, скалки, фартуки, косынки, картинки с хлебобулочными изделиями.

1-ая половина дня. Изготовление из соленого теста тарочек, булочек, пирогов.

2-ая половина дня. Оформление уголков «Семейская горница», «Казачья хата».

Вечер. Анонс на завтра: Звуковое письмо от бабушки Аксиньи: Дорогие детки, побывала я у Вас в гостях посмотрела я на вас. Моя доченька всю наделю с вами была, мне все рассказала : какие вы смелые, умелые и песни петь, и играть, и мастерить, и стряпать даже. Теперь мой черед Вас к себе позвать. Приглашаю Вас, дорогие мои ребятушки и мальчишки и девчаточки, к себе в гости к моему двору – ждут вас здесь веселье, песни, игры, перепляс, очень рада буду видеть Вас. Милости прошу.

Пятница 30.10.15

Интерактивная площадка – праздник «Народное гулянье», на основе игровых технологий: подвижные и хороводные игры народов Забайкалья (семейских и казаков).

Отчет по проекту «Добрые соседи».

В наше время очень важно воспитание в детях нравственных и патриотических чувств. С этой целью старшим воспитателем и коллективом педагогов ДОУ было подготовлена и проведена открытая интерактивная плошадка для педагогов города на территории Этнографического музея народов Забайкалья г. Улан-Удэ. "Народное гулянье", в рамках работы по гранту по развитию межнациональных отношений «Алтаргана».

Цель – развитие у каждого ребенка системы знаний о своеобразии родного края, развитие у детей интереса к культуре и истории семейских и казаков Забайкалья, развитие эмоционально – эстетической сферы дошкольника в процессе воспитания музыкальных, литературных, изобразительных произведений искусства родного края.

Была проведена большая подготовительная работа: Это – тематическое погружение в историю, быт, культуру, фольклор семейских и казаков. Был разработан проект «Добрые соседи» по этой теме с учетом требований ФГОС, по который включал:

• активное практическое взаимодействие с родителями (организация выставки по прикладному искусству народов Забайкалья, изготовлению предметов быта, убранства, кукол, макетов, национальных костюмов, атрибутов к подвижным народным играм);

• социальными партнерами (выезд-экскурсия в Музей истории города Улан-Удэ, Национальный музей РБ для участия в мастер-классах, познавательно-игровых программах для расширения знаний о истории родного города, народах, проживающих на территории Республики Бурятия,

• в ДОУ проектирование и создание вариативной, трансформируемой предметно-развивающей среды (ширмы, стеллажи, папки-передвижки, мобильные модули макетов)

образовательные задачи: различные беседы, культурные практики, выставки рисунков, поделок, изготовление кукол-самокруток «Октябринки»,

игровые технологии: знакомство с народными играми семейских и казаков.

Занятия проходили в свободной и игровой форме, использовались технологии развивающего обучения, созданы были условия для исследовательской деятельности, познавательной активности, бала создана атмосфера творчества, свободы выбора детей, с учетом инициативы, самостоятельности в решении проблемных моментов. Дети очень любят когда занятия проходят в импровизированном «Семейском доме», которую воспитатели оформили совместно с родителями. В доме – русская печь, стол, покрытый белоснежной скатертью, старинное зеркало, сундук, посуда, различная бытовая утварь. Большой интерес вызвал показ макета «Удинский острог». С помощью наглядного представления о казаках, как народности, впервые поселившихся на берегу Уды и заложивших начало г. Улан-Удэ дети окунулись в историю возникновения города, малой родины.

Публикации по теме:

Изучение истории, культуры и быта казачества в детском садуИзучение истории, культуры и быта казачества в детском саду «Подобно тому, как цветок вырастает из зерна наша любовь к Родине имеет своим истоком тот «уголок земли», где мы родились и выросли» (Н.

Познавательно-информационный творческий проект «Лесные жители»Познавательно-информационный творческий проект «Лесные жители» Познавательно-информационный, творческий проектЛЕСНЫЕ ЖИТЕЛИ Подготовительная к школе группа (соавтор - Соломонова Лариса Николаевна) Актуальность.

Познавательно-творческий, игровой проект. «Зимние забавы» Актуальность проекта.   Зима – это отличное время года и возможность принять участие в разнообразных видах деятельности. Совместная деятельность.

Познавательно-творческий проект «Город математики» Познавательно - творческий проект «Город Математики» Известно, что с самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем.

Познавательно-творческий проект «Моя малая Родина» Познавательно-творческий проект «Моя малая Родина» В стремлении увидеть мир и показать его детям многие родители забывают о ближайшем окружении.

Познавательно-творческий проект «Моя мама»Познавательно-творческий проект «Моя мама» 2-я младшая группа №3 «КАПИТОШКИ» Подготовила: воспитатель Юхманкова Ирина Николаевна НОЯБРЬ 2016 г. г. Москва Вид проекта: групповой.

Познавательно-творческий проект «Радужный мир» в подготовительной группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 31» Познавательно- творческий проект «Радужный мир».

Познавательно-творческий проект в средней группе ЗПР Тема проекта: «Волшебная вода». Тип проекта: информационно-исследовательский. Участники проекта: 1. Дети средней группы с ОВЗ. 2. Воспитатели.

Познавательно-творческий проект «Волшебный мир снежинок»Познавательно-творческий проект «Волшебный мир снежинок» Проект «Волшебный мир снежинок» Тип проекта: познавательно - творческий Руководитель проекта: Скорюпина Г. Ш., воспитатель; Участники.

Познавательно-творческий проект «Фильмы А. Роу» для детей 5–6 лет Тип проекта: Познавательно-творческий Участники проекта: дети-родители-педагоги Сроки реализации: 01.01.2016 – 31.12.2016 Пояснительная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-творческий проект «Добрые соседи» по изучению культуры, быта и фольклора семейских и казаков
Опубликовано: 14 марта 2017 в 10:02
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД