Наталья Лапышова
Проект «Кукла в жизни ребёнка» во второй группе раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проект "Кукла в жизни ребёнка"
во второй группе раннего возраста
Кукла — это радость, кукла — это сказка,
Кукла — это детство, что вернётся вдруг. ,
С куклой очень дружат и любовь и ласка.
Кукла — это значит доброта вокруг.
Людмила Покровская.
Авторы проекта : Буянова Т. А., Лапышова Н. А. - воспитатели второй группы раннего возраста № 14.
Участники проекта : дети, воспитатели, родители.
Вид проекта :
Публикация «Проект „Кукла в жизни ребёнка“ во второй группе раннего возраста» размещена в разделах
- по характеру деятельности: информационный, игровой, творческий
- по количеству участников: коллективный
- по контингенту участников: дети 2-3 лет и их родители, воспитатели группы
- по продолжительности: долгосрочный
Продолжительность проекта : 1 год (2020-2021уч. г.)Цель проекта : Побуждение интереса к кукле, формирование нравственных основ личности ребенка, приобщение к социальной культуре человека, через знакомство с куклой (народной и современной, игру с куклами; обогащение и систематизация знаний детей, родителей и педагогов о кукле.
Задачи проекта.
Для детей:
• Развивать игровые, познавательные, коммуникативные способности с учётом их индивидуальных способностей;
• Формировать знания о разнообразии кукол (принадлежность, материал, величина; народные и современные);
• учить простейшим формам речевого этикета;
• формировать основы гендерной принадлежности;
• Формировать у ребёнка эмоционально-эстетическое и бережное отношение к куклам;
Для родителей:
• способствовать осознанию родителями роли игры с куклой в нравственном становлении личности детей;
• создавать условия для участия родителей в жизни группы, используя их творческий потенциал;
• способствовать развитию детско-родительских отношений.
Для педагогов:
• определить значимость куклы в жизни детей;
• собрать информацию о разнообразии кукол.
Ожидаемые результаты проекта
Для детей:
• обогащение впечатлений, создание положительного эмоционального настроения в процессе игры с куклами;
• сформированность (адекватная возрасту детей) представлений о многообразии кукол;
• приобретенные начальные умения игры с куклой, навыки работы с пластическими материалами, развитие воображения;
• приобретенные начальные навыки социального (нравственного) поведения во взаимоотношении детей со сверстниками и взрослыми, коммуникативные умения.
Для родителей:
• сближение родителей и детей в процессе игры с куклами или создания кукол;
• приобретение знаний об игрушках, способствующих развитию детей-дошкольников;
• осознание родителями важности данного периода дошкольного детства для развития отношений ребенка со сверстниками и взрослыми.
Для педагогов:
• обновление и обогащение предметно-развивающей среды в группе;
• обретение в лице родителей заинтересованных партнеров в воспитании детей
• Побуждать воспитателей использовать куклу в педагогическом процессе, применять модель включения куклы в педагогический процесс
Продукты проекта
Для детей:
• обогащение представлений детей о мире кукол;
• приобретенные умения и навыки сюжетно-ролевой игры;
• положительные эмоции, впечатления.
Для педагогов:
• мини-музей.
• Оформление картотеки «Дидактические игры с куклой»
• Оформление картотеки стихов
• Разработка конспектов НОД
Для родителей:
• папки-раскладушки, консультации;
• мастер-класс по изготовлению куклы из ниток, ткани;
• осознание роли куклы в воспитании детей.
Интеграция образовательных областей по проекту «Кукла в жизни ребёнка»
ОО «Социально-коммуникативное развитие» :
- развивать уверенность в себе и своих возможностях;
- развивать активность, инициативность, самостоятельность;
- содействовать становлению социально ценных взаимоотношений.
ОО «Речевое развитие»
- через беседы, рассматривание сюжетных картин, игры с куклами способствовать
формированию предпосылок связной речи детей (диалогической и монологической);
- учить простейшим формам речевого этикета;
- вызывать интерес к фольклору и авторским произведениям.
ОО «Познавательное развитие» :
- расширять представления детей о предметном мире (наименование, назначение,
материал, функции);
- способствовать сенсорному развитию детей.
ОО «Художественно-эстетическое развитие» :
- знакомить с народной игрушкой, пробуждать эмоциональную отзывчивость при ее
восприятии;
- вызвать желание изготовить простейшие поделки совместно с взрослыми.
Основные формы реализации проекта :
- игровые занятия;
- беседы;
- рассматривание современных и народных кукол;
- сюжетно-ролевые, настольно-печатные игры;
- создание мини-музея кукол.
Практическая значимость проекта.
Реализация этого проекта будет способствовать формированию социальных отношений у детей, формированию нравственных начал личности ребенка, а также приобщать дошкольников к народной культуре. Проект может быть полезен педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.
Этапы реализации проекта
1 этап – организационный (октябрь 2020 г.)
2 этап – практический (ноябрь – апрель 2020-2021гг.)
3 этап – заключительный (апрель 2021 г.)
1 Организационный этап
Цель. Определение целей и задач проекта.
Содержание работы.
1. Выявление проблемы на основе наблюдения за игрой детей с куклами.
2. Изучение теоретической и методической литературы по данной проблеме.
3. Изучение уровня компетентности родителей (анкетирование «С какими куклами играют наши дети?»).
4. Разработка проекта.
2 Практический этап
Цель. Реализация задач проекта.
В ходе работы над проектом мы включали кукол в жизнь детей, делали участниками детской жизни. Так, кукла, сидя на стуле, смотрит, как дети занимаются или едят, хвалит, кто быстро и аккуратно ест, кто внимателен на занятии. Утром кукла здоровается с детьми и смотрит, как ребята одеваются и умываются, а вечером, перед тем как детей забирают, куклу раздевают и укладывают в кровать, прощаются с ней. В игре, при придумывании диалогов, кукла способствует развитию устной речи, увеличение словарного запаса. В игре с куклами развивается мелкая моторика ребёнка. Держа в руках игрушки и имея дело с декорациями, ребята визуально и сенсорно познают большое и маленькое, высокое – низкое, закрепляют цвета, знакомятся с предметами одежды и т. д.
В соответствии с планом составлены конспекты НОД
Разработана серия игр «Одень куклу». /текстильные, бумажные/
Конечно же, все детки не любят одеваться, и это далеко не секрет. В игре серии «Одень куклу» есть потешки, стихи, которые помогают сделать процесс одевания и раздевания более весёлым и интересным.
В ходе реализации проекта мы играли с детьми в:
- дидактические игры «Купаем куклу», «Кукла Оля обедает», «Накормим куклу Машу», «Кукла хочет спать», «Стирка одежды», «Кукла заболела» «Расти, коса, до пояса».
- сюжетно-ролевые игры «Готовим для кукол обед», «Куклы пришли с прогулки», «К кукле в гости», «Укладываем куклу спать».
А так же:
- совместная деятельность воспитателя с детьми: «Укрась Матрешке сарафан», «Посуда для кукол», «Укрась фартук для куклы».
- родители приняли участие в изготовлении мини-музея «Такие разные куклы»
- мастер-класс «Технология изготовления кукол из ниток»
- консультация «Игрушка в жизни ребенка»
3 Заключительный этап
1. Анализ проведенной работы.
Достигнутые результаты:
Дети: Развился устойчивый интерес к куклам;
Проявилась доброта, забота, бережное отношение к куклам;
Познакомили со стихами, песенками, потешками о куклах, сюжетно-ролевыми играми с куклами;
Родители:
Обогатился родительский опыт приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
Повысилась компетентность родителей при выборе игрушки.
Воспитатели:
Воспитатели активно стали использовать куклу в педагогическом процессе, применять модель включения куклы в педагогический процесс детского сада.
2. Продукт проекта.
- Организация мини-музея кукол
- Оформлена картотека «Дидактические игры с куклой»
- Оформлены картотеки стихов, пословиц, загадок о кукле;
- Изготовлена одежда для игр с куклами;
- Разработаны коспекты НОД
По окончании проекта можно сделать следующий вывод:
Кукла воспитывает интеллектуально – нравственного человека;
Куклы удовлетворяют и развивают в детях инстинкт заботы о тех, кто младше и слабее, который потом перерастает в материнский/родительский инстинкт;
Кукла многому учит ребенка: аккуратности, бережному отношению к вещам, развивает фантазию, воображение.
Список использованных источников
1. Алешина, Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Младшая группа / Н. В. Алешина. – М. : ЦГЛ, 2004. – 112 с.
2. Аскарова, А. Народная кукла как средство приобщения к родной культуре / А. Аскарова // Дошкольное воспитание. – 2011. - № 7. – С. 117-125.
3. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду : кн. для воспит. дет. сада / А. К. Бондаренко. – М. : Просвещение, 1990. – 160 с.
4. Гришина, А. Традиции народного искусства в дошкольном воспитании / А. Гришина // Дошкольное воспитание. – 2012. - № 4. – С. 59-62.
5. Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа : пособие / И. А. Лыкова. – М. : «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2008. – 144 с.
6. Миназова, Г. В умелых руках «ожившая» кукла – это маленькое чудо / Г. Миназова // Дошкольное воспитание. – 2007. - № 12. – С. 120-121.
7. Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / Т. И, Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьева. – 2-е изд. – М. : просвещение, 2011. – 111 с.
8. Цыгвинцева, О. А. Мастерская народных кукол. Теоретические и практические основы изготовления / О. А. Цыгвинцева. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 80 с., цв. ил.