Светлана Хмелева
Проект «Моя малая Родина» для детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Любовь к родному краю не возникает у ребёнка само собой, а с самого раннего возраста необходимо формировать чувство любви и уважения к тому месту, где живёт ребёнок.
При ознакомлении детей с малой Родиной, необходимо знакомить их с национальным наследием, культурой своего народа.
Процесс осознания дошкольника, как представителя определенной национальной культуры, определяющего свою принадлежность к определенному этносу, происходит успешнее при целенаправленном "погружении" ребенка в культурную среду с помощью национальных средств и методов воспитания.
Публикация «Проект „Моя малая Родина“ для детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2017
«В развитии личности взрослого и ребенка исключительную значимость, это общеизвестно, имеет национальная культура, которая составляет основу культуры человечества. Первым шагом в ее освоении может быть ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства. История творений народных мастеров – это история развития человечества, его представлений об устройстве Вселенной, о красоте, отношений к себе, к людям, к жизни, к миру». (Л. Г. Васиьева «Учебно-методическое пособие «Детское орнаментальное творчество» с. 5).
Изучая мир декоративно-прикладного искусства, ребенок приобщается к волшебному миру народных узоров, игрушек и предметов, и незаметно для себя знакомиться с традициями, жизнью и бытом своего народа.
Также неоценимую роль в развитии культуры ребёнка оказывают народные подвижные игры. Такие игры содержат в себе многовековой опыт народа, его культуру, традиции и имеют огромное значение для всестороннего и гармоничного воспитания детей дошкольного возраста.
«Народные игры имеют важное значение в формировании этнического самосознания личности. В играх воспитывается любовь и уважение к своему народу, формируется стремление к постижению богатства национальной культуры». (И. В. Махалова, Е. И. Николаева учебно-методическое пособие «Воспитание здорового ребенка на традициях чувашского народа» с. 15)
Необходимо систематизировать знания детей о родном крае, в этом нам помогут следующие учебно-методические пособия:
1. Л. Г. Васиьева «Учебно-методическое пособие «Детское орнаментальное творчество», Чебоксары 2015г.
2. Л. Г. Васиьева «Этнохудожественное развитие детей 3-4 лет», Чебоксары «Новое время» 2016г.
3. И. В. Махалова, Е. И. Николаева «Воспитание здорового ребенка на традициях чувашского народа»
4. Л. Г. Ягодова, И. В. Малахова «Чувашские детские игры», Чебоксары 2005г.
5. И. В. Махалова, Е. И. Николаева «Солнышко сияет, играть нас приглашает», Чебоксары «Новое время» 2006г.
На первом этапе, при первичной диагностике, я использовала метод наблюдения, в том числе включенного наблюдения, когда в играх, совместных делах, разговорах с детьми оценивала знания детей о родном крае. Провела дидактическое упражнение с дидактическим материалом «Родной край», диагностику по выявлению знаний у детей о семье, детском саде, о местности, где живет ребенок.
Диагностика показала недостаточный уровень знаний детей о семье, о родном городе, не знают названия детского сада, не знают домашний адрес, затрудняются ответить на поставленные вопросы.
Дети не имеют представление о национальной культуре Чувашии. Следует помочь возникновению и развитию эмоционально-познавательного интереса дошкольников к изучению родного края и его культуры.
Цель проекта: Систематизировать знания детей о родном крае. Развивать эмоционально-познавательный интерес дошкольников к изучению культуры родного края и его истории. Воспитывать любовь к родному краю.
Задачи проекта:
1. Формирование первичных ценностных представлений у детей младшего дошкольного возраста о родном крае.
2. Развивать положительные мотивации к народным промыслам и истории родного края, интерес к искусству орнамента и его создателям.
3. Формировать у детей художественно-творческие способности.
4. Воспитание любви к родному городу, краю, умение видеть прекрасное и гордиться.
Вид проекта: Долгосрочный (9 месяцев, познавательно-информационный проект.
Участники проекта: воспитатели, воспитанники младшей группы, родители воспитанников.
Ожидаемый результат.
У детей в ходе реализации проекта сформируются интерес и знания о родном городе, семье, о людях, работающих в детском саду. Установятся более тесные взаимоотношения между детьми и родителями. Методические рекомендации отразят систему работы и послужат дополнением к тематическим занятиям по познавательной деятельности.
Актуальность
Важно с самого раннего возраста необходимо формировать чувство любви и уважения к тому месту, где живёт ребёнок. В дошкольном возрасте возрастают познавательная активность, интерес к миру, желание узнавать новое, что является фундаментом для формирования у детей представлений своей родине, о земле на которой он растет, интереса к национальной культуре своего народа и, культуре других народов. Только зная историю своего края, ребёнок сможет полюбить его, народная мудрость гласит: «Не зная прошлого, не поймешь и настоящего»
Проект разработан в силу актуальности этнокультурного развития ребенка уже с младшего дошкольного возраста в условиях многонационального государства и поликультурной среды. Так же актуальна, и проблема взаимодействия педагогов и родителей воспитанников. Только, объединив усилия не только у детей, но, но и их родители возникнет интерес к истории Чувашского края и его культуре.
Продуктивный этап
сентябрь-ноябрь
Содержание работы с детьми
1. ООД «Хорошо у нас в детском саду»
2. Экскурсия «Наш детский сад», «Осенний сад», «Огород»
3. ООД «Полосатые коврики-половики «печек кавирсем» для чувашских куколок малюток».
4. ООД «Мой родной город»
5. Чтение Г. Ирхи «Колобок - румяный бок»;); А. Ерикеева «Осень наступила» (пер. Л. Гинзбурга) Чувашский фольклор «С детства удальцы наши молодцы»; Г. Ирхи «Колобок - румяный бок»; Чув. фольклор «Пекла бабка оладушки» «Петушок»; И. Яковлев «Петух», «Кошка и собака»
6. Рассматривание иллюстраций «Ядрин».
7. Беседа «Дом, в котором я живу»
8. Беседа «Кто живет со мной рядом?»
9. Д/И «Профессии», «Почта»
10. П/И «Осы», «Сбор капусты», «Зайчики», «Деревце мое»
11. Выставка детского творчества «Полосатые коврики-половики «печек кавирсем»
Содержание работы с родителями
1. Изготавление альбома «Ядрин»
2. Памятка «Знакомим детей с родным краем»
3. Выставка «Дары осени»
декабрь-февраль
Содержание работы с детьми
1. Рассматривание кукол в чувашских национальных костюмах «Куклы Нарспи и Сетнер в гостях у ребят»
2. Рассматривание флага Чувашии и России
3. Мордовский фольклор.
«Синица».
Татарская поэзия Р. Валеева «Новый год» (пер. Е. Муравьева); И. Яковлев «Мышь», «Мышонок на прогулке»; Чувашский фольклор «Киска, киска»;
С. Григорьева «Как лягушка нашла друзей»;
Татарская поэзияХ. Халиков «Зилина кукла»; «Курочка-рябушечка», Татарская поэзия Ф. Рахимголова «Наша любимая мама» (пер. Е. Муравьева); Чувашский фольклор «С детства мастерицы наши девицы»; В. Ахун «Варвара»
4. Рассматривание узоров чувашских мастериц.
5. Экскурсия в кабинет национальной культуры
6. Рассматривание книг чувашских писателей
7. Работа в уголке творчества «Собери узор»
8. Д/и «Назови узор», «Собери флаг»
9. П/и «Морозище», «Зайчата», «Узнай меня»
10. Развлечение «Куклы в национальных костюмах»
11. Просмотр презентации «Достопримечательности нашего города», «Достопримечательности столицы Чувашии – Чебоксары»
Содержание работы с родителями
1. Фотовыставка «Достопримечательности родного города»
2. Акция «Книга писателей Чувашии в подарок»
3. Изготовление стенгазеты «Наши папы лучше всех»
март-май
Содержание работы с детьми
1. Просмотр презентации «Куклы наших пробабушек»
2. Чувашский фольклор «Дождик»; В. Ахун «Дождик», «Скачки»; Чувашский фольклор «Котик серенький присел»; Н. Карай «Утята», «Муравей», Чувашский фольклор «Мышонок, утенок и курочка» ; Н. Карай «Котенок на рыбалке».
3. Беседа «Космонавт Чувашии А. Николаев».
4. ООД «Бабушкин сундучок»
5. ООД «Веселье» красок лоскутного чувашского одеяла» (аппликация)
6. ООД «Пестрядинная ткань «улача» для чувашской матрешки»
7. Детское творчество «Бусы для матрешек»
8. Целевая прогулка по улицам родного города (поселка)
9. Д/И «Бабушкин сундучок», «Собери узор»
10. П/И «Расходись», «резвые белки», «Колобок», «Море волнуется»
11. Выставка детского творчества «Наряд для чувашской матрешки»
Содержание работы с родителями
1. Совместная работа детей и родителей «Тряпичные куклы наших бабушек, пробабушек»
2. Выставка «Чувашское народное прикладное искусство»
3. Презентация проекта «Мой родной край»
Заключение
Результат проекта
1. Выставка: «Тряпичные куклы», «Чувашские узоры», «Предметы народного прикладного искусства», «Дары осени», «Природа родного края»
2. Составление альбома «Ядрин»,
3. Презентаций «Чувашские матрешки», «Куклы наших прабабушек», «Узоры чувашских мастериц», «Достопримечательности нашего города», «Достопримечательности столицы Чувашии – Чебоксары»,
4. Видеоролик «Мои любимые мама и бабушка», «Подарок для папы», «Солнышко для мамы»
5. Пополнение группы дидактическими играми
6. Фотовыставка «Моя семья», «Мой папа – самый, самый…»
7. Конспекты ООД
В ходе реализации данного проекта развивается познавательная активность детей.
Наблюдения, экскурсии, беседы, игры помогли дошкольникам видеть красоту родного края, замечать изменения в природе, сформировать интерес и знания о семье, о людях, работающих в детском саду, о родном крае и его достопримечательностях.
Изучая мир декоративно-прикладного искусства, дети научились видеть красоту народных узоров, волшебный мир игрушек и предметов, и незаметно для себя познакомиться с жизнью и бытом своего народа.
Немаловажное значение на развитие культуры ребенка оказывают чувашские подвижные игры, которые содержат в себе многовековой опыт народа, его культуру, традиции.
Таким образом, в ходе реализации данного проекта можно отметить, что формируется фундамент для развития у детей младшего дошкольного возраста интереса к своей великой многонациональной Родине – России, к его истории, культуре, традициям.