Галина Дорошенко
Проект «Любить-значить знать» (экологическое воспитание)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение город Хабаровск
«Центр развития ребенка - детский сад № 83»
Практический материал
(Экологическое воспитание детей 6-7 лет)
г. Хабаровск 2015-2016 уч. г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Проект «Любить – значить знать»
2. Педагогическая копилка
2.1 Работа с детьми
• Примерные конспекты НОД
• Картотека дидактических игр по экологии
• Картотека опытов по экологии
Публикация «Проект „Любить-значить знать“ (экологическое воспитание)» размещена в разделах
• Картотека наблюдений на прогулке
• Экскурсии по экологической тропе
• Правила поведения в природе (экологические знаки)
• Пальчиковая гимнастика
• Развлечение «Мы - друзья природы»
3. Работа с родителями
• Консультации
• Анкеты
• Детско- родительский проект «Мой любимый питомец»
4. Работа с социумом
• План работы с музеем им. Н. И. Гродеково
1. Введение
1.1 Актуальность
Взаимоотношение человека с природой - актуальный вопрос современности. Экологические проблемы, прежде всего ухудшение среды жизни человека, являются общими проблемами населения земли. Неблагополучное экологическое состояние планеты, о котором в настоящее время знают все – это результат нерационального природопользования, результат деятельности людей, которых не беспокоит проблема сохранения природных ресурсов, результат потребления богатств земли, для получения максимальной прибыли и удовлетворения потребностей ныне живущего поколения. Человек – не собственник природы, а член природного сообщества, поэтому экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете.
В проекте федерального закона «Об экологической культуре», концепции дошкольного воспитания подчеркнуто, что именно в дошкольном возрасте закладываются этические принципы отношения к природе. Дошкольный возраст – это начальный этап становления человеческой личности. В этом возрасте закладываются основы личностной культуры, элементы экологического сознания. А, как известно, экологическая культура ярко проявляется в отношении к естественным экосистемам: лесу, лугу, водоему, где человек находится наедине с природой. Здесь его поведение иное, чем в парке, сквере, он не чувствует за собой контроля со стороны окружающих людей, здесь проявляется истинное отношение человека к природе.
Проблема:
Наш детский сад недавно отремонтированный и детские площадки стоят без зелени. Осенью 2015 г мы в саду проводили акцию «Посади дерево». Многие родители принимали участие в озеленении. И сейчас перед нами стоит задача - сберечь наши посадки. У воспитателей возникают вопросы : Как объяснять детям что хорошо, а что плохо по отношению к природе, ведь зачастую бывает так, что мы рассказываем о правилах поведения в природе, о важности сохранения природы, а в повседневной жизни дети видят совершенно другое.
Как построить свою работу исходя из этой проблемы?
Народная мудрость гласит: «Любить – значит, знать». Необходимо научить детей любить природу родного края, его прошлое и будущее. Наверное, проблема в том, что взрослые люди показывают пример детям, и, следовательно, необходимо работать не только с детьми, но и со взрослыми. Нужно сделать так, чтобы взрослые (через детей) поняли свои ошибки, и постарались изменить свое отношение к природе, поведение по отношению к ней.
Поэтому наша основная задача - создать у дошкольников прежде всего установку на здоровый образ жизни, привить им элементы экологической культуры, сформировать экологическое сознание.
Настоящей работой мы хотим обратить внимание на такую проблему, как развитие потребности у детей к познанию природы, растительного мира, повышения экологической грамотности.
Большую роль в экологическом образовании старших дошкольников играет практическая и исследовательская деятельность. Проведение собственных исследований, наблюдений позволяет обобщать, анализировать и способствует экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.
Данный проект, мы решили начать с ближайшего к детям окружения - с комнатных растений. Что поможет детям больше узнать окружающий их растительный мир на примере комнатных растений, проявить свою творческую активность, самим построить межличностные отношения в малых рабочих группах, испытать ощущение эмоционального удовлетворения и самореализации.
Проблема, решаемая в процессе реализации проекта не нова, но актуальна и значима. В ходе проектной деятельности сформировался коллектив педагогов и родителей, увлечённых экологической темой. Масштабы проекта хоть и не велики, но позволяют решить поставленные задачи, и от озеленения группового уголка перейти к озеленению участка для прогулок, привлечь к этой работе большее количество детей и родителей.
Вывод:
Важным приоритетом в дошкольном образовании является экологическое и эстетическое воспитание подрастающего поколения.
По мнению академика Г. Я. Ягодина наша общая цель – «…научить каждого человека вести себя в соответствии с законами природы, чувствовать себя её частью, осознавать, что когда он вредит природе, то наносит ущерб самому себе».
1.2 Целеполагание
Только при совместном взаимодействии с семьей и разных форм, методов и приемов работы: наблюдений, бесед, экскурсий в краеведческий музей, экологических игр, чтение художественной литературы экологического содержания, включения труда в природе в повседневную жизнь, мы можем говорить о формировании экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Цель проекта : Формирование у детей знаний о природе родного края, воспитание осознанно – бережного отношения к ней.
Основные задачи проекта :
1. Обогатить представления детей о пользе и значимости комнатных растений для человека, уходе за ними;
2. Обогатить представления детей о значении леса в природе и жизни человека, о разнообразии растительного и животного мира лесов Хабаровского края;
3. Познакомить с лесом как с сообществом растений и животных, с приспособлением животных к условиям определенной экологической ниши;
4. Расширить, уточнить знания о правилах поведения в лесу. Вызвать желание осознанно выполнять их, понимать последствия «хорошего» и «плохого» отношения к природе;
5. Расширить знания детей о природе Родного края, о ее особенностях.
6. Развивать у детей осознанно – бережное отношение к объектам природы, воспитывать патриотизм, любовь к своему краю;
7. Способствовать развитию у детей потребности видеть и понимать прекрасное в природе, в природоохранной деятельности;
8. Развивать партнерские взаимоотношения с семьями воспитанников в вопросах экологического воспитания дошкольников.
Тип проекта :
• По доминирующему методу: практико – ориентированный;
• По характеру содержания: ребенок + семья + природа;
• По характеру участия ребенка в проекте : участник от зарождения идеи до получения результата;
• По характеру контактов: внутри одной возрастной группы, в контакте с семьей;
• По количеству участников: фронтальный, групповой;
• По продолжительности: долгосрочный.
Ожидаемый результаты
Дети:
• У детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе.
• Дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней
• У детей разовьется интерес к явлениям и объектам природы.
• У детей будут сформированы представления о природе Родного края.
• Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.
Педагоги:
• Педагоги приобретут новый опыт работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства.
• Повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников.
• Пополнится развивающая среда в группе
Родители:
• Обогащение уровня экологических знаний родителей.
• Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом и патриотическом воспитании детей.
• Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.
• Возможность участвовать в совместных экологических проектах
Возможные риски: Взрослые на проводимых детским садом мероприятиях будут соблюдать правила поведения в природе, а в последующем, в повседневной жизни - как привыкли. У детей может возникнуть понимание того, что можно в определенных ситуациях поступать, по отношению к природе, хорошо, а в других плохо.
Участники проекта : дети подготовительной к школе группы «Светлячки» МАДОУ «ЦРР - детский сад №83» г. Хабаровска, их родители, педагоги МАДОУ «ЦРР - детский сад №83» г. Хабаровска
Длительность проекта : 1 год. Дата проекта : 01.09.2015г. по 31.07.2016г.
Форма совместной деятельности: сотрудничество.
2. Основная часть
2.1. План реализации проекта
1 этап – подготовительный (сентябрь 2015 г.)
2 этап – основной (сентябрь 2015– июль 2016 г. г.)
3 этап – заключительный (июль 2016 г.)
ЭТАПЫ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Повышение собственной профессиональной компетентности
Изучение программно-методического материала по направлению работы
Сентябрь 2015 г.
• Знакомство с новыми технологиями: «Метод проектов в образовательной работе детского сада» Л. В. Михайлова- Свирская
• Обеспечение воспитательно-образовательного процесса методическим материалом
• Подбор программно-методического материала по направлению работы
• Создание сборника наблюдений на прогулке, включающий тематические наблюдения + художественное слово и загадки
• Пополнение уголка природы
• Педагогическое просвещение родителей
• Анкетирование родителей по выявлению организации экологического воспитания детей дома
• Проведение консультаций
• Оформление наглядно-агитационного материала по организации экологического воспитания дома
• В течение года
ОСНОВНОЙ этап
Обогащение эколого - игровой среды
Совершенствование развивающей среды, создание новых пособий:
- пополнение уголка природы комнатными растениями по программе
- пополнение инструментами по уходу за комнатными растениями
- альбомы «Комнатные растения»
- макет «Дары леса»
- сборник экологических сказок
- пополнение пособиями уголка экспериментирования
- видеотека «Уроки тётушки совы»
- уголок «Времена года»
- картотека дидактических игр
-картотека опытов по экологии
- книжки – малышки: «Веселая почемучка», «Экологическая почемучка»
В течение года
Реализация поставленных задач
Составление перспективного плана проведения занятий и наблюдений на прогулке по развитию экологической грамотности воспитанников
Сентябрь 2015 г.
Проведение занятий в соответствии с перспективным планом работы
По плану
Разработка конспектов занятий с использованием экологического материала
Сентябрь 2015г.
Применение в работе с детьми сборника наблюдений на прогулке, включающий тематические наблюдения + художественное слово и загадки
В течение года
Проведение экологических праздников «День птиц», «День здоровья»
Проведение экскурсий и занятий в музеи
По плану
Индивидуальная работа с детьми на прогулке
По плану
Работа с педагогами
Консультация для педагогов
«Роль воспитателя в развитии экологической культуры дошкольников»,
Открытые занятия и мероприятия
По плану
Выступление на педагогическом совете
По плану
Оформление картотеки дидактических игр с экологическим содержанием
Октябрь
2015г.
Работа с родителями
Участие в акции «Построим дом для птиц»
Создание экологической тропы
на участке детского сада, разработка маршрута и мероприятий на тропе
Облагораживание и озеленение территории детского сада
Наглядная агитация для родителей (папка-передвижка с рекомендациями по экологическому воспитанию детей - дошкольников в домашних условиях)
Посещение родителями занятий и экскурсий в музей
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
Оценка эффективности проведения работы с детьми по выявлению экологической воспитанности детей подготовительной к школе группы
Диагностика и мониторинг качества экологического образования в группе
Июль 2016 г.
Оценка эффективности работы педагога
Подведение итогов работы
Июль 2016 г.
Презентация проекта
Март 2016 г
Определение перспектив работы
Оценка эффективности работы с родителями
Анкетирование
Июль 2016 г
Обобщение опыта семейного воспитания
Май - Июль 2016г
Фотовыставка «Красота природы Родного края»
Май 2016 г.
2.2 Ресурсное обеспечение
Кадровый потенциал:
• Педагоги
• Родители
• Дети
• Музыкальный руководитель
• Инструктор по физическому воспитанию
Материально-техническая база:
- экологический центр в группе;
- экологическая тропа на участке детского сада;
- огород на участке;
- огород на окне;
- Уголок «Мой Родной край»
- наглядный и демонстрационный материал: презентации, календари природы, иллюстрации, фотографии, картины, слайды (птиц, растений, комнатных растений, животных, времен года и т. д.);
- библиотечка книг с экологическим содержанием;
- костюмы животных, растений.
Методическое:
• теоретическая и методическая литература,
• периодическая печать, журналы, энциклопедии
• материалы по передовому педагогическому опыту.
Информационное обслуживание проекта :
• Интернет-сайты;
• Выпуск фотоотчетов;
Мониторинг сформированности экологической воспитанности
Ф. И ребёнка___ Дата проведения___
№ Критерии наблюдения Да Иногда нет
н к н к н к
1 Имеет представления: одеревьях, кустарниках, растениях луга, сада, леса
2 Знает комнатные растения, даже те, которых нет в группе
3 Имеет представления: об условиях жизни комнатных растений, способах их размножения
4 Умеет устанавлмватьсвязи между состоянием растений и условиями окружающей среды
5 Имеет представления: о лекарственных растениях
6 Классифицирует: домашние и дикие животные, зимующие и перелётные птицы, домашние животные и обитатели уголка природы
7 Имеет представления: о диких животных и особенностях их приспособления к окружающей среде
8 Имеет представления: о млекопитающих, земноводных, пресмыкающихся
9 Имеет представления: о некоторых формах защиты земноводных и пресмыкающихся от врагов
10 Имеет представления: о насекомых, особенностях их жизни, умеет различать насекомых по способу передвижения
11 Имеет представления: о бабочках (различает некоторых по внешнему виду, жуках
12 Имеет представления: о труде сельских жителей (земледельцев, механизаторов, лесничих)
13 Проявляет интерес к родному краю, знает особенности природы Хабаровского края
14 Имеет представления: о временах года, о сезонных изменениях
15 Имеет представления: о переходе веществ из жидкого в твердое состояние и наоборот
16 Умеет представлятьсвоё отношение к природе в рассказах, продуктивных видах деятельности
17 Умеет устанавливать причинно — следственные связи между природными явлениями (если исчезнут насекомые — опылители растений, трастения не дадут семена.)
18 Имеет представления: о том, что жизнь на Земле во многом зависит от окружающей среды
19 Знает правила поведения в природе, умеет применять свои навыки практически
Мониторинг реализации проекта
Критерии сформированности экологической воспитанности у детей :
Познавательный интерес к природе и ее изучению;
Знания об окружающей природе;
Восприятие красоты природы Родного края и желание любоваться ею;
Проявление бережного отношения к природе;
Практические умения и навыки по охране природы.
Критерии наблюдений за детьми:
Частота проявлений бережного отношения;
В каких случаях проявляется и на что направлено.
Перспективное планирование работы с социумом
Музей имени Н. И. Гродеково
15.09.15г-Природа родного края
20.10.15г-Животные «Красной книги»
17.15-«В гости к тётушке Арины» (славянский быт) «Русская игрушка»
18.04.16г-В гости к народам Приамурья
17.05.16г-Игры, игрушки коренных народов
19.06.16г-Доисторические животные
3. Заключения. Выводы.
Вывод: при системном, комплексном проведении намеченной работы можно достичь намеченных целей:
1. Воспитание любви и уважения к растениям, природе в целом.
2. Воспитание осознанного бережного отношения к объектам Родной природы.
3. Формирование умения и желания прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде.
4. Формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе.
Данный проект способен при целенаправленной деятельности педагогов и родителей помочь детям осознать себя «маленькими волшебниками», спасающими и оберегающими природу Родного края.
4. Приложения
1. Перспективное планирование НОД по экологическому воспитанию
2. Конспекты НОД по экологическому воспитанию
3. Перспективное планирование НОД в музее
• Трудовая деятельность на экологической тропе в летний период
•
• I. ПРИРОДОВЕДЧЕСКИЙ ТРУД
• — Уход за грядками на огороде (рыхление, полив; прополка, подкормка, прореживание).
• — Уход за цветами на клумбе
• — Сбор семян разнотравья для подкормки птиц в зимнем саду.
• — Уборка урожая на огороде.
• — Заготовка лекарственных трав.
• — Сбор опавших листьев, веточек для гербария с разных деревьев и кустарников.
• — Сбор шишек для оформления коллекций.
• II. ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВОЙ ТРУД
• — Мытье исследовательского оборудования (баночки, стаканчики и т. д.)
• — Протирка скамеек, столов в исследовательском центре.
• III. ПРИРОДООХРАННЫЙ ТРУД
• — Изготовление природоохранных знаков и установка их на экологической тропе.
• — Осмотр овощных культур (нет ли вредителей) и обработка их настоем из трав, луковой и чесночной шелухи
• — Осмотр муравьиных дорожек и подкормка муравьёв
• — Операция «Сломанная веточка» (подвязывание и замазывание сломанных веточек).
• — Уборка мусора на экологической тропе.
• IV. РУЧНОЙ ТРУД
• — Составление букетов из живых цветов.
• — Изготовление поделок из природного материала.
• — Аппликация из природных материалов.
• — Изготовление из бросового материала оборудования (совочки, воронки и т. д.).
ДЕТИ В МИРЕ ПРИРОДЫ И МУЗЫКИ
Пусть будет в человеке все прекрасно:
И мысли, и поступки, и душа!
В гармонии с природой и с собою
На свете чтобы жили малыши,
Воспитывайте в детях, берегите,
Храните экологию души!
Н. Луконина
Ребенок дошкольного возраста открыт, доверчив и восприимчив к окружающему.
И пробудить у него интерес к природе, ее красоте можно не только путем наблюдений, но и через прекрасный мир искусства. Чудесные мелодии привлекают детей, побуждая к фантазированию, ассоциативному Мышлению, творческим импровизациям, желанию творить. Все в окружающем нас мире «поет» : пение птиц, бурчание воды, шелест листьев, шум прибоя, ветра, вьюги и т. д. Мы считаем одной из задач музыкального Воспитания — научить дошкольников слышать, понижать и наслаждаться голосом природы.
«Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека», — писал В. А. Сухомлинский. Музыка развивает сферу чувств, способствует самопознанию. Как отмечал П. И. Чайковский, содержанием музыки является передача всего того, для чего нет слов, но что «просится из души быть высказано».
Список литературы
1. Бурштейн Л. М. Вода – это жизнь. Детский экологический центр. М. : 1996.
2. Атлас «Люби и знай свой край родной», «Роскартография» Москва 1994
3. Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» «ВАКО» Москва 2005.
4. Зенина Т. Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными. Учебное пособие. - М., педагогическое общество России, 2010.
5. Н. В. Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду» (сценарии занятий) Творческий Центр «СФЕРА» Москва 2003.
6. С. Н. Николаева «Система экологического воспитания дошкольников» Москва «Мозаика Синтез» 2011
7. Л. П. Молодцова «Игровые экологические занятия с детьми» Минск «АСАР» 2001.
8. Петрова Н. А. Живая душа природы. - Мозырь: Издательский Дом «Белый Ветер», 2009.
9. Н. А. Рыжова «Не просто сказки» / экологические сказки, рассказы и праздники/ ЛИНКА-ПРЕСС Москва 2002
10. В. А. Шишкина, М. Н. Дедулевич «Прогулки в природу», - Москва «Просвещение» 2002.
11. Экологические проекты в детском саду / О. М. Масленников, А. А Филиппенко. - Волгоград: Учитель, 2011
12. Е. А. Щербанёва Занимательная экология /комплект рабочих листов для занятий с детьми 5-7 лет
13. https://www.maaam.
14. https://www1september.ru/
15. https://dohcolonoc.ru/
Литература для детей
1. Береги живое. Часть 2. В лесу, на лугу – М., Весна-Дизайн 2006
2. В. Бианки «Лесные разведчики», - М., Издательство «РИПОЛ классик», 2011
2. А. А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова, Здравствуй, мир! Окружающий мир.
Часть 2, - М., Издательство: Баласс, 2006
3. Егупова В. А. Изучаю мир вокруг. Для детей 5-6 лет. Часть 1, 2, - М., Ломоносовская школа, 2009
4. Поддубная Л. Б. Природа вокруг нас. Подготовительная группа. Занимательные материалы, - Волгоград: ИТД «Корифей», 2008
5. Геннадий Спирин "Марфа", - М., 2011.