Марина Волчек
Проект «Малютки насекомые» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Малютки — насекомые», групповой, краткосрочный, творческо-познавательный, средняя группа
Любовь к природе помогает
человеку стать великодушнее,
справедливее, ответственнее.
А любить и беречь природу
может лишь тот,
кто ее знает,
изучает, понимает.
Актуальность проекта : Непосредственно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при условии, если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания.
Публикация «Проект „Малютки насекомые“ (средняя группа)» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2021
Дошкольник эмоционально восприимчив к миру природы, он удивляется, восторгается объектами природы, желает участвовать в нестандартных ситуациях, в альтруистической деятельности. Дошкольнику присущи чувства сопереживания, сочувствия, он любознателен.
Цель проекта : Обогатить знания детей о разнообразии насекомых в природе. Дать детям представление о различных насекомых, о роли того или иного насекомого в природе. Познакомить детей с образом их жизни. Воспитывать уважение и заботливое отношение ко всему живому.
Задачи проекта :
• Развивать познавательную активность.
• Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы.
• Воспитывать бережное отношение к природе.
• Формировать навыки составления короткого рассказа о насекомых.
• Развивать умение отвечать на вопросы и вести диалог.
• Развивать мышление, воображение, память, обогащать словарный запас.
• Учить слушать художественные произведения, отгадывать загадки.
• Развивать у детей интерес к устному народному творчеству, русским народным сказкам с героями-насекомыми.
• Развивать умение общаться со сверстниками в процессе игровой деятельности.
• Закрепить правила безопасного поведения при взаимодействии с насекомыми.
• Учить запоминать и исполнять небольшие песенки, передавать в них художественный образ, эмоциональное настроение.
• Учить передавать в движениях и жестах повадки некоторых насекомых. Формировать умение координировать речь с движениями.
Предполагаемый результат.
Дети научатся различать и называть насекомых : бабочку, муравья, жука, пчелу, кузнечика, и т. д. Будут уверенно отличать и называть характерные признаки разных насекомых.
Дети будут уметь:
• Проявить интерес к объектам природы - насекомым.
• Владеть обобщающим понятием «насекомые».
• Находить сходства и различия насекомых.
• Иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев, способах передвижения (прыгает, летает, бегает, издаваемых звуках (жужжит, стрекочет).
• Узнать о пользе или вреде, которую приносят насекомые людям и растениям.
• Бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к насекомым.
• Правильно формировать представления о том, что нельзя делить насекомых на полезных и вредных, и, тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.
Содержание проекта.
I этап. Подготовительный.
Предварительная работа:
• Определение актуальности и значимости проекта, постановка цели и задач проекта.
• Изучение и подбор методической литературы.
• Составление перспективного плана.
• Определение методов работы:
- занятия;
- наблюдения;
- игры;
- беседы;
- чтение художественной литературы;
- рассматривание иллюстраций.
• Подбор наглядно - дидактического материала и художественной литературы по теме проекта.
• Создание развивающей среды.
• Вовлечение родителей в образовательный процесс МБДОУ.
Работа с родителями по реализации проекта :
1. Консультация: «Насекомые».
2. Предложить изготовить шапочки насекомых для подвижных игр.
3. Чтение художественной литературы детям.
II этап – основной (практический)
Основной этап.
ОО «Познавательное развитие».
Беседы: «Что дети знают о насекомых?»; «Насекомые»; «Польза и вред насекомых»; «Что дети знают о насекомых?»; «Стрекозы»; «Бабочки»;
Ситуационный разговор: О жизни муравьев. О поведении вблизи скопления пчел. О изменениях в природе. О комарах.
ОО «Речевое развитие».
Чтение рассказов, сказок, загадывание загадок: «Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост»; Сказка Г. Х. Андерсена. Дюймовочка»; Сказка А. Бианки «Как муравьишка домой спешил»; Загадывание загадок о насекомых. Сказка К. Чуковского «Муха-Цокотуха».
Игра-драматизация: «Муха-цокотуха». «Теремок».
ОО «Социально-коммуникативное развитие».
Дидактические и развивающие игры: «Парочки насекомые»; «Четвертый лишний»; «В слова»; «Что делает, что делают?»
Сюжетно – ролевые игры: «Айболита»; «Весёлый муравейник».
ОО «Физическое развитие».
Пальчиковая гимнастика: «Насекомые», «Паучок ползет по ветки».
Физкультминутка: «Кузнечики»; «Стрекоза».
Подвижные игры: «Паук и мухи»; «Медведь и пчёлы»; «Пчёлы»; «Жук»; «Пчёлки и ласточка»; «Комары, лягушки, цапли»; «Бабочки»; «Поймай комара».
ОО «Художественно-эстетическое развитие».
Рисование: Нетрадиционные техники (монотипия) «Бабочка-красавица».
Аппликация: «Божья коровка».
Конструирование: «Насекомые».
Пение:
«Весёлый жук», сл. и муз. Р. Котляроского
«Танец «Добрый жук»,Муз. А. Спадавеккиа, сл. Е. Шварца
«Песня про паучка», сл. и муз. Костин К.
III этап.
Итоговое занятие «Путешествие к друзьям насекомым», с использованием ИКТ.
Вывод:
У детей сформировалось и обогатилось представление о разнообразии насекомых в природе, представление о различных насекомых, о роли того или иного насекомого в природе. Дети узнают и называют насекомых по внешнему виду, расширены и систематизированы знания детей о насекомых (бабочках, муравьях, пчёлах, жуках, местах их обитания, характерных особенностях. Пополнился словарный запас детей. Дети стали любознательными, уважено относятся ко всему живому.
Приложение.
Тематическое занятие:
Рисование:
Нетрадиционные техники (монотипия) «Бабочка-красавица».
Цель: Познакомить с техникой монотипии. Учить создавать образ бабочки гуашью, используя графические средства выразительности : пятно, линию. Развивать у детей чувство гармонии и красоты, восприятие цвета. Закрепить знание ярких и нежных красок. Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов.
Аппликация:
«Божья коровка».
Цель: продолжать воспитывать у детей интерес к аппликации, правильно использовать кисть и клей, салфетку, учить разрезать круг пополам, располагать детали в определенном порядке. Развивать композиционные умения. Учить бережно и внимательно относиться к родной природе.
Конструирование.
«Насекомые».
Цель: Учить строить по инструкциям, учитывая способы крепления деталей; передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO. Закрепить представление о строительных деталях, их свойствах. Создавая собственную модель, определять назначение частей предметов, их пространственное расположение. Выбирать правильную последовательность действий, сочетание форм, цветов, пропорций.
Беседы:
«Что дети знают о насекомых?»
Цель. Уточнение знаний детей о насекомых, их разнообразии, отличительных признаках, питании, передвижении; развитие фразовой речи.
«Насекомые».
Цель. Дать знание о правилах поведения при встрече с насекомыми, формировать представления о разнообразных насекомых.
«Польза и вред насекомых».
Цель. Расширение кругозора детей о пользе и вреде насекомых.
«Что дети знают о насекомых?»
Цель. Уточнить знания детей о насекомых, их разнообразии, отличительных признаках, питании, передвижении.
Стрекозы.
Цель: Формировать представления о стрекозах, их особенностях. Развивать логическое мышление, связную речь. Воспитывать бережное отношение к природе.
Бабочки.
Цель: Формировать представления о бабочках. Развивать логическое мышление, связную речь. Воспитывать бережное отношение к природе.
Ситуационный разговор:
О жизни муравьев.
Цель. Расширять знания об образе жизни муравьев. Рассмотреть муравейник и выявить его роль в жизни муравья. Воспитывать гуманное отношение к насекомым.
О поведении вблизи скопления пчел.
Цель. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, развивать знания о особенностях поведения пчел.
О изменениях в природе.
Цель. Развивать желание наблюдать за природой, подмечать изменения. Обогащать словарный запас прилагательными.
О комарах.
Цель. Закрепить знания об особенностях внешнего вида комаров, их цвете, количестве крыльев и ножек. Воспитывать любовь к природе.
Прослушивание:
Н. Римского-Корсакова «Полет шмеля»,
Р. Паулса - Музыка из кинофильма «Танец бабочек».
Цель. Развитие умения различать оттенки настроений, передаваемых музыкальным произведением.
П. И. Чайковского «Времена года».
Цель: Продолжение знакомства с творчеством русского композитора П. И. Чайковского – «Времена года» - «Весна».
Чтение художественной литературы:
«Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост».
Цель. Познакомить детей с авторской литературной сказкой. Помочь им понять, почему автор так уважительно называет комара.
Сказка Г. Х. Андерсена. Дюймовочка».
Цель: продолжать учить детей слушать большую по объему сказку, сопереживать ее героям, правильно воспринимать содержание произведения. Развивать внимание, интерес к информации, которую несет текст. Воспитывать интерес к сказкам, усидчивость.
Сказка А. Бианки «Как муравьишка домой спешил».
Цель: Познакомить детей с литературной сказкой, формировать способность сопереживать героям, доброжелательно к ним относиться. Воспитывать интерес к художественной литературе.
Загадывание загадок о насекомых.
Цель: Учить отгадывать загадки о насекомых. Развивать речь детей, расширять словарный запас. Воспитывать интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.
Сказка К. Чуковского «Муха-Цокотуха».
Цель: Формировать у детей умение внимательно слушать сказку, находить иллюстрации, соответствующие данному отрывку. Способствовать развитию интереса к чтению.
Игра-драматизация:
«Муха-цокотуха». Цель: учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние персонажей. Формировать у детей умение разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям, использовать для передачи образа различные выразительные средства (жесты, мимику, интонацию).
«Теремок». Цель: Формировать у детей интерес к играм-драматизациям. Способствовать формированию умения детей отражать некоторые игровые действия и имитировать действия персонажей, передавать несложные эмоциональные состояния персонажей, используя хотя бы одно средство выразительности- мимику, жест, движение (улыбается, делает испуганное лицо, качает головой, машет руками и т. д.)
Дидактические игры:
«Парочки насекомые».
Цель. Развитие внимания, логики, памяти, мышления.
«Четвертый лишний».
Цель: Закреплять знания детей о насекомых, развивать внимание, быстроту мышления, сообразительность, речь детей.
«В слова».
Цель: Закрепить знания детей о пчеле и других насекомых. Активизировать внимание, память, развивать логическое мышление.
«Что делает, что делают?»
Цель: образование формы множественного числа глаголов.
Сюжетно – ролевые игры:
«Айболита».».
Цель: Обогащать знание детей об окружающем. Познакомить детей с профессией ветеринар. Закрепить ранее полученные навыки детей в игре «Больница». Учить распределять роли, изображать черты присущие данному герою игры (зверю, врачу). Учить обыгрывать сюжет, используя воображение и полученные знания. Расширять и совершенствовать словарь детей. Прививать любовь и сострадание к животным. Играть дружно.
«Весёлый муравейник».
Цель: Формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера у детей; проявление интереса к условиям жизни муравьёв и их полезной деятельности, воспитание бережного отношения к живой природе; развитие связной речи у детей и расширение словаря детей; воспитание этических и эстетических чувств средствами природы; воспитание бережного, гуманного отношения к природе родного края; приобщение к правилам безопасного поведения в мире природы; формирование у детей активности в двигательной деятельности; развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе и обществе.
Пальчиковая гимнастика:
Цель: Развивать мелкую моторику рук и речь.
«Насекомые»
Прилетела к нам вчера
(загибать пальцы по одному)
Полосатая пчела.
А за нею шмель-шмелёк
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза.
(делать кольца из пальчиков, поднести к глазам)
Пожужжали, полетали,
(машут ладошками)
От усталости упали.
(уронить ладони на стол)
Паучок ползёт по ветки
Паучок ползет по ветке (начинают движения пальцами обеих рук по своим ногам снизу вверх до коленей)
А за ним ползут все детки.
Дождик с неба вдруг полил (руки на верху, пальцы разжатые, движения то вправо, то влево)
Паучков на землю смыл (встряхивание кистями рук) .
Солнце стало припекать, (изображаем руками солнце, создавая округлую форму руками)
Паучок ползет опять (пальцы рук опять внизу, повторятся те же движения как и вначале игры - пальцы левой руки по левой ноге, пальцы правой руки по правой ног)
А за ним ползут все детки, чтобы погулять на ветке.
На ромашке – две букашки,
(руки вместе, ладони раскрыты, поочередно соединять пальцы рук)
А на лютике – жучок,
В колокольчике – кузнечик,
На гвоздике – паучок.
А на маке-то – пчела,
(пальцы одной руки в кулаке, круговые движения указательных пальцев) Пчела жужжит
Собирает мед она.
Физкультминутки:
Кузнечики
Поднимайте плечики,
Прыгайте кузнечики.
Прыг-скок, прыг-скок.
Стоп! Сели.
Травушку покушали.
Тишину послушали.
Выше, выше, высоко
Прыгай на носках легко!
Стрекоза.
Утром стрекоза проснулась,
(потерли кулачками глаза)
Потянулась, улыбнулась, раз - росой она умылась,
(потерли ладонями щеки)
Два - изящно покружилась, три - нагнулась и присела,
На четыре - полетела,
(помахали руками вверх-вниз)
У реки остановилась,
(легкий бег на месте)
Над водою закружилась.
Подвижные игры:
«Паук и мухи».
Цель: укрепление мышц туловища и конечностей; улучшение функции дыхания; развитие быстроты реакции, координации движений; воспитание ловкости, смелости.
«Медведь и пчёлы».
Цель: закреплять в речи произношение звука ж; формировать умение сочетать образно-игровые движения с произношением текста.
«Пчёлы».
Цель: развивать двигательную активность. Воспитывать у детей чувство товарищества, развивать ловкость, внимание.
«Жук».
Цель: развивать у детей умение выполнять движение по сигналу. Упражнять в беге.
«Пчёлки и ласточка».
Цель: развивать ловкость, быстроту реакции. Закреплять умение проговаривать звук -з- в слогах.
«Комары, лягушки, цапли».
Цель: формировать умение действовать по сигналу, упражнять в ходьбе с высоким подниманием бедра, прыжках на двух ногах.
«Бабочки».
Цель: Развивать у детей сообразительность, ориентировку в пространстве и ритмичность движений. Упражнять детей в беге и приседании.
«Поймай комара».
Цель: упражнять детей в прыжках на двух ногах на месте, доставая предмет, подвешенный выше поднятой руки ребенка; упражнять приземляться легко на носки с перекатом на всю ступню; способствовать формированию выдержки, умению действовать по сигналу взрослого; привлекать детей к коллективным формам организации двигательной активности; развивать и поддерживать потребность детей в общении и сотрудничестве со взрослым по поводу игровых действий в игре с правилами; укреплять связочно-мышечный аппарат ног.