Ирина Воробьева
Проект «Приключение бумажного листочка» (младшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Детско-родительский проект
Автор: Прусакова
Ирина Николаевна,
Провела воспитатель
Тищенко Н. А.
г. Москва, ноябрь 2014г.
Паспорт проекта.
Название проекта : «Приключения бумажного листочка».
Автор: Ст. воспитатель Прусакова И. Н. Провела Тищенко Н. А., младшей группы №2 ГБОУ Школа №1106 ДО №1280
Тип проекта : исследовательско - творческий.
Публикация «Проект „Приключение бумажного листочка“ (младшая группа)» размещена в разделах
Длительность проекта : краткосрочный, три недели: с 22 октября по 9 ноября. Участники проекта : родители, дети, воспитатель. Возраст детей: 3-3,5 года. Мотив: Проблема развития познавательной активности дошкольников предусматривает не только формирование у детей вполне достоверных знаний, представлений о предметах окружающего мира, но и воспитание у детей бережного, заботливого отношения к объектам окружающего мира. В ходе экспериментальной и творческой деятельности ребенок сам получает эти знания, исследуя предмет, его свойства, видит результат своего труда. Непосредственный контакт ребенка с предметами и материалами, элементарные опыты с ними позволяют глубже познать их свойства, качества, пробуждают любознательность, желание узнать еще больше, бережно относится к ним.
Наблюдая за детьми в свободной изобразительной деятельности, я обратила внимание на не экономное, небрежное отношение детей к бумаге, в группе скопилось много ненужной бумаги. Возник проблемный вопрос, как можно использовать эту бумагу для полезных дел? Дети не смогли ответить на вопрос. Родилась идея создать проект.
Цель: Вызвать интерес родителей и детей к совместной исследовательской творческой деятельности.
Задачи: Формировать представления у детей о бумаге, ее свойствах, видах.
Воспитывать у детей бережное отношение к предметам, умение использовать их в соответствии с назначением и свойствами.
Познакомить родителей и детей одним из способов вторично использования бумаги.
Расширить представления детей о фруктах, овощах, грибах.
Обогатить словарь детей за счет обозначения качеств овощей, фруктов.
Развивать связную речь через составление описательных рассказов об овощах, фруктах.
Развивать у детей мелкую моторику пальцев рук.
Воспитывать самостоятельность, усидчивость, любознательность, интерес к предметам и явлениям окружающего мира
Предполагаемый результат:
Дети:
Узнали виды, свойства бумаги;
Знают и называют овощи, фрукты, определяют их по вкусу, по запаху, на ощупь;
Лепят предметы округлой, овальной формы из бумажного теста;
Подбирают цвета красок для росписи поделок.
Составляют натюрморты из них.
Воспитатель:
Пополнила предметно - развивающую среду оригинальными поделками для Использования их в качестве атрибутов к сюжетно-ролевым, дидактическим играм в группе;
Расширила взаимодействие с родителями воспитанников своей группы через совместную исследовательскую творческую деятельность детей со взрослыми;
Родители:
Наладили более тесный контакт не только со своим ребенком, но и с коллективом родителей и детей группы;
Повысили компетентность в вопросах исследовательской творческой, игровой деятельности детей;
Смогли реализовать свои творческие способности.
План реализации проекта
Этап Содержание деятельности Необходимое время
Подготовительный Разработка плана проекта.
Подбор методической, художественной литературы, иллюстраций, демонстративного материала, коллекции бумаги. 3дня
Основной Непосредственно образовательная
деятельность по реализации проекта, различные виды самостоятельной детской деятельности, а также совместной деятельности с педагогом, родителями 2,5 недели
Заключительный Подведение итогов проекта. Презентация проекта на родительском собрании №2. Оформление выставки. 1 день
Этапы работы над проектом
Первая неделя.
Тема: Бумага, свойства бумаги.
Беседа «Из чего делают бумагу?
Появляется «Бумажная фея» (картонная кукла в бумажной одежде).
- Здравствуйте ребята! Меня зовут «Бумажная фея». Я пришла к вам из «Бумажного королевства». В нашем королевстве все, все сделано, из бумаги : люди, одежда, дома, мебель, Посмотрите, какое на мне платье? (бумажное, а туфли? (бумажные, а бантик (бумажный).
- Назовите предметы, при изготовлении которых использовалась бумага.
Все вместе рассматривают выставку «Изделия из бумаги».
Фея – А из чего делают бумагу? (ответы детей)
- Какие деревья вы знаете?
Логоритмическое упражнение «Вырастает деревцо».
Фея рассказывает о том, как делают бумагу.
Дидактическая игра «Волшебный сундучок». В сундучке спрятаны кусочки бумаги разные по фактуре, толщине, мягкости. Дети рассматривают, трогают руками разные виды бумаги, а затем на ощупь определяют бумагу.
Фея прощается с детьми и уходит.
Пальчиковая гимнастика «Ветер по лесу гулял».
Рассказ воспитателя «Приключение бумажного листочка».
Однажды мальчик Борис сидел на веранде и рисовал на листочке бумаги, как он помогал маме собирать урожай в саду, в огороде, ходил с бабушкой по грибы. Но вдруг подул сильный ветер, вырвал листок из рук мальчика и взвил его в небо. Листочек летел, кружась в воздухе, в сторону сада. Там он зацепился за ветки старой яблони и остался висеть на остром суку. Вскоре пошел дождь. Под каплями дождя листочек намок, еще больше порвался и упал на землю. Позже Борис нашел под деревом мокрый, потрепанный листок и очень расстроился. Рисунок уже нельзя было спасти, но он не хотел его выбрасывать. Мальчик стал думать, что же можно сделать из оборванного листочка?
Беседа с детьми по содержанию рассказа. Дети рассказывают, что происходило с бумажным листочком, предлагают, как помочь Борису.
Игры - эксперименты:
1. «Бумажные гонки». Дети берут два одинаковых листа бумаги, один из них комкают в плотный шарик. Бросают их одновременно с одинаковой высоты. Ребята наблюдают, что шарик падает быстрее, чем листок. Проделывают эти действия несколько раз. Бумажный листок больше по площади - похож на парашют и воздух сильнее тормозит его падение.
2.«Попади в корзину». Дети бросают бумажные шарики в горизонтальную цель. 3.«Падение наперегонки» (бумага легкая). Дети беру в одну руку лист бумаги, а в другую - деревянный брусок, поднимают их высоко вверх и одновременно выпускают. Брусок падает на пол быстрее, а листок летит медленнее, кружась в воздухе.
4.«Бумажный вихрь» : Малыши нарезают ножницами кусочки цветной, тонкой бумаги и сдувают ее дыханием, наблюдают за полетом. Сбирают кусочки бумаги и снова сдувают.
5. «Завяжем шарфики куклам». Дети завязывают куклам шарфики из бумаги. Шарфики порвались (бумага непрочная - рвется). Затем завязывают шарфики из ткани. Шарфики остались целыми (ткань–прочная, не рвется).
5. «В мире звуков». Дети прослушивают аудиозапись «В осеннем лесу», сравнивают шум ветра, шелест листвы на деревьях с шумом бумажного листочка, шуршанием мятого листа бумаги.
Чтение стихотворения Б. Заходера «Переплетчица».
Сюжетно – ролевая игра «Книжный мир».
Труд в книжном уголке «Книжкина больница».
Воспитатель с детьми рассматривает книги в книжном уголке, находят потрепанные, порванные книги, задает детям вопросы:
Почему книги рвутся?
Из чего они сделаны?
Как надо относиться к книгам? Можно ли починить книги?
Вместе с воспитателем дети подклеивают книги.
Игра «Я - книга».
Игра - имитация «Я - листочек». Под музыку П. И. Чайковского «Времена года» «Октябрь» дети выполняют движения летящего на ветру листочка : летают, кружатся, падают на землю, снова летают.
6. «Разноцветные кораблики». Кораблики сделаны из плотной бумаги и из бумажных салфеток. Кораблики отпускаюся на воду, дети дуют на них, чтобы они плыли.
Воспитатель задает вопросы детям
-Что стало с бумажными корабликами?
- Какие кораблики потонули первыми?
- Какие на ощупь бумажные салфетки?
- Как правильно пользоваться бумажными салфетками?
7.«Бумага мнется». Детям дается задание скомкать в руках лист бумаги, а затем расправить его (бумага осталась сильно мятой). После этого дети комкают кусок ткани
(ткань помялась несильно).
8. «На бумаге можно рисовать». На бумаге, а затем на пластиковых дощечках дети рисуют карандашами, гуашью, замечают, что на бумаге рисовать лучше.
Непосредственно образовательная деятельность по теме «Овощи, фрукты».
Чтение сказки В. Г. Сутеева «Яблоко». Чтение стихов».
Дидактические игры: «Найди такой же формы», «Назови одним словом», «Подбери по цвету», «Какой, какая, какие», «Я готовлю салат».
Драматизация сказки «Репка».
Лепка «Фрукты, овощи» (пластилин).
Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин».
Рисование пальчиками «Красные яблоки» (пальчиковые краски).
Выставка рисунков «Фруктовый сад».
Музыкальная игра «Огуречик».
Вторая неделя.
Приготовление бумажного теста.
Воспитатель еще раз читает рассказ «Приключения бумажного листочка».
Дети вспоминают свойства бумаги, вместе с воспитателем ищут решения, что можно сделать из испорченного бумажного листочка.
Дети собирают ненужные листы бумаги, мягкий, рыхлый картон, экспериментируют: комкают бумагу, рвут на мелкие кусочки, собирают в большую емкость, заливают водой.
Отжав воду из мокрого комочка бумаги, дети замечают, что, комочки остаются непрочными, разваливаются. Выслушиваются предложения детей, что может склеить,
скрепить комочки, чтобы они не разваливались. В смесь добавляют клей (клейстер, крахмал, получилось бумажное тесто.
Творческая мастерская совместно с родителями «Дары осени».
Приходит в группу «Бабушка - Загадушка» с корзиной фруктов, овощей, грибов. Загадывает загадки детям.
Дети находят отгадки в корзине, называют цвет, форму предмета.
Дидактические игры: «Определи фрукты по запаху», «Что попало к нам в роток, что попало на зубок», «Что лишнее», «Чудесный мешочек».
Пальчиковая гимнастика «Мы морковку чистим, чистим».
Исследование свойств бумажного теста :
- кусочек теста, сжимают в руке - тесто мягкое, меняет форму.
- раскатывают шарик круговыми движениями ладошек, колбаски - движениями вперед- назад, сплющивают между ладошками, вытягивают, прищипывают.
Воспитатель: - На что похоже бумажное тесто? (на пластилин)
Родители и дети лепят фрукты, овощи, грибы. Готовые поделки ставят просушивать.
Подвижная игра «У медведя во бору».
Расписывание поделок из бумажного теста.
Логоритмическая гимнастика «Шел Молчан – нашел кочан».
Дидактические игры: «Угадай по описанию», «Что имеет круглую форму?».
Пальчиковая гимнастика «Гриб - грибочек».
Беседа: «Овощи и фрукты - полезные продукты». Сюжетно - ролевая игра: «Магазин овощи, фрукты».
Гимнастика для глаз: «По тропинке вслед за колобком» (настенный тренажер для глаз «Колобок»).
Музыкальная игра: «Есть у нас огород».
Родители и дети рассматривают свои поделки.
Поделки стали Легкими и прочными.
Вместе с родителями дети подбирают цвета красок и расписывают поделк
Третья неделя.
Чтение Г. Юдина «Сказка о том, как овощи воевали.
Сюжетно – ролевая игра «Как овощи воевали».
Рассматривание натюрмортов: П. Кончаловский «Клубника», К. Петров-Водкин «Яблоки на красном фоне».
Чтение стихотворения М. Яснова «Натюрморт».
Аппликация «Фрукты в вазе».
Составление композиций, натюрмортов из полученных муляжей фруктов, овощей, грибов.
Оформление выставки «Дары осени».