Папки-передвижки

Проект «Логопедические ступеньки»

Ольга Гречишникова
Проект «Логопедические ступеньки»

Муниципальное образовательное автономное учреждение

"Детский сад комбинированного вида № 145" г. Оренбурга

ПРОЕКТ :

"Логопедические

ступеньки"

Подготовила:

Гречишникова Ольга Сергеевна,

учитель-логопед МДОАУ №145

г. Оренбурга

Участники: дети старшего дошкольного возраста с нарушениями речи, учитель-логопед, воспитатели, родители.

Цель: повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников.

Публикация «Проект „Логопедические ступеньки“» размещена в разделах

Гипотеза: использование метода проектов в логопедической работе с детьми дошкольного возраста позволит воспитанникам быстрее, легче и прочнее "присваивать" знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, повысит мотивацию ребенка к деятельности, и заинтересованность родителей в речевом развитии их детей.

Задачи проекта :

1. Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе коррекции речи.

2. Развивать речевые и творческие способности детей.

3. Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти.

4. Увеличить объем коррекционного воздействия,

5. Повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям, приобщать детей к процессу активного познания.

6. Побуждать детей к совместной деятельности.

7. Объединять усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений, широко использовать родительский потенциал.

8. Стимулировать совместную продуктивную деятельность детей и родителей.

Ожидаемый результат:

1. Успешное развитие коммуникативных и творческих способностей детей.

2. Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей.

3. Повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы.

Эффективность данных результатов

Для детей:

- положительная динамика речевого развития;

- успешная социальная адаптация в ДОУ и семье;

- выработка устойчивой мотивации к речевой самореализации.

Для родителей:

- положительная оценка деятельности ДОУ;

- готовность и желание помогать;

- активизация педагогического потенциала родителей,

- приобретение и использование знаний по вопросам речевого развития детей;

- овладение родителями регулярной рефлексии достижений ребенка;

- чувство удовлетворенности от совместного творчества.

Для педагогов

- положительный психологический климат между логопедом и воспитателями;

- заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;

- удовлетворенность собственной деятельностью;

- повышение профессионального мастерства педагогов по вопросам речевого развития и воспитания детей дошкольного возраста через

разнообразные формы и методы работы.

Для ДОУ

- благоприятные условия для профессионального роста педагогов.

Практическая значимость проекта

Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система применения проектного метода в коррекционно-логопедическом процессе может использоваться при речевом развитии детей и без речевых нарушений, как профилактика нарушений речевого развития в дошкольном возрасте, а также дисграфии и дислексии в школьном возрасте.

Вид проекта : практико-ориентированный, долгосрочный.

Срок реализации проекта – 1 год

Этапы и стратегия реализации проекта

I. Подготовительный этап (информационно-аналитический) :

Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей.

Задачи:

1. Изучение состояния исследуемой проблемы в теории и практике, обоснование понятийного аппарата исследования.

2. Выявление проблемы – диагностика актуального уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста (логопедическое обследование детей).

3. Определение системы логопедических проектов, условий их реализации.

II. Основной этап реализации проекта (практический).

1-я ступенька : "Послушный ветерок"

Задачи:

• Формирование у детей понятие о здоровом образе жизни и правильном дыхании; обучение детей технике диафрагмально-релаксационного дыхания

• Приобретение детьми навыков дифференциации носового и ротового дыхания, эффективности использования речевого дыхания

• Формирование силы, плавности и направленности выдыхаемой воздушной струи;

• Повышение компетенции воспитателей в данной области

• Привлечение внимания родителей к совместной работе по развитию правильного речевого дыхания у детей.

Вид проекта : Практико-ориентированный, краткосрочный, коллективный

Срок реализации: Сентябрь

Содержание работы:

Работа с детьми

• Развитие силы и целенаправленности воздушной струи у детей на логопедических занятиях, при выполнении гимнастических упражнений и в играх на утренней гимнастике, на занятиях по физкультуре.

• Игровые упражнения для развития физиологического (нижнедиафрагмального) и речевого дыхания с использованием мультимедийных презентаций, красочных иллюстраций, специальных пособий;

• Занятие с детьми на тему "Здоровейка".

• Придумывание и изготовление пособия для дыхательной гимнастики.

Работа с семьей

• Консультации для родителей по темам "Формирование правильного речевого дыхания", "Дыхание и слитность речи", "Дыхательная гимнастика"

• Памятки для родителей "Послушный ветерок", "Будем правильно дышать. Игровые упражнения для развития дыхания".

• Совместное с детьми придумывание и изготовление пособий для занятий дыхательной гимнастикой

Работа с педагогами

• Консультация с практикумом "Игры для развития речевого дыхания у детей";

• Изготовление специальных пособий для проведения дыхательной гимнастики с детьми;

• Практическое применение результатов детско-родительского творчества в утренней коррекционной гимнастке.

Практический результат проекта

• Оформление выставки "Послушный ветерок".

• Практическое применение продуктов проекта в утренней коррекционной гимнастике.

2-я ступенька : "Сказка о Весёлом Язычке"

Задачи:

• Формирование представлений об органах речи, их значении для правильного звукопроизношения.

• Выработка тонких дифференцированных движений артикуляционного аппарата с использованием нетрадиционных комплексов.

• Повышение интереса родителей к коррекционному процессу.

• Повышение компетенции воспитателей в данной области.

Вид проекта : Информационно-практико-ориентированный, краткосрочный, коллективный

Срок реализации: Октябрь

Содержание работы:

Работа с детьми

• Знакомство со строением органов речи посредством логопедической сказки.

• Подгрупповое/индивидуальное разучивание комплексов артикуляционных упражнений с использованием красочных иллюстраций, мультимедийных презентаций «Сказки о Веселом язычке», дидактической куклы.

• Коллективное придумывание сказки о Веселом Язычке.

• Рисование иллюстраций к сказке о Веселом Язычке.

Работа с семьей

• Памятка "Артикуляционная зарядка для "Веселого язычка"

• Практическое занятие "Выполнение основных артикуляционных упражнений".

• Индивидуальный показ выполнения упражнений, направленных на выработку артикуляционного уклада определенно группы звуков.

• Совместное с ребенком изготовление странички или артикуляционного куба "Сказка о Веселом Язычке"

Работа с педагогами

• Консультация "Артикуляционная гимнастика - основа правильного произношения"

• Практикум "Место артикуляционной гимнастики в режиме группы. Методика выполнения артикуляционных упражнений".

• Практическое применение результатов детско-родительского творчества в утренней коррекционной гимнастке.

Практический результат проекта

• Итоговое занятие – "Презентация артикуляционных кубов, коллективной книжки-самоделки "Сказки о Веселом Язычке"

• Практическое применение продуктов проекта в утренней коррекционной гимнастике.

3 - я ступенька : " Волшебные пальчики"

Задачи:

• Изучить специальную научно-методическую психолого-педагогическую литературу по использованию пальчиковой гимнастики в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;

• Подготовить методический материал, план работы, картотеку пальчиковых игр.

• Создать педагогические условия для развития речи у детей - логопатов через укрепление мелкой моторики пальцев рук;

• Развивать творческое воображение.

Срок реализации: Ноябрь

Содержание работы:

Работа с детьми:

• Использование на логопедических занятия пальчиковой гимнастики.

• Использование Су-Джок терапии на своих занятиях.

• Использование сухого бассейна.

• Использование различных игр с прищепками, шнурками, счетными палочками, пуговицами.

• Использование песочной терапии.

Работа с семьей:

• Разработки рекомендаций, консультаций родителей по развитию мелкой моторики.

проведение пальчиковой гимнастики на занятиях.

• Составление и оформление буклета по теме "Рученьки сильнее, головушка- мудрее" (подборка авторских игр по развитию моторики пальцев рук).

• Фотоматериалы результативности проектной деятельности. Обобщение опыта работы и составление методических рекомендаций "Система по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей".

Работа с педагогами:

• Разработка и проведение мастер- класса "Методика и проведение развивающих пальчиковых игр" для воспитателей массовых групп ДОУ.

Практический результат проекта

• Презентация и выставка книжек-малышек "Волшебный мир рук" (подбор игр, пальчиковых гимнастик)

• Создание мини-библиотеки из книжек-самоделок.

4-я ступенька : "Рифмушки"

Задачи:

• Привлечение интереса и внимания ребенка к звучащему слову.

• Развитие фонематического слуха и восприятия у детей.

• Развитие умения подбирать к слову парное ему слово, отличающееся от данного слова одним звуком.

• Привлечение внимания родителей к совместной работе по развитию фонематических процессов у детей.

Вид проекта : Практико-ориентированный, краткосрочный, индивидуальный

Срок реализации: Декабрь

Содержание работы:

Работа с детьми

• Развитие фонематического слуха и восприятия детей на логопедических занятиях.

• Приобретение детьми умений находить сходные по звуковому наполнению слова, устанавливать, чем они отличаются, подбирать слова-паронимы, заменяя в слове один звук, выделять изменяющий слово звук.

• Оформление обложки собственной книжки-малышки "Рифмушки", придумывание пар слов-паронимов и рисование соответствующих иллюстраций

Работа с семьей

• Консультация – практикум для родителей "Первые шаги в грамоте. Формирование фонематических процессов у детей".

• Анкетирование родителей по теме "Фонематические процессы у детей" с целью выявления представлений о фонематических процессах и необходимости их развития, в целях привлечения внимания родителей к данной проблеме.

• Памятка для родителей "Волшебный мир звуков" (игры на развитие фонематических представлений).

• Совместное с ребенком изготовление книжки-малышки "Рифмушки" .

Работа с педагогами

• Консультация- практикум для педагогов "Рекомендации для педагогов по развитию фонематических процессов у детей".

• Консультация для педагогов "Формирование навыков звукового анализа у детей с речевыми нарушениями".

• Консультация-практикум для музыкальных руководителей "Рекомендации по развитию фонематических процессов в процессе музыкально-коррекционной работы с дошкольниками"

Практический результат проекта

• Презентация и выставка книжек-малышек "Рифмушки", изготовленных руками детей,

• Создание мини-библиотеки из книжек-самоделок.

5-я ступенька : "Трудные звуки"

Задачи:

• Выявление органов, участвующих в образовании звуков речи человека.

• Исследование и осмысление ребенком положения органов артикуляции при произношении отрабатываемых звуков.

• Осознанное понимание артикуляционного уклада конкретного звука и качественное исправление дефекта произношения.

• Повышение интереса родителей к коррекционному процессу.

• Повышение компетенции воспитателей в данной области.

Вид проекта : Исследовательский, практико-ориентированный, долгосрочный, индивидуальный

Срок реализации: В течение всего периода коррекции звукопроизношения

Содержание работы:

Работа с детьми

• Знакомство с артикуляцией труднопроизносимых звуков посредством "Сказки о Веселом Язычке".

• Использование на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения игровых приемов анализа артикуляции "Научи инопланетянина правильно произносить звук", "Объясни товарищу правильное расположение органов артикуляции…" и др.

• Использование при анализе артикуляции изучаемого звука пособия "Артикуляционные уклады звуков".

• Исследование особенностей произношения каждого изучаемого звука, постепенное (по мере постановки и автоматизации каждого нарушенного звука) оформление буклета "Трудные звуки".

Работа с семьей

• Консультация для родителей «Нарушение звукопроизношения и его причины».

• Совместное с ребенком ведение индивидуального буклета "Трудные звуки".

• Использование буклета в процессе закрепления правильного произношения звуков дома по заданию учителя-логопеда.

Работа с педагогами

• Составление совместно с детьми общего буклета "Трудные звуки" (на все звуки)

• Использование буклета в процессе закрепления правильного произношения звуков по заданию учителя-логопеда.

Практический результат проекта

• Презентация индивидуальных буклетов "Трудные звуки", их практическое использование при выполнении домашних упражнений.

• Составление совместно с детьми общего буклета "Трудные звуки" (на все звуки) и его использование в процессе закрепления правильного произношения звуков по заданию учителя-логопеда.

• Пополнение мини-библиотеки из книжек-самоделок.

6-я ступенька : "Все по порядку"

Задачи:

• Формирование у детей навыков построения связного и целостного описательного рассказа.

• Развитие у детей логического и образного мышления и наблюдательности.

• Формирование у дошкольников умения оперировать родовыми понятиями ("животные", "насекомые", "посуда" "Космос" и т. п.).

• Углубление знаний детей об окружающей среде.

• Улучшение коммуникативных навыков детей.

• Повышение интереса родителей к коррекционному процессу.

• Повышение компетенции воспитателей в данной области.

Вид проекта : Информационно-практико-ориентированный, долгосрочный, коллективный.

Срок реализации: В течение учебного года.

Содержание работы:

Работа с детьми

• Использование наглядных опорных схем для составления описательных рассказов по различным лексическим темам.

• Формирование альбома самостоятельно проработанных детьми и составленных совместно с педагогом схем описательных рассказов.

.Минипроект "Родословное древо" - Интегрированное занятие "7-Я".

Работа с семьей

• Лекторий для родителей "А речь словно реченька льется" (развитие целостного, последовательного связного высказывания детей).

Работа с педагогами

• Педагогическая копилка "Развитие полноценного связного высказывания старшего дошкольника".

• Помощь детям в составлении собственных схем описательных рассказов для формирования коллективного альбома "Все по порядку".

• Его практическое использование;

Практический результат проекта

• Оформление коллективного альбома "Все по порядку", его презентация на занятиях,

• Практическое использование.

• Пополнение мини-библиотеки из книжек-самоделок.

Минипроекты : «Родословное древо»,"Радуга", «Новогодняя сказка», «Мой папа-солдат», «Кулинарный поединок», «Космос», «День Победы», «Отходы в доходы».

7-я ступенька : "Такие разные слова"

Задачи:

• Наблюдение за языковой действительностью, словами различных категорий;

• Формирование начальных представлений о многообразии слов в русском языке;

• Развитие языкового чутья.

• Вовлечение родителей в поисковую деятельность детей

• Формирование у детей интереса к родному языку.

Вид проекта : Информационно-практико-ориентированный, долгосрочный, коллективный/ индивидуальный

Срок реализации: В течение учебного года

Содержание работы:

Работа с детьми

• Знакомство детей с некоторыми синонимами, антонимами, паронимами, неизменяемыми словами на занятиях и в дидактических играх;

• Подбор материала и иллюстрирование страничек для копилки словарей.

Работа с семьей

• Создание совместно с детьми страничек для копилки словарей.

• Лекторий для родителей "Развитие и обогащение словаря дошкольника".

• Памятка для родителей "Подскажи словечко" (игры на обогащение словаря ребенка)

Работа с педагогами

• Педагогическая копилка "Игры и упражнения на обогащение словаря детей дошкольного возраста";

• Практическое применение коллективно изготовленной копилки словарей, помощь в ее периодическом пополнении.

Практический результат проекта

Создание коллективной копилки словарей:

- "Упрямые слова" (неизменяемые)

- "Слова-друзья" (синонимы)

- "Слова - враги" (антонимы)

- "Слова-близнецы" (паронимы)

• Пополнение мини-библиотеки из книжек-самоделок.

• Ознакомление детей и родителей с результатами проекта на итоговой презентации.

8-я ступенька : "1-2-3-4-5. "

Задачи:

• Формирование слоговой структуры слов

• Развитие фонематических процессов

• Привлечение внимания родителей и педагогов к совместной работе по развитию слоговой структуры слов у детей.

Вид проекта : Практико-ориентированный, долгосрочный, индивидуальный.

Срок реализации: В течение всего периода коррекционной работы.

Содержание работы:

Работа с детьми

• Игры и упражнения для предупреждения нарушений слоговой структуры слов;

• Непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребенка. (тщательная и последовательная отработка каждого типа слоговой структуры сначала на материале слов, затем - на материале фразовой речи)

• Оформление обложки книжки-копилки "трудных" слов, постепенное, по мере отработки сложных слов и фраз, накопление картинок с соответствующими слоговыми схемами под ними

Работа с семьей

• Лекторий для родителей "Слоговой состав слова" (предупреждение нарушений и развитие правильной слоговой структуры слова)

• Памятка для родителей "Ох, уж эти "длинные" слова".

• Помощь ребенку в оформлении книжки-копилки «трудных» слов, постепенное, по мере отработки сложных слов и фраз, накопление картинок с соответствующими слоговыми схемами под ними.

• Использование этого пособия для закрепления речевого материала во время домашних занятий.

Работа с педагогами

• Диагностический инструментарий в помощь педагогам различных возрастных групп детского сада для отслеживания уровня развития слоговой структуры слов у детей

• Педагогическая копилка "Формирование слоговой структуры слов в онтогенезе. Рекомендации по предупреждению нарушений и развитию слоговой структуры у детей дошкольного возраста".

Практический результат проекта

• Оформление книжки-копилки "Короткие и длинные слова".

• Пополнение "Звукоморье" пособиями: ("Тучка", "Гусеничка", "Пирамидка", "Следы").

• Ознакомление детей и родителей с результатами проекта ан индивидуально занятии.

9-я ступенька : "АБВГДЕЙка"

Задачи:

• Усвоение графического образа буквы.

• Вовлечение каждого ребенка в активный познавательный творческий проект по созданию “Веселой азбуки”.

• Обучение отбору средств и материалов для осуществления своих творческих замыслов, представлению результатов своего труда в виде презентации.

• Воспитание у детей интереса к творческому взаимодействию при совместной работе.

• Привлечение внимания родителей и педагогов к совместной работе по развитию слоговой структуры слов у детей.

Вид проекта : Исследовательско-творческий, долгосрочный, коллективный

Срок реализации: В течение учебного года

Содержание работы:

Работа с детьми

Предварительная работа: Игры и упражнения для усвоения образа букв.

• Иллюстрирование каждой буквы по мере ее изучения.

• Презентация (рассказ о букве, рассматривание коллажа, размещение странички с буквой на выставке "Веселая азбука".

• Подготовка и участие в празднике "АБВГДЕЙка"

Работа с семьей

• Помощь в изготовлении странички с буквой (рисунок, выполнение из различного бросового материала,

• Создание коллажа для данной буквы (подбор слов на звуки, которые обозначает буква, определение позиции звука в слове).

Работа с педагогами

• Проведение игр и упражнений для усвоения образа букв.

• Координация процесса творческой исследовательской деятельности.

• Помощь детям в поиске источников информации.

• Поддержка и поощрение активности детей.

Практический результат проекта

• Итоговая выставка-презентация "Веселая азбука".

• Речевой праздник «АБВГДЕЙка» .

III. Заключительный этап реализации проекта

Задачи:

1. Анализ проектной деятельности и оценка результатов эффективности применения логопедических проектов в коррекционном процессе.

2. Итоговая презентация результатов проектной деятельности детей и родителей через выставки, презентацию мини-библиотеки книжек-самоделок, коллективно созданных альбомов, организацию праздника «АБВГДЕЙка».

3. Презентация проекта "Логопедические ступеньки" для и педагогов.

Конечным продуктом проекта будет являться :

• Сформированная устойчивая мотивация детей к речевой самореализации.

• Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями, оказания им поддержки и помощи в коррекционном процессе

• Повышение профессиональной компетентности педагогов МДОАУ в вопросе оказания поддержки детям с речевыми нарушениями.

Прогноз возможных негативных последствий.

Предполагаются следующие возможные трудности и пути их преодоления:

1. Слабая мотивация участников проекта.

Пути коррекции: внедрении дополнительных форм стимуляции и поощрения, применение новых, более интересных форм работы.

2. Высокая заболеваемость детей, низкое посещение детского сада.

Пути коррекции: периодическое возвращение к уже пройденному материалу.

3. Отсутствие условий в проведении какого-либо запланированного мероприятия.

Пути коррекции: проведение иного мероприятия, способствующего достижению намеченных целей и реализации поставленных задач.

Список использованной литературы:

1. Бабина Е. С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе - журнал Логопед - № 5, 2005.

2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2010

3. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М. 2005

4. Киселева Л. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Арти. М., 2005

5. Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. -М. 2007.

6. Фадеева Ю. А., Жилина И. И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. М., 2012

Публикации по теме:

Парциальная программа «Математические ступеньки» Важное значение в познавательном развитии детей имеет формирование элементарных математических представлений. А изучение математики в дошкольном.

Проект «Счастливые ступеньки здоровья»Проект «Счастливые ступеньки здоровья» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7» г. Сосновый Бор Ленинградской области «Счастливые ступеньки.

Эссе «Ступеньки мастерства» В детстве я ходила в детский сад совсем не долго. Хорошо ли, плохо ли было, в детском саду не помню, зато как мне не хватало общения со.

Консультация для родителей «Детские страхи — ступеньки детства» «А я совсем и не боюсь. Я не страхулька какая-то.» (Вика К., 3,5 года) «Настоящее чудо детства в том, что дети, как правило, быстро вырастают.

Проект по физической культуре «Ступеньки к здоровью» Проект «Ступеньки к здоровью» Сроки реализации: январь 2019г. – май 2019г. Содержание: 1. Введение 2 Цели, задачи, сроки, методы реализации.

Визитная карточка к конкурсу «Ступеньки мастерства» (стихотворение) В 2013 году я как молодой специалист стала финалистом городского конкурса " Ступеньки мастерства" в номинации " Секрет успеха". Конкурс.

Визитная карточка «Ступеньки мастерства-2019» В 2013 году я как молодой специалист стала финалистом городского конкурса " Ступеньки мастерства" в номинации " Секрет успеха". Конкурс.

Видео «Визитная карточка «Ступеньки мастерства-2019» Профессия воспитатель - это не только профессия – это призвание. Воспитатель – это первый человек после мамы, который встречается детям.

Видео визитная карточка «Ступеньки мастерства-2019» Я - воспитатель и этим горжусь! Ведь честно на благо детей я тружусь. Мой труд - это творчество, воображенье, Задач, очень трудных, порою.

Видео «Визитная карточка «Ступеньки мастерства-2019» Что такое детский сад? Ватага друзей, молочная каша, общие игрушки, тихий час и, конечно же мы, добрые воспитатели, почти родня Можно ли.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Логопедические ступеньки»
Опубликовано: 8 сентября 2019 в 19:53
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД